|
|||
II. Классические вариации. III. Жанрово-характерные свободные вариации. IV. Вариации на выдержанную мелодию (soprano ostinato)II. Классические вариации (строгие, орнаментальные, фигурационные) Классические – потому что сформировались к середине XVIII века в творчестве венских классиков. Строгие – потому что к самой теме и к способам варьирования предъявлялись строгие требования. Тема должна быть песенно-танцевального характера, легко запоминаемой, диатоничной, с ясными гармониями, ладом и тональностью, в умеренном темпе и динамике, среднем регистре, несложным ритмом. По форме тема – простая 2х-частная (чаще), реже – простая 3х-часная или период. В мелодии: орнаментальное украшение её неаккордовыми звуками, мелизмами, хроматизмами, арпеджио. В сопровождении: фигурационное варьирование – фактурное варьирование, ритмическое, полифоническое. / Моцарт. Соната № 11 A-dur. III. Жанрово-характерные свободные вариации Эти вариации получили широкое распространение в музыке XIX – XX в. в. в творчестве Шумана, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Хиндемита. «Свободные» – свободное отношение к теме. «Характерные» – яркая индивидуализация каждой вариации. Тема является как бы поводом для создания различных, иногда резко контрастных пьес-вариаций при сохранении минимальных связей с темой. / Шуман «Симфонические этюды». IV. Вариации на выдержанную мелодию (soprano ostinato) – форма, основанная на варьировании сопровождения к неизменной мелодии, проводимой в одном из верхних голосов или переходящей из голоса в голос. Преимущественное значение получили в русской музыке, начиная с Глинки, поэтому их называют «глинкинские» вариации. / Глинка Персидский хор, хор «Лель таинственный»; / Бородин Хор поселян; / Мусоргский Песня Варлаама «Как во городе было, во Казани». Однако используется этот тип вариаций и в программной музыке зарубежных и советских композиторов: / Григ «В пещере горного короля» / Равель «Болеро»
|
|||
|