Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джайнизм. Джайнский канон.



Джайнизм

 

Джайнизм – это дхармическая религия, возникшая предположительно в IX-VI веках до н. э. и проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу. О джайнизме на Западе известно значительно меньше, чем об индуизме или буддизме, тем более что в совре­менной Индии адепты этой религии едва ли составляют один процент населения. Джайнизм всегда играл замет­ную роль в индийской культуре, создавая особую динамику форм в ар­хитектуре, скульптуре, литературе. Срелигио­ведческойточки зрения он выделяется особым, ни с чем не сравнимым жизне – настроением, представляя собой настоящий апофеоз аскетизма.

Джина Махавира, основоположник религии, был старшим со­временником Будды или даже его предшественником, и сомневаться в его историчности нет никаких оснований. Он жил и проповедовал в особый период в духовной истории не только Индии, но и мира — в то «осевое», в терминологии К. Ясперса, время, когда уходила в прошлое прежняя мифологическая эпоха и возникали вопросы, связанные сосмыслом и пределами человеческого существования, мудрецы того времени решали их не только умозрительно, но и практически, всей сво­ей жизнью, претворяя ее в главный аргумент своей философии. Основа­тель джайнизма Джина Махавира (‘Победитель’, ‘Великий Герой’, на­зываемый также НигантхаНатапута(первое имя означает ‘разорвавший узы’, а второе указывает, что он принадлежал к роду Натов, входящим в союз племен личчхавов. О конкретных обстоятельствах жизни Махави­ры известно немногое: практически ни одна дата и ни одно событие из его жизни не могут быть установлены с исчерпывающей исторической достоверностью. Биография Джины отчасти напоминает жизнеописание Будды.

По преданию, Тришала, сестра одного из вождей личчхавов по имени Четака, увидела несколько чудесных снов. Нетрудно догадаться, что сны предсказывали рождение сверхъестественного сына, отцом которого стал Сиддхартха, а зародил­ся он в лоне брахманкиДевананды, но боги во главе с самим всемогу­щим Индрой перенесли зародыш в лоно Тришалы, так как он должен был родиться в царской, а не жреческой семье, что и произошло в дере­вушке Кундаграма. Еще не родившись, Махавира начал практиковать ахимсу—непричинение вреда всем живым существам. Всеми силами он старался уберечь свою мать от боли, и предвидя свою судьбу, уже в материнском лоне дал клятву заботиться о родителях и не оставлять их до самой смерти.

На двенадцатый день после рождения младенец получил имя Вардхамана (‘Процветающий’), якобы потому, что ко дню его рождения государство Вадджи, правителем которого был его отец, достигло наивысшего процветания. Махавира женился на пре­ красной царевне Яшодхаре. У них родилась дочь; в будущем ее супругу Джамали была уготована неблагодарная роль стать инициатором перво­го раскола в джайнской общине. Когда родители Махавиры состарились и покончили с собой, сле­дуя предписаниям Паршвы, тглавы общины, в которой они состояли, тридцатилетний Махавира роздал все свое имущество, покинул дворец, пожертвовал волосы богу Индре и стал вести образ жизни подвижника- скитальца. Двенадцать лет он бродил по дорогам, большую часть времени он посвящал медитации, и все его помыслы были заняты только одним: он размышлял, как можно освободиться от гнетущих тягот этого бренного мира.

    Через шесть лет после начала странствий он встретился с одним из еретических учителей по имени МакхалиГосала, и эта встреча дала повод для споров о том, кто у кого учился. Как бы то ни было, пути двух подвижников скоро разошлись, причем рас­стались они отнюдь не миролюбиво настроенными друг к другу сопер­никами. Через шесть лет после этой встречи, сидя летней ночью под деревом на берегу реки Риджупалика, он обрел то высшее знание, к ко­торому стремился — кевала-джняна, всеведение, полное знание о мире и о не-мире, как считают сами джайны, проявляя пристрастие к все­ охватной системности и классификации

    Махавира следовал четырём главным предписаниям: во-первых, воздерживаться от нанесения вреда всем живым существам; во-вторых, воздерживаться от присвоения чужого имущества; в-третьих, не нарушать целомудрие; в-четвертых, не лгать и соблюдать строгую правдивость.

Махавира ужесточил правила аскезы и ввел новые предпи­сания: обходиться без одежды; часто и строго поститься; рассказывать обо всем своему наставнику и т. п. Важным добавлением было и требо­вание полного целомудрия для монахов

    Первыми учениками Джины стали одиннадцать жрецов, которые соби­рались совершить большое жертвоприношение и попытались обратить его в свою брахманскую веру. Этих первых учеников позже назвали ганадхарами, т. е. «вождями общины»; наиболее известные сре­ди них, Индрабхути и Судхарма, пережили своего учителя. Двенадцатой ученицей стала женщина по имени Чанданабала, позже возглавившая женскую общину. Опираясь на ганадхаров, Джина еще при жизни зало­жил основы джайнской общины, создав специальные уставы для мона­хов и монахинь, а также для мужской и женской групп мирян. Община эта, хотя и пережившая расколы, все же выдержала суровую проверку временем. В результате одного из расколов, еще при жизни Махавиры, с конца I в. сложились два основных направления, иногда называемые сектами, каждая из которых, в свою очередь, разделилась на ряд более мелких групп: дигамбаров, т. е. «одетых в страны света» и шветамба- ров, «одетых в белое». Как явствует из названия, дигамбары не призна­ют для монахов никакой одежды, в то время как шветамбары настаива­ют на ношении ими белых одеяний. Относи­тельно основ вероучения серьезных разногласий между разными на­ правлениями в джайнизме нет.

    Сам же Джина в 527 г. до н. э., ушел на 72-м году жизни в нирвану, хотя разные источники называют разные даты рождения и смерти Ма­хавиры. Это случилось, по легендам, в конце муссонного периода в го­родке Пава, близ Паталипутры на берегу Ганга.

    Последние годы перед уходом из жизни он много и усердно медитировал, отказывался от пищи и непрерывно проповедовал. Так он и умер, «... произнося тридцать пять наставлений, в которых подробно излагались результаты кармы». Его образ не стерся из народной памяти: пять «благословенных моментов» его жизни— зачатие, рождение, уход из дома, просветление и уход в нирвану — отмечаются джайнами как праздники и сегодня. День рож­дения Махавиры — всенародный праздник: в стране закрыты все ското­бойни (как и во время дня рождения Ганди), так как основатель джайнизма считал нанесение вреда живым существам самым тяжким из всех проступков.

Джайнский канон.

Проповеди Махавиры, его заветы и наставле­ния бережно хранились и передавались из уст в уста его главными уче­никами ганадхарами, которые и оформили его поучения в виде четыр­надцати лекций. Считается, что впоследствии каждый из одиннадцати учеников оставил по одному тому наставлений учителя — они и соста­вили ядро джайнского канона: в него вошли одиннадцать книг, именуе­мых анга. В V в. эти и другие тексты канона (всего около сотни произ­ведений), называемого Агама, или Сиддхантха, были записаны на языке ардхамагадхи. Кодификация канона произошла довольно поздно, спустя девять веков после смерти Махавиры, причем дигамбары утверждают, что подлинные тексты не сохранились и весь первоначальный священ­ный канон, авторство которого они приписывают Ришабхе, безвозврат­но утерян, а потому наиболее авторитетным изложением учения для них является группа более поздних трактатов, содержащих не только рели­гиозно-философские знания, но и космологические, этико-ритуальные и так называемые исторические сведения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.