Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кларнет



       Изобретен он был в начале XVIII века в Нюрнберге мастером Иоганном Кристофом Деннером. Когда современники впервые услышали этот инструмент, то звук напомнил им голос трубы. Она называлась тогда «clarino». По-латински «clarus» означает «ясный». Так новый инструмент и получил свое имя «clarinetto» - маленькая труба.

       Основой для кларнета стала французская свирель «шалюмо». Эти свирели широко использовались в оркестрах Франции вплоть до XVIII века. Возможно поэтому немецкий композитор К. В. Глюк, познакомившись с кларнетом во Франции, использовал его в своих произведениях, написанных для Парижа. Интересно, что таким же образом поступил и В. А. Моцарт: в его симфонии, написанной и исполненной в Париже, тоже звучали кларнеты.

 

       Французский композитор Андре Гретри писал о кларнете так: «Инструмент это выражает страдание. Даже когда он исполняет веселые напевы, он примешивает к ним некоторый оттенок грусти. Если бы в тюрьме танцевали, то мне хотелось бы, чтобы это было под звуки кларнета».

       Звук кларнета нежный и прозрачный. Он способен достигать выразительности человеческого голоса. Даже веселые мелодии, исполненные на этом инструменте, словно окутываются легкой дымкой грусти.

Есть несколько разновидностей кларнета. Кроме основного существует еще малый кларнет с диапазоном на кварту выше обычного, а также бас-кларнет, звучащий октавой ниже обычного. Тембр бас - кларнета сочный, звенящий, а в низком регистре мрачный, угрюмый.

 

        Фагот – самый низкий по звучанию инструмент деревянных духовых. Его родословная восходит к первой половине XVI века. Предком фагота считается басовая свирель – бомбарда. Пришедший ей на смену фагот был построен канонником Альфаньо дельи Альбонези. Большая деревянная перегнутая вдвое трубка инструмента напоминала вязанку дров, что и запечатлелось в названии. Итальянское слово il fagotto означает «вязанка». Новый инструмент пленил современников мягкостью и благозвучностью тембра, и, по контрасту с хриплым, грубым голосом бомбарды, его стали называть «дольчино» - сладостный. В дальнейшем он был значительно усовершенствован и с конца XVII века вошел в состав оркестра.

      Ствол фагота очень велик, поэтому играть на нем, как на флейте или кларнете, было бы невозможно. Мастера нашли оригинальный выход: трубку сложили пополам. К верхней части трубки прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на которую надета трость. Во время игры фагот на шнурке подвешивают на шею. Тембр фагота на протяжении диапазона меняется от мощного, грозного внизу до пронзительного и напряженного вверху.

 

  …В 18 веке в Европе фагот пользовался огромной любовью современников: одни называли его гордым, другие – нежным, меланхолическим, религиозным. Эта привязанность доходила до того, что количество фаготов в оркестре иногда превышало количество скрипок: четыре фагота при трех скрипках во времена Генделя. В общем, фагот многое видел, обладает огромным опытом музицирования в салонах, домах, дворцах, концертных залах. Во многих случаях фагот незаменим.  

 

    Нередко исполняемая им мелодия в быстром темпе создает комическое впечатление. Это использовал М. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики трусливого Фарлафа (когда он встречается с колдуньей Наиной, чередующееся стаккато двух фаготов передает его трусливую дрожь); роль дедушки в сказке С. Прокофьева и т. д.

     Одна из разновидностей фагота – контрафагот – очень похож на фагот. Его диапазон на октаву ниже основного. Применяется он для усиления басовых голосов оркестра.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.