|
|||
ДРЕВНИЙ КИТАЙ(эпохи Шан-Инь (16 – 11 вв. до н. э. ) и Чжоу (11 – 3вв. до н. э. )) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань (3 в. до н. э. – 3в. н. э. )) Важнейшими находками и достижениями, которые учёные относят к периоду шань-иньской эпохи (16 – 11 вв. до н. э. ), являются: · возникновение архитектурной модели города-государства; · надписи на гадальных костях. Иньские надписи на гадальных костях дают возможность определить культурную специфику китайской письменности, которую можно обозначить как мемориально-бюрократическую, это значит такую, которая находится в генетическом родстве с местной государственностью и официальной религиозно-ритуальной традицией. Одновременно очевидно, что письменность наделялась здесь первоначальной функцией медиатора, выступая посредником между миром людей и высшими силами; · возникновение иероглифической письменности; · изобретение и утверждение бронзолитейного производства; · формирование основ социально-экономического и политического упорядочения местной государственности; Таким образом, иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности и её духовных основ. Чжоуская эпоха (название племени чжоу (чжоусцы)) подразделяется на два основных периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11в. – 771 г до н. э. ) и Поздняя (Восточная) Чжоу (771 г. до н. э. – 256 г. до н. э. ). Несмотря на ситуацию административно-территориальной раздробленности страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая имели место общие социально-экономические и культурные процессы, которые носили новаторский характер: · в 8 – 7 вв. до н. э. появление железных предметов труда, поливного земледелия и использования тягловых животных привело к необходимости проведения реформ, направленных на стимулирование частной собственности и ограничение прав старой аристократии; · в 5 – 3 вв. до н. э. наблюдается стремительный рост имущественной дифференциации населения страны, появление имущественной знати и появление административно-бюрократического аппарата, который пополнялся людьми, не находившимися в кровном родстве с аристократическими кланами; · к 4 в. до н. э. китайцы освоили технологию выплавки чугуна и стали, уже умели получать и использовать нефтепродукты и природный газ; · 8 – 7 вв. до н. э. устойчиво получают хождение денежные знаки (монеты); · 7 – 3 вв. до н. э. возникло 565 новых городов, при общей численности населения 20 млн. человек; · формирование национальной философской мысли и выделение самостоятельных философских направлений и школ, включая конфуцианство и даосизм; · утверждение национальной письменной культуры, которая сопровождалась возникновением книги, созданием первых письменных поэтических памятников и образцов художественной прозы; Т. о., этот период является ключевым этапом в истории развития китайской культуры.
В 3 в. до н. э. после долгих войн мелкие царства объединились в одну мощную империю, вначале которой стала династия Цинь, а затем Хань. Циньский властитель стал первым императором. Цинь Шихуанди (259-210 гг до н. э. ) завершил объединение Китая. В период его правления были разработаны и проведены глобальные хозяйственно-экономические и политические реформаторские акции, созданы великие произведения из области культуры и искусства. В этот период · создана законодательная база и структуры управления, которые обеспечивали функционирование императорской верховной власти; · унифицированы системы мер и весов, письменности, денежной системы, строительство сети казённых дорогобщей длиной в 8000 км; · появилась в художественной культуре ода-фу (стихотворение в прозе); · построена Великая китайская стена · создан значительный архитектурный комплекс – подземный некрополь императора, частью которого является подземная глиняная армия императора, так называемая «глиняная армия Цинь Шихуанди»; · Великий шёлковый путь; · Великий китайский канал. Важнейшим сообществом ханьской эпохи можно считать создание отдельного социального сословия – ши («чиновничества или служащая интеллигенция»). Начиная с ханьского периода и на протяжении всей следующей истории Китая, ши являлись главными носителями традиционной образованности и хранителями национальных духовных ценностей. В целом ханьская эпоха выступает заключительным этапом национальной древности и временем окончательного основания базисных основ имперской государственности, включая её социально-политические структуры и духовные основы.
|
|||
|