|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекция №9 1 страницаСтр 1 из 6Следующая ⇒
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
краткий курс лекций
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» формирует у обучающихся навыки использования средств и методов обеспечения безопасности жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности. В курс включены темы по правовому и организационному обеспечению охраны труда, оценке состояния условий труда, безопасности производственного оборудования и технологических процессов, методам и средствам защиты работников от опасностей технических систем и процессов, противопожарной техники. Он раскрывает вопросы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вероятность аварий на потенциально опасных объектах. Не только знакомит читателей с этими чрезвычайными ситуациями, но и учит правильно вести себя в таких ситуациях, чтобы сохранить здоровье и жизнь. Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В БЕЗОПАСНОСТЬ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Основные понятия
Безопасность жизнедеятельности «БЖД» - это наука о закономерностях формирования опасностей и мерах по предупреждению их воздействия на человека; о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются: • приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека; • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; • формирование: - культуры безопасности, экологического сознания и риск - ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; - культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности; - готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; - мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности; - способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; - способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности. Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей нас среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относится: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т. п. Основное желаемое состояние объектов защиты - безопасное. Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуют систему «человек-среда обитания». Жизнедеятельность-это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач: 1. обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе 2. создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания Биосфера - область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. Расширение техносферы Техносфера - регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми, с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной сфере, материальным ценностям. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Они существуют в пространстве и во времени. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождений. Естественные опасности обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности и т. п. Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными. Антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей - вредных, травмирующих (опасных) факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду. Вредный фактор оказывает негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Травмирующий (опасный) фактор - оказывает негативное воздействие, которое приводит к травме или летальному исходу. Перечень реально действующих техногенных и антропогенных негативных факторов насчитывает более ста видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или значительными энергетическими уровнями относятся следующие вредные производственные факторы: запыленность, загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд, токсические вещества и др. Травмирующие (опасные) факторы: огонь, ударная волна, горячие и переохлажденные поверхности, электрический ток, транспортные средства и подвижные части машин, отравляющие вещества, острые и падающие предметы, лазерное излучение, острое ионизирующее излучение и др. Воздействие опасностей в целях производства, города, жилища обычно происходит длительно (в течение суток, рабочего дня и т. п. ), поэтому необходимо постоянный контроль за параметрами состояния среды обитания по временным факторам. Его реализуют системы мониторинга. Мониторинг - слежение за состоянием среды обитания и предупреждения о создающихся негативных ситуациях. Современное состояние техносферы (производственные помещения, городская застройка, жилища) таково, что в ней почти непрерывно действует совокупность вредных и травмоопасных факторов. Для оценки уровня безопасности техносферы различных видов и учета влияния действующих в ней опасностей на здоровье и жизни людей необходимо использовать два показателя — сокращение продолжительности жизни (СПЖ) и техногенный риск (R). Снижение значимости этих показателей этих показателей техносферы и составляет основную задачу науки о безопасности жизнедеятельности. Цели и задачи БЖД можно считать достигнутыми, если в результате развития защитной деятельности в техносфере принудительные потери здоровья людей и их гибель будут минимизированы. В тех случаях, когда потоки масс и / или энергии от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерного высоких значений (например, при авариях), в качестве критерия безопасности техносферы принимают допустимую вероятность (риск) возникновения подобного события. 1. 3. Анализ оценки риска Вред утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты. Современное состояние техносферы (производственные помещения, городская застройка, жилища) таково, что в ней почти непрерывно действует совокупность вредных и травмоопасных факторов. Для оценки уровня безопасности техносферы различных видов и учета влияния действующих в ней опасностей на здоровье и жизни людей необходимо использовать два показателя — сокращение продолжительности жизни (СПЖ) и техногенный риск (R). Снижение значимости этих показателей этих показателей техносферы и составляет основную задачу науки о безопасности жизнедеятельности. Цели и задачи БЖД можно считать достигнутыми, если в результате развития защитной деятельности в техносфере принудительные потери здоровья людей и их гибель будут минимизированы. В тех случаях, когда потоки масс и / или энергии от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерного высоких значений (например, при авариях), в качестве критерия безопасности техносферы принимают допустимую вероятность (риск) возникновения подобного события. Риск - это мера опасности, характеризующая вероятность или частоту проявления опасности и последний её реализации (размеры связанного с ней ущерба). При использовании статистических данных величину риска определяют по формуле: R = n / N, (1. 1) где n - число случаев проявления опасностей; N - возможное число случаев проявления опасности. Риск — безразмерная величина, его обычно определяют на конкретный период времени. Например, риск гибели человека на производстве в течение года можно рассчитать, если по статистическим данным известно, что на производстве в год гибнет в среднем 7000 чел., а число занятых в производстве 70 млн чел.: R = 7-103 / 7-107 = 10-4. (1. 2) Риск оценивают не только вероятностью (безразмерная величина от 0 до 1), но и частотой реализации (размерность с-1, год-1). Частота реализации — это число случаев возможного проявления опасности за определенный период времени. Вероятность или частота проявления опасности может быть большой, а возникающие последствия (экономические ущербы, социальные последствия — потери людей, тяжесть травм и т. д. ) небольшими. Например, вероятность получения легких травм значительно выше, чем тяжелых или смертельных случаев. Однако экономические последствия тяжелых, хотя и менее вероятных, травм существенно выше. Поэтому часто риск оценивают не только вероятностью или частотой, но и возможными последствиями реализации опасности (потерями людей, экономическими и социальными ущербами). В этом случае риск определяют как возможность реализации опасности с учетом объема (последствия) события. Например, если последствия оценивать в денежных единицах (рублях), то в зависимости от использования понятия вероятности или частоты события риск можно представить как: Риск (руб. ) = Вероятность (безразмерная величина)хПоследствия (руб. ) или Риск (руб. /год) = Частота (год-1)хПоследствия (руб. ). Различают риск индивидуальный и коллективный. Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума. Коллективный риск (групповой, социальный) — это риск проявления опасности того или иного вида для коллектива, группы людей, для определенной социальной или профессиональной группы людей. Невозможность достижения абсолютной производственной безопасности предопределило введение понятия приемлемого (допустимого) риска. Приемлемый (допустимый) риск — это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. При оценке риска должно выполняться неравенство: R < Ядоп, (1. 3) где Ядоп - допустимый риск. В настоящее время сложились представления о величинах приемлемого (допустимого) и неприемлемого риска. Неприемлемый риск имеет вероятность реализации негативного воздействия более 10-3 приемлемый — менее 10-6. При значениях риска от 10-3 до 10-6 принято различать переходную область значения риска. Характерные значения риска естественной и принудительной смерти людей от воздействия условий жизни и деятельности приведены ниже:
Таблица 1 - Значение риска смерти людей от воздействий условий жизни и деятельности
Экономические возможности повышения безопасности технических систем и снижения величины приемлемого риска ограничены. Затрачивая большие финансовые средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства, уменьшая соответственно средства, выделяемые на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание, заработную плату и т. д. Уровень приемлемого риска определяется в результате учета всех обстоятельств — технических, технологических, социальных и рассчитывается в результате оптимизации затрат на инвестиции в техническую и социальную сферу производства. Величина приемлемого риска зависит от вида отрасли производства, профессии, вида негативного фактора, которым он определяется. Для потенциально опасных отраслей производства (например, угольной промышленности), опасных профессий (горноспасателей, пожарных и т. д. ) величина приемлемого риска выше, нежели для отраслей и профессий, где количество опасных факторов меньше и уровень вредных факторов ниже. В настоящее время принято считать, что для действия техногенных опасностей (технический риск) в целом индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10" 6. Эта величина используется для оценки пожарной и радиационной безопасности. Величина приемлемого риска 10-6 означает, что гибель одного человека на миллион людей считается допустимой. Это примерно соответствует риску гибели людей от природных опасностей. Виды и условия труда Труд подразделяется на умственный и физический. Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Условия труда в целом оцениваются четырем классам: 1- й класс — оптимальные (комфортные) условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Для остальных факторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают допустимых пределов для населения; 2- й класс — допустимые условий труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальные и допустимые условия труда безопасны; 3- й класс— вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности: 3. 1 — вызывающие обратимые функциональные изменения организма; 3. 2 — приводящие к стойким функциям изменения и росту -заболеваемости; 3. 3 — приводящие к развитию профессиональной патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний; 3. 4 — приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности; 4- й класс — травмоопасные (экстремальные условия труда). Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний. В соответствии с Р. 2. 2. 755—99 различают три класса условий труда по показателям тяжести и напряженности труда: — оптимальный (легкий) — затраты энергии до 174 Вт; — допустимый (средней тяжести)— затраты энергии от 175 до 290 Вт; — вредный (тяжелый) — затраты энергии свыше 290 Вт. Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы — при физическом труде, и эмоциональным — при умственном труде. Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.
Вопросы для самоконтроля 1. Что понимается под безопасностью жизнедеятельности? 2. Расскажите об объектах защиты и среды обитания. 3. Какие решаются задачи при взаимодействии человека со средой обитания? 4. Что понимается под опасностью? Как различают опасности? 5. Анализ оценки риска. 6. Какие Вы знаете условия труда?
Лекция 2
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
2. 1 Классификация негативных (вредных, опасных) факторов воздействия на человека. В системе «человек-среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Эти потоки имеют естественную, техногенную и антропогенную природу. Они во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и окружающая его среда гармонично воздействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Достижение комфорта создает условия для высокоэффективного труда и отдыха, способствуют хорошему самочувствию людей. Комфорт обеспечивается поддержанием оптимальных параметров микроклимата, нормативных параметров освещения, рациональной организации рабочего места и зоны отдыха и т. п. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и / или окружающую среду. Изменяя потоки в среде обитания, можно получить ряд характерных ситуаций взаимодействия в системе «человек - среда обитания»: 1. комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности; гарантирует сохранение здоровья человека; целостности компонентов среды обитания. 2. допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижается эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых процессов у человека и в среде обитания. 3. опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и /или/ проводят к деградации природной среды. 4. чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде. Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Негативные факторы, встречающиеся в быту: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум, инфразвук; вибрации; электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев; ионизирующее излучение (естественный фон, медицинские обследования, фон строительных материалов, излучение приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном неправильном потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии; аллергены и др. Таксономия - наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Достаточно полная, совершенная таксономия опасностей пока не разработана, но использование ее даже не в полном объеме помогает применить научный подход в организации безопасной деятельности людей. Все опасности классифицируют по ряду признаков (табл. 2).
Производственная среда - это часть техносферы, обладающая повышенной совокупностью негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства химические и биологические активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушение режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны. Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы: -физические; -химические; -биологические; -психофизологические. Физические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на: -движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы; -повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; -повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; -повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; -повышенный уровень шума на рабочем месте; -повышенный уровень вибрации; -повышенный уровень инфразвуковых колебаний; -повышенный уровень ультразвука; -повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; -повышенная или пониженная влажность воздуха; -повышенная или пониженная подвижность воздуха; -повышенная или пониженная ионизация воздуха; -повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне; -повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; -повышенный уровень статического электричества; -повышенный уровень электромагнитных излучений; -повышенная напряженность электрического поля; -повышенная напряженность магнитного поля; -отсутствие или недостаток естественного света; -недостаточная освещенность рабочей зоны; -повышенная яркость света; -пониженная контрастность; -прямая и отраженная блесткость; -повышенная пульсация светового потока; -повышенный уровень ультрафиолетовой радиации; -повышенный уровень инфракрасной радиации; -острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования; -расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола); -невесомость. Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются: по характеру воздействия на организм человека на: -токсические; -раздражающие; -сенсибилизирующие; -канцерогенные; -мутагенные; -влияющие на репродуктивную функцию; -по пути проникания в организм человека через: -органы дыхания; -желудочно-кишечный тракт; -кожные покровы и слизистые оболочки. Биологические опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты: -патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие: а) физические перегрузки; б) нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки подразделяются на: -статические; -динамические. Нервно-психические перегрузки подразделяются на: -умственное перенапряжение; -перенапряжение анализаторов; -монотонность труда; -эмоциональные перегрузки. Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам. 2. Предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые условия (ПДУ). Нормы предельно допустимых показателей регламентируются в соответствии с ГОСТ и являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами. Нормативы являются составной частью санитарного законодательства и основой предупредительного и текущего санитарного надзора, а также служат критерием эффективности разрабатываемых и проводимых оздоровительных и мероприятий по созданию безопасных условий среды обитания. Предельно допустимой концентрацией (ПДК) химического соединения во внешней среде называют такую концентрацию, при воздействии которой на организм периодически или в течение всей жизни, прямо или опосредованно через экологические системы, а также через возможный экономический ущерб, не возникает соматических или психических заболеваний (скрытых или временно компенсированных) или изменений в состоянии здоровья, выходящих за пределы приспособительных физиологических колебаний, обнаруживаемых современными методами исследования сразу или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Уровень - это абсолютная или относительная величина для здоровья человека и его генетического фонда.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|