|
|||
Образ Изольды. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Ее характер, пожалуй, сильнее, чем характеры Тристана и Марка, вместе взятые. Она не знает колебаний и страха, борясь за любовь. Поэтому-то и платит за нее смертью. · Неоднозначность оценок. Поведение Тристана и Изольды, на первый взгляд, абсолютно шокирующее: герои озабочены только тем, как продлить свою преступную страсть. Они переступают и человеческие и божеские законы[18]. Следовательно, Тристан и Изольда – преступники, достойные самой жестокой кары. Но с другой стороны, вопреки этой видимой безнравственности и авторское и читательское сочувствие целиком на стороне влюбленных. Такое парадоксальное отношение к героям и их изображение объясняются особенной концепцией любви. 4) Концепция любви в романе: · Любовь прекрасна, но она, как правило, незаконна и трагична. · Любовь – это роковая сила и разрушительная стихия, которая обрушивается на человека и подчиняет его себе. Значит, она способна не только возвысить человека, но и проявить в нем все темные стороны натуры – жестокость, злость, лживость и т. д. [19] · Любовь сильнее смерти, и поэтому она оправдывается страданиями и наполняется духовным смыслом. Таким образом, концепция любви в романе носит мифологический характер, она не соответствует куртуазным принципам изображения и понимания любви (куртуазная любовь может быть драматичной, но она не трагична; она больше радость, а не горе). Следовательно, роман докуртуазен. Трагичны судьбы всех героев романа, равно как и трагична сама феодальная действительность. Ее картина, кстати, воссоздана с необыкновенной точностью (отсутствие гармонии, ложь и жестокость, слабость королевской власти, феодальные распри, толпы прокаженных и т. д. ) 5) Основные идеи романа: · Человек имеет право на счастье вопреки установленным феодально-церковным нормам; · Утверждение земной любви, которая сильнее смерти.
Значение «Романа о Тристане и Изольде»: 1) Книга поразила современников изобилием трагических несправедливостей жизни, раскрытием парадоксальной логики любви, своим трагическим выводом о невозможности счастья. 2) Сюжет трагической любви Тристана и Изольда был обработан поэтами не только 12-13 вв., но и в более позднее время. А само произведение, безусловно, можно отнести к шедеврам мировой литературы. [1] Изначально рыцари – это прямые потомки и духовные наследники тех воинов-германцев, которые составляли дружины германских королей в период исторического безвременья и раннего средневековья. Изначально рыцарство не было однородным: племенная знать, слуги крупных феодалов, выходцы из крестьян. [2] Внутри рыцарского сословия – своя иерархия. В ней отводилось месть и рыцарю, еле сводившему концы с концами, и могущественному королю и даже императору. Важно, что все они осознавали себя рыцарями, а уж потом титулованными и нетитулованными особами. [3] Это служение особого рода: оно не умаляет, а возвышает, ибо служить не менее почетно, чем властвовать. Поэтому быть слугой-вассалом не менее ответственно, чем господином-сюзереном (при этом и сюзерен и вассал в равной степени свободны). Тем более служение облагораживает, если речь идет и служении Прекрасной Даме. [4] Куртуазная лирика, рыцарская лирика, лирика трубадуров, труверов – эти словосочетания используются как синонимы. На различии настаивают авторы ИВЛ, Самарин, Михайлов и др. [5] Она же провансальская лирика, она же рыцарская. В исследовательской литературе названия выступаю как синонимы. [6] Наиболее развитая в социальном и экономическом отношении область Южной Франции. [7] Для этого использовался сеньяль, т. е. прозвище. [8] Совершенная любовь (fin amors) отличается от ложной любви (fals amors). Последнюю могут испытвать только неотесанные простолюдины. [9] При этом Прекрасная Дама обычно замужняя женщина (супруга феодала, хозяйка замка). [10] Один из выдающихся представителей провансальской лирики. Социальное происхождение: владелец замка Альтафорт и нескольких имений. Феодал, сохранивший претензию на самостоятельность, но не умеющий обойтись без покровительства более знатных вельмож. Бертран де Борн – храбрый воин, опасный и коварный дипломат, друг влиятельных особ (пользовался покровительством Плантагенетов – Ричарда Львиное Сердце и его брата Генриха). Но при этом – поэт с необыкновенно острым, беспощадным языком. Любопытно: его образ появится в «Божественной Комедии» Данте в 8 круге Ада, держащим свою отрубленную голову как фонарь («злосоветчик»), но при этом Данте не отказывает ему в таланте, храбрости и щедрости.
[11] Традиционно считается одним из значительных трубадуров, высочайший поэт, но незнатный родом – сын пекаря из замка Вентадорн. [12] Определения «куртуазный» и «рыцарский» достаточно условны и неточны. [13] Прототипом короля Артура был вождь кельтского племени Артоурис, известный своей борьбой с англосаксами. [14] Предание о славном рыцаре Дростане и его несчастной любви к Ессилт стало основой романов о Тристане и Изольде. [15] Артур – герой борьбы кельтов против англосаксонских завоевателей. [16] Кельтское сказание о Дростане и Ессилт было известноо вбольшом количестве обработок на французском языке. Среди романов о Тристане и Изольде выделяются: 1) самый первый, появившийся во Франции в сер. 12 века (не сохранился); 2) стихотворный роман трувера Тома (сохранились лишь отрывки); 3) отрывки из стихотворной версии жонглера Беруля + многочисленные обработки легенды. История воссоздания романа: французский филолог 19 века – Жан Бедье – на основе имеющихся версий попытался восстановить текст первого, не дошедшего до нас романа. [17] Эта часть нужна авторам для того, чтобы перенести атмосферу обозначенных идеалов во 2 часть, где они реализуются уже не в виде подвигов, а в виде идеальных отношений, связывающих основных персонажей. [18] Тристан нарушает принцип вассального служения своему сюзерену, пренебрегает доверием, предает. Изольда – изменяет мужу, чем оскорбляет его честь и порочит доброе имя. [19] Например, Изольда, опасаясь предательства своей служанки Бранжьены, приказывает ее убить.
|
|||
|