Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образ Тристана.



 

 

ТЕМА 4: РЫЦАРСКАЯ (КУРТУАЗНАЯ) ЛИТЕРАТУРА ЗРЕЛОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

План:

1) Рыцарская литература Зрелого Средневековья. Понятие куртуазности, образ идеального рыцаря, культ прекрасной Дамы.

2) Куртуазная лирика. Типологические черты творчества трубадуров и его историко-культурное значение.

3) Куртуазный роман: типологические черты и особенности циклизации. Художественное своеобразие романа «Тристан и Изольда».

Литература:

Та же +

1) Мелетинский Е. М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. – М., 1983.

2) Михайлов А. Д. Роман и повесть Высокого Средневековья / Вступ. ст. к кн. Средневековый роман и повесть. – М., 1974 (БВЛ), С. 5-28.

Художественные тексты:

1) Лирика трубадуров (на выбор).

2) Стихотворения Бернардта де Вентадорна, Бертрана де Борна: в кн. Поэзия трубадуров. Поэзия меннизингеров. Поэзия вагантов. – М., 1974 (БВЛ).

3) Роман «Тристан и Изольда» (любая версия).

Практическое задание:

1) Подобрать примеры жанровых разновидностей лирики трубадуров с использованием цитат.

2) Одно стихотворение наизусть.

 

1.

Рыцарская литература – это литература, связанная с утверждением рыцарства как особого сословия внутри класса феодалов.

Рыцарское сословие, как и его культура, формируется – к к. 11 века, достигает своего расцвета – в 12. 13 вв.

Рыцарь (от нем. Reuter, Ritter = «всадник»). [1] В начале 12 века рыцарь – это человек, отличающийся от простых смертных благородством и знатностью происхождения, неравный простолюдину[2]. Постепенно рыцарство превратилось в сословную организацию военно-феодальной знати, которая претендовала на господство и в социально-нравственном, и в политическом, и эстетическом плане.

       Качества, присущие идеальному рыцарю:

1) это воин-христианин, защищающий идеи католицизма. Следовательно, одно из важных дел рыцарского сословия – это борьба с неверными;

2) рыцарь и его жизнь подчинены идее «служения» (не равно службе)[3];

3) это странник, так как рыцарь служит в первую очередь лицу, а не стране или народу;

4) рыцарь мужественен и благороден. Не случайно в его обязанности входит защита слабых и обиженных, восстановление справедливости и т. д.;

5) рыцарь должен стремиться к подвигам и великим свершениям.

Эти и другие качества составляют идеальный образ рыцаря, в действительности часто наблюдалось совсем иное.

           

       Появление рыцарства дало толчок к рождению особого типа культуры – куртуазной (или придворной).

Куртуазия (от фр. Cour =двор; courtois = учтивый, вежливый) – это сложный ритуал отношений и нравственных качеств, предписанный придворным этикетом.

Расцвет придворной рыцарской культуры (блестящей, изысканной) привел к определенному изменению рыцарского статуса. Теперь рыцарь не только воин, но и носитель куртуазных добродетелей:

- изящные светские манеры;

- соблюдение во всем «чувства меры»,

- тяга к искусству и владение каким-нибудь или несколькими из них;

- почитание придворных дам и т. д.

    Другими словами: рыцарь приобрел куртуазный облик, превратился в образец придворного вежества, отразившийся в куртуазной литературе.

КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Страна возникновения: Франция;

Пространство: рыцарский замок, превратившийся в центр куртуазной жизни. А образ его хозяйки лег в основу особого куртуазного культа Прекрасной Дамы. Суть его – в идеализации светской женщины, которую рыцарь избирает для своего Служения.

Ведущие жанры: лирика и роман.

 

2.

 

        Куртуазная лирика – поэзия, в которой разрабатываются основные положения куртузной доктрины.

Традиционно: между куртуазной лирикой и рыцарской поэзией ставят знак равенства[4].

Но:

1) вопреки традиционной точки зрения, куртуазная лирика не была поэзией исключительно рыцарского сословия;

2) не была лишь поэзией на любовные темы. И хотя любовная тематика явно преобладала, сатирические, дидактические и политические элементы в ней были очень заметны;

3) имела не только исключительно светский характер, но и религиозный (в текстах присутствует религиозная символика, а любовное чувство часто описывается именно словами, имеющими религиозный смысл).

Значение куртуазной лирики:

1) по Шишмареву, «впервые был поставлен вопрос о самоценности чувства и найдена поэтическая формула любви»;

2) куртуазная лирика ввела принципиально новую трактовку любви: «в своем клаасическом виде…любовь устремилась на всех парусах к нарушению супружеской верности и ее поэты воспевают это…» (Ф. Энгельс).

 

Лирика трубадуров[5]

Для курса зарубежной литературы Средневековья имеет принципиальное значение:

1) «ключ» к пониманию куртуазной поэзии в целом;

2) ее базовая основа.

Этимология названия:

1) трубадур – от прованс. Trobar (сочинять, находить, изображать, пробовать);

2) трубадур – лицо, входящее в состав свиты феодала. Творчество трубадуров чаще всего связано с жизнью замка и его обитателей (рыцарей и дам). Но среди трубадуров – представители самых разных сословий (высшая знать, плебеи, крестьянские сыны). Рыцарской эту лирику называют потому, что чаще всего трубадурами становились рыцари среднего достатка (министериалы). Важно помнить, что куртуазная лирика Прованса не была создана исключительно рыцарями;

3) традиционно считается, что трубадур – это мужчина, но среди них есть и женщины (графиня де Диас).

Объем сохранившегося наследия: около 2, 5 тыс. текстов.

Периодизация: зарождение – 11 в., расцвет – 12, кризисные явления – нач. 13 века.

Место зарождения: Прованс[6], чья история определила особенности развития и трагическую судьбу лирики трубадуров.

Условия формирования провансальской лирики:

1) В Провансе отсутствует сильная королевская власть, поэтому местные феодалы независимы (это не могло не отразиться на экономическом положении и самосознании). Внутри Прованса нет борьбы между феодалами и горожанами, следовательно провансальские города – это мощные экономические культурные центры;

2) Провансальские города – торговые центры. Прочные взаимоотношения с соседними романскими и мусульманскими странами, а также Византией способствовали культурному обмену между народами;

3) Здесь раньше, чем в других областях Европы, происходит активное формирование куртуазной идеологии;

4) Прованс переживает полосу культурного подъема, что способствует возникновению и развитию широкого литературного движения;

5) У провансальской нации – особое положение: «…первая из всех наций нового времени выработала литературный язык, а ее поэзия превратилась в недостижимый образец для всех романских народов, а также немцев и англичан…» (Энгельс). Исенно последнее обстоятельство определило  характер развития провансальской лирики: выйдя за пределы Прованса, она становится общим явлением для всех стран Южной Европы, а также – стран немецкого языка и Англии.

6) Тот факт, что Прованс тяготел к независимости от папского престола, определил трагическую судьбу его лирики. Здесь возникают альтернативные религиозные течения, так называемые ереси (например, альбигойская). Это стало причиной пристального внимания к Провансу католической церкви. В результате был предпринят крестовый поход в интересах папского Рима, а на деле – в целях разграбления Прованса;

 

Типологические черты лирики трубадуров:

1) Провансальская лирика – явление сложное. Свидетельство тому – обилие используемых ею источников:

- фольклорные песни и образы (прежде всего – «весенние»). Правда, все они переработаны в соответствии с требованиями куртуазной эстетики;

- античная поэзия (прежде всего – «Искусство любви» Овидия);

- средневековая латинская лирика (прежде всего – ваганты);

- арабо-мусульманская любовная поэзия.

      В совокупности всех этих источников возникает новый феномен «куртуазной поэзии», неизвестный доселе ни в Европе, ни в восточной поэзии.

2) Лирика трубадуров глубоко этикетна ( используются канонические жанровые формы, определенный набор изображаемых чувств и т. д. ).

3) Преобладание любовной тематики,  ставшей отражением куртуазной доктрины и всех ее слагаемых. Особое место в ней принадлежит трактовке любви, культу Прекрасной Дамы и внутренним переживаниям лирического героя – «влюбленного рыцаря».

4) Куртуазная трактовка любви:

       1. любовь – это могучее нравственное чувство, облагораживающее и возвышающее человека, это добродетель.

2. любовь в лирике трубадуров приобретает характер религиозного служения (часто приобретает форму вассального служения, т. е. вассал обязан хранить верность своей избраннице и держать в тайне ее имя[7]).

3. любовь нередко торжествует над сословными преградами. Это великая уравнительница. Перед ней, как и перед лицом Бога, теряют свое значение все сословные преимущества. Такая любовь – своеобразный бунт против сословного брака, заключающегося по чисто деловым соображениям. Не случайно, совершенной любви достоин лишь тот, у кого благородное сердце, а не толстый кошелек.

4. куртуазная любовь – тонкая, изысканная[8], тайная. Может существовать в 2 формах:

- неразделенная (многочисленные стихотворения о холодности Дамы);

- разделенная (пример тому – жанр альбы, повествующий об утреннем расставании влюбленных). Следовательно, куртуазная любовь – это не только юношеское томление, вздохи и обожание, она вполне может быть плотской, чувственной.

             Необходимо отметить, что все исследователи провансальской лирики отмечают определенную условность в изображении любви, так как оно подчинялось этикету и подчас сливалось с великосветской модой на любовь.

Таким образом: новаторство трубадуров в изображении любовного чувства состояло не только в его выдвижении на 1 план, но и в восприятии его как Блага, Красоты, Совершенства, связанных не только с Богом и Богоматерью, но и с земной женщиной.

5) Культ Прекрасной Дамы – непременное качество лирики трубадуров.

Прекрасная Дама – это высшее существо, исполненное Красоты и Совершенства, черты ее идеальны[9]. Образ ее – поэтическая аллегория женственности вообще, и ему принадлежит такое же место, какое принадлежит образу Мадонны в религиозной поэзии.

Трубадур воспевает Благородство и Изящество Прекрасной Дамы, используя при этом канонические формулы типа: «шелк рук», «розы губ» и т. д.

6) Лирический герой поэзии трубадуров:

1. это влюбленный поэт-рыцарь, который испытывает к Даме чувство утонченной куртуазной любви. Венцом этой любви должны стать чувственные радости: прикосновение, поцелуй, обладание. Чаще всего этого не происходит, поэтому образ влюбленного в провансальской лирике часто сопровождает мотив отказа в поцелуе и т. д.;

2. существует твердое положение о том, что поэт-трубадур должен томиться от неразделенной любви и излагать свои жалобы в стихах.

7) Для лирики трубадуров характерна разработанная жанровая система:

1. кансона («песня»), воспевающая любовное чувство;

2. сирвентес – строфическая песня на социально-политические или сатирические темы, часто содержит выпады против врагов поэта;

3. альба («утренняя заря», «рассвет») – обмен репликами Дамы и влюбленного рыцаря о необходимости расстаться, т. к. настало утро;

4. тенсона («спор») – своеобразный стихотворный диспут, в котором обычно принимают участие 2 поэта;

5. пасторела (или пастурель) – стихотворение, изображающее встречу рыцаря и пастушки. Это остроумная словесная дуэль, побежденным в которой выходит рыцарь и т. д.

8) Рифма и строфическая организация стихотворения: им уделялось огромное внимание. По Пушкину, вообще «поэзия проснулась под небом Франции. Трубадуры играли рифмою…»

В целом же для поэзии трубадуров характерно понятие литературного мастерства (создание новых стихотворных форм, филигранная отделка стиха, забота о мелодичности, так как песни трубадуров предназначались для пения…)

 

Разговор о своеобразии лирики трубадуров был бы неполным без обращения к творчеству некоторых из них.

Лирика Бертрана де Борна[10] (1181 – 1191)

Тематика лирики де Борна:

       1) тема любви;

2) философские темы;

3) стихи «на случай», написанные для высокопоставленных друзей.

Самое ценное в его поэзии:

1) любовные кансоны. Например, кансона о «составной Донне», в которой поэт расточает комплименты целому ряду знатных красавиц, возвеличивая вместе с тем свою собственную «придуманную возлюбленную» («Донна! Право без вины…»):

                                                     …Я возьму и здесь и там

                                                      Все у каждой по частям.

                                                      И красавицу иную

                                                      Обрету я составную.

2) политические сирвентесы. Например, сирвентес «Мила мне радость вешних дней» - вдохновенный гимн в честь разбойничьей баронской войны в целях наживы:

                                Мне пыл сражения милей

                                Вина и всех земных плодов.

                                Вот слышен клич: «Вперед! Смелей! » -

                                И ржание, и стук подков.

                                Вот, кровью истекая,

                                Зовут своих: «На помощь! К нам! »

                                Боец и вождь в провалы ям

                                Летят, траву хватая,

                                С шипеньем кровь по головням

                                Бежит, подобная ручьям…

 

                                На бой, бароны края!

                               Скарб, замки – все в заклад, а там

                               Недолго праздновать врагам!

 

Лирика Бернарта де Вентадорна (1150 –1180)[11]

Центральная тема творчества: любовь к жене своего сеньора – владельца замка Вентадорн.

Образ любви проходит в его лирике эволюцию: от любви молодой, радостной торжествующей – к мукам ревности, грусти.

Важно:

1. любовь воспринимается Вентадорном как преобразующая магическая сила. Например, «У любви есть дар высокий»:

                                          

                                У любви есть дар высокий –

                                       Колдовская сила,  

                                       Что зимой, в мороз жестокий,

                                        Мне цветы взрастила.

                                        Ветра вой, дождя потоки –

                                        Все мне стало мило.

                                        Вот и новой песни строки

                                        Вьются легкокрыло.

                                                      И столь любовь нежна,

                                                      И столь любовь ясна,

                                                      Что и льдины, как весна,

                                                       К жизни пробудила.

2. Лирика его откровенна: чувственные мотивы почти не прикрыты прозрачными иносказаниями. Например, Все зеленеет по весне…»:

                                 Вот бы застать ее во сне

                                 (Иль сне притворном) и покров

                                 С нее откинуть в тишине,

                                 Свой стыд и робость поборов!

                                            Нам с вами, Донна, нужно стать ловчей,

                                            Чтобы не упускать таких ночей,

                                            Чтоб наконец любовь свое взяла –

                                            Ведь юность не навеки расцвела.

 

Вывод: историко-культурное значение лирики трубадуров:

1) лирика трубадуров открыла сложный мир человеческих чувств;

2) создала модель любовного переживания, оставшейся доминирующей в европейской лирике до сих пор;

3) создала огромный арсенал художественных средств и мотивов, воспринятых в дальнейшем мировой поэзией: лирика поэтов Возрождения, лирика Гейне, Блока и т. д.;

4) ввела рифму.

Судьба трубадуров – трагична. В результате опустошительных альбигойских войн культура Прованса оказалась уничтожена, большая часть трубадуров погибла, а оставшиеся обрели пристанище при известных европейских дворах, чем способствовали дальнейшему развитию традиций провансальской лирики.

 

 

3.

КУРТУАЗНЫЙ (РЫЦАРСКИЙ) РОМАН[12]

Термин «роман» появился в 12 веке и на первых порах обозначал только стихотворный текст на живом романском языке, в отличие от текста на латинском.

       В большинстве случаев: роман – это увлекательное повествование о судьбе и любви молодых героев, об испытаниях, выпавших на их долю, о воинских авантюрах и о невероятных приключениях, формирующих их характер.

       Важно: роман, характеризующийся интересом к человеческой судьбе, приходит на смену Гэп.

      Время возникновения: 12 век. Наивысший расцвет – 12-н. 13 вв.

       Место рождения: северная Франция, англо-норманская среда, затем – быстрое распространение в других странах.

Факторы, обусловившие развитие куртуазного романа:

1) античное наследие (Овидий, Вергилий, Стаций).                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                 Роль: 1. дало первым рыцарским романам сюжетный материал;

                            2. помогло овладеть литературной техникой;

 2) латинская христианская традиция (во многом апокрифическая).                                                    

                  Роль: 1. определила нравственный пафос;

                             2. определила моральную основу: противопоставление христианского рыцаря «неверному»;

                              3. стала источником огромного количества литературных мотивов;    

3) фольклор (кельтский, французский и восточный, который стал известен после крестовых походов).

                        Роль: 1. дал ряд легендарных образов (например, король Артур[13], Тристан и Изольда[14]);   

4) византийская литературная традиция.

                         Роль: внесла восточный колорит;

5) рифмованные хроники на романском языке Гальфрида Монмутского «История королей Британии».

                         Роль: внесли рамку большинства романов, где появляется король Артур;

6) рассказы крестоносцев о новых странах, людях, диковинных животных, загадочных приключениях.

7) Провансальский культ Прекрасной Дамы + идеалы куртуазии (смелость, щедрость, благородство, доблесть, добродетель и т. д. )

8) Литературные сферы, повлиявшие на развитие рыцарского романа: гэп; городская литература; церковная литература.

Типологические черты рыцарского романа:

1) Предмет изображения:

1. в отличие от гэп, где главное внимание уделялось историческому прошлому, теперь главный интерес представляет судьба человека, его внутренние, чаще всего любовные, переживания;

2. пришло пристальное внимание к вещному миру, который описывается дотошно и вдохновенно;

3. торжествует красочная экзотика вымысла, пришедшая из фольклора кельтов и других племен.

2) Сюжет рыцарского романа: рыцарские подвиги, так называемые «авантюры»:

1. центральный мотив рыцарских романов – поиск приключений, выбор пути;

2. огромное значение принадлежит любовной интриге, так как способность к любви – непременное качество настоящего рыцаря. А способ достижения любви Прекрасной Дамы – это рыцарские турниры, борьба с другими рыцарями, со страшными чудовищами и колдунами.

3) Особенности изображения героя:

1. на первый план выдвинут «личный» интерес рыцаря – стремление к подвигу и славе;

2. подвиги совершаются не из-за вассальной верности, а из-за любви к Прекрасной Даме и собственного совершенства;

3. человеческий характер перестает решаться однозначно: в нем – борение страстей, непоследовательность, противоречивость. Другими словами – глубина, следовательно, появляются зачатки психологического анализа.

4) Особенности изображения женских характеров:

1. женский характер описывается «этикетно»: подчеркивается молодость, белокурость, стройность, голубизна глаз, белизна кожи, ум, находчивость и т. д.

2. исчезло безразличное отношение к женскому характеру. Он не только занимает важное место, но часто определяет основное направление интриги.

5) Композиция. Большинство романов состоит как бы из 2 частей:

1. «предварительная» часть, в которой герой проходит испытания, доказывая, что он достоит звания образцового рыцаря;

2. «романная», так называемая основная.

6) Для куртуазного романа характерно обращение к сложной символике и аллегориям, поэтому произведение окрыто для множества интерпретаций, а читатель выступает в роли «со- творца».

Особенности циклизации рыцарских романов:

1) «Античный»;

2) «Восточно-византийский»;

3) «Бретонский».

Античный цикл.

В его основе: сюжеты из античных легенд, мифов, эпопей, а также сюжеты, навеянные событиями древней истории.

Важно: классические сюжеты перерабатывались средневековыми авторами в соответствии с рыцарской идеологией. В результате греческие и римские герои превращаются а блестящих средневековых рыцарей.

Это еще не рыцарский роман в строгом смысле этого слова: любовная интрига отсутствует, а главная задача автора – показать верх земного величия, которого может достичь человек, а также власть судьбы над ним.

Например, «Роман об Александре».

В нем не было ничего от судьбы реального царя Македонии. Александр превращается в утонченного рыцаря, постигшего все тайны «куртуазного вежества». Особая роль принадлежит теме воспитания идеального принца (это особая система, куда входило обучение языкам, игре на музыкальных инструментах, владению копьем и мечом, верховой езде и т. д. ).

Роль романов античного цикла:

1) забавность и поучительность сюжетов;

2) самоутверждение рыцарского сословия.

«Восточно-византийский» (идиллический) цикл.

В основе: сюжеты византийских (или позднегреческих) произведений, героями которых были двое влюбленных.

Сюжет: обычно изображается любовь молодых людей, их невзгоды и, наконец, счастливое воссоединение в браке. Наиболее характерный набор ситуаций: двое детей воспитываются вместе, проникаются любовью друг к другу, но их браку препятствует либо социальное, либо религиозное положение. Родители разлучают влюбленных, те упорно ищут друг друга, проходя через самые разнообразные испытания. В результате – счастливый финал.

Отличительные черты романов этого цикла:

1) мало фантастического и чудесного;

2) практически отсутствуют рыцарские подвиги;

3) основное внимание уделено любви героев, которую не в силах сломить никакие испытания.

Например, «Флуар и Бланшефлер», «Окассен и Николетт».

«Бретонский» цикл.

В основе:

 1) сюжеты и мотивы кельтских сказаний, переосмысленные в рыцарской    среде. Важное место среди кельтских сказаний принадлежит сказаниям о короле Артуре[15];

2)латинская хроника Гальфрида Монмутского «История королей Британии».

Характерные черты романов «бретонского цикла»:

1) Король Артур – высший судья в делах чести и знаток куртуазного вежества. Его двор – центр куртуазного мира, своеобразная школа воспитания идеальных рыцарей. 12 прославленных рыцарей собираются за Круглым Столом, где все равны, для пиров и бесед (не случайно второе название артуровских романов – «романы Круглого Стола»);

2) Артуровский мир наделен идиллическими чертами, не имеет связи с современностью, поэтому лишен историзма как такового;

3) «Внереальность». Например, полная топографическая неопределенность: в артуровском мире свои города и земли (Камелот, Тантажель), не имеющие ничего общего с реальными географическими пунктами на карте Северной Европы;

4) Особое изображение природы: она полна чудес и не безралична к поступкам людей.

Эволюция Бретонского цикла:

Первоначально туда входили романы, связанные с легендами о короле Артуре, но постепенно к ним присоединились произведения, не связанные тесным образом со знаменитым королем. Бретонский цикл разросся, что потребовало внутренней классификации романов, к нему относящихся.

Состав Бретонского цикла:

1) бретонские лэ;

2) артуровские романы (в основном связаны с именем Кретьена де Труа);

3) романы о Святом Граале;

4) романы о Тристане и Изольде.

Роман о Тристане и Изольде. [16]

В основе: кельтское сказание о Дростане и Ессилт, трансформировавшееся в легенду о трагической любви славного рыцаря Тристана и королевы Изольды Белокурой.

Содержание:

Отважный рыцарь Тристан в поисках невесты для своего дяди – короля Марка, попадает в Ирландию, где убивает дракона, многие годы опусошавшего страну. В награду за подвиг – королевская дочь Изольда, будущая невеста короля Марка. По пути домой (в Корнуэльс) Тристан и Изольда случайно выпивают любовный напиток, который мать Изольды приготовила для своей дочери и ее будущего мужа. В результате между героями вспыхивает огромная любовь, которую они не в силах победить.

   После ряда испытаний и преследований со стороны короля Марка Тристан попадает в Бретань, где, пытаясь забыть Изольду Белокурую, женится на Изольде Белорукой.

   Смертельно раненый, Тристан просит своего друга привезти первую Изольду, появление которой придаст ему силы и исцелит. Славный рыцарь ждет появление корабля с белыми парусами, но ревнивая жена объявляет ему, что паруса на корабле – черные. Тристан умирает, Изольда – тоже, не в силах пережить смерть возлюбленного. На их могиле вырастают за одну ночь два дерева, ветви которых переплетаются между собой навсегда.

Поэтика романа о Тристане и Изольде:

1) Композиция.

Роман внутренне неоднороден и распадается на 2 части:

Вводная, подготовительная (эпическая)[17] Основная (собственно «романическая»)
В этой части Тристан предстает как типичный герой из богатырской сказки, наделенный чертами идеального рыцаря. (Например, отказ платить дань врагам, победа над Морхольдом и драконом) Основу ее составляют отношения между основными героями: Тристаном – Изольдой – королем Марком.

 

2) Конфликт и его своеобразие:

· Это конфликт между индивидуальным поведением героев и общепринятыми нормами (морально-общественный конфликт).

· Это конфликт между личностью и судьбой. Такой конфликт оказывается неразрешимым: герои гибнут не под ударами более сильных противников, а под давлением судьбы. Т. е. участь их определена заранее. Отсюда – важная роль темы судьбы, которая зло посмеялась над несчастными и любящими друг друга людьми. Этот трагический момент усугубляется еще и мотивом любовного зелья.

· Это противоборство нравственного и безнравственного начал. Причем, обнаруживается они в поведении обеих сторон.

· Это конфликт двух правд:

Король Марк и его окружение. Любящие Тристан и Изольда
Правда Марка очевидна: на его стороне все нравственные идеалы и ценности (понятие о чести, супружеском долге и т. д. ) Их правда в том, что эта безудержная страсть внушена им сверхъестественной силой. Объективно: они грешники. Субъективно (а может быть. еще более объективно): абсолютно безгрешны.

 

3) Особенности изображения героев:

· Появляются признаки психологического анализа. В результате все герои изображены двойственно, личностное начало в них обнажено до предела.

Образ Тристана.

Перед нами трагический герой, сознание которого разрывают два непримиримых начала.

Долг (Прекрасно понимает, что нарушает принцип чести по отношению к королю Марку) Страсть (Всецело захвачен любовью)

Трагизм усиливается благодаря ряду обстоятельств: рассказ о родителях, сиротство, нелегкая жизнь, полная испытаний, трагическая любовь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.