Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДРЕВНИЙ КИТАЙ



(эпохи Шан-Инь (16 – 11 вв. до н. э. ) и Чжоу (11 – 3вв. до н. э. )) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань (3 в. до н. э. – 3в. н. э. ))

Важнейшими находками и достижениями, которые учёные относят к периоду шань-иньской эпохи (16 – 11 вв. до н. э. ), являются:

· возникновение архитектурной модели города-государства;

· надписи на гадальных костях. Иньские надписи на гадальных костях дают возможность определить культурную специфику китайской письменности, которую можно обозначить как мемориально-бюрократическую, это значит такую, которая находится в генетическом родстве с местной государственностью и официальной религиозно-ритуальной традицией. Одновременно очевидно, что письменность наделялась здесь первоначальной функцией медиатора, выступая посредником между миром людей и высшими силами;

· возникновение иероглифической письменности;

· изобретение и утверждение бронзолитейного производства;

· формирование основ социально-экономического и политического упорядочения местной государственности;

Таким образом, иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности и её духовных основ.

Чжоуская эпоха (название племени чжоу (чжоусцы)) подразделяется на два основных периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11в. – 771 г до н. э. ) и Поздняя (Восточная) Чжоу (771 г. до н. э. – 256 г. до н. э. ).

Несмотря на ситуацию административно-территориальной раздробленности страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая имели место общие социально-экономические и культурные процессы, которые носили новаторский характер:

· в 8 – 7 вв. до н. э. появление железных предметов труда, поливного земледелия и использования тягловых животных привело к необходимости проведения реформ, направленных на стимулирование частной собственности и ограничение прав старой аристократии;  

·  в 5 – 3 вв. до н. э. наблюдается стремительный рост имущественной дифференциации населения страны, появление имущественной знати и появление административно-бюрократического аппарата, который пополнялся людьми, не находившимися в кровном родстве с аристократическими кланами;

·  к 4 в. до н. э. китайцы освоили технологию выплавки чугуна и стали, уже умели получать и использовать нефтепродукты и природный газ;

· 8 – 7 вв. до н. э. устойчиво получают хождение денежные знаки (монеты);

· 7 – 3 вв. до н. э. возникло 565 новых городов, при общей численности населения 20 млн. человек;

·  формирование национальной философской мысли и выделение самостоятельных философских направлений и школ, включая конфуцианство и даосизм;

· утверждение национальной письменной культуры, которая сопровождалась возникновением книги, созданием первых письменных поэтических памятников и образцов художественной прозы;

Т. о., этот период является ключевым этапом в истории развития китайской культуры.

 

В 3 в. до н. э. после долгих войн мелкие царства объединились в одну мощную империю, вначале которой стала династия Цинь, а затем Хань.

Циньский властитель стал первым императором. Цинь Шихуанди (259-210 гг до н. э. ) завершил объединение Китая. В период его правления были разработаны и проведены глобальные хозяйственно-экономические и политические реформаторские акции, созданы великие произведения из области культуры и искусства.

В этот период

· создана законодательная база и структуры управления, которые обеспечивали функционирование императорской верховной власти;

· унифицированы системы мер и весов, письменности, денежной системы, строительство сети казённых дорогобщей длиной в 8000 км;

· появилась в художественной культуре ода-фу (стихотворение в прозе);

· построена Великая китайская стена

· создан значительный архитектурный комплекс – подземный некрополь императора, частью которого является подземная глиняная армия императора, так называемая «глиняная армия Цинь Шихуанди»;

· Великий шёлковый путь;

· Великий китайский канал.

Важнейшим сообществом ханьской эпохи можно считать создание отдельного социального сословия – ши («чиновничества или служащая интеллигенция»). Начиная с ханьского периода и на протяжении всей следующей истории Китая, ши являлись главными носителями традиционной образованности и хранителями национальных духовных ценностей.

В целом ханьская эпоха выступает заключительным этапом национальной древности и временем окончательного основания базисных основ имперской государственности, включая её социально-политические структуры и духовные основы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.