Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вальс, мазурка



В А Л Ь С (фр. Valse, нем. Walzer, ит. Valsa ) – парный танец, основанный на плавном кружении.   Предшественниками вальсы были трехдольные танцы ХVIII века – крестьянские танцы лендлер и дойче («немецкий танец»).

Темп вальса, первоначально умеренно-быстрый, впоследствии мог быть различным – от медленного до быстрого. Размер трехдольный -3/4, 3/8. Фактура – гомофонно-гармоническая. Характерная формула аккомпанемента – подчеркнутый функциональный бас на сильную долю и два аккорда на слабых долях (отражает особенность танцевалотного движения). Плавная, выразительная мелодия вальса опирается на фигуру «круга» - circulatio ( кружащее движение, основанное на интонации опевания), на вокальную интонацию восходящей сексты. Большую роль играют приемы мелодической фигурации – задержания, диатонические и хроматические проходящие и вспомогательные звуки.

Ритмический рисунок основан на преобладании мелких ровных длительностей – восьмых и четвертей, сильная доля подчеркнута акцентом и выделена ритмически.

Среди бальных танцев вальс выделяется легкостью, грациозностью, изяществом.

Форма вальсов могла быть любой – от простой двух- или трехчастной (вальсы Шуберта, Брамса) - к развернутой, свободной форме вальсов И. Штрауса (« Walzerkette» - «цепь вальсов»), к рондообразной форме вальсов Шопена и т. д.

Разновидностью вальса является вальс - бостон, возникший в США. Вальс-бостон – танец медленный, элегантный. Для аккомпанемента характерна пауза на третьей доле каждого такта.

Вальс в качестве жанрового прообраза сообщает теме особый лиризм и романтичность (вальс – танец влюбленных; например, Чайковский, «Средь шумного бала», «Подснежник» (Апрель), «Святки» (Декабрь) из «Времен года»)

 

М А З У Р К А – (польск. mazurek, также mazur, от названия жителей Мазовии – мазуры, у которых впервые появился этот танец) – польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трёхдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трёх долях. Характерен короткий пунктир на сильную долю такта. Формула сопровождения аналогична вальсу.

Эмоциональное богатство мазурки, сочетание в ней удали, стремительности, задушевности - всё это давно привлекало внимание композиторов.

В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.

Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении. Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки. Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.

В русской музыке известны мазурки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова. Нередко именно это танец становится основой характеристики польских персонажей опер («Жизнь за царя», «Борис Годунов» и др. )



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.