Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС



 

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Эстетические категории. Эстетическое сознание

План

    1. Эстетическое сознание, эстетическое чувство.

    2. Эстетический вкус.

    3. Эстетический идеал.

        

    Целостное восприятие мира, сила образного воображения – универсальная способность человека, принципиально отличающая его от животного. Эта черта предопределяет возможность развития и совершенствования эстетического сознания.

    Эстетическое сознание человека формировалось с древнейших времён по мере углубления способности к восприятию и переживанию им действительности и собственного бытия в чувственно-эмоциональных формах; по мере осознания человеком значимости универсальных общечеловеческих ценностей и возможности перестраивать действительность в соответствии с этими ценностями. Эстетическое сознание представляет собой сложную систему чувств. Представлений, взглядов, идей, идеалов. Эстетическое сознание функционирует как на коллективном общественном уровне, так и на уровне личностных характеристик каждого отдельного человека.

    Хотя сам термин «эстетическое сознание» - это условный, абстрактный теоретический конструкт, эстетическое сознание как таковое возникает не умозрительно, а только на основе реальной жизненной практики. При этом, процесс формирования эстетического сознания личности как бы в миниатюре сжато повторяет процесс его развития в общекультурном измерении.

    Эстетическое сознание – порождение взаимодействия человека и реальности, субъекта и объекта, индивидуального и всеобщего. Главное здесь сам процесс творчества (внешний мир овнутряется, затем внутренний – индивидуальный овнешняется): человек духовно удваивает себя, запечатлевает свою творческую суть в объективном мире, подобно «цветку на камне».

    Эстетическое сознание существует в двух уровнях: низовом – обыденном, каждодневном, опирающимся на общении реально-жизненного эмпирического опыта (а     преходящий, изменчивый, противоречивый его характер) и высоком – специализированно-теоретическом, опирающемся на общие философские представления о мире и человеке.

Обыденный уровень состоит из возникающих естественных эстетических реакций: эмоций, переживаний, чувств. Теоретический – из эстетических оценок, суждений, взглядов, теорий. На первом уровне преобладают эмоционально-чувственные, на втором – рационально-логические элементы (как результат размышления, рефлексии). Границы между двумя этими уровнями достаточно условны, легко пересекаемы: например, в сфере эстетического вкуса.

Эстетическое сознание – одна из форм духовной жизни общества, по-своему отражающая окружающий мир, разнообразную человеческую деятельность и её практические результаты (например, художественные произведения) в чувственных образах, которые осознаются и оцениваются в суждениях эстетического вкуса.

    Эстетические эмоции – это непосредственно психологический резонанс на внешние явления. Они постоянно в работе, задействованы: все наши непосредственные реакции на мир так или иначе пересечены с эстетическими эмоциями. Эстетические эмоции нестойки, преходящи, непродолжительны: одни легко перекрываются другими.

    С одной стороны, эстетические чувства окрашивают эмоциональные переживания человека (радость или горечь общения, волнение от соприкосновения с чем-либо возвышенным или низменным), с другой – выступают как способность человека эстетически переживать получаемые жизненные впечатления.

Среди богатства человеческой чувственности есть как первичные, природные, в определённой мере близкие любому живому существу, так и вторичные – специфически человеческие, самые сложные, подчас парадоксальные, возникающие как результат окультуривания человеческой чувственности.

Эстетические чувства не задаются природой, не кодируются генетически, не возникают сами собой при рождении. Они формируются постепенно, индивидуально в первые детские годы жизни. В этом смысле эмоционально-эстетический строй души человека действительно начинается как «чистая доска», на которой его формирующаяся индивидуальность напишет свои письмена. У так называемых «маугли» и «тарзанов», вернувшихся к людям, подлинно человеческая чувственность абсолютно отсутствует: будучи не развитой, атрофированной, остается сугубо звериной, всецело обусловленной инстинктами. Время здесь «не лечит» («учить человека можно лишь когда он лежит поперёк лавки»). Только в культурном пространстве развивается эстетическая чувственность. Человеку, чтобы стать человеком, нужен другой человек.

Эстетические чувства развиваются под влиянием разнообразных форм практической деятельности, под воздействием множества впечатлений, разнообразного общения, богатой информации. Человеческая чувственность непрерывно обогащается, как углубляется, совершенствуется чувство любви, дружбы (вместо внешней – духовная привязанность, свободная от какой-либо корысти). Огромное, бесконечно многообразное культурное пространство с детства вовлекает человека в свою орбиту, задействует разные стороны его формирующегося «Я».

Эстетические чувства оформляются в каждом человеке сугубо индивидуально: через механизмы наблюдения, восприятия, переживания, оценки. Они вырабатываются лишь путём постоянного тренинга (как своего рода «мышцы души», нуждающиеся в движении). Воспитывается эстетическая чувственность через систему воспитания (ранее всего – через игру).

Точно так же и ситуация отрыва человека от культурной среды (робинзонады) способны заглушить, а то и убить эстетические чувства. Природа сильнее культуры, а духовность – слишком «тонкое тело».

Постоянная внутренняя работа, самосозидание – условие развития эстетического чувства. Таким образом, мозг человека как высокоорганизованная форма материи всего лишь биологическая предпосылка для социальной деятельности и формирования эстетической чувственности. Формируясь в детстве, они (эстетические чувства) уже затем действуют как вполне «природные» естественные способности человека, тем более, что эти способности присущи всем и отличаются лишь степенью развитости, своеобразием этнокультурных проявлений. Через культуру и социальный опыт природно-биологические потребности и способности очеловечиваются. Так формируются и эстетические чувства, которые есть сугубо духовное порождение, означающее определённый уровень социализации индивида, возвышения его потребностей до истинно человеческих («сверхчеловеческих» – по Ницше).

Эстетическое чувство, его особенности:

1) в нем опосредованы предшествующие эстетические отношения, отражён характер мировоспитания, присущий данной исторической эпохе (каждой эпохе соответствует своя система эстетических чувств);

2) чем свободнее и сложнее социокультурные отношения, общественная структура, демографическая этническая ситуация, тем больше вариаций эстетического чувства;

3) в отношении индивида, живущего на определённом историческом этапе, эстетические чувства выступают как возможные модели (варианты возможностей), степень развитости которых уже целиком зависят от собственных усилий самого человека. Его эстетическая неразвитость – свидетельство низкого порога духовности общества в целом и самого себя, в частности;

    4) развитие эстетического чувства воздействует на особенности характера человека, обусловливает степень его тяги к прекрасному, гармонизирует, одухотворяет его внутренний мир.

Известна история о трёх строителях знаменитого Шартрского собора. На вопрос «Чем вы занимаетесь? » один зло и раздражённо ответил: «Не видите, везу проклятую тачку с камнями»; другой – устало: «Зарабатываю на хлеб своей семье»; а третий – воодушевлённо и гордо ответил: «Я строю храм! »

    Аксиома: для развития человеческой чувственности нет иного пути, кроме воспитания вкуса на сокровищах мирового искусства.

 

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС

    Эстетический вкус – это проявление эстетического чувства, его идеальное выражение. Не каждое эстетическое переживание есть выражение эстетического вкуса: эстетическое чувство может быть и когда человек не имеет развитого эстетического вкуса. В этом случае эстетическое переживание человека не выражает высоких гуманистических способностей. Такой человек духовно (эстетически) «обездолен». По словам И. Канта, «суждения эстетического вкуса стремятся ко всеобщности» (т. е. выражают универсальные возможности рода человеческого).

    Эстетический вкус – это способность человека глубоко и многогранно оценивать действительность и произведения искусства, способность к индивидуальной оценке и градации эстетических ценностей.

    Уже у древних сложились поговорки: «У каждого свой вкус», «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарища нет», Может быть в гастрономическом смысле («вкусно-невкусно») это и так. Но об эстетических вкусах спорили постоянно и это необходимо.

    Формирование эстетического вкуса всегда сопровождает процесс становления индивидуальности, личности (в возрасте 13-20 лет). «Переходный возраст» всегда отличается артикуляцией своей самобытности («я не такой, как все! »), включает и компонент эстетического вкуса (внешний вид, суждения и оценки в области музыки, кинематографа, литературных пристрастий и т. п. ). Здесь возникают и крайности: контркультурные нигилистические проявления своего «я» (рокеры, панки…).

    Неразвитость эстетического вкуса проявляется как во «всеядности» человека, его неспособности к самостоятельному ценностному эстетическому отбору («А мне всё нравится! »), так и в неспособности ориентироваться в эстетических явлениях, выделяя в них наиболее существенные критерии («плохой вкус»). Эстетический вкус тесно связан с художественным, вырабатывающемся на основе общения с произведениями искусства («скажи мне, что ты читаешь, слушаешь… и я скажу, какой у тебя общий эстетический вкус»).

    Эстетический вкус исторически подвижен, постоянно претерпевает изменения: социальный эстетический вкус как в зеркале отражает культурный облик данной эпохи. Господствующий тип общественных отношений может способствовать развитию или деградации личного эстетического вкуса. Эстетический вкус – это антиномия всеобщего и индивидуального, единичного.

Существует и понятие «эстетическая интуиция», которая проявляется    в умении предвидеть, схватывать образ целого априорно, до логического анализа и причинно-следственной детализации и мотивировки. Степень развитости эстетической интуиции определяется особенностями интеллекта человека, уровнем его образования, общей культурой, социальной принадлежностью.

Эстетический вкус – гармонический синтез рационального и интуитивного; единство суждения и переживания.

    Категория «эстетического вкуса» появилась в научно-философской литературе с 17-18 вв.

Вольтер в «Философском словаре» определяет вкус как «чутьё, дар различать свойства; как способность «чувствовать прекрасное», называет это «оценкой до рассуждения, интуицией». Высшие проявления эстетического вкуса, по его мнению, у людей искусства; другие должны воспитываться на их вкусах: «постигая их умом, глядя их глазами, слыша их ушами». (Спорная позиция? )

Руссо («Эмиль или о воспитании») говорит, что «Вкус – это способность судить о том, что нравится или не нравится большинству людей». Хороший вкус, по его мнению, – редкая вешь, целиком зависящая от воспитания и влияния социальной среды. Мода, - говорит Руссо, - разрушает вкус».

Английский философ Шефтсбери связывал вкус и красоту с добром, нравственностью. Всякий человек, чувствуя красоту, в определённой мере сам становится художником. Хатчесон поставил вопрос о всеобщности характера эстетического вкуса, вывел рассуждения на уровень психофизиологической организации человека.

Д. Юм («О норме вкуса») рассуждает об образцовом, изощрённом аристократическом вкусе (английского джентльмена). Говорит о том, что должна быть найдена общая норма вкуса. Вкус в узнавании: в малом – целого. Винкельман видит возможность воспитания высокого эстетического вкуса – в знании древних (античных) образцов, в сознательном подражании произведениям грекоримской античности.

Полемичную и спорную точку зрения высказывает И. Гёте: «Гений свободен, независим от вкуса; он сам создаёт своё понятие вкуса; вкус для гения – презираемая уздечка». Гердер вносит историзм в понимание эстетического. «Красота, - говорит он, - так же едина, как истина, при всех её проявлениях».

Вкус по И. Канту: способность суждения делать истинный выбор. Вкус – «выражение «духовной нормальности человека». Вкус нормативен, но гений творит без нормативов, по собственным законам. Но если здесь возникает противоречие, гений должен уступить вкусу. После Канта категория эстетического вкуса утрачивает своё универсальное значение.

    Таким образом, основа эстетического вкуса объективная, хотя сама способность воспринимать – субъективная. В основе эстетического вкуса – универсальное чувство меры («Народы боготворят меру»). Эстетический вкус, как и вообще эстетическое начало объективно имеет все условия для глубокого совершенствования. Идея НООСФЕРЫ (В. Вернадский) поставила проблему существования единого космического духовного пространства, «мыслящей оболочки Земли». Ученые заговорили о том, что возможно сейчас уже в человеке пробивается «3-я сигнальная система»? Но будет ли при этом расширяться универсальность человека, его эстетическая сторона? Или…? Вопросы остаются.

Не секрет. что сейчас человеком в жизни используется лишь 6% мозговых нейронов. Правда, компьютеризация сознания и мышления может и усугубить ситуацию, сделать её катастрофической для будущего.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.