|
|||
Джайнизм. Джайнский канон.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Джайнизм
Джайнизм – это дхармическая религия, возникшая предположительно в IX-VI веках до н. э. и проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу. О джайнизме на Западе известно значительно меньше, чем об индуизме или буддизме, тем более что в современной Индии адепты этой религии едва ли составляют один процент населения. Джайнизм всегда играл заметную роль в индийской культуре, создавая особую динамику форм в архитектуре, скульптуре, литературе. Срелигиоведческойточки зрения он выделяется особым, ни с чем не сравнимым жизне – настроением, представляя собой настоящий апофеоз аскетизма. Джина Махавира, основоположник религии, был старшим современником Будды или даже его предшественником, и сомневаться в его историчности нет никаких оснований. Он жил и проповедовал в особый период в духовной истории не только Индии, но и мира — в то «осевое», в терминологии К. Ясперса, время, когда уходила в прошлое прежняя мифологическая эпоха и возникали вопросы, связанные сосмыслом и пределами человеческого существования, мудрецы того времени решали их не только умозрительно, но и практически, всей своей жизнью, претворяя ее в главный аргумент своей философии. Основатель джайнизма Джина Махавира (‘Победитель’, ‘Великий Герой’, называемый также НигантхаНатапута(первое имя означает ‘разорвавший узы’, а второе указывает, что он принадлежал к роду Натов, входящим в союз племен личчхавов. О конкретных обстоятельствах жизни Махавиры известно немногое: практически ни одна дата и ни одно событие из его жизни не могут быть установлены с исчерпывающей исторической достоверностью. Биография Джины отчасти напоминает жизнеописание Будды. По преданию, Тришала, сестра одного из вождей личчхавов по имени Четака, увидела несколько чудесных снов. Нетрудно догадаться, что сны предсказывали рождение сверхъестественного сына, отцом которого стал Сиддхартха, а зародился он в лоне брахманкиДевананды, но боги во главе с самим всемогущим Индрой перенесли зародыш в лоно Тришалы, так как он должен был родиться в царской, а не жреческой семье, что и произошло в деревушке Кундаграма. Еще не родившись, Махавира начал практиковать ахимсу—непричинение вреда всем живым существам. Всеми силами он старался уберечь свою мать от боли, и предвидя свою судьбу, уже в материнском лоне дал клятву заботиться о родителях и не оставлять их до самой смерти. На двенадцатый день после рождения младенец получил имя Вардхамана (‘Процветающий’), якобы потому, что ко дню его рождения государство Вадджи, правителем которого был его отец, достигло наивысшего процветания. Махавира женился на пре красной царевне Яшодхаре. У них родилась дочь; в будущем ее супругу Джамали была уготована неблагодарная роль стать инициатором первого раскола в джайнской общине. Когда родители Махавиры состарились и покончили с собой, следуя предписаниям Паршвы, тглавы общины, в которой они состояли, тридцатилетний Махавира роздал все свое имущество, покинул дворец, пожертвовал волосы богу Индре и стал вести образ жизни подвижника- скитальца. Двенадцать лет он бродил по дорогам, большую часть времени он посвящал медитации, и все его помыслы были заняты только одним: он размышлял, как можно освободиться от гнетущих тягот этого бренного мира. Через шесть лет после начала странствий он встретился с одним из еретических учителей по имени МакхалиГосала, и эта встреча дала повод для споров о том, кто у кого учился. Как бы то ни было, пути двух подвижников скоро разошлись, причем расстались они отнюдь не миролюбиво настроенными друг к другу соперниками. Через шесть лет после этой встречи, сидя летней ночью под деревом на берегу реки Риджупалика, он обрел то высшее знание, к которому стремился — кевала-джняна, всеведение, полное знание о мире и о не-мире, как считают сами джайны, проявляя пристрастие к все охватной системности и классификации Махавира следовал четырём главным предписаниям: во-первых, воздерживаться от нанесения вреда всем живым существам; во-вторых, воздерживаться от присвоения чужого имущества; в-третьих, не нарушать целомудрие; в-четвертых, не лгать и соблюдать строгую правдивость. Махавира ужесточил правила аскезы и ввел новые предписания: обходиться без одежды; часто и строго поститься; рассказывать обо всем своему наставнику и т. п. Важным добавлением было и требование полного целомудрия для монахов Первыми учениками Джины стали одиннадцать жрецов, которые собирались совершить большое жертвоприношение и попытались обратить его в свою брахманскую веру. Этих первых учеников позже назвали ганадхарами, т. е. «вождями общины»; наиболее известные среди них, Индрабхути и Судхарма, пережили своего учителя. Двенадцатой ученицей стала женщина по имени Чанданабала, позже возглавившая женскую общину. Опираясь на ганадхаров, Джина еще при жизни заложил основы джайнской общины, создав специальные уставы для монахов и монахинь, а также для мужской и женской групп мирян. Община эта, хотя и пережившая расколы, все же выдержала суровую проверку временем. В результате одного из расколов, еще при жизни Махавиры, с конца I в. сложились два основных направления, иногда называемые сектами, каждая из которых, в свою очередь, разделилась на ряд более мелких групп: дигамбаров, т. е. «одетых в страны света» и шветамба- ров, «одетых в белое». Как явствует из названия, дигамбары не признают для монахов никакой одежды, в то время как шветамбары настаивают на ношении ими белых одеяний. Относительно основ вероучения серьезных разногласий между разными на правлениями в джайнизме нет. Сам же Джина в 527 г. до н. э., ушел на 72-м году жизни в нирвану, хотя разные источники называют разные даты рождения и смерти Махавиры. Это случилось, по легендам, в конце муссонного периода в городке Пава, близ Паталипутры на берегу Ганга. Последние годы перед уходом из жизни он много и усердно медитировал, отказывался от пищи и непрерывно проповедовал. Так он и умер, «... произнося тридцать пять наставлений, в которых подробно излагались результаты кармы». Его образ не стерся из народной памяти: пять «благословенных моментов» его жизни— зачатие, рождение, уход из дома, просветление и уход в нирвану — отмечаются джайнами как праздники и сегодня. День рождения Махавиры — всенародный праздник: в стране закрыты все скотобойни (как и во время дня рождения Ганди), так как основатель джайнизма считал нанесение вреда живым существам самым тяжким из всех проступков. Джайнский канон. Проповеди Махавиры, его заветы и наставления бережно хранились и передавались из уст в уста его главными учениками ганадхарами, которые и оформили его поучения в виде четырнадцати лекций. Считается, что впоследствии каждый из одиннадцати учеников оставил по одному тому наставлений учителя — они и составили ядро джайнского канона: в него вошли одиннадцать книг, именуемых анга. В V в. эти и другие тексты канона (всего около сотни произведений), называемого Агама, или Сиддхантха, были записаны на языке ардхамагадхи. Кодификация канона произошла довольно поздно, спустя девять веков после смерти Махавиры, причем дигамбары утверждают, что подлинные тексты не сохранились и весь первоначальный священный канон, авторство которого они приписывают Ришабхе, безвозвратно утерян, а потому наиболее авторитетным изложением учения для них является группа более поздних трактатов, содержащих не только религиозно-философские знания, но и космологические, этико-ритуальные и так называемые исторические сведения.
|
|||
|