Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сказочные образы



 

Само название подсказывает сюжетную линию этих произведений. Наиболее ярко эти образы воплощены в творчестве Н. А. Римского-Корсакова.

Это и симфоническая сюита " Шахеразада" по сказкам " 1001 ночь", и его знаменитые оперы- сказки" Снегурочка", " Сказка о царе Салтане" , " Золотой петушок" и т. д. В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского-Корсакова сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы (Мороз, Леший, Морская царевна и Др. ). Фантастические образы заключают в себе наряду с музыкально-живописными, сказочно-фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.

Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей.

 

 

 

Здесь же можно упомянуть и фантастические образы в музыке. Фантастическая музыка – это некоторые размышления и фантазии автора. Ни у кого сейчас нет сомнений в том, что фантастические произведения, издаваемые огромными тиражами каждый год, и фантастические кинофильмы, которых также снимается немало, особенно в США, имеют большую популярность. А как насчет " фантастической музыки" (или, если угодно, " музыкальной фантастики" )?

Прежде всего, если подумать, " фантастическая музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события (в том числе и сказочные - мифологические)? А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Проникновение фантастики в музыкальную культуру началось в эпоху романтизма. Но элементы ее " вторжения" мы без труда найдем уже в произведениях музыкальных романтиков, таких, как Моцарт, Глюк, Бетховен. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р. Вагнера, Э. Т. А. Гофмана, К. Вебера, Ф. Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии, тесно переплетающимися с темой противоборства человека и окружающей действительности.

Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига,

известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос, и произведения Генрика Ибсена " Шествие гномов", " В пещере горного короля", Танец эльфов".

И француза Гектора Берлиоза, в чьем творчестве тема стихии сил природы ярко выражена. Самобытно проявился романтизм и в русской музыкальной культуре.

Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского " Картинки с выставки" и " Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купалу, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н. В. Гоголя " Сорочинская ярмарка". Кстати, проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: " Золотой петушок" Римского-Корсакова, " Демон" Рубинштейна, " Пиковая дама" Чайковского, " Русалка" и " Каменный гость" Даргомыжского, " Руслан и Людмила" Глинки.

В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как " Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), " Поэма огня" (" Прометей", 1910), " Поэма экстаза" (1907). И даже такие признанные " реалисты", как Шостакович и Кабалевский, использовали прием фантастики в своих музыкальных произведениях. Но, пожалуй, настоящий расцвет " фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы нашего столетия, с развитием компьютерной техники и появлением знаменитых кинофильмов " Космическая одиссея 2001 года" С. Кубрика (где между прочим были весьма удачно использованы классические произведения Р. Штраусса и И. Штраусса) и " Солярис" А. Тарковского (который в своем фильме вместе с композитором Э. Артемьевым, одним из первых российских " синтезаторщиков", создал просто замечательный звуковой " фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И. -С. Баха). А разве можно представить себе знаменитую " трилогию" Дж. Лукаса " Звездные войны" и даже " Индиану Джонса" (который был снят Стивеном Спилбергом - но идея-то была Лукаса! ) без зажигательной и романтической музыки Дж. Уильямса, исполненной симфоническим оркестром.

А тем временем (к началу 70-х годов) развитие компьютерной техники достигает определенного уровня - появляются музыкальные синтезаторы. Эта новая техника открывает перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные, прямо-таки волшебные звуки, вплетать их в музыку, " лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Итак, с этого момента начинается новая эра, появляется плеяда первых мастеров-синтезаторщиков, авторов-исполнителей своихпроизведений.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.