|
|||
Владимир Мезенцев 3 страницаВ жизни знаменитого итальянского певца Карузо был такой случай. 13 октября 1894 года еще никому в то время не известный Энрико пришел к директору неаполитанского театра " Меркаданте" на испытание в присутствии великого Пуччини. Карузо ожидал этого свидания с тяжелым сердцем: он страшился тринадцатого числа. Отказаться от столь важной встречи было немыслимо, но... тринадцатое число! Чтобы как-то успокоиться, придать себе уверенности, молодой певец решает взять в театр свой талисман и еще с вечера кладет его в карман. Утром он отправился в театр. Проклятое число не давало покоя. " Может быть, вынуть талисман из кармана и держать его в руках во время пения? " подумал Карузо. Но что это?! Он лихорадочно роется в карманах. Талисмана нет! Вернуться домой, поискать?.. Но уже половина десятого, пора быть в театре. " Что делать? - одна мысль перебивает другую. - Ведь сегодня все может решиться. Понравится пение директору театра, и со мной подпишут выгодный контракт. Надо петь! Петь, даже если потерян талисман". - Ну, что же вы нам споете? И Энрико отвечает (он никогда не мог объяснить, почему): - " Каватину" из " Фауста". А ведь именно это ему запретил петь учитель, так как голосу певца тогда еще не хватало высоты и уверенности. Провал. Полный провал. " А все талисман". Но зачем обманывать себя: главной его причиной был страх: голос отказался повиноваться. Карузо не помнил, как очутился дома. На полу у своей кровати он увидел талисман. И тут же появился голос! После этого случая Карузо купил медальон и вложил в него свой талисман. Отныне он всегда будет висеть у него на шее... Карузо стал профессиональным певцом. Его знают, наперебой приглашают на гастроли... Он в Трапани, на острове Сицилия. Все билеты распроданы, зрители с нетерпением ждут начала оперы. Но спектакль не состоялся: снова помешало тринадцатое число. - Сегодня я выступать не могу, - заявил певец директору театра. - Почему? - Пропал мой талисман! - Вы что, с ума сошли? Вы мужчина или истеричная примадонна? - Поверьте, у меня ничего не получится. Два года назад, когда я оказался без талисмана, случилось именно так. Как же меня преследует эта проклятая " чертова дюжина"! Директор угрожает: - Синьор Карузо, вы не знаете, что такое Сицилия! Если вы не выступите, зрители разгромят театр. А нас с вами убьют. Карузо идет на сцену. Он пытается петь, но не может... Певец, не успев снять грима, удрал в свой отель. А на утро следующего дня горничная принесла ему медальон с талисманом: случайно вместе с рубашкой он попал к прачке. И Карузо обрел голос. В тот же день у него произошел разговор с директором театра: - Дорогой синьор Карузо, сегодня вечером вы все же будете петь. Обязательно! - После того, что случилось вчера?! - Но вы не знаете, что было потом! Вместо вас выступил один из певцов нашей труппы. Публика прогнала его. Представьте, она потребовала, чтобы вернулись вы. В тот же вечер Карузо превзошел самого себя. Именно с тех пор певец был объявлен величайшим тенором мира. Выступал он часто, но был в каждом месяце один день, когда знаменитый певец ни за что не хотел выступать. Однако прошли годы, и Карузо, человек достаточно умный, понял, что его неудачи, связанные с тринадцатым числом, просто-напросто результат самовнушения. Он начал выступать и в эти дни. - Больше я не верю в глупые предрассудки! - говорил он позднее. Конечно, далеко не все придают значение числу 13. Чаще это, повторяю, наблюдается у людей с повышенной нервной возбудимостью. Но то, что подобные мистические приметы в какой-то мере портят жизнь суеверным людям, бесспорно. Носители таких предрассудков редко открыто признаются в том, что они находятся в плену у мистики. Это и понятно: нелегко обосновать человеку, почему он верит в благоглупости, которые никак нельзя согласовать со здравым рассудком. Человек порой сам видит абсурдность подобных примет, но... верит. Потому, что не имеет твердых, систематических знаний об окружающем мире и еще потому, что ему с детских лет внушили (именно внушили, а не доказали! ) эту слепую веру. И как тут не вспомнить то же гадание на трамвайных билетах! Оно по своей сущности вполне равнозначно вере в " зловредность" числа 13. И молодая мать, конечно, не думает о том, сколь неосмотрительно приучает она своего ребенка к мистическому восприятию мира. Конечно, развлечения с цифрами на трамвайном билете в подавляющем большинстве случаев не отражают какого-то мистицизма, но при известных обстоятельствах они могут порождать мысли, далекие от реальности. Нетрудно представить себе простой случай: дважды или трижды погадавший на цифрах вдруг замечает, что " счастливое" число, оказавшееся у него в руках, и в самом деле приносило ему в те дни удачи, и этого порой бывает достаточно, чтобы встать на путь, влекущий человека в мир иллюзий. Тут многое зависит от идеологического настроя, от общего уровня знаний и, несомненно, от особенностей психики каждого конкретного человека. Недаром говорят: " Результат зависит от точки зрения". В подтверждение можно вспомнить полет в космос Владимира Шаталова. Космонавт-13 стартовал с Земли в понедельник 13 октября. Когда перед полетом ему шутя сказали о столь " несчастливом совпадении", Шаталов, смеясь, ответил: " А я верю только в счастливые приметы... " В заключение этого небольшого обзора истории цифровой мистики стоит сказать о том, что халдейская премудрость не обошла и христианскую религию. В Библии, в Откровении Иоанна Богослова мы читаем о книге судеб человеческих, запечатанной семью печатями, о семи ангелах, творящих на земле суд божий, о семи чашах гнева божия, вылитых на землю, и т. д. Там же говорится о зашифровке Антихриста, " число его шестьсот шестьдесят шесть" (Откровение, гл. 13). Как это напоминает " пронумерованных" халдейских богов! А когда католическая церковь вела ожесточенную борьбу с религиозным реформатором Лютером, богословы Ватикана старались " математически доказать", что с ним связано именно это число и, значит, он - не кто иной, как враг Христа. Не остались в долгу и протестанты. Единомышленник Лютера немецкий математик М. Штифель путем каббалистических вычислений " доказывал", что в действительности Антихристом является сам папа Лев X. Неплохая иллюстрация к содружеству махровой мистики с ортодоксальной религией! И еще об одной стороне числовой мистики, относящейся уже к нашим дням. Время от времени, как говорится, с легкой руки манипуляторов мистических упражнений с числами появляются и начинают гулять в народе лживые подтасовки, рассчитанные на потребу легковерных людей и, конечно, на громкую сенсацию. Об одной " удивительной загадке" подобного рода рассказал московский философ Л. Т. Пинчук. Помнится, около десяти лет назад с ней столкнулся и я. Показавший мне " Загадку Кеннеди и Наполеона" далеко не глупый человек сказал тогда только одно: " Это - поразительно! " Но послушаем Льва Тимофеевича: - Лекция по философии окончена. Старосты групп подают на подпись журналы посещаемости. И, как обычно, ко мне подходят студенты, любители поговорить о " каверзных" проблемах. Начинает высокий мягко улыбающийся студент: " Вы сегодня говорили о необходимости и случайности. Все понятно, но обратите внимание на такой факт. - Он подходит к доске, берет мел, пишет на ней и читает: - Линкольн был избран президентом США в 1860 году, Кеннеди - в 1960-м - разница 100 лет. Оба были убиты в пятницу в присутствии жен. Преемником Линкольна был Джонсон, преемником Кеннеди - тоже Джонсон. Первый из них родился в 1808-м, второй - в 1908 году - разница 100 лет. И тот, и другой южане, демократы и до того, как стать президентами, были сенаторами. Убийца Линкольна родился в 1829-м, убийца Кеннеди - в 1929 году - разница 100 лет. Оба преступника были убиты до суда... - Студент смотрит на меня: Чем объяснить такое фатальное совпадение? Что это - необходимость или случайность? Допустим, здесь мы столкнулись со случайностью. В таком случае - другой пример. Наполеон родился в 1760-м, Гитлер - в 1889 году разница 129 лет. Наполеон пришел к власти в 1804 году, Гитлер - в 1933-м разница 129 лет. Наполеон занял Вену в 1809-м, Гитлер - в 1938 году разница 129 лет. Наполеон напал на Россию в 1812 году, Гитлер - в 1941-м разница 129 лет. Наполеон проиграл войну в 1816-м, Гитлер - в 1945-м разница 129 лет. Оба пришли к власти, когда им было по 44 года, оба напали на Россию в возрасте 52 лет, а проиграли войны в 56... - Минуту помолчав, чтобы посмотреть, какое впечатление на слушателей произвели его выкладки, студент продолжал: - Не кажется ли вам, что во всех этих совпадениях есть нечто таинственное? И не может ли это служить доказательством мнения пифагорейцев о том, что числа правят миром, предопределяют судьбу человека? " - " Ну, два примера еще ни о чем не говорят, - вмешался в разговор другой студент, - простое совпадение случайностей". - " Совпадение случайностей? - говорит первый студент. - В таком случае - еще примеры. Династия Меровингов берет свое начало в 427 году. Сложите цифры года и вы получите число 13 (4 + 2 + 7 = 13). Прекратила свое существование она в 670 году; при сложении цифр - 6 + 7 + 0 - опять получаем 13. Число королей этой династии было тоже 13... " Все ожидали, что я скажу. И я сказал: " Ну, что ж, давайте разбираться. Прежде всего подчеркнем следующее: если мы утверждаем, что в жизни того или иного человека фатальную роль играет какое-то число, то мы должны проверить все важные события в жизни этого человека. Согласны? И если хоть одно из этих событий не подтверждает найденной закономерности, то " роковое" число перестает быть таковым. С какой же картиной мы встречаемся? В примере Наполеон - Гитлер принимаются во внимание одинаковые даты их рождения. Но почему же тогда не учитываются годы смерти? Да просто потому, что между ними нет разницы в 129 лет, как в первом случае: Наполеон умер в 1821-м, а Гитлер - в 1945 году - разница в 124 года. Кстати, легко обнаруживается подтасовка с датами рождения. Наполеон родился не в 1760-м, а в 1769 году. Значит, разница между годами рождения Гитлера и Наполеона составляет не 129 лет, а 120. И в другом примере - с Линкольном и Кеннеди - о расхождении в годах смерти не упоминается, а расхождение существенно отличается от " рокового числа": Линкольн был убит в 1865 году, а Кеннеди - в 1963-м. Линкольн родился в 1809 году, а Кеннеди в 1917-м. Линкольн был избран в первый раз президентом США в 1860 году, а в 1864-м был переизбран, чего с Кеннеди не было. К тому же, Кеннеди официально вступил на пост президента не в 1960-м, а 20 января 1961 года. Судите теперь сами, как подгонялись факты, чтобы только подтвердить вымысел о " роковом числе". Что же касается совпадений в приведенных датах, то и в них заметно явное стремление подогнать факты. В самом деле, если разница между годами рождения Наполеона и Гитлера составляет 129 лет и оба они пришли к власти с разницей в 129 лет, то вполне ясно, что в это время им было по 44 года и не могло быть иначе. То же самое следует сказать о датах нападения на Россию и окончания войн: если разница между этими событиями составляла 129 лет, то и их возраст в то время тоже не мог не совпадать. Что же получается? Приведенные примеры не могут служить доказательством того, что миром и судьбами людей правят числа. И даже если бы все приведенные здесь выкладки были безукоризненными, то и в этом случае они тонут в бесчисленном множестве судеб остальных людей, которых никак нельзя подвести под " роковое число". Мистика чисел паразитирует на случайных совпадениях, не более". ... Как видим, и в абстрактной во многом математике нам не уйти от мировоззрения, от взглядов и представлений конкретных людей, которые определяют их миропонимание и мироощущение, а значит, и идейные позиции. И математика может служить и служит как прогрессу, так и мракобесию. На одной и той же марке электронно-вычислительной машины рассчитывают ныне орбиты космических кораблей и " вычисляют" гороскопы для людей, живущих в надуманном мире иллюзий. ТРОЙКА, СЕМЕРКА И... ПИКОВАЯ ДАМА Кто не знает эти карты, погубившие героя пушкинской повести Германна!.. Конечно, погубили его безрассудная страсть к карточной игре и желание сразу разбогатеть. Однако гениальный творец " Пиковой дамы", думается, не случайно привнес в свое повествование о несчастном игроке некую долю мистики. Ведь погубила его пиковая дама, а она у карточных гадалок неизменно означает тайную недоброжелательность... Вот о гаданиях, в основе коих лежат мистические идеи, мы и потолкуем. Из неоглядной дали времен идет эта волнующая мечта: узнать, что ожидает нас завтра, через год, через два... Начиная новое дело, человек всегда думает, как будет осуществлять задуманное. Рядом с повседневными делами живут наши мечты и надежды. Именно они прежде всего и питают наше извечное стремление увидеть и предвидеть грядущее. Но как это сделать? Не имея знаний для научного предвидения, человек порой ищет возможность заглянуть в грядущее в гаданиях. Как только и на чем только не гадали в древности! Широко распространено было гадание по внутренностям домашних животных. Вот как это описано в клинописных табличках ассирийского царя Ашшурбанипала (VII век до н. э. ): " Если в желудке осла имеются с правой стороны впадины, то последует наводнение. Если внутренности осла завернуты на правую сторону и синеваты, то будет печаль и горе в Стране царя. Если внутренности осла завернуты на левую сторону и синеваты, то не будет ни печали, ни горя в Стране царя". Или: " Если серая собака забежит во дворец, то он погибнет в пламени. Если желтоватая собака забежит во дворец, то царя ожидает насильственный конец. Если рыжая собака забежит во дворец, то с врагами будет заключен мир" и т. д. Вот несколько названий гаданий прошлого: беломантия - гадание при помощи стрел; гепатомантия - гадание на печени; элевромантия - на муке; электриомантия - с помощью петуха; гаруспиция - гадание по внутренностям животных; ботаномантия - гадание по листьям; гидромантия - гадание на воде; дикталомантия - с помощью кольца; кантомантия - гадание с дымом; пиромантия - по огню; иеромантия - с воском на воде; клейдомантия - с ключом; коскиномантия - с решетом... Конечно же ни одно из этих гаданий и все они вместе не могут предсказать, что произойдет с человеком в будущем, если... не помогают хитрость, изворотливость гадателя, его наблюдательность, а иной раз и осведомленность. В Древней Греции долгое время большой известностью пользовался оракул в Дельфах. Люди верили, что его устами вещают сами боги, к нему шли за советами. ... Царь Лидии (в древности страна на западе Малой Азии) Крез готовился в поход против персов. Как посмотрят на это боги? Он пришел к дельфийскому оракулу. Как было принято, принес жертву богам, вошел в храм и изложил свою просьбу. Оракул подвел его к большому золотому треножнику, стоявшему над расщелиной в скале; из расщелины выходили дурманящие газы. К треножнику подвели мертвенно-бледную женщину, пифию, жрицу-прорицательницу: именно через нее боги передавали оракулу свои советы и повеления. Пифию начали окуривать дымом горящего лавра; затем она выпила глоток воды из священного ключа, взяла в руки лавровую ветвь и выжидающе взглянула на оракула. По его знаку женщине помогли подняться на треножник, обложенный ветками благородного лавра, чтобы газы, выходящие из расщелины, сильнее подействовали на прорицательницу. - Что ты хочешь знать? - раздался голос оракула. - Могу ли я перейти реку Галис и начать войну с персами? - спросил Крез. Между тем дурманящие газы оказали свое воздействие на пифию. Глаза ее зажглись безумным огнем, она судорожно глотнула воздух и стала что-то бессвязно бормотать. Оракул подал знак, и женщину сняли с треножника. Теперь ему предстояло раскрыть смысл того, о чем бессвязно бормотала пифия. Помолчав несколько минут, он произнес: - Боги говорят: " Перейдя Галис, ты разрушишь великое царство". - Слава богам! - воскликнул Крез. - Я разгромлю великое царство! Лицо оракула оставалось невозмутимым. Ободренный пророчеством, царь Лидии ускорил последние военные приготовления. Огромное войско выступило в поход. А несколько дней спустя пришла весть: лидийская армия разгромлена персами; сам Крез едва спасся бегством. Взбешенный, он явился к оракулу: - Ты предвещал мне победу, но моя армия разбита! Враги вторглись в мою страну. Жрец резко ответил: - Боги не лгут! Ты не понял пророчества... Крез с недоумением посмотрел на него: - Боги вещали: " Великое царство, которое будет разрушено после перехода Галиса, - твое царство! " Подавленный полководец медленно пошел к выходу, не видя усмешки на губах служителя богов... Всякий раз, когда в дельфийский храм приходили желающие посоветоваться с небожителями, узнать их волю и свое будущее, оракул изрекал все неопределенно и двусмысленно; его можно было понять по-всякому, так что любые повороты событий легко подводились под " пророчество богов". В этом и состояла мудрость дельфийских жрецов. Вместе с тем, будучи хорошо осведомленными о происходящем, о положении дел, обо всем вокруг, они нередко давали и верные предсказания. Не без основания французский философ Поль Гольбах в своем " Карманном богословии" саркастически писал: " Очень полезно выражаться недостаточно ясно: рано или поздно прослывешь пророком". Слава о дельфийских оракулах гремела не один век - до 390 года н. э., когда газы перестали выходить из расщелины и храм закрыли. Дельфийский оракул был, конечно, не единственным в Древнем мире. Хорошо кормились пророчествами и другие. В некоторых храмах жрец-предсказатель сам садился внутрь идола, изображавшего бога, и вещал оттуда. Вспомним, как остроумно высмеял предсказания подобных гадателей Иван Андреевич Крылов: Пока был умный жрец, кумир не путал врак; А как засел в него дурак, То идол стал болван болваном... Туманные, двусмысленные пророчества оракулов древности напоминают предсказания современных гадалок. У нас и теперь особенно широко распространено гадание на игральных картах. Такие ворожеи обычно говорят: " Вам предстоит дорога", " Вас ждут дела в казенном доме", " У вас будут неприятности, но, в конце концов, все обойдется благополучно" и т. д. Но ведь так нетрудно предсказать судьбу любому. Гадалка говорит о предстоящей дороге, но не уточняет, куда, когда и по какому поводу будет эта дорога. Удивительно ли, что такое пророчество сбывается? Ворожея произносит общие фразы, а события к ним суеверный человек подберет сам. Нужно лишь, чтобы этот человек верил гаданиям. Но спросите " пророчицу" о чем-нибудь конкретном, скажем, о том, с кем вы встретитесь сегодня вечером, какую книгу читаете или кто пришлет вам скоро письмо, и ни одна гадалка ничего внятного не скажет. Люди, верящие в гадания, не хотят замечать и того, что, заставь ворожею еще раз разложить карты (или погадать по книге, цифрам и т. д. ), то в большинстве случаев они предскажут совсем не то, что прежде. И опытная гадалка внимательно следит за тем, как воспринимается ее гадание. Увидит, что человек иронически улыбается, - значит, сказала что-то не так, нужно немедленно поправляться. Она на ходу вносит изменения в предсказания " судьбы" своего " клиента". А если гаданием занимается человек наблюдательный и неглупый, он обращает внимание на весь облик - внешний вид, речь, психическое состояние, образованность пришедшего к нему " пытать судьбу". В умелой беседе во время гадания ворожея узнает и взгляды его на жизнь, заботы и желания... А затем не столь уж трудно вложить в " голос судьбы" слова и фразы, которые удивляют легковерных людей " проницательностью", заставляют их поверить уже всему, что сказано шарлатаном. Мне пришлось однажды самому услышать откровенное признание: " В гадания я не верю. Сама в войну гадала. Знаешь, что у людей горе, ну и утешишь их как можешь. А как угадывать то, что было? Да они сами все высказывают во время разговоров. А когда их же слова начнешь пересказывать, удивляются: как это я могу все так точно знать? " Но я жду возражения от поклонников карточного гадания: " Это гадание исключает конкретные картины будущего". Но тогда каков прок в таких гаданиях? Ведь набор общих фраз может волновать только дремучего обывателя. Вспомните также, что нередко любители гаданий на картах придерживаются определенных правил: " чтобы гадания были точнее". В действительности же эти правила призваны оправдать неудачи в карточных гаданиях. Надо, например, чтобы на картах гадали не более двух-трех раз, в противном случае они " устанут" и могут дать неверные предсказания. И когда " клиент", услышав что-то неприятное, просит повторить гадание, у гадалки на этот случай есть ответ: " Карты устали". Впрочем, не будем упрощать вопрос. Среди гадалок можно встретить очень разных людей, и в этом, наверное, одна из причин того, почему в народе нет-нет да и пройдет слух, что где-то, мол, объявился человек, который " видит все как на ладони". И затем следует рассказ о том, как верно он все предсказал одному, другому, третьему... Преподаватель Воронежского медицинского училища А. Колесникова провела интересное исследование. Она предложила своим учащимся вопрос: - Почему, по вашему мнению, ходят к гадалкам? И что гадалки за люди дурные или добрые? И есть ли доля истины в их словах? - Конечно, это дурные люди, - сказала одна из студенток. - Вторгаются бессовестно в сокровенные чувства людей, запускают руку не только в чужой кошелек, но и в душу. Кто не знает назойливых цыганок!.. - А я слышала, что многие помогают, угадывают будущее, - возразила другая девушка. - В пригородах и в деревнях нашей области есть такие женщины... Познакомьтесь с ними. Понаблюдайте. А потом соберемся и продолжим наш разговор, - подвела итог спору преподаватель. В конце месяца в той же аудитории продолжилась беседа. - Нашу деревенскую гадалку, - рассказала Саша, - многие в селе знают и зовут запросто тетей Ксеней: живет она там всю свою жизнь. Выросла в многодетной и бедной крестьянской семье, родила шестерых детей. Никаким гаданием до войны не занималась. Взялась за карты, когда муж на войну ушел. Сначала себе " раскидывала", а потом стала делиться с женщинами, что им по картам выходит... Пришла я к тете Ксене и говорю: " Расскажите, как вы гадаете". Она не обиделась: " Ничего тут хитрого нет. Стали во время войны ко мне приходить наши деревенские " погадать на мужей". Я никому не отказывала, всем говорила только хорошее, никогда не пугала: горя и без меня было много. Говорю, к примеру, соседке: " Муж твой не убитый, получишь ты известие о нем... Кровь на нем видна... " Смотришь, женщина ко мне бежит, слезами обливается: " Правда твоя, Ксюша, мой-то раненый, руки ему изувечило, но живой, в госпитале". И я с ней поплачу, потому что и мой муж на фронте. Стали мне женщины давать за гаданье кто сколько может. Не отказывалась - все прибыток, детей-то куча, а годы трудные. Так и пошла про меня слава, так и гадаю. Иной раз думаю: " Ну что вы ко мне ходите? Вы молодые да грамотные, а у меня два класса, еле распишусь, как пенсию принесут. Что вы у меня свою судьбу выпытываете? Сами старайтесь получше". Но не станешь же людей обижать! Жалко мне всех. Придет женщина - вся убитая, одета кое-как ясно, с мужем дела плохи: или пьет, или на сторону посматривает. А бывает, явится городская, вся золотом позванивает, а глаза неспокойные: похоже, на руку нечиста, опасается чего-то. А мужчинам про работу погадать нужно, молодым парням - про армию да про женитьбу, девчатам, вроде тебя, всегда про женихов гадала и не ошибалась... Теперь вот все к образованию стремятся, так с весны до осени гадай им про экзамены да про поступление". Саша продолжала: - Мне все это стало так интересно, я и попросила: " Погадайте и мне, тетя Ксеня", ведь хочется узнать, сдам ли сессию без троек, а то, чего доброго, останешься без стипендии, и, конечно, еще кое о ком, а то писем давно нет... Но тетя Ксения гадать мне не стала, засмеялась: " У тебя все наперед угадано. Посиди да поучи получше - не будешь спрашивать, как сдашь экзамены; а твой суженый-ряженый пришлет письмо, и все-то у тебя будет хорошо: выучишься, работать пойдешь, детей нарожаешь". - " А за кого пойду? " спрашиваю, а она опять смеется: " А за кого захочешь, за того и пойдешь, силком никто тебя тащить не будет, это тебе не старые времена". - " А детей сколько будет? " - " Столько, сколько вы с мужем надумаете. Иди, иди, а то еще чего спрашивать начнешь у старой бабки". Шла я от тети Ксени и над собой смеялась. Признаюсь, что раньше ходила гадать не один раз: и когда в училище поступала, и когда мой парень в армию пошел. И всегда, что бы мне ни гадали, все за правду принимала. Бывало, плакала, когда плохо выходило. А после разговора с тетей Ксеней даже легче как-то стало... - Ну, а я совсем с другим человеком встретилась, - продолжила разговор студентка Нина. - Живет моя " колдунья" в глухой деревне, куда из-за плохих дорог и автобусы не всегда ходят. " Дело" свое бабка Дарья на широкую ногу поставила. Хитрая женщина! Вхожу я к ней в избу. Она сидит, красивая, полная, и на машинке шьет. Делает вид, что меня не замечает. Долго стою, понимаю, что это она меня на почтение к себе настраивает. Наконец поднимает голову и кратко бросает мне: " Иди! " Двинулась я, а она: " Тише, тише, ногами не шаркай! " Села я напротив. Она так меня всю и " просчитывает" взглядом - никогда еще на меня так зорко не смотрели. Хотела я придумать себе какое-нибудь " горе", да вмиг поняла, что не выдержу игры, не сравниться мне с ней хитростью. Так честно и призналась, что интересует меня слух о ее чудесах... " А-а, говорит бабка Дарья, - может, ты из газеты? " И всю таинственность и важный вид с нее как ветром сдуло. В секунду перестроилась. " Пожалуйста, очень рада, - и весело так, понимающе улыбнулась. - В бога я не верю, травки знаю, у меня полон чердак трав, и книжки по народной медицине есть. Пчел для лечебных целей держу. Денег ни с кого не беру. Сами дают. Кто сколько может. Кто полтинник, а кто десятку". - " Может, погадаете мне? " - " Отчего же нет? Погадаю". Вытащила из стола карты и мастерски стала раскидывать их на клеенке: " Есть у тебя знакомые Валя, Саша и Маша? " Я киваю. " По картам так и выходит. Будь с ними осторожна. Они на тебя зло держат. Есть еще у тебя король, - продолжала ворожея, а сама так и впилась в меня. Я, естественно, покраснела. - На букву... В. ". Я подумала: Виктор... И, наверное, печальная стала, потому что Витю-то распределили в другой город, звонит он мне раз в месяц. " Не надейся на него, - продолжала бабка Дарья. - Будет у вас пустая встреча. Трефовая дама промеж вас снует". А я сижу и уже думаю: какая же это трефовая дама Витю обхаживает? Перебираю всех наших общих знакомых, ревную ко всем сразу. А бабка говорит со мной все уверенней: " На работе у тебя не все благополучно... " А сама так и сверлит меня глазами. Вот тут она ошиблась, и это вернуло мне трезвость. Но я вяло киваю: не хочу, чтобы бабка Дарья увидела свою промашку, и она продолжает: " Люди к тебе несправедливы, обижают тебя, сердце у тебя простодушное". Но я уже раскусила, как она гадает. Вижу, она это поняла и решила отпустить меня с хорошим впечатлением от гаданья: " Бросай своего Виктора, потому что через два года выйдешь ты замуж очень удачно, родятся у тебя мальчик и девочка, и умрешь ты на семьдесят седьмом году. Будет тебе большая удача в делах и вспомянешь еще бабку Дарью добром". Оглядываю избу - обычная деревенская утварь. На хозяйке будничные юбка и кофта, старый вязаный платок. Из разговора выясняю, что жизнь ее сложилась не очень счастливо: брат по пьянке утонул во время половодья; один ребенок маленьким умер; старший сын работает в совхозе. Женщина как женщина. Правда, над дверью избы гвозди вбиты остриями вверх, " от сглазу". Ну что ж, старые предрассудки. А карты ее - игра для простодушных. Вдруг стук в дверь. Бабка Дарья словно и не слышит его, но со мной разговор быстро закругляет. Выхожу. Вижу у дома " Жигули", а на крыльце стоит молодая женщина. Я ей сказала, что хотелось бы побеседовать с ней после того, как она Дарью Ивановну посетит; буду ждать за селом, на перекрестке. Женщина согласно кивнула. А на дороге новая машина. Останавливаю, тоже прошу о беседе. Неохотно эти люди соглашались: понятно, ехали тайком. В общем, расспросила я в тот день десять человек. Семеро приезжали к Дарье гадать. И всем им она называла имена " неверных друзей" - Валя, Саша, Маша. У каждой оказались знакомые с такими именами! Более близкие, менее близкие - значения не имело. Включались воображение, память, люди сами рисовали события по канве бабки Дарьи. Пятерым была предсказана " дальняя дорога", шестерым " хлопоты в казенном доме", всем семерым " на сердце бубновый (трефовый, червонный) интерес".
|
|||
|