Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимир Мезенцев 5 страница



Нельзя согласиться с подобной точкой зрения! Особенно если речь идет о таком " увлечении", как спиритизм. А " спиритическим сеансам" у нас не чужды многие, прежде всего молодежь.

Как это обычно происходит? На большом листе бумаги или картона пишут по кругу буквы алфавита, на середину кладут перевернутое вверх дном блюдце, на него пальцы - так, чтобы руки не касались стола, и... замирают в напряженной позе.

Проходят минуты, руки от напряжения начинают дрожать и блюдце приходит в движение. Это значит, что названный " дух" явился. Теперь остается задать ему вопросы, которые вас волнуют, а пришелец с " того света" станет отвечать на них.

Как он это делает? Поклонники спиритических сеансов считают, что " дух"

подталкивает блюдце к первой нужной букве, затем к другой, третьей так из букв складывают слова.

И в самом деле, проследив за блюдцем, можно увидеть, что оно двигается от одной буквы к другой, вначале как бы робко, а затем более уверенно...

Спиритизм - изобретение того же Древнего мира. Еще тогда к нитке привязывали кольцо, а по кругу писали буквы. Когда нитку держали над кругом в руке, кольцо начинало качаться и касаться то одной, то другой буквы.

Многие маги того времени старались с помощью столика с буквами, над которым было подвешено на шнурке кольцо, узнать будущее.

Однако настоящая эпидемия спиритизма вспыхнула неожиданно в прошлом веке. В 1848 году в США в небольшом селении штата Нью-Йорк в семье фермера Фокса стали происходить таинственные вещи. Фоксы переселились в дом, где раньше было совершено убийство, и вскоре родители стали слышать по ночам постукивание в комнате, где спали три их дочери. Что это могло быть? Мысли членов суеверной семьи обратились к потустороннему: может быть, это стучит выходец с " того света", убитый человек, желая обратить на себя внимание?..

Забегая вперед, скажем, что через 40 лет одна из дочерей, Мэджи, публично призналась: тогда, в годы детства, сестры попросту дурачили окружающих. Началось все с того, что девчонки нарочно пугали по ночам стуками свою мать. Но когда слухи о происходящем в доме Фоксов разошлись по свету и сестрам приписали мистическую способность " разговаривать с духами", Фоксы решили зарабатывать большие деньги, дурача суеверных людей. Сестры задавали неведомому " духу"

вопросы и просили его отвечать постукиваниями: при утвердительном ответе - тремя ударами, при отрицательном - двумя. Была разработана и более усовершенствованная система общения с " потусторонним миром": при перечислении букв алфавита " дух"

стучал, когда произносилась нужная ему буква. Таким путем обитатели " того света"

получили возможность отвечать словами...

Какой же шум поднялся вокруг всей этой истории! Модное мистическое увлечение захватило Америку, перекинулось в Европу, пришло в Россию. Люди, верящие в загробную жизнь, принимали " беседы" с душами умерших за чистую правду. Шарлатаны разъезжали всюду, рекламируя свои способности медиумов (т. е. посредников в общениях с " духами" ) и очищая карманы простаков. Признание стареющей Мэджи Фокс в 1888 году уже не могло остановить разгула мистицизма.

В царской России в последние ее десятилетия насчитывалось более двух тысяч официально зарегистрированных спиритических кружков. Вначале это были сеансы, ограничивающиеся манипуляцией со столом: стол начинал подпрыгивать и выбивать ножкой ответы. Затем " духи" стали действовать более решительно: звонили в колокольчик, подавали голоса, выбирали из колоды нужную карту, подбрасывали различные предметы. Даже фотографировались с желающими!..

Расцветал спиритизм, ликовали мистики всех мастей: ведь наконец-то " убедительно доказано" бытие сверхъестественного! " Доказательство" являлось тем более ценным, что в спиритизм верили не " простолюдины". Горячкой спиритизма было охвачено главным образом " высшее общество".

Разумеется, не обходилось без критики и насмешек. Немецкий психолог В. Вундт, которому неоднократно представляли " убедительнейшие доказательства" реального существования духов - их фотографии, с иронией писал: " Я всегда поражался тем, что духи обуты в сапоги совершенно такие же, как носим мы. Это меня очень огорчает, я так надеялся, что в загробном мире сапожники шьют более удобную обувь... "

Но и некоторые ученые увлеклись спиритизмом. С легкостью поверили в него те, кто боролся против материалистических взглядов. Теперь многие из них включились в " крестовый поход" против материализма. Они писали целые книги о спиритизме, " научно" объясняли возможность общения с душами умерших, пересказывали беседы с ними на спиритических сеансах. Спиритизм был объявлен " отраслью положительного значения": поскольку-де он опирается на факты, полученные опытным путем, его достоверность можно уже проверять.

Спириты торопятся взять на вооружение достижения техники. Убежденный спирит шведский художник Юргенсон записал на восьми милях (! ) магнитофонной пленки голоса " жителей загробного мира". А некий Д. Слопер из американского штата Иллинойс получил патент на " спиритический телеграф". Изобретение максимально механизирует спиритический сеанс и делает ненужным обращение к старомодному блюдцу. " Новейший " спиритический телеграф", - сообщалось в прессе, - представляет из себя небольшую подставку на трех ножках. В круглую прорезь подставки вделан шар с разбросанными по его поверхности буквами латинского алфавита. Шар свободно болтается в прорези и нижней своей точкой касается стола, на котором стоит сей телеграфный аппарат для " духов". Стоит только наложить лихорадочно дрожащие руки на подставку, как она заскользит по столу, а шар, вертясь в прорези, будет показывать вам какую-либо букву, составляя очередную спиритическую абракадабру. Д. Скопер заверяет, что его прибор хуже поддается жульничеству спиритов-шарлатанов, чем простое блюдечко".

Дальше - больше! Появляются специальные почтовые агентства по связи с " потусторонним миром". Один из таких ловкачей, промышляющий на одурачивании мистически озабоченных людей, некто Габор из Лос-Анджелеса, открыл контору по передаче посланий умершим от их живых родственников. Каким образом? А очень просто: весточки обитателям " того света" берутся доставлять тяжело больные люди; они-де передадут письма после того, как умрут и попадут в загробный мир.

Конечно, за такую услугу контора Габора взимает деньги.

Но вернемся в прошлый век. Когда известного немецкого химика Юстуса Либиха (1803 - 1873) попросили выступить с докладом о спиритизме и рассказать о связанных с ним таинственных силах и явлениях, он ответил: " Во-первых, здесь не может быть и речи о силах, скорее следует говорить о чьей-то слабости. Во-вторых, здесь нет никаких таинственных явлений. В-третьих, наука со всем этим не имеет ничего общего. В таких делах сможет разобраться господин Зальбрих, директор больницы для умалишенных".

Это был ответ настоящего ученого. Однако от науки требовали обоснованного ответа на вопрос: Что такое спиритизм - заблуждение суеверного ума или за ним что-то есть?

... 70-е годы прошлого столетия. В физическое общество русских ученых поступает записка химика Д. И. Менделеева: " Пришло время обратить внимание на распространение занятий так называемыми спиритическими или медиумическими явлениями как в семейных кружках, так и в среде некоторых ученых. Занятие столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, опытами с уменьшением веса тел и вызовом человеческих фигур при посредстве медиумов грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления... "

Записка возымела действие. В 1875 году была создана специальная комиссия из 12 авторитетных ученых, которые решили всерьез разобраться в спиритических " чудесах". В ее работе участвовали и три сторонника спиритизма.

Они пригласили из-за границы англичанку Клайер, продемонстрировавшую перед комиссией свое " искусство". Поначалу все шло удачно: стол " разговаривал", т. е.

стучал ножками. Тогда комиссия предложила Клайер повторить ее опыты... за специально сконструированными столами, которые исключали возможность использовать мускульную силу. Один из них - манометрический - обнаруживал, чьи усилия толкают его, другой - пирамидальный - был устроен так, что не позволял руками, положенными на стол, ни приподнять, ни наклонить его.

О том, что произошло вслед за этим, рассказывает сам Д. И. Менделеев: " И вот мы сели раз в комиссии с г-жой Клайер за манометрический стол тотчас после того, как простой столик и скользил, и качался, и подскакивал... С нашим столом никаких движений не было. А потом - сколько раз ни просили посидеть за манометрическим столом - все получали отказ. Взяли, наконец, свидетели-спириты стол к себе: " Попробуем дома, тогда сядем". Взяли, а там и отказались от всяких заседаний, говорят: " Вы подозреваете обман, а наш медиум выше подозрений".

Тот же конфуз вышел у спиритов и в опытах с пирамидальным столом, который имел косые, расходящиеся ножки, причем он был не тяжелее стола обыкновенного.

" Следовательно, - замечает ученый, - если бы существовала некоторая медиумическая сила, действующая иным образом, чем мускулы рук и ног медиума, то этот стол с косыми ножками мог бы качаться и подниматься. Но духи в этом случае предпочли молчать! "

Результаты опытов показали, что стол приводился в движение не какой-то таинственной силой, а самим медиумом. Задавая духу вопросы, спириты, сидевшие за столом, сами на них и отвечали. Значит, сознательно обманывали других?

Оказывается, не всегда.

Попробуйте проделать один несложный опыт: подержите на вытянутой руке нитку с подвешенным на конце грузом. Подождите, пока груз перестанет покачиваться.

Теперь мысленно представьте себе, что он начинает раскачиваться в каком-либо определенном направлении, скажем, справа налево или по кругу. И грузик, несмотря на то, что рука все время остается в покое, все заметнее начнет раскачиваться в этом направлении, как бы повторяя вашу мысль.

Почему так? Да потому, что нервная система организма тесно связана с его мышечной системой. Только благодаря этой связи мы можем производить задуманные нами движения. Захотели сжать руку - в коре головного мозга возникает возбуждение, и мозг посылает в соответствующие мышцы руки импульсы возбуждения - биоэлектрические токи. Они вызывают сокращение мышц, рука сжимается. Вот почему четкая, напряженная мысль о каком-либо движении приводит к самому движению.

Впервые вывод о том, что нашу психическую деятельность могут сопровождать движения мышц, высказал И. М. Сеченов в своем знаменитом труде " Рефлексы головного мозга". Он писал: " Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение... Итак, все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение".

В известной степени это может происходить и непроизвольно. Как уже говорилось, одна мысль о каком-нибудь движении подготавливает наш организм к осуществлению этого движения. Более того, это движение уже невольно, автоматически претворяется в действительность. " Мысль о движении, говорил русский физиолог И.

Р. Тарханов, есть уже начало движения".

Уже в наше время, как писал ленинградский профессор Л. Л. Васильев, точными опытами с применением электрографической регистрации импульсов возбуждения доказано, что представление какого-нибудь движения или зрительного объекта, связанного с определенным движением, сопровождается протеканием ритмического ряда импульсов в мышцах, осуществляющих представляемое движение. В частности, представление о каком-либо высоком предмете сопровождается появлением импульсов возбуждения в тех мышцах глазных яблок, которые своим сокращением поворачивают глаза кверху.

Именно такое явление и лежит в основе нашего опыта. Его называют идеомоторным актом (от греческого слова " идея" - мысль, представление и латинского " моторный", т. е. двигательный, приводимый в движение). Нам кажется, что рука остается все время в покое, а в действительности она как бы сопровождает нашу мысль незначительными, незаметными для глаза движениями.

С тем же явлением мы сталкиваемся и на спиритических сеансах: слабые, незаметные на глаз движения рук какого-нибудь из наиболее восприимчивых к идеомоторному акту участников подхватываются другими и передаются столу он начинает постукивать.

Когда присутствующие на спиритическом сеансе задают " духам" вопрос, они заранее предугадывают примерный ответ. Настраиваясь на него, медиумы, сами того не подозревая, затем и выстукивают его. При этом чаще всего происходит так:

первоначальные буквы и слова выбиваются очень неуверенно, а затем, когда слово уже угадывается каждым участником, их действия становятся более согласованными и уверенными.

Кстати, стоит вспомнить один забавный случай, совсем неожиданно разоблачивший спиритов. Не очень грамотный человек вызвал " духа" известного знатока грамматики. Каково же было удивление присутствовавших, когда тот в своем ответе допустил грубейшие грамматические ошибки! Как видно, бывший за столом за главного плохо знал русский язык.

Но продолжим рассказ о работе комиссии под председательством Д. И. Менделеева. В октябре 1875 года перед ней предстали братья Петти. Они демонстрировали капли жидкости, которые-де оставлял " дух", и звон колокольчика, помещенного за занавесом, перед которым сидели медиумы. Из протокола комиссии мы узнаем, как проходила проверка: " Братья Петти производили некоторые из медиумических явлений, обещанных особыми заявлениями, когда не было принимаемо никаких предосторожностей, предупреждающих возможность обмана. Обещанные медиумические явления или вовсе не совершались в присутствии братьев Петти, или же обманные их действия обнаруживались каждый раз, когда принимались членами комиссии простейшие меры, могущие изобличить подлог. Свидетели, ссылаясь на многолетнюю практику спиритизма, а также и сами медиумы требовали при сеансах выполнения таких условий, как темнота или полутьма и удаление членов комиссии от медиумов, при которых устранялась возможность точного наблюдения...

В заседании 20 ноября оказался разрыв занавески, находившейся около медиумов и назначенной для преграждения им доступа к колокольчикам, звон которых составлял обещанное спиритическое явление. При этом на рукаве медиума обнаружили часть нитки, которой были сметаны две половинки занавески. Не появлялись и капли жидкости на месте бумаги, когда голову медиума члены комиссии накрыли скатертью".

Все стало ясно: ученые столкнулись с грубым обманом. Бесспорное шарлатанство обнаруживалось и во всех тех случаях, когда " духи" якобы вылепливали из воска фигуры, фотографировались и т. п. Как только при проведении спиритических опытов принимались меры, предупреждающие обман или разоблачающие его, все " чудеса"

исчезали...

Можно не сомневаться в том, что и в наши дни мы встречаемся на " сеансах"

спиритов с явным шарлатанством.

Еще чаще обманом занимаются шутники. Вспоминается, как после безуспешных попыток заняться спиритизмом в одной семье пришли к заключению, что " без соседа Лени блюдце не ходит". Тот, услышав об этом, весело рассмеялся: " Наконец-то догадались! "

С наглым шарлатанством мы встречаемся и тогда, когда " духи" вдруг начинают стонать, завывать, звонить в колокольчики, позволяют себя фотографировать и т.

д. Стоит внимательно изучить очередную их выходку, и обман станет очевидным.

" Еще в начале XX века, - пишет в своей книге " Мистика перед судом науки"

профессор М. И. Шахнович, - медиумы, связанные шнурами и посаженные за ширму, ухитрялись изображать на спиритических сеансах в темноте " материализацию духов":

появление призраков. Спириты издали множество книг, описывающих эти " чудеса" и снабженных фотографиями " материализованных духов". Однако " чудеса" продолжались, пока не было изобретено инфракрасное оптическое устройство, позволяющее наблюдать все, что делается в тщательно затемненной комнате. " Духи" боятся не только освещения, но и инфракрасных биноклей. В 1967 году в ФРГ гастролировала знаменитая бразильская медиум Дона Ирис. Она демонстрировала " материализацию духа". В зале санатория Херренальбе в присутствии около тысячи зрителей произошел скандал. Некоторые зрители, будучи вооруженными инфракрасными оптическими приборами, увидели, как Дона Ирис на затемненной сцене освободилась от своих пут, накинула на себя тюль, подвесила фальшивую бороду и начала изображать духа. Это превращение было сфотографировано".

И таких разоблачений было множество. Но и в наши дни в Лондоне каждый может прийти в спиритический клуб и за два фунта стерлингов, врученных медиуму, " вступить в контакт с " духами". В ноябре, в день поминовения усопших, в лондонском Альберт-холле - традиционном месте массовых митингов и собраний - " духи" умерших беседуют со своими друзьями и родственниками...

Бизнес с одурачиванием простаков и суеверов на ниве спиритизма поставлен теперь во многих буржуазных странах поистине на деловую ногу. То, каких " высот"

достигают занятия спиритов, хорошо иллюстрирует история Брайди Мэрфи. Произошла она в США в штате Колорадо. Некто Бернстайн, занимаясь гипнотическими опытами, вдруг обнаружил у одной из своих пациенток, Вирджинии Тай, поразительную вещь:

ее душа переселялась из одного тела в другое!..

Рассказала об этом, конечно, сама Тай, находясь в гипнотическом сне.

Оказывается, сначала она была ирландкой, родилась в городе Корк в 1798 году, и звали ее Брайди Мэрфи. Жила в Белфасте, вышла замуж и умерла в 1864 году. А затем снова родилась, но уже в Америке в 1923 году. У души была другая оболочка.

Сказка, не правда ли? Но ловкий гипнотизер-любитель смекнул, что на ней можно неплохо подработать. Он написал о своих сеансах книгу. Историю Мэрфи перепечатали десятки газет, ее изо дня в день обсуждали в радиопередачах, телевидение демонстрировало гипнотические сеансы и усердно пропагандировало идею переселения душ. Появились десятки и сотни шарлатанов, спешивших подработать на всем этом. В одной из газет появилось объявление: " Жили ли вы уже когда-либо?

Мистер Гипнозис из Калифорнии поведет вас назад по времени и по вашему предыдущему существованию. Медицинская сестра и магнитофон к услугам позднейшего доказательства истины. Цена сеанса 25 долларов". Короче говоря, фантазия работала без удержу. Одному человеку объявили, что когда-то он был Ноем, другому - что Наполеоном, третьему - что своим собственным дедушкой! В Лос-Анджелесе дама, усыпленная гипнотизером-шарлатаном, поведала, что раньше она была...

лошадью.

Как и следовало ожидать, поиски Брайди Мэрфи своих " корней" в Ирландии ничего не дали. Но при этом обнаружились любопытные детали: Вирджиния Тай, болтая о своем " первом детстве", рассказала, что хорошо помнит, как малюткой спала на металлической кровати. Ирландцы тут же возразили: " Этого не могло быть, у нас такие кровати появились на полвека позднее".

Спиритизм и политика... Существует и такая связь. Наглядный пример в последние годы демонстрирует Япония, где появилась мода на... " общение с душами" казненных военных преступников. Организуются специальные спиритические сеансы; на телевизионных экранах японцы видят кадры кинохроники, запечатлевшей генерала Хидэки Тодзио, который был казнен как военный преступник номер один. В других кадрах прославляются камикадзе смертники, погибавшие вместе с управляемыми ими торпедами или самолетами.

Ясно, что за подобными сеансами стоят отнюдь не мистики, а совсем иные силы.

Цель " общения с призраками" - попытки оправдать военные преступления, возродить в стране дух милитаризма.

Самым диким из всех суеверий назвал Ф. Энгельс спиритизм. С этой оценкой нельзя не согласиться. Увы, и поныне есть люди, которые не слушают никаких доказательств, изобличающих спиритизм.

В 70-х годах западногерманский журнал " Буните иллюстрирте", издающийся в Мюнхене, опубликовал подробный отчет своего репортера, присутствовавшего на новейшем спиритическом сеансе: " Сильные лампы освещают многочисленные панели приборов, диски магнитофонов и другие аппараты. Руководитель эксперимента венский инженер Франц Зайдль включает какие-то устройства, модулирует частоты, отлаживает записывающий аппарат. В общем, здесь все выглядит так же, как если бы это был центр управления радиопередачами. Сеанс, во время которого Зайдль, обращаясь к микрофону, задавал свои вопросы, длился примерно десять минут.

Внешне это выглядело как разговор по телефону, при котором мы слышим вопросы, задаваемые одним собеседником, но не слышим ответов, которые он получает с другого конца линии".

О чем же шла речь? Да о том же самом, что и в XIX веке! " Инженер" Зайдль с помощью современной электроники вызывал с " того света" некую Сильвию Реннер, исчезнувшую из дому при таинственных обстоятельствах. И репортер далее описывает сеанс: " Дорогие потусторонние друзья, - говорит в микрофон Зайдль, - мы хотим получить от вас помощь. Сегодня здесь находятся родители исчезнувшей Сильвии Реннер. Сильвия, слышишь ли ты нас? " Затем инженер умолкает, словно для того, чтобы выслушать ответ этих друзей из мира духов. Выждав, он продолжает: " Сообщи о себе своим именем! " Еще пауза. " Где можем мы найти твое тело? - задает он третий вопрос. Пожалуйста, Сильвия, помоги твоим родным найти тебя, укажи им место твоей гибели... "

И все это печатается в солидном журнале вполне серьезно, без тени сомнения в достоверности происходящего. А устройство Зайдля, названное им " психофоном", преподносится как последнее научное достижение радиоэлектроники!

... " Сейчас перед вами выступит маг и волшебник. Вы увидите собственными глазами удивительные чудеса, на которые способен этот человек! " Такие слова иной раз говорят в цирках, представляя зрителям артиста-иллюзиониста. Люди поражаются его необыкновенному умению показывать на арене " чудеса". Никто при этом не сомневается, что видит лишь фокусы. Но ведь такие же фокусы демонстрируют легковерным людям спириты!

Из последних сообщений: в число членов редколлегии одного итальянского спиритического журнала включены... Шекспир и Данте. " Дух" Данте не остается пассивным - он пишет передовые...

ПРИВИДЕНИЯ ПРИ БЛИЗКОМ ЗНАКОМСТВЕ

В книге " Невыдуманные истории" Герой Социалистического Труда академик В. С.

Емельянов рассказал: " В студенческие годы в вагоне поезда мы встретили знакомого студента с горного факультета. Его было трудно узнать: на лоб спускалась седая прядь волос: " Не признаете? Я тоже из Горной академии. Да, поседел, ничего не поделаешь, бывают истории - нарочно не придумаешь... " На угольной шахте Кызыл-Кия, где парень был на практике, произошел обвал. Засыпало трех шахтеров.

Двух откопали, а третьего не нашли. Когда работы под землей возобновились, в первый же день распространился слух: в шахте кто-то ходит! Спускаться в забой никто не хотел. Тогда студент-практик сказал: " Пойду я". Дошел до забоя и вдруг услышал шаги, а затем увидел фигуру человека с распростертыми руками. В ужасе хотел было бежать, но затем, пересиливая страх, закрыв глаза, рывком бросился к фигуре, схватил ее и упал без чувств".

Привидения... Сколько ходит о них мистических рассказов! В них, конечно, трудно поверить, еще труднее отделить неправду от сознательной лжи и тем более установить материальную, естественную основу того, что будто бы видели рассказчики. Но попробуем разобраться.

Одну группу привидений-призраков порождает наша психика.

... Сойдя с пригородного поезда, молодая женщина торопится к знакомым на дачу.

Вечер. Быстро сгущается тьма. И вдруг впереди возникает человеческая фигура. В голове женщины проносится мысль о недобрых людях. Идти навстречу или повернуть назад? Она делает несколько шагов, но очертания человека, который только что так ясно был виден, пропадают. Перед женщиной сломанное грозой дерево.

Здесь налицо иллюзия - искаженное восприятие действительности (от латинского " иллюзио" - " заблуждение" ). Вызывается она обстановкой, в какой человек находится, тем, о чем он думает. В приведенном случае призрак порожден воображением. Женщина, увидевшая в дереве человека, уже думала о возможности такой встречи. Причем мысли ее могли быть и нечеткими, неясно выраженными. Она могла подумать о возможности неприятной встречи лишь мельком и тут же, идя дальше, об этом забыть, но в мозгу, в подсознании, мысль об этом осталась. И стоило увидеть что-то, даже весьма отдаленно напоминающее фигуру, как заработало воображение, которое почти бессознательно превратило неясные очертания встреченного предмета в фигуру человека.

Еще чаще бывает так: стоит подумать о том, что по дороге можно встретить чем-то опасных или неприятных людей, и эта мысль уже не отпустит, не даст покоя. Ваше внимание ко всему, что появляется по пути, обостряется. Разыгрывается воображение. И если человек суеверен, не чужд мистике, то обычный пень оборачивается для него лешим, а низко пролетевшая сова преображается в невесть какую нечистую силу. На кладбище таким людям мерещатся поднявшиеся из могил мертвецы...

Другими словами, иллюзии - это следствие самовнушения, а иногда и чьего-то внушения. Подобно тому, как иной человек может внушить себе заболевание горла, а затем действительно обнаруживает, что ему больно глотать, так и с иллюзиями: мы настраиваем свои мысли в определенном направлении. Если, например, думаем о ворах, забравшихся в дом, то любой предмет, отдаленно напоминающий человека, может быть принят за него: наше сознание уже подготовлено к такой встрече, воображение дорисовывает у неясно видимого предмета черты ожидаемого.

Иллюзии-призраки, пожалуй, самые безобидные из привидений, порождаемых нашей психикой. Многие другие не столь обычны и не столь безобидны. Таковы галлюцинации (от латинского " галлюцинацио" - " бред" ). Чаще всего они связаны уже с нарушениями психики, с расстроенной нервной системой.

Склонность к галлюцинациям иногда развивается под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, навязчивых мыслей. Галлюцинации бывают у фанатически религиозных людей. Бесконечные, изнуряющие организм, психику молитвы и посты, постоянные мысли о греховности, об адских муках и о спасении - все это приводит к тому, что человек становится нервнобольным, а с болезнью приходят видения. Фанатически верующий может увидеть прямо перед собой богородицу, какую он видел на иконах.

Этот образ зримо ярок, и верующий отказывается поверить, что привидение существует лишь в его отуманенном, отрывочном сознании.

Изучая это психическое явление, ученые установили, что галлюцинаторные видения возникают, когда в коре головного мозга возбуждение клеток резко преобладает над процессом торможения: их можно назвать сном наяву. Как и при обычных сновидениях, при галлюцинациях контроль сознания бывает неполным или даже отсутствует совсем. Поэтому рождающиеся в мозгу больного образы и картины нередко переплетаются самым нелепым, сказочным образом. И если человек верит в чертовщину, он может увидеть и черта, и домового, вылезающего из темного угла. В сознании, находящемся под гнетущим впечатлением всякого рода мистических рассказов, оживают следы былых раздражении. Они-то и формируются в образы всевозможных призраков.

Галлюцинациям способствуют те же самовнушение и внушение. Вот такой случай описан в книге " Заметки психиатра". Ее автор Л. А. Богданович рассказывает о женщине, которая страдала тяжелым нервным заболеванием. В детские годы на нее угнетающе действовала религиозная атмосфера в семье. Изнуряющие молитвы, запугивание адом привели впечатлительную девочку к нервному заболеванию. Она со страхом слушала рассказы фанатически богомольной тетки о сатане. Постепенно в неокрепшем сознании ребенка сложился яркий образ дьявола. Девочку стал пугать всякий ночной шорох. Однажды перед сном тетка, увидев ее испуганное лицо, сказала: " Согрешила? Вот явится к тебе дьявол! " Ночью мысль о том, что к ней придет страшный гость, не покидала девочку. И дьявол явился! С горящими глазами и небольшими рожками, как у соседской козы. Он показался в темном углу, мгновение помедлил и вдруг протянул к ней свою черную лапу. Ребенок закричал и потерял сознание...

Убедительным опровержением сверхъестественности галлюцинаций может служить тот факт, что их можно вызвать искусственно. Изучая условия и причины появления подобных призраков, еще в прошлом веке одна английская исследовательница-врач вызывала у себя видения, уединяясь в отдельной комнате и стараясь устранить все внешние впечатления. Она пристально вглядывалась в поверхность какого-либо блестящего предмета - кристалла, зеркала; это утомляло мозг, и на фоне сумеречного сознания всплывали образы галлюцинаций.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.