|
|||
Основные положенияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Даосизм – учение, получившее распространение в Китае. Оно считается одним из древнейших в мире – период возникновения датируют приблизительно 5-м столетием до нашей эры. Даосизм называют религиозно-философским воззрением, потому что он вобрал черты обоих понятий: · философии с присущим ей изучением бытия, знания, Вселенной, философскими трактатами – даоцзя; · религии, которая опирается на веру в высшие силы и предполагает некий догматизм, а также непременные духовные практики – даоцзяо. Однако подобное разделение едва заметно – как правило, даосизм рассматривают как совокупность религиозных и философских аспектов. При этом здесь нет Бога как такового – в основе лежит понятие «дао». Оно многозначно и подразумевает под собой первоначало, путь постижения мироустройства, природу Вселенной и ее закономерности. Главная цель – слиться с дао, стать единым целым. Есть мнение, что даосская философия является оппозиционной по отношению к конфуцианской, и оно не лишено основания. В обоих течениях присутствует понятие «дао», но трактуется оно несколько по-разному. Конфуцианство видит дао как соблюдение моральных принципов, правил гуманизма. Оно предполагает постоянное самосовершенствование человека как частицы общества – обучение письму, точным наукам, музыке, спортивному мастерству. Другими словами, Конфуций смотрел на дао в разрезе общественной жизни. В противовес ему даосизм рассматривает дао как природу всего сущего, первоначало бытия. Человек должен жить по законам природы, быть ее частью, забыв про собственное «я» и не вмешиваясь в размеренное течение жизни. Просто и естественно – вот главные характеристики даосской жизни. Считается, что первоначально в основу мысли легли мистические верования: · шаманизм области Чу на южно-китайской территории с его обрядами и практиками; · обряды, связанные с магией, и вера в бессмертное существование, бытовавшие в китайской области Ци; · философия китайского севера. Существуют легенды, которые называют основателем Хуана Ди, больше известного как «Желтый император». Его личность покрыта тайнами. Так, например, говорят, что сохранилась его гробница, но там содержится только одежда императора, сам же он обрел бессмертную жизнь. Однако более подтвержденные и достоверные источники утверждают, что основоположником был известный мудрец по имени ЛаоЦзы, который жил в 5-4 веке до нашей эпохи. ЛаоЦзы объединил главные положения учения в единую систему, изложив догматические, ритуальные основы – так родилась книга «Дао дэ Цзин», что значит «Трактат о законе Дао и его проявлениях во Вселенной». Она стала основой для дальнейшего развития даосизма, будучировесником конфуцианских текстов. О самом ученом известно очень мало, причем все сведения обросли легендами. Одно предание гласит, что матери ЛаоЦзы коснулись лунный и солнечный лучи, другое – что она случайно проглотила осколок горного хрусталя и таким образом зачала сына. Женщина десятки лет носила в утробе дитя, поэтому он родился уже стариком. Отсюда появилось его имя, которое переводится как «Старый младенец». Существуют свидетельства, что ЛаоЦзы был знаком с философией Конфуция и даже встречался с ним вживую в 517 году до нашей эпохи. Тогда ЛаоЦзы трудился в архиве при дворце династии Чжоу. Он критиковал Конфуция за то, что тот проповедовал слишком активную социальную жизнь – это в корне противоречило воззрению о дао и невмешательстве в силы природы. Тогда он сформировал собственные идеи в противовес конфуцианским, начал нести в мир учение о дао и стал великим ученым. Разочаровавшись в государственности, он стал отшельником, изменял имена для окружающих, а в итоге принял решение уйти из Поднебесной. С созданием книги тоже связана своя история. Во время путешествия ЛаоЦзы встретился с пограничником, который попросил его поведать о своих воззрениях. Скиталец записал главные идеи в восьмидесяти одном стихе, которые впоследствии стали трудом «Дао Дэ Цзин». О дальнейшей судьбе ЛаоЦзы слагают легенды: он направился то ли в Тибет, то ли в Индию, где познакомился с буддийским учением, а возможно был на территориях, где позже образовалась Русь. Ко 2 веку нашей эры слава о ЛаоЦзы распространилась по всему Китаю, последователи начали поклоняться мастеру и сравнивать его с божеством. Вместе с ним в пантеоне было множество духов – божественных и демонических, а также ритуалов, которые способны изгонять этих демонов. Другим знаковым именем в становлении даосизма стал Чжуан Чжоу, живший в 4-3 веках до нашей эры. Он написал трактат «Чжуан-цзы», который дополнил существовавшие положения о дао.
Основные положения
|
|||
|