![]()
|
|||||||
– “Клянусь Аллахом! Если Аллах станет преследовать меня, то накажет так, как не наказывал никого из своих творений”. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 – “Клянусь Аллахом! Если Аллах станет преследовать меня, то накажет так, как не наказывал никого из своих творений”. Хадис № 469 от Абу Хурайры (где слова того человека переданы следующим образом): – “Клянусь Аллахом! Если Аллах станет преследовать меня, то накажет так, как не наказывал никого из миров”.
Хадис № 470 от Абу Хурайры (где те слова не переданы, а передан лишь приказ рассеять его, но есть отличия в других местах текста от номера 467)
Хадис № 471 от Муавии (где слова того человека переданы следующим образом): – “Быть может я собью АЛЛАХА (т. е. обману ЕГО, поставлю в тупик)”
(Как видно эти слова уже нельзя истолковать “по – хорошему”, как в предыдущих вариантах; но это ничего не дает оправдывателям невежества т. к. остается другое толкование, которое в принципе и является самым правдоподобным, и которое выбрал ибн Хаджар; то, что человек сказал это, не будучи в здравом уме (в состоянии аффекта), под воздействием сильного страха перед Аллахом, а как известно ответственность не возлагается на действия, совершенные не в здравом уме. Тахави же вообще не принимает эту версию хадиса, опираясь на то, что она не соответствует версии от шести сахабов):
В этом хадисе, вместо слов: – “АЛЛАХ не станет преследовать меня”, которые были в предыдущих хадисах, приведены слова: – “Быть может я собью АЛЛАХА”. Но мы не нашли его слов в таком варианте нигде из всех хадисов на эту тему, приведенных в этом разделе. И этот вариант передал от посланника (салляЛлахуалейхивасаллям) всего лишь один человек; и это Муавия бин Хайда. И вот он (не будучи даже сахабом), противоречит в этом таким именитым сахабам, как Абу Бакр ас-Съиддъикъ, Хузайфа, Абу Масьуд, Абу Саьид, Сальман и абуХурайра.
(Далее он вдается в подробности и продолжает):
И шестеро имеют гораздо больший приоритет с точки зрения памяти, нежели один человек.
Eще, можно предположить, что смысл варианта от одного человека тот же, что и смысл вариантов от шести сахабов посланника (салляЛлахуалейхивасаллям), которые были ближе к посланнику салляЛлахуалейхивасаллям, но никак не наоборот. Потому, как они передали этот хадис в разные времена, с одним и тем же смыслом, и подходящими друг другу выражениями.
Это означает, что они именно так услышали это от посланника (салляЛлахуалейхивасаллям) и зафиксировали в памяти именно с такими выражениями. Что касается Муавии, то он услышал в такой же форме как и сахабы, но подумал, что смысл тех слов « إ ن ي ق د ر ا ل ل ه ع ل ي », не “не преследовать”, а “Если АЛЛАХ справится со мной”, затем он передал это синонимичным выражением “Быть может я собью АЛЛАХА”, что означает ” быть может я скроюсь от АЛЛАХА”.
Но сам Посланник (салляЛлахуалейхивасаллям) не сказал в таком смысле, он сказал это в смысле преследования (как мы это объясняли выше). Поэтому хадис, пришедший от Муавии имеет тот же самый смысл, что и хадисы от шести сахабов.
Повторимся, то, что передано от шести более близких сахабов, первичнее. Тем более, что среди тех сахабов есть Абу Бакр – один из двоих (наряду с Умаром), относительно которых посланник (салляЛлахуалейхивасаллям) приказал нам следовать им после него.
Мушкиль аль-Асар: В шархеМуватты “Мунтака” говорится: «Неверно предположить, что тот человек своим приказом развеять половину на море и половину на суше, хотел поставить Аллаха в тупик. Неверно, что он верил в то, что Творец не сможет его заново сотворить, если тот совершит это (сожжет себя). Потому, что тот, кто поверит в это войдет в куфр. А Аллах не прощает кафиров, как это следует из Слов Всевышнего: ”Поистине Аллах не прощает, чтобы ЕМУ придавали равных и прощает все, что меньше этого, кому пожелает. ”
И сказал АллахТааля: “Поистине те, которые опровергли Наши знамения и превознеслись над ними – не откроются им двери небес”» (ШархМуватты – Мунтака). Ибн Джаузи сказал: “Непризнание Сыфата Всесилия – куфр единогласно” (Фатх аль-Бари, Ибн Хаджар).
Упомянул Ибн Хаджар различные мнения, одно из которых: «Возможно тот человек сказал это из-за чрезмерного беспокойства и страха, подобно тому как ошибся другой человек и сказал: “Ты мой раб, а я твой господь”» (Фатх аль-Бари, Ибн Хаджар).
А затем говорит: «Самым правдоподобным из мнений является то, что он сказал это в состоянии ужаса, когда чувство страха возобладало над ним, и он не осознавал, что говорит. То есть на самом деле он не подразумевал настоящий смысл того, что он говорил. Таким образом, он оказался в положении неосознающего. Люди в таком положении не несут ответственности за то, что исходит от них. » (Фатх аль-Бари, Ибн Хаджар)
ШархНауауи на сборник Муслима: «Первое толкование: Слова: – «Если АЛЛАХ станет преследовать меня» означают здесь– «Если ОН предопределил для меня наказание», то есть «Если ОН решил меня наказать». В данной ситуации къаддара с шаддой и къадара без шадды имеют один смысл.
Второе толкование: Слова إ ِ ن ْ ق َ د َ ر َ здесь имеют смысл ض َ ي َ ّ ق َ – теснить, ограничивать, преследовать.
Примером использования слова ق َ د َ ر َ в этом значении является Аят: “ف َ ق َ د َ ر َ ع َ ل َ ي ْ ه ِ ر ِ ز ْ ق ه ” – “и ограничит (стеснит) ему пропитание”.
Также это один из смыслов в Аяте “ف َ ظ َ ن َ ّ أ َ ن ْ ل َ ن ْ ن َ ق ْ د ِ ر ع َ ل َ ي ْ ه ِ ” – “И (вспомни) также Зуннуна (тот, что в рыбе – Юнус), когда он покинул разгневавшись (на свой народ за то, что они не уверовали), полагая, что Мы не станем его преследовать (за это)” – 21/87.
Другие ученые сказали: Выражение (в предании от Муавии) имеет прямой смысл, но тот человек не управлял своей речью и не подразумевал настоящий смысл своих слов. Он сказал это, будучи под воздействием чрезмерного ужаса и страха, когда человек теряет способность осознавать и отдавать отчет в том, что он говорит.
Поэтому он из категории тех, кто не в сознании или забыл, которые не несут ответственности. его слова подобны словам того человека, который, когда нашел свою верблюдицу чрезмерно обрадовался и сказал: “Ты мой раб, а я твой господь” (оговорившись). Поэтому этот человек не вошел в куфр по причине оговорки под действием страха.
Другая группа ученых сказала, что это пример употребления образной (иносказательной) речи арабов, когда прямой смысл выражает сомнение, но подразумевается уверенность. Подобное использование наблюдается в следующем Аяте: “Поистине, один из нас либо на истинном пути, либо в явном заблуждении” (34/24 перевод). Как видно прямой смысл выражает сомнение, но подразумевается уверенность.
Также было выдвинуто мнение, что он завещал это с целью унизить и наказать себя за грехи и распутство. Этим самым он надеялся заслужить милость и прощение Аллаха» (ШархНауауи на сборник Муслима).
Сказал шейх АбдуЛлах аль-Убайлян в своём послании про оправдание отвечая на эту шубху: «Первое - нет в этом хадисе того, что этот человек сомневался в способности Аллаха, это лишь то, что понял Ибн Хазм, и последовали за ним в этом другие. А ведь есть другие понимания этого хадиса , среди них то, что его постигло оцепенение разума по причине силы его страха и испуга.
Второе - если бы было то, что он сделал, куфром выводящим из религии, то он не сказал бы в хадисе, в передаче Ахмада с достоверным иснадом от Абдуллаха Ибн Мас'уда: " Этот человек не сделал абсолютно ничего хорошего, КРОМЕ ТАУХИДА, а когда пришла к нему смерть, он сказал своей семье: " Когда я умру, то возьмите меня и сожгите", и до конца хадиса.
И также (со словом " кроме Таухида" пришло в хадисе от Абу Хурейры, от Пророка, у Ахмада и других, с достоверным непрерывным иснадом.
Поэтому, слова Пророка (салляЛлаухуалейхиуасаллам): " Кроме Таухида" - ясный доводом на то, что то, что сделал этот человек, не было куфром выводящим из религии». Источник: " Ар-Рисаля фи мас'аля аль-узрбильджахль", 8.
Сказал Ибн Касир: " Сказал Ибн АбиХатим приводя иснад от Атыйи ибн Кайса: Этот аят был ниспослан о том, который сказал: «Сожгите меня огнем, быть может я скроюсь от Аллаха». Сказал Кайс: «Он каялся день и ночь, после того как произнес эти слова, а затем Аллах принял от него покаяние и ввёл его в Рай» ". (" Тафсир ибн Касир", 7/462)
Сказал Ибн Хаджар: «Аль-Хаттаби сказал: “Читая этот хадис, может возникнуть такой вопрос: как ему будет прощено, если он отрицал воскрешение, способность к оживлению мёртвых? ”
Ответ заключается в том, что этот человек не отрицал воскрешение, а был в неведении и думал, что если с ним поступят в соответствии с его завещанием, то его не смогут воскресить и наказать.
Однако стало известно о его вере после того, как он признался, что именно страх перед Аллахом подтолкнул его на подобный поступок». [«Фатхуль-Бари», 6/522].
Имам Ибн Къутайба говорил: “Этот человек верил в Аллаха, признавал Его и боялся Его. Однако он не знал об одном из качеств Аллаха, и подумал, что если его тело сожгут и развеют по ветру, то он спасется от Всевышнего Аллаха. Но Всевышний Аллах, зная его намерения и его страх перед Его наказанием, простил ему его незнание об одном из его качеств”. См. “Тауильмухталяф аль-хадис” 119.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Этот мужчина усомнился в том, что Аллах Всемогущ и способен воскресить его из развеянного праха. Более того, он решил, что не будет воскрешен, и подобные воззрения являются куфром по единогласному мнению. Однако этот мужчина был невежественным человеком и не знал этого. И вместе с тем он был верующим, боялся наказания Аллаха, за что и было ему прощено”. См. “Маджму’уль-фатауа” 3/231.
Сказал Шейх Алляма, Аба Бутейн в «Аль Интисор ли ХизбиЛляхи ль Муваххидин»: «Касательно сомнения в одном из качеств Аллаха И поэтому сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия, да смилостивится над ним Аллах: " Кто засомневался в каком-либо качестве из качеств Господа, если при этом известно, что он не мог не знать этого, то становится кафиром, а если мог не знать, то не становится кафиром. Затем сказал: Поэтому пророк, мир ему и благословение не сделал такфир человеку, который сомневался в могуществе Аллаха, потому что этот вид неверия не действует, кроме как после достижения посланничества". (Маджмуа ль Фатава, 7 том, 538).
Подобное сказал также Ибн Акыль, и истолковал этот хадис таким образом, что до этого человека не дошёл посланнический призыв.
И выбрал шейхуль Ислам в вопросе качеств Аллаха, что невежественный не становится кафиром, однако, что касается большого ширка и подобного этому, то он не считал так, и мы приведём некоторые его высказывания на эту тему иншаа Аллах. Мы уже приводили некоторые его слова касательно течения " Иттихадия" и других течений, и то, что он считал кафиром даже того, кто сомневается в их куфре». Конец цитаты.
|
|||||||
|