Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жанры РОМАНС и ПЕСНЯ



Р О М А Н С (исп. romance, от позднелат. Rоmanice, буквально - «по-романски», «по-испански») - жанр камерной вокальной музыки для голоса с инструментальным сопровождением. Типичное изложение аккомпанемента романса – гармоническая или ритмическая фигурация – сохранило «память» о его первоначальном исполнении в быту под звуки арфы, лютни, гитары.

Термин возник в Испании и первоначально означал светскую песню на испанском языке, в отличие от церковных песнопений, исполнявшихся на латыни. Жанр романса развился из песни, в связи с чем в некоторых странах оба жанра обозначаются одним словом: в Германии - Lied, в Англии – Song.

Поэтической основой романса является лирическое стихотворение, преимущественно любовного содержания. Образная сфера романса - широкий спектр человеческих чувств и переживаний, пейзажная лирика, созерцательная лирика.

В отличие от песни, в романсе отражается не только общее содержание и настроение стихотворения, но и уделяется особое внимание отдельным словам и поэтическим образам текста. Детальная связь музыкального и поэтического текста приводит к возрастанию роли инструментального сопровождения. Появляются обширные вступление и кода, между основными разделами формы – инструментальные ритурнели (проигрыши). Партия сопровождения значительно усложнятся, фактура фортепианного аккомпанемента обогащается взаимопроникновением различных видов фактуры - гомофонной, аккордовой, полифонической. Инструментальный аккомпанемент романса не только сопровождает, но и иллюстрирует, дополняет, раскрывает содержание вокальной партии.

Интонационный строй романса опирается на широкий круг общелирических и декламационных интонаций, на разнообразные танцевальные ритмы европейской музыки. Для романсовой мелодики характерна распевность и широта дыхания, закругленность мелодических линий и плавность. Большую роль в мелодике романса играет интонация восходящей сексты, образуемой V - III ступенями, опевание квинтового тона лада, широкое использование ладовых оборотов с повышенной IV ступенью, интонации lamentо, нисходящие задержания. Для широкой по диапазону мелодики романсов характерно типичное соотношение скачков и плавного движения: скачки уравновешиваются поступенным движением, заполняющим диапазон скачка. Целостности, гибкости и уравновешенности романсовой мелодики способствует вариантность и секвенционность развития мотивов, гармоническое варьирование, симметричное расположение фраз, мотивов и интонационных оборотов, их вариантные связи.  

Форма романсов, в сравнении с песенной, усложняется. Это - развитая одночастная форма, простая двух- и трехчастная формы, сложные формы.

П Е С Н Я (нем. Lied) – камерный вокальный жанр. Песни делятся на две категории – народные и композиторские. Основное отличие народной песни от композиторской - анонимность ее музыкального и поэтического текстов. Образцы народной музыки передаются из поколения в поколение в устной форме и с музыкальной точки зрения отличаются определенной каноничностью.

Композиторская песня - это авторское камерное вокально-инструментальное произведение. Появилась она в эпоху позднего Средневековья и связана с периодом развития светской музыки. Жанровое композиторское определение «песня» относит соответствующее вокальное сочинение к фольклорной традиции.

Песня, в отличие от романса, выражает общее содержание, настроение поэтического текста, не иллюстрируя частности и отдельные детали. Поэтому контрастность - тематическая, ритмическая, фактурная - не свойственна песенному жанру. Песня отличается простотой структуры и композиции. Наиболее распространенной песенной формой является строфическая и куплетная формы, в западноевропейской музыке - форма бар.

Песня отличается от романса сравнительной простотой мелодии и ритма, гармонии и тонального развития. Мелодике песни свойственна опора на диатонику, нередко квартовые, квинтовые скачки (в отличие от секстовости романса) или трихордовые ходы.

При использовании песни и романса в качестве жанрового прообраза инструментальной пьесы композиторы нередко противопоставляют их не только интонационно, но и фактурно: в изложении песни воссоздается хоровое многолосие (октавные унисоны, хорал), а в изложении песни – «гитарная» фигурация (Например, два варианта одной темы в пьесе «На тройке» Чайковского).

 

Жанр ХОРАЛ

Х О Р А Л (нем. Сhoral, от лат. Cantus choralis - хоровое песнопение) - религиозные песнопения западно-христианской церкви. Хорал имел два исторических типа - григорианский, сформировавшийся в VII веке в католической церкви, и протестанский, возникший в ХVI веке в эпоху Реформации.

Григорианский хорал назван по имени папы Григория Великого и присвоен певческому репертуару VIII - Х в. в. Григорианский хорал был одноголосным, исполнялся на латинском языке.

Протестанский хорал - как отдельное песнопение и часть более крупной композиции – стал центром протестанской литургии. Свод протестанских хоралов создавался Мартином Лютером и его сподвижниками на основе светских песен миннезингеров, немецких духовных песен и напевов григорианского хорала, канонический текст которых был переведен на немецкий язык. Создавались и заново сочиненные мелодии с текстами, среди которых наиболее известен реформаторский гимн Ein feste Burg ist unser Gott ( Твердыня крепкая наш Бог). Первоначально протестанский хорал был одноголосным, с ХVII века стал четырехголосным и исполнялся всей общиной верующих в сопровождении органа. Тема хорала бралась в качестве неизменной основы (cantus firmus ) и поручалась какому-нибудь голосу хора (чаще всего - тенору). Другие голоса имитационно или контрапунктически его сопровождали. В хорале первично слово, оно определяет и строение хорала. Это – строфическая форма, в которой цезуры текстовые совпадают с цезурами музыкальными, а на один слог приходится один звук мелодии. Строфичность придает хоралу расчлененность, каждая строфа заканчивается четким кадансовым оборотом и ферматой. Протяженность строф различна и не всегда квадратна.

Для хорала характерно четырехголосное изложение, моноритмичная фактура при самостоятельности каждого голоса (хоральная фактура), размеренность движения, строгость ритмического рисунка, медленный темп. Гармонический языку хорала в целом была свойственна ясная функциональность и консонантность. Однако благодаря свободе хорового голосоведения и хроматизации мелодической линии голосов нередко встречались результативные созвучия, в том числе – диссонантные, которые с трудом поддаются цифровке.

 

Композиторы конца XVIII-XIX вв. очень часто избирали в качестве жанровой основы темы светских и духовных произведений обобщенный протестантский (четырехголосный) хорал (Бетховен, Шопен, Мендельсон, Лист, Чайковский и многие другие). Хоралы, которые провозглашали слово, обращенное к Богу, отличались возвышенным, созерцательным характером. Поэтому хорал в качестве основного жанрового прообраза темы всегда сообщает ей возвышенность и строгость, даже если другие жанровые прообразы этой темы не обладают такими качествами (Например, Чайковский, Осенняя песнь: хорал + романс; Шопен, прелюдия №7: мазурка +хорал и т. д. )

С конца XIX и в XX веке в светской и духовной музыке активно используется стилизация григорианского (одноголосного) хорала, а также культовой монодии восточной церкви (знаменный распев), многоголосных песнопений православной церкви (Рахманинов, Стравинский, Пендерецкий, Шнитке и др. )

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.