Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 8. Вариационная форма. I. Вариации на basso ostinato



Тема 8. Вариационная форма

Вариации (от «variato» – «изменение») – форма, основанная на видоизменённых повторениях, как правило, одной темы.

Вариации, как и рондо, имеют народное происхождение, именно поэтому композиторы, желая писать по-народному, чаще используют эту форму.

Число вариаций может быть различным – от 2-3х до нескольких десятков. Схема: А + А1 + А2+ А3+ А4 или а + а1 + а2+ а3+ а4  

Размеры темы – от 4х тактов до простой 3х-частной формы.

В качестве темы для вариаций может быть взята:

1. народная тема: / Глинка. «Камаринская»

2. оригинальная тема, т. е. тема, сочинённая самим автором вариаций:

/ Бетховен. 32 вариации

/ Равель. Болеро

3. тема, заимствованная у другого композитора:

/ Лист, Брамс, Рахманинов – на темы Паганини

В названии указывается:

а) либо на какую тему написана;

б) либо количество вариаций;

в) либо характер вариаций («блестящие», «серьёзные» и др. ).

Исторически сложились следующие виды вариационной формы:

 

I. Вариации на basso ostinato

Полифонические вариации, которые были распространены в ХVII – 1-й половине ХVIII вв.

Ostinato – с итальянского «упорный», неизменный.

Вариации на basso ostinato (на выдержанный бас)  – форма, основанная на многократном повторении темы в басовом голосе при постоянном обновлении музыкального материала верхних голосов.

Происхождение этих вариаций связано со старинными испанскими танцами чаконой и пассакальей.

Обычно тема таких вариаций короткая, простая (4-8 тактов): основана на нисходящем движении от I-й к V ступени с последующим ясным кадансом. Медленный темп, минор, мрачное, трагедийное образное содержание музыки.

В профессиональной музыке вариации на basso ostinato достигли своей вершины у Баха и Генделя:

/ Бах. «Crucifixus» (№ 16) из Мессы h-moll

/ Бах. Пассакалия c-moll

  / Гендель. Пассакалия g-moll

В XIX – ХХ вв. возрождается интерес к полифонич. вариациям:

/ Бетховен. 32 вариации

/ Брамс. Симфония № 4, IV ч.

/ Шостакович. Симфония № 8, IV ч.

/ Щедрин. Бассо остинато.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.