|
|||
Лекция 19Лекция 19
Луна
Соответствия по Liber 777: Буква - коф, Значение буквы - затылок, Управитель - Рыбы, Положение на древе - Нецах - Малкут, Цвета - малиновый и тёмно желтый с серебряными пятнами, Египетские боги - Кефра (как скарабей), Анубис Индийские боги - Вишну (аватар матьсья), Медитация - поведение, Греческие боги - Посейдон, Римские боги - Нептун, Животные - рыбы, дельфин, речной рак, жук, Растения - одноклеточные организмы, опиум, Драгоценные камни - жемчуг, Магическое оружие - сумрак места или магическое зеркало, Ароматы - серая амбра, Растительные снадобья - все наркотики, Магические силы - колдовство, создание иллюзий, Тело человека - ноги и ступни, Мифические существа - фантомы, оборотни, Заболевания в случае неправильной работы - подагра.
Пусть иллюзия мира минует тебя незамеченная, Пока переходишь из полночи в утро.
Возможные значения при девинации: " Иллюзия, обман, замешательство, истерия даже безумие, мечтательность, ложность, ошибка, кризис, " темнейший час перед рассветом", возможность перемен". (Алистер Кроули " Книга Тота" )
Кроули пишет о восемнадцатом аркане предельно чётко: " Луна причастна и к самому высшему, и к низшему, и наполняющему всё в промежутке между ними, - самая универсальная из планет. В своём высшем аспекте она является Связующим Звеном, между человеческим и божественным, как показано во втором аркане. В настоящем же козыре, представляющим её низшую аватару, он соединяет земную сферу малкут и нецах, кульминацию всех форм в материи. Это убывающая луна, луна колдовства и отвратительных деяний. Она - ядовитая тьма, как условие возрождения света. Этот путь охраняется табу. Всё сомнительно, всё таинственно, всё пьянит. Это не благотворное солнечное опьянение Диониса, но страшное безумие пагубных наркотиков". (Алистер Кроули - " Книга Тота" )
Необходимо обратить внимание, на одну важную тонкость - не смотря на то, что восемнадцатый аркан называется " Луна", что вызывает скорей приятные ассоциации, реальным астрологическим управителем её является рыбы - не луна, и даже не рак - самый лунный из знаков зодиака. Исходя из этого представления, мы можем сказать, что восемнадцатый аркан представляет скорей извращение, искажение женского принципа, ведьма.
На своём опыте я знаю, что подобное объяснение не может гарантировать понимания - семантический барьер рассмотренный в пятой лекции, здесь весьма актуален, а слово " ведьма" в наше время используется в очень многих контекстах, большинство из которых скорей позитивны. Тем более что в вопросах добра и зла, в настоящий момент царит полнейшая путаница, ибо в глазах многих христианство полностью дискредитировало саму идею добра, и всё что связано с другой стороной, обретает манящую притягательность. Потому в этой главе, мы должны самым внимательным образом проанализировать, что же подразумевает Кроули под " ущербной луной" и " ведьмой". Если воспользоваться символикой Таро, можно сказать, что ведьма в позитивном контексте будет относится не к восемнадцатому а к одиннадцатому аркану, тогда как негативный смысл этого слова и должен быть нами самым подробным образом рассмотрен.
Прежде всего обратим внимания, что обратим внимания, что речь идёт о ущербной луне, луне теряющей свои силы. Чёрная луна романтиков, не имеет отношения к восемнадцатому аркану, её архетип - старуха, лишенная всякой привлекательности, и цепляющаяся за жизнь, любой ценой. Обратим внимание на архитепическую связь луны с водами, а значит с путём мем и арканом " Повешенный". Именно в этой параллели мы нащупываем ту нить Арианды, которая позволит на мне заплутать в лабиринте значений. Мы уже знаем что " повешенный" связан с бессознательностью, и диктатурой чувств (воды), культивируемой христианской системой ценностей.
Можно сказать, что " повешенный", это пассивная сторона уроборического инцеста, проанализированного Нойманном, тогда как " Луна" является его активной стороной, то есть совращающей матерью.
Эта психологическая интерпретация, подтверждается любопытным наблюдением Юнга: в народе, замечая то, что мы определяем как невротические эдиповы завязки, говоря, что у такого-то мать ведьма. Это актуально в тех случаях, когда либидо сына или дочери, полностью приковано к образу матери или отца. С этим связаны архетипы вампира и пожирающей матери.
В контексте, стоит упомянуть о разнице взглядов между Фрейдом и Юнгом на эдипов комплекс. Фрейд, полагал, что активной стороной, причиной является бессознатель6ная психика ребёнка в эдипальный период проецирующая латентную сексуальность на родителя противоположного пола. Юнг понял ошибочность подобного построения и доказал, что сам по себе эдипов период в проходит легко - неврозы появляются только в том случае, если на бессознательном уровне происходит скрытое совращение, и возвратное либидо родителя устремляется на ребёнка. Юнг просто поменял местами причину и следствие, тем самым, создав более адекватную картину психологической реальности.
Дабы проиллюстрировать образ совращающего родителя я приведу следующую весьма живописную цитату, моменитировав над которой можно понять суть восемнадцатого аркана:
Не влюблены ли мы в маминьку, как Алёша в свою богородицу?
- Маминька! Голубица моя! Возьми меня к себе! - стонет как томная горлица краснокожий штабс-капитан Гагин.
- Малюточка моя - утешает маминька, - жалею и люблю тебя, как только мать может любить своё дитятко. Да будет из наших сердец едино сердце Иисуса Христа!
А генерал майор Головин, водивший некогда фангорийцев в убийственный огонь Багратионовых флешей, теперь у маминькиных ног, лев, укрощенный голубкой.
Старая, больная, изнурённая, более на мертвеца похожая, - а я понимаю, что в неё влюбится можно. Страшно и сладостно сие утончённое кровосмешение духовное: детки, влюблённые в маминьку. Только дай волю и затоскуешь о желтеньких глазках, как пьяница о рюмке". (Дмитрий Мережковский " Александр первый" стр. 302 собр. соч. огонёк 1990г. )
Удивительно, что Мережковский до Фрейда проник в природу эдипальной проблемы, и на мой взгляд ему это удалось гораздо глубже и точнее чем самому Фрейду, который видел в Эдипове комплексе только простейшую биологическую проблему.
Но, как уже было сказано, восемнадцатый аркан, представляет собой все возможные искривления женского архетипа, и не может быть сведён только к образу совращающей матери. Луна фактически тождественна всем. Как клипот " Императрицы", это образ совращающей матери; как клипот жрицы, она представляет собой фею иллюзии уносящую в забытье; как клипот вожделения, она искревлённое понимание сексуальности - эрос направленный на разрушение; как клипот " Звезды", она - пассивная мазохистская установка. Можно сказать, что восемнадцатый аркан собирает в себе всё худшее, что есть в женском начале во всех возможных проявлениях.
Эту карту можно было бы назвать старухой, и как мне известно в некоторых кругах, это непризнанное название всё таки стало вторым определением этой карты.
Возникает закономерный вопрос: если восемнадцатый аркан, представляет собой только негативное, то это входит в противоречие с базовым положением о том, что каждый аркан по сути своей амбивалентен. Действительно - каково позитивное значение восемнадцатого аркана, и что здесь делает Онубис, которому советует доверится Кроули в " Ночном плавание по морю"?
Противостояние ущербной луне (которая согласно одному из преданий питается слабыми душами), есть один из изначальных тестов на выживание для человека. В отличии от Башни, Дьявола и Смерти, эту проверку индивид проходит почти в начале пути, и она неизбежной для всех.
В мифологии пути героя, это соответствует уходу героя из дома и разрыву с родителями. Позднее ближе к концу пути, это же испытание появляется на другом уровне в виде архитепической ужасной матери. Но в данном случае наиболее интересна именно это первое освобождение. Если мать закрыла дверь - лезь в окно; нечем резать пуповину, связавшую по рукам и ногам - а зубы на что? Она же всё таки мать - ну тогда сам себе Буратино.
В современном кино есть масса примеров удачных и неудачных истории сепарации. Самым ярким из таких примеров пожалуй будет шедевр символического кино Алехандро Ходоровоского " Святая кровь".
Рассмотрим символику собакоголового Анубиса. Он здесь - тот же эдемский змей, голос к странствию. Сознание ещё слишком слабо, чтобы принять дар напрямую от змея, (вспомним повешенного, где змей кусает в пятку). А вот Гермес Анубисна входе в подземелье и хаос тут в самый раз. Именно он, даёт возможность нарушить главную святыню совращающей матери - неведение и войти в мрак подземелья неся свет греха. (подробнее - смотри лекцию о гностицизме).
Положение восемнадцатого аркана на древе - коф, между малкут и нецах, то есть между земным планом и неким спроецированном идеальном обрезе, который может быть максимально увиден отсюда. Как будет проявляться Нецах - Афродита - зависит от того от какой точки отсчёта мы к ней подходим. От солнечной Тифарет - это совершенное испытание перерождением - тринадцатый аркан смерть, от интеллектуальной Ход, это полное разрушение старых установок ума - Башня, от царственного Хесед, это щедрость изобилия и благополучия Колеса Фортуны. Но устремившись к ней от малкут, мы получаем только туман и дымку иллюзии. Дело в том, что когда сознание человека начинает освобождать содержания своей психики от проецирования на материальные объекты (то есть освобождаться от цепей малкут), перед индивидом появляется выбор - полностью отдаться поднявшимся из подсознания инстинктивным содержаниям и остаться бессознательным, либо следовать по пути осознания тени - путь Тау.
Самой яркой из известных мне литературных иллюстраций восемнадцатого аркана, является небольшой, но весьма убедительный рассказ Зинаиды Гиппиус " Яблони цветут", с которым я весьма рекомендую ознакомится.
В сновидениях архетип восемнадцатого аркана, проявляется в темах инцеста, превращения в животное, засасывания в болото, добровольной кастрацией а так же сны связанные с вампирами и потерей крови. Кровь - архитепический символ энергии с одной стороны, и связи с другой. Потому кровопотерю в сновидениях можно рассматривать с одной стороны как, потерю энергии в результате вампирической активности ущербной луны, а с другой, как нерушимость кровных связей.
Иногда, как в приведённом ниже примере в сновидении содержится не один, а несколько тем связанных с указанным архетипом, и тогда, мы точно можем говорить о действии архетипа восемнадцатого аркана:
" Я и мать находимся в лесу. Внезапно она начинает превращаться в пантеру и совращать меня. Я ощущаю бессилие и бесполезность сопротивления, я ощущаю, как с каждой её (полуженщины- полупантеры) лаской я всё больше теряю себя и растворяюсь, мои руки начинают превращаться в лапы пантеры. Я слышу нечто похожее на её голос, она говорит, что теперь мне ничего не будет нужно, я получу величайшее счастье и покой, став зверем. Я испытываю нечеловеческий ужас перед тем, что со мной происходит, и всё же бессилен что-либо изменить. Сквозь всё более сгущающийся мрак ко мне доносится другой женский голос: " Сопротивляйся, пока есть хоть какая-то сила, сопротивляйся". Но увы, всё что я могу это - только замедлить, отодвинуть неизбежность. В холодном поту я просыпаюсь".
Заметьте, что как бы низко не происходило падение и потеря осознанности в глубине всё равно звучит тиий голос, который призывает не сдаваться и пройти всё до конца. Этот голос, мы можем отнести либо к Гермесу Анубису, либо к Аниме проводнику из пятого аркана. Главное задача лишь услышать этот голос, и тогда нам станут понятны слова Кроули: " Какие бы ужасы не терзали душу, какие бы гнусности не отвращали сердце, какие бы страхи не нападали на разум, ответ один и тот же на каждой стадии - " как же великолепно это приключение" ".
|
|||
|