|
|||
Тема: Деревянные духовые инструментыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Так называют музыкальные инструменты, в которых звук извлекается при помощи колебания воздуха в полой трубке. Одни из них изготовляют из дерева, другие – из металла. Это очень важно, ведь именно материал, из которого делают инструмент, влияет на характер и тембр его звучания. Поэтому все духовые инструменты делятся на две группы – деревянные и медные. Но все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных и струнных инструментов они одноголосны. В деревянно - духовую группу инструментов входят: флейта, гобой, английский рожок, кларнет и фагот. В давние времена словом «флейта» определяли вообще все духовые инструменты. Название ее происходит от латинского слова «flatus», что означает «дуновение». Флейта – один из самых древних инструментов. Ее прабабушкой была тростинка. Что внушило человеку дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника, или беззаботное пение лесных птиц? Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. (К. В. Глюк – «Мелодия для флейты»). Флейта может звучать как человеческий голос, недаром ее звук сравнивают с колоратурным сопрано. Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, чистым и мягким. Каких только превращений не претерпел этот древнейший инструмент. Вряд ли найдется народ, у которого не было бы своей флейты. Испокон веков она была пастушьим инструментом – ее звуками пастухи созывали свои стада. Но она была и участницей ритуальных обрядов и праздников в Древней Египте, Месопотамии, у исконных обитателей Америки, Африки, Индии (бог Кришна изображался с флейтой в руках). В Древней Греции была распространена многоствольная флейта – флейта Пана (Пан – бог лесов и полей), или Сиринкс.
Сиринкс состоит из нескольких трубок, каждая из них - это тростник. Так же под пальцами Афины заливается флейта, в устах Пана поет сиринкс. Когда-то Сиринкс была прекрасной девой. Влюбленный Пан преследовал ее, но густой лес скрыл уносящуюся от него девушку. Пан было уже настиг ее и простер вперед руку. Он думал, что догнал ее и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. Говорят, что девушку скрыла от него земля, а вместо нее родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не мог ее найти. Тогда он понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил. Пан собрал все тростинки, соединил их вместе и стал целовать их свежие срезы. Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и сиринкс зазвучала. Эту историю рассказывают многие древнегреческие авторы.
Высоко ценили флейту и в Средние века. Играли в то время на продольной флейте, которую держали как дудочку – вертикально. Звук ее мягче современной, более нежен, но зато он менее ярок и сила его звучания уступает поперечной флейте. Ее так называли потому, что держали горизонтально. В XVII веке обе флейты – продольная и поперечная были очень распространены. Одна из разновидностей флейты – «малая флейта», или «флейта пикколо». Это инструмент украшающий, способствующий блеску и великолепию общего звучания, словно раздвигая его в высоту.
Гобой – еще один древний инструмент. Его прабабушкой является первобытная свирель. Более близкие его предки - древнегреческий авлос – кавказская или среднеазиатская зурна. Гобой представляет собой коническую трубку с раструбом и трость, которую исполнитель держит во рту. Это наконечник, сделанный из двух камышовых пластинок, прилегающих друг к другу. Когда в них вдувают воздух, они приходят в колебание, заставляющее звучать воздушный столб внутри трубки. Благодаря некоторым особенностям конструкции, гобой почти не меняет настройку. Поэтому стало традицией именно по нему настраивать весь оркестр. Чтобы познакомиться со звучанием этого инструмента нужно послушать – «Танец маленьких лебедей» из балета П. Чайковского «Лебединое озеро»; С. Прокофьев «Петя и волк». Самый близкий родственник гобоя – английский рожок, который еще называют альтовым гобоем. Он чуть больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличен, как сказал Римский-Корсаков: «лениво-мечтательный». Английскому рожку часто поручают напевные мелодии.
|
|||
|