|
|||
Джайнское вероучение. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В центре учения Джины Махавиры, разделявшего традиционные общеиндийские религиозно-философские постулаты, — та же проблема бытия человека, что и в буддизме. И хотя джайнизм не отрицает существование богов, в общей картине мироздания им отводится весьма скромное и незначительное место. Согласно этому учению, понимающему и определяющему себя как путь, освободиться от уз сансары можно путем обретения триратна, т. е. «трех со кровищ». Первый афоризм одного из основополагающих философских джайнских трактатов говорит: «Путь к освобождению — правильныевоззрения-самъягдаршана, познание-самъягджняна, поведение-самьяг- чаритра». Правильное воззрение, или видение предполагает взгляд на мир в соответствии с джайнским каноном, т. е. восприятие мира через призму семи или — реже — девяти категорий-/тш/я/ив, среди которых едва ли не центральной является джива —душа, духовные, бестелесные, живые, вечные существа, великое множество которых наполняет весь мир и которыми обладают не только люди, боги и животные, но и скалы, камни, растения, звезды и другие сущности и природные явления. Вторая основная категория — неодушевленная вещь-яДжмвд; остальные же указывают на связь между этими двумя сущностями. Как свет лампы, заполняющий помещение, джива может занимать определенное пространство в зависимости от того, с каким телом она связана. Все дживы находятся под воздействием кармы, которая в джайнизме описывается весьма натуралистически, как некое вещество, в отличие от других религиозно-философских систем Индии, понимающих ее иначе. Карма как бы «налипает» на дживы, «загрязняет» их соответственно предыдущим деяниям и в конечном итоге определяет формирование стереотипов тела, речи и ума, в то время как очищение от кармы, т. е. уничтожение загрязнений прошлых деяний, ведет к освобождению. Связь с кармическим веществом обусловливает у дживы наличие нескольких тел-шя/шря. Первое из них состоит из основных стихий — земли, воды, огня и т. д.; оно складывается из съеденной пищи и потому именуется пищевым; ему принадлежат пять органов чувств. Второе тело именуется изменчивым (оно меняется по желанию владельца, каковым в этом случае является неземное существо божественной или демонической природы), третье — выделяемым, т. е. способным к эманации, на пример аскетом или иным подвижником, четвертое — огненным, а пятое— кармическим; причем каждое последующее тоньше предыдущего. Кроме тел, джива имеет ауру-леи/ья— ореол, не воспринимаемый обычным человеком, цвет и другие свойства которого зависят от нравственных качеств личности: чем они выше, тем светлее ореол. Джива с кармическим и огненным телами образует постоянную составляющую каждого живого существа и переходит из одного воплощения в другое. Сочетание ее с другими телами образует все многообразие видимого мира. Смерть понимается как отделение этих дополнительных тел от основной триады, а рождение — как соединение с ними. Как и буддисты, джайны делают акцент на значении времени в качестве сущностной основы для развития сознания и считают, что рано или поздно всякая душа придет к освобождению от тягот сансарного бытия. Вторая драгоценность в джайнизме — правильное познание-Эжня- на предполагает правильные средства познания-прамана и методы-няйя. Джайнская теория познания разработана тонко, виртуозно и изощренно. Среди видов знания джайны выделяют непосредственные и опосредованные; к первым они относят ясновидение и абсолютное познание, а ко вторым— чувственно-логическое и авторитетное. Чувственно-логическое познание требует вмешательства материального носителя информации; его можно получить через органы чувств-инбрия, ум-манас и импульсы-огха, причем процесс восприятия проходит несколько этапов, подробно рассматриваемых в джайнских трактатах. В некоторых текстах упоминается 336 видов чувственно-логического познания: джайны даже на фоне индийского пристрастия к классификациям отличались исключительной детализацией этих классификаций, охватывавших все мыслимые стороны религиозной жизни адептов. Пытаясь соединить постоянство мира с его изменчивостью, джайны сформулировали представление об относительности и неоднозначности всего сущего— теорию анэкантавады, включающую два самостоятельных положения: съявада (доктрина «некоторым образом») и наява- да («доктрина отношений»), согласно которым любые определения реальности могут быть истинными лишь в ограниченном смысле, с какой-нибудь одной точки зрения, а потому все утверждения могут быть истинными только «некоторым образом» сьяд, с определнной точки зрения пая и должны содержать некий модальный значок, слово «может быть», «возможно». Полная же, абсолютная истинность возможна лишь вне дискурса, и потому достижима лишь на уровне абсолютного знания- кевала. Таким образом джайны надеялись и примирить, и исчерпать все возможные суждения о реальности, выдвинутые другими учениями, полагая, что каждому из них доступна лишь какая-то крупица истинного знания, и абсолютизация ее — недостойный порок. Согласно джайнскому учению, уничтожение кармы может быть достигнуто через суровое подвижничество, а предотвращение нового притока «кармического вещества» обеспечивается строгой дисциплиной, которая и составляет суть третьей драгоценности— правильного поведения. В общих чертах оно сводится к соблюдению основных обетов: ненасилия, ненанесения вреда всем живым существам-ахил/ся, правдивости-сядиья, неприсвоения чужого-ас/пея, целомудрия-брахмя- чарья, а также отказа от собственности и воздержанности от суетных привязанностей-аиармгряха. Эти обеты понимались буквально и строго. Было много и других запретов, влиявших на уклад жизни приверженцев этой религии. Джайнам, например, не разрешалось заниматься сельским хозяйством, так как это было связано с уничтожением растений и убийством насекомых и мелких животных в почве. Джайнизм всегда поощрял честность и бережливость— полезные коммерческие добродетели, и потому торговля стала преимущественным занятием джайнов-мирян с очень ранних времен. Джайнизм не покинул Индию, как буддизм, а создавая подчас интересный симбиоз с индуизмом; некоторые джайнские общины образовывали особые касты.
|
|||
|