|
|||
Примечания 10 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 На самом же себе ты сможешь понять отсюда, какой выбор сообразен Богу (electiones deiformes). А именно, ты видишь, что Бог, который есть бесконечная связь, достоин любви не как некая влекущая нас конкретная вещь, а как абсолютнейшая бесконечная любовь. В любви, какой любят Бога, должны быть поэтому простейшее единство и бесконечная справедливость. Тем самым всякая любовь, какой любят Бога, обязательно окажется меньше той, какою он может быть любим. Ты сознаешь также, что любить Бога - то же самое, что быть любимым Богом, потому что «Бог есть любовь». Чем больше кто любит Бога, тем больше он поэтому причастен к божественности. Точно так же через свою причастность к божественному свету ты усматриваешь справедливость и равенство всего, что содержит в себе единство и связь. Когда закон отступает от единства и связи, он не может быть справедлив. Закон «делай другому то, что хочешь, чтобы делали тебе», представляет равенство единства. Если хочешь быть праведным, ты должен делать только то, что не отступает, от равенства, в котором единство и связь. Тогда в единстве и любви ты равным образом будешь переносить превратности, бедность и богатство, почести и бесславие, не собьешься ни в правую, ни в левую сторону, но останешься в надежнейшей середине равенства68. Ничто не сможет оказаться тебе тяжелым или враждебным, если все то, что кажется враждебным чувству, ты поймешь умом и с готовностью примешь как должную ношу в равенстве единству бытия и любви, потому что в нем благородное, возвышенное и счастливое приобщение к божественности. Наконец, ты видишь, что в том же самом равенстве свернуто заключается вся нравственная добродетель (moralem virtutem), так что не может быть и добродетелью, если не пребывает в приобщении к этому равенству. Давно уже благодаря равенству жизни перейдя от мирского рассеяния к заботе о праведности, ты намного полнее меня сможешь созерцать в себе триединый свет божества, которому ты причастен. И я не взял бы на себя смелость излагать тебе свои предположительные нелепости, если бы не знал, что по упомянутому закону равенства ты примешь их в единении любви.
Издательство " Мысль" Примечания 3. А. Тажуризина. Николай из Кузы 1 Йозеф Кох, посвятивший специальное исследование этому трактату, относит его к 1444 г. (см. J. Koch. Die Ars ConiecturaliS des Nicolaus von Cues. Kö ln-Opladen, 1956). 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 361. 3 Tokarski M. F. Filozofia bytu u Mikolaja z Kuzy. Lublin, 1958, s. 261. 4 Meyer H. Abendlä ndische Weltanschauungen. Bd 4. Wü rzburg, 1950, s. 43. 5 Haubst R. Die Christologie des Nicolaus von Cues. Freiburg, 1959. 6 Николай Кузанский. Избранные философские сочинения. м., 1937, с. 3. 7 В. Ф. Асмус. Натурфилософские и научные идеи Николая Кузанского. - «Фронт науки и техники», 1938, № 2. 8 См., например. В. В. Соколов. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962; его же. Николай Кузанский. - Философская энциклопедия, т. 3; его же. Николай Кузанский. - «История диалектики XIV-XVIII вв. ». М., 1974; Pal Sаndor. Nicolaus Cusanus. Berlin, Akademi-Verlag, 1971; Bahr M., Bartsch G. Nicolaus Cusanus. Deutsche Zeitshrift fü r Philosophie, 1964, N 10; Nicolaus von Kues. Wissenschaftliche Konferenz des Plenums der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin anlä sslich der 500. Wiederkehr seines Todesjahres. Berlin, 1965; Wollgast S. Entwicklungsdenken von Nicolaus von Kues bis Giordano Bruno. - Stiehler G. (Hrsg. ). Verä derung und Entwicklung. Berlin, 1974; Bergmann PL, Hedtke U., Ruben P., Warnke C. Dialektik und Systemdenken. Historische Aspekte. Berlin, 1977. P. Floss. Mikulаs Kusаnsky. Zivot a dilo. Praha, 1977. 9 Пал Шандор справедливо замечает, что Бог Николая в отличие от Бога традиционно-схоластического не имеет атрибутов, даже атрибута бесконечности, ибо Бог и бесконечность идентичны (Pal Sandor. Nicolaus Cusanus, S. 61). 10 В ссылках на сочинения Николая Кузанского дается общепринятая пагинация. Произведения, вошедшие в первый том настоящего издания, цитируются по настоящему изданию (Ред. ). 11 Ссылаясь на Николая Кузанского, М. Э. Омельяновский Пишет: «Ныне физика на точном языке своих понятий ставит в конкретную плоскость естествознания вопрос о единстве предельно простого и предельно сложного, вопрос, который являлся когда-то предметом тех или иных философских спекуляций» («Вопросы философии», 1975, № 1, с. 96). 12 Дж. Бруно. Изгнание торжествующего зверя. Спб., 1914, с. 28. 13 Проблемы эстетики в философии Николая Кузанского специально рассмотрены u книге А. Ф. Лосева «Эстетика Возрождения» (М., 1978). 14 Haubst R. Die Christologie des Nicolaus von Cues, s. 306. 15 Tokarski M. F. Filozofia bytu u Mikolaja z Kuzy, s. 61. 16 Разумеется, Кузанец не избежал христианских оценок человека. См. III кн. «Об ученом незнании», малые произведения и др. 17 Блестящий анализ гносеологии Кузанца дает в своей книге «Мышление как творчество» (М., 1975) В. С. Библер. 18 B. Suchodolsky. Narodziny nowozytnei filozofii czlowieka. Warszawa, 1969, p. 148. О ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ (DE CONIECTURIS) Время написания - не позже осени 1444 г., когда умер кардинал Чезарини, которому посвящен трактат. Отсутствие даты, необычное для пунктуального автора, соотносят с явными следами переделок: судя по Прологу, были задуманы три части, (налицо две; некоторые математические примеры даны в одних списках иначе, чем в других; отсылки в «Ученом незнании» к «Предположениям» (следовательно, уже писавшимся к 1440 г. ) не всегда оправдываются. Заметная особенность работы - полное отсутствие имен и цитат. Материалом служит (аналогично геометрии в «Ученом незнании») предельно упрощенная арифметика в виртуозном символическом применении (единица - первоначало, десятка - десять универсальных категорий, 102 - плоскость рационального, 103 - объемность чувственного в др. ). Как ни в каком другом произведении Николая, здесь сказалась воля к созданию всеобъемлющего метода познания, который устанавливал бы сам себя в чистом движении мысли. Даже в диалоге «Простец об уме» эта самостоятельность мыслящего субъекта все-таки смягчена трактовкой ума как образа, чем сделан шаг назад, к миметизму, по сравнению с пониманием причастности как воспроизведения (см. О предп. I 11). «Предположение» - лишь условная передача понятия coniectura (букв. «догадка, прикидка»). Продолжая идею знающего незнания, «конъектура» знаменует преодоление непознаваемости бытия самодеятельной мыслью, проецирующей из своей завершенной цельности предположительные миры, достоверность которых тем выше, чем больше в ней сосредоточенного единства (ср. II i, 76). ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1 Т. е. сама по себе предположительность человеческого знания не предположение, а такая же истина, как существование абсолютного единства. 2 Ср. сходное препоручение более глубоким умам в начале большинства сочинений Николая. 3 Решение - т. е. сведение предмета к простым началам (элементам), «разрешение», «разложение» его (редукция). См. II 3, 89; б, 98; 102 и др.; О богосын. 4, 72 и прим. 13. 4 Т. е. отпадение вещей от единства-равенства-связи дает множество (как разнообразие) - неравенство - разделение; возвращаясь к первоначалу, разум упорядочивает их в множество (как целое) - величину - составность. 5 Ср. Прост. об уме 6, 67; 94; 95; 9, 125. 6 См Боэций. Об устан. арифм. I 2 (здесь, возможно, в передаче Тьерри Шартрского и Экхарта). 7 Имена «единица, двоица (двойка), троица (тройка)» и т. д. означают цельную сущность числа (ср. сл. прим. ); числительные «один, два, три» - охватываемые числом вещи. 8 Аристотель. Мет. V 4, 1020b 6-8: «Сущность любого числа - то, что оно есть единожды; скажем, сущность шести - не три, взятое дважды, а... единожды шесть». 9 См. Боэций. Об устан. арифм. I 2. 10 См. изложение пифагорейской арифметики у Аристотеля (Мет. I 5): Ср. Халкидий. Коммент. на «Тимея» 35: «Десять - завершенное число, ... остальное исчисление... - повторение тех же чисел... Число десятки пифагорейцы называют первой чет верицей, поскольку оно сумма первых четырех чисел». 11 Если 12 < 10, 102 = 100, а 1002 > 1000, то алгоритм образования последующих порядков уже единообразен. Ср. ниже, прим. 26. 12 Универсальное число, или число универсума, - тысяча. Повторение ряда из четырех чисел в трех десятичных порядках -·1+ 2 + 3 + 4 = 10, 10 + 20 + 30 + 40 = 100, 100 + 200 + 300 + 400 = 1000. Необходимость специального объяснения и схемы вызвана непривычностью операций с нулями (переход к «арабской» системе только начинался). 13 См. Об уч. незн. II 6, 123-124. Источником идеи четырех единств считают Прокла, который в «Теологии Платона» говорит о «трех единствах за пределами тела: единящем, умном и жизненном» (I 3) и о «четырех единствах» (I 11). 14 См. II 3, 92; 11, 129; Игра в шap II, 106 - 109. Ср. Платон. Тимей 32b. Правило невозможности точной середины намечено в «Ученом незнании» I 7, 21; 9, 24; 10, 28-29; III 1, 186. 15 О подобном истине (правдоподобном) см. II 9, 117; Об уч. незн. II9, 144. 16 Полнее см. I 8, 36; II 5, 96 и прим. 19; Об уч. незн. II 1 96; 10, 152; III 1, 187 и прим. 2. 17 Ср. Макробий. Комммент. на «Сон Сципиона» I 6, 7-9; «Единое... одновременно мужественно и женственно, четно и нечетно, и само не число, а источник и начало числа» - место, многократно цитируемое Экхартом. 18 См. Об уч. незн. I 11, 32 и прим. 33. 19 См. Об уч. незн. I 3, 9; 5, 13; 17, 47; 18, 52; II 1, 91; 8, 136; III 1, 188; О предп. I 10, 50; Охота за мудр. 26, 79. 20 О бессмертии ума см. Прост. об уме 15; Игра в шар II, 93. 21 Аристотель. Аналит. вторая II 1, 98b 23. 22 Теология, неразъяснимая словами - т. е. апофатическая. Любой вопрос о нем бессмыслен - выпад против схоластического метода «вопросов». Легко заметить, что Николай предпочитает говорить об «искании, разыскании, исследовании (investigatio, inqvisitio, venatio); вопросам у него отводится низшая сфера вещей, ср. I 6, 23 слл. 23 Общеупотребительные выражения рассудка - ср. I 8, 35; Об уч. незн. I 24, 76; Прост. об уме 2, 64. 24 О месте разума см. II 13, 134-136. Ср. Иоанн Скот Эриугена. О раздел. природы III 4: «И когда [ум] это совершает, он непрестанно пребывает в себе; и когда движется, стоит; и когда стоит, движется: его стояние подвижно и его движение постоянно». 25 Корень словесных терминов - ср. Об уч. незн. III 11, 247; Диал. о становл. 4, 165; Компендий 3. 26 Ср. Августин. О граде Божием XX 7: «Апостол... тысячью лет назвал... полноту времен... Десять, взятые десять раз, дают сто; получается фигура квадратная, но плоская; чтобы она получила высоту и сделалась полной, сто умножается снова на десять и получается тысяча». 27 Так, единство возвышается над временем; теорема верна и сейчас, и в любое время; впечатление соответствует или существующему сейчас, или бывшему, или, возможно, будущему; осязать что-то можно только сейчас. 28 См. II 4, 92; Об уч. незн. I 20, 60. 29 См. I 2, 8; Прост. об уме 6, 90; 15, 158. 30 I 4 слл. К единству и инаковости как имени Вселенной - см. Платон. «Тимей» 35ab. 31 Формирующий (formalis) - термин схоластики, где форма (аристотелевский эйдос) - начало бытия и истина вещи. 32 Данная фигура и фигура универсума (I 13, 65) в ряде списков раскрашены по приложенным указаниям автора: «Эта пирамида должна иметь окраску света, другая - тьмы»; «высшая область должна иметь окраску света, низшая - тьмы, средняя - среднюю, причем все постепенно, чтобы верхний малый круг был самого ясного света, а нижний - соответственно самой плотной тьмы». 33 См. Об уч. незн. II 2, 100 и прим. 10. 34 Учение о трех тройных порядках видимого и невидимого миров восходит к Дионисию (О неб. иерархии 6, 2; 7-9; О церк. иерархии 1, 2). 35 См. Аристотель. Мет. V 3, 1014а 30-31. 36 Ср. Экхарт. Толк. на Еванг. от Иоан. 63: «Низшее существует более благородным и совершенным образом на более высокой ступени своего сущностного порядка». 37 См. Ì I 4, 90 - 6, 105. 38 В абстракции рассудка число можно увеличивать до бесконечности (см. I 10, 52), однако в действительности (актуально) для этого нужно было бы располагать актуальной бесконечностью времени. Ср. Об уч. незн. I 5, 13-14; Охота за мудр. 26, 79. 39 См. Прост. об опытах с весами 177 - 178. 40 Т. о. не понимающие, что сияние истины есть вместе ее погружение во тьму, и наоборот. О круговороте восхождения и нисхождения см. I 4, 16 и прим. 16. 41 См. О сокр. боге 3. 42 См. Об уч. незн. II 2, 102-103; 3, 108; НО; О даре Отца светов 2, 98. 43 К понятию скопления (стечения) см. Беседа 121: «Весь этот мир стекается при порождении своих чад, как все родители и предки стекаются при порождении каждого сына... Небо, земля, воздух, огонь и все существующее стекается для участия во всем». 44 Но пак чувство... способом - итог глав 5-8. 45 По правилу о необходимости минимум двух промежуточных звеньев для опосредования противоположностей, ср. I 4, 13 и прим. 14. 46 Об уч. незн. I 4, 11; 17, 49. 47 Т. е. приобщение к первоединому есть воспроизведение его способности порождать из себя упорядоченные подчиненные миры. Ср. Прост. об уме 4; Охота за мудр. 27-29. 48 О небе как объемлющей цельности см. Диал. о становл. 5. 49 К понятию соразмерения см. Прост. об опытах с весами 168. В каждом мире есть все «числа» от 1 до 1000, но в разных масштабах: так, единица чувственного мира в десять раз грубее единства души, в сто раз грубее единства разума и в тысячу - первоединства. Сложное соразмерение «с различением» (изменением алгоритма) см. ниже I 13, 69 и прим. 52-53. 50 Ср. Охота за мудр. 30, 89 (со ссылкой на Дионисия). 51 Ср. II 2, 86; 5, 95; 10, 124. 52 Десятка в каждом мире - это его высший круг, соприкасающийся вверху с большим кругом и являющийся вторым членом ряда, идущего каждый раз от единицы (соответствующего масштаба). 53 Т. e. не соприкасающихся вверху с большим кругом и потому не могущих быть вторыми членами ряда, идущего от единицы. ЧАСТЬ ВТОРАЯ 1 О модусах единства (бытия) см. II 9, 117 -119 и прим 36. 2 Инаковость охватывает и отпадение вещей от первоединства и, как следствие, их отличие друг от друга. 3 См. О вид. бога 6. 4 Другое в математике противостоит единому - ср. Аристотель. Мет. XIII 6, 1080а 30-35. 5 Без учителя - ср. Платон. Менон 82а слл. 6 Ср. Охота за мудр. 4, 9. 7 См. I 10, 50 и прим. 33. 8 В трактате «О геометрических преобразованиях». 9 Понятия души - так Боэций передал термин Евклида koinai ennoiai, «аксиомы». 10 См. I 3, 10 слл. и прим. 10-14. 11 Ср. Эймерих де Кампо. Фрагмент Colliget... в библиотеке Николая (Cod. Cus. 106, f. 234r): «Отношение девятки к восьми, как явствует при их разрешении, подобно отношению числа три, от умножения которого на себя получается девятка, к числу два, которое при умножении на себя дает четверку, половину восьмерки. Здесь причина того, что между 9 и 8 нельзя найти общее среднее, равноотстоящее от обоих. Поэтому... если из музыкальной пропорции 9 и 8 получается тон, то равноудаленный от обоих тонов полутон получиться не может». 12 Поскольку единство - начало и познания, и бытия вещей. 13 Ср. I 13, 67 и прим. 51. 14 В «Ученом незнании» (II 6, 124) на месте самого узкого вида стоит частное, или единичное. 15 В пятом климате, проходившем через Родос, помещался Рим. 16 О мире как речи см. Об уч. незн. II 10, 153. Ср. Платон. Теэтет 201е слл. 17 Бесконечность совпадает с единством - см. Об уч. незн. I 22. 68; II 3, 105; О предп. II 7, 106; 14, 144. 18 Некоторые читают «нисходит». 19 Некоторые читают «восходит». В круговороте восхождения-нисхождения высшее, универсальное, - оно же и низшее как наиболее нуждающееся в существовании; низшее, чувственное, - оно же и высшее как реально существующее. См. I 4, 16 и прим. 16; 8, 36; 10, 53 и прим. 40; II 7, 107; 110; Об уч. незн. III 1, 187 и прим. 2. 20 См. I 6, 25; 11, 58-60 и прим. 47. 21 Приобщается в четверице - см. I 3, 11; 11, 58-60; II 6, 101 - 103; Об уч. незн. II 6, 123; 12, 172. 22 См. Об уч. незн. I 24, 74; Прост. об уме 2. 67. 23 Homo - «человек» - возводится к humus - «почва, земля». 24 От Псевдо-Аристотеля («О цветах» 1) до Нового времени основные цвета привязывались к четырем «элементам». Так, Л. -Б. Альберти («О живописи» 1), называя смешанные цвета «почти бесконечными», «настоящими родами» цветов еще считает огненный (красный), воздушный (голубой), водный (зеленый) и земляной (пепельный). 25 I 4, 12-16; 11, 58-59 и прим. 47; II 6, 98. 26 Примечание автора: «Заметь»! Поскольку цвет - объект видения, зрение наслаждается, видя разные цвета в единстве: тогда объект постигается им непосредственнее, ведь цвет - его объект, а в одном частном цвете видение не достигает всего, что может достичь. Оно поэтому больше достигает в единстве многих цветов, и это единство ему прекрасно и приятно. Так же слух и прочее». 27 См. II 5, 96 и прям. 17. 28 Термин Дионисия (О бож. именах 2, 3; Письмо 2). 29 Ср. выше прим. 19. 30 См. Об уч. незн. I, прим. 3. 31 См. Аристотель. О возникн. и уничт. 1, 318а 23. 32 По принципу круговорота - см. выше, прим. 19. 33 См. ниже II 8, 114-116; Компендий 6. 34 См. Аристотель. Мет. IV 3, 1005b 6-10. 35 Как в силу взаимопроникновения полярных качеств (фигура «П»), так и по принципу «каждое в каждом» (Об уч. незн. II 5). 36 Ср. Об уч. незн. II 9, 144. 37 О модусах бытия см. II 1, 71 и прим. 1, а также Об уч. незн. II 7, 129 - 8, 132; Прост. об уме 7, 97; 9, 125; Игра в шар II 118; Берилл 23, 36-37; Компендий 1, 1. 38 Актуальность вещественного мира отличается от божественной тем, что могла или может быть другой (ср. Об уч. незн. II 8, 137 и прим. 51), тогда как бог заранее уже есть все, что может быть. 39 Модусы длительности - см. Об уч. незн. I 21, 63; Диалог о становлении 2, 154 - 156; О вид. бога 10, 41; Игра в шар II 88. 40 1) Интеллектуальная необходимость (абсолютное единство), 2) вторая интеллектуальная необходимость (обязательные следствия из бытия первоистины), 3) интеллектуальная действительность (первопонятия), 4) интеллектуальная возможность - она же рациональная необходимость, 5) вторая рациональная необходимость (необходимость логического вытекания), 6) рациональная действительность, 7) рациональная возможность - она же чувственная необходимость, 8) вторая чувственная необходимость, 9) чувственная действительность, 10) чувственная возможность. 41 См. Аристотель. О душе II 9, 421а 25. 42 Дух возвращается к себе - ср. II 16, 159. 43 См. I 13, 67 π прим. 49. 44 Ср. Исидор Севильский. Этимологии XI 1, 12: «Не душа, а высшая часть души называется умом (mens), как бы ее голова или глаз». 45 Дух в артериях - см. II 14, 142; Прост. об уме 7, 100 - 102; 8, 112-115. Ср. Иоанн Солсберийский. О семижды семи 4: «В первой части головы, в так называемой ячейке воображения, есть некий более тонкий и подвижный дух (spiritus), чем тот, который разлит по артериям. Когда душа применяет его своим орудием, она в отсутствие вещи схватывает форму в материи. Эта сила души именуется воображением... В средней части головы, в ячейке, именуемой интеллектуальной душой (intellectualis anima), простой и неизменной, душа сосредоточивается в собственной неизменности и... рассматривает формы вещей вне материи... »; Тьерри Шартрский. Коммент. на кн. Боэция «О Троице» II 4 сл.: «В средней части головы, в ячейке рассудка (ratio), есть некий чрезвычайно тонкий дух, эфирный свет. Когда душа пользуется как инструментом этим духом, она... облегчается, делаясь настолько тонкой, что отличает одно состояние от другого, [т. е. форму вне вещи от формы в вещи]». 46 О невозможности ровной середины см. I 4, 13 и прим. 14. 47 См. Об уч. незн. II 1, 94 и прим. 4; Игра в шар I, 48. 48 См. I, прим. 24. Ср. Об уч. незн. I; II. 49 О неизобразимости интеллектуального числа см. Прост. о мудр. I; Прост. об уме; О богосын. 50 Иителлектибельное - неоплатоническое «умопостигаемое», вершина понимаемого умом; интеллигибельное - «умное», присущее энергиям ума. Ср. Прост. об уме 14, 151; Берилл 4, 5; Апол. уч. незн. 7; 20. 51 См. ч. I, прим. 49. 52 Ср. Прост. об уме 5, 82; О вид. бога 2, 33; Компендий 4, 8. 53 Органические ручейки - ср. выше и прим. 44. 54 О совпадении единства с бесконечностью см. II 5, 96 и прим. 17; с бытием - Об уч. незн. I, прим. 8. 55 О триединстве начала см. I 1, 6; Об уч. незн. I 7 слл. 56 О вещах как числах см. Об уч. незн. I 11, 32; III 1, 187 - 188. 57 Ср. Об уч. незн. III. 58 Подобное истине - см. ч. I, прим. 15. Стучатся - см. Лук. 11, 9; ср. Об уч. незн. II, прим. 60. 59 О сочетании стремлений см. выше 7, 110. 60 Интеллект, (ум) нетленен - см. Прост. об уме. 61 Ср. I, прим. 15. 62 Ступени опосредования - см. I 4, 13 и прим. 14. 63 См. I 11, 54-55; Об уч. незн. 64 О даре достоверного познания см. Прост. о мудр. II, прим. 3. 65 Ср. 14, 143; О богосын. 2, 53 слл.; О вид. бога 6. 66 К понятию переносного смысла (transsumptio) см. I 8, 35; II 6, 103; Об уч. незн. I 2, 8; I 10; 21; 23. 67 К понятию света в отношении чувственных искусств см., напр., Прост. об уме 2, 63. 68 В надежнейшей середине - см. наставления Фаэтону у Овидия («Метаморфозы» II 137).
|
|||
|