![]()
|
|||||||
Пример 2. Пример 3. Пример 4. Пример 6. Пример 7. Пример 8. Пример 9. Пример 10Стр 1 из 2Следующая ⇒
Решение. Для решения данного интеграла не нужно использовать свойства неопределенных интегралов, достаточно формулы интеграла степенной функции: В нашем случае Пример 2 Под интегралом сумма. У нас на этот случай есть свойства линейности. : ) Разбиваем наш интеграл на три отдельных, выносим все константы за знаки интегралов и считаем каждый по таблице (группа 1-2): Прошу обратить внимание: константа С появляется именно в тот момент, когда исчезают ВСЕ знаки интеграла! Разумеется, так подробно расписывать обычно не требуется. Это чисто для понимания сделано. Чтобы суть уловить. ) Например, очень скоро, особо не раздумывая, вы в уме будете давать ответ к примерам типа: Пример 3 Надеюсь, всем понятно, что наше подынтегральное выражение можно расписать вот так: Подынтегральная функция отдельно, а множитель dx (значок дифференциала) — отдельно. Замечание: множитель dx в процессе интегрирования пока никак не участвует работаем только с подынтегральной функцией. А пока посмотрим на подынтегральную функцию Не очень похоже на степенную функцию, но это она. Если вспомнить школьные свойства корней и степеней, то вполне можно преобразовать нашу функцию: А икс в степени минус две трети – это уже табличная функция! (n=-2/3). А константу 1/2 выносим за знак интеграла, и прямо по формуле считаем: В этом примере нам помогли элементарные свойства степеней. И так надо делать в большинстве случаев, когда под интегралом стоят одинокие корни или дроби. Посему пара практических советов при интегрировании степенных конструкций: 1. Заменяем дроби степенями с отрицательными показателями; 2. Заменяем корни степенями с дробными показателями. А вот в окончательном ответе переход от степеней обратно к дробям и корням – дело вкуса. И, пожалуйста, аккуратно считаем все дроби! Внимательно следим за знаками и за тем, что куда идёт – что в числитель, а что знаменатель. Пример 4 Если сейчас привести всё под интегралом к общему знаменателю, то можно застрять на этом примере всерьёз и надолго. ) Но, присмотревшись повнимательнее к подынтегральной функции, можно заметить, что наша разность состоит из двух табличных функций. Так что не будем извращаться, а вместо этого разложим наш интеграл на два: Первый интеграл – обычная степенная функция, ( n = -1), 1/x = x-1.
здесь не работает, но зато у нас для n = -1 есть достойная альтернатива – формула с натуральным логарифмом. Вот эта: Тогда, согласно этой формуле, первая дробь интегрируется так: А вторая дробь – тоже табличная функция! Узнали? Да! Это седьмая формула с " высоким" логарифмом: Константа " а" в этой формуле равна двойке: a=2. Обратите внимание, константу С при промежуточном интегрировании я нигде не приписываю! Почему? Потому что она пойдёт в окончательный ответ всего примера. Этого вполне достаточно Пример 5 В таблице, понятное дело, такой функции нет. Но зато есть похожая функция: Вот эта:
И нам нужно подстроить наш интеграл под эту формулу! Но есть одна проблема: в табличной формуле перед х2 никакого коэффициента нету, а у нас - девятка. Не можем пока что напрямую воспользоваться формулой. Но в нашем случае проблема вполне решаема. Вынесем эту девятку сначала за скобки, а потом вообще уведём за пределы нашей дроби. ) А новая дробь - уже нужная нам табличная функция под номером 8! Здесь а2=4/9. Или а=2/3. Всё. Выносим 1/9 за знак интеграла и пользуемся формулой:
Пример 6 В знаменателе появился корень. Естественно, изменилась и соответствующая формула для интегрирования. Опять смотрим в таблицу и ищем подходящую. групп. Но в шестой группе под корнями только разность. А у нас – сумма. Значит, работаем по пятой формуле, с " длинным" логарифмом: Число А у нас – пятёрка. Подставляем в формулу и получаем:
Пример 7 Под корнем снова минус, но х2 с пятёркой поменялись местами. Похоже, но не одно и то же… На этот случай в нашей таблице тоже есть формула. А вот теперь – аккуратно. В предыдущем примере у нас пятёрка выступала в роли числа A . Здесь же пятёрка будет выступать уже в роли числа а 2 ! Поэтому для правильного применения формулы не забываем извлечь корень из пятёрки: И теперь пример решается в одно действие. Пример 8 Пример простой. Настолько простой, что народ, даже не глядя в таблицу, тут же ответ пишет и… Следим за знаками! Это самая распространённая ошибка при интегрировании синусов/косинусов. Не путаем с производными! Да, (sin x)' = cos x и (cos x)’ = -sin x. Но! Приём для запоминания интегралов тут очень простой: Интеграл от синуса/косинуса = минус производная от тех же синуса/косинуса. Например, мы ещё со школы знаем, что производная синуса равна косинусу: (sin x)' = cos x. Тогда для интеграла от того же синуса будет справедливо: Исправляем теперь наш пример: Применение формул тригонометрии Продолжим развлекаться с тригонометрией.
Пример 9 Такой функции в таблице и близко нет. Зато в тригонометрии есть такое тождество: Выражаем теперь из него нужный нам квадрат тангенса и вставляем под интеграл: Зачем это сделано? А затем, что после такого преобразования наш интеграл сведётся к двум табличным и будет браться в уме! Смотрите:
Пример 10 Что, внушает? Таблица интегралов пока бессильна, да. Но, если снова заглянуть в нашу сокровищницу тригонометрических формул, то можно увидеть весьма полезную формулу косинуса двойного угла: Вот и применяем эту формулу к нашей подынтегральной функции. В роли " альфа" у нас х/2. Получаем: Формулы сокращённого умножения, раскрытие скобок, приведение подобных и метод почленного деления.
|
|||||||
|