Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 3.5 Размеры стыковых болтов, мм.



Таблица 3. 5 Размеры стыковых болтов, мм.

Тип рельса

Обозначение

Длина

Диаметр

Радиус головки R

Ширина подголовка b

Масса болта, кг

Болта l+H Резьбы Подголовка h Головки D Резьбы d

Болты к двухголовым накладкам

Р75, Р65 М27*160 0, 82
Р50 М24*150 0, 59
Р43, Iа, Р38 М22*135 0, 45

Болты к объемлющим накладкам

Р75, Р65 ИМ27*180 0, 94
Р50 ИМ24*160 0, 64
Р43 ИМ22*140 0, 48

 

    Таблица 3. 6 Размеры гаек стыковых болтов, мм.

Тип рельсов Высота H Диаметр резьбы, D Ширина под ключ, S Масса, кг
Р75 0, 22
Р65 0, 16
Р43, Ia, Р38 0, 16

 

    Таблица 3. 7 Размеры пружинных шайб, мм.

Тип рельса

Диаметр болта

Диаметр шайбы

Поперечное сечение

Развод концов

Масса 1000 шайб, кг

Внутренний d Наружний D
Р75, Р65 11*11 17, 0-25, 5 124, 6
  10*10 15, 5-23, 0 93, 4
Р50 9*9 14, 0-20, 5 67, 9
Р43, Ia, Р38, Р33 8*8 12, 5-18, 5 49, 1

 

Гайки (табл. 3. 6) применяются шестигранные. Гайки М24 и М22 по размеру под ключ унифицированы.

Пружинная шайба (табл. 3. 7) - разрезанное кольцо из зака­ленного прутка квадратного сечения.

Изолирующие стыки применяются сборные и клееболтовые. В сборных изолирующих стыках используются объемлющие метал­лические накладки (рис. 3. 17) или двухголовые накладки (рис. 3. 18). Между рельсом и накладками ставятся прокладки из полиэтилена. Срок службы таких стыков крайне мал, так как изолирующие детали быстро разрушаются. На интенсивно работающих участках их при­ходится заменять 2 раза в год.

Клееболтовые стыки (рис. 3. 19) обладают значительно большей прочностью. В них исключена возможность проскальзывания рель­сов в накладках, что особенно неблагоприятно сказывается на рабо­те сборных стыков. При изготовлении клееболтовых стыков приме­няют новые рельсы, разрезая их пополам, что исключает наличие ступенек по периметру стыка и повышает его эксплуатационную стойкость. Зазор в таком стыке устанавливается в пределах 4-6 мм. В клееболтовых стыках используются шестидырные двухголовые накладки уменьшенной высоты. Каждый клееболтовой изолирующий стык маркируют. На расстоянии 0, 5м от торца накладки на шейке рельса с каждой стороны несмываемой краской указывают дату из­готовления и условное обозначение предприятия.

Клееболтовые стыки надо оберегать от механических повреждений и чрезмерных изгибов при погрузке, выгрузке и укладке. Прикрепители рельсов (костыли, клеммы) промежуточных рельсовых скреплений на стыковых шпалах должны быть изолированы от накла­док и расположены, как показано на рис. 3. 20.

Рисунок 3. 17. Изолирующий стык с объемлющими металлическими накладками:
а - при железобетонных шпалах и скреплении КБ; б - при деревянных шпалах с костыльным
креплением; 1- рельс; 2 - накладка; 3 - прокладка боковая; 4—полиэтиленовая планка под болты; 5 - планка стопорная металлическая; 6 - втулка; 7 - шайба пружинная; 8 - гайка; 9 - болт стыковой; 10 - изолирующая прокладка под рельс; 11 -подкладка; 12 – болт клеммный; 13 -  болт закладной; 14 -шайба пружинная; 15 - шайба плоская; 16 - прокладка
под подкладку; 17 - клемма литая; 18 – шайба.

Рисунок 3. 18. Изолирующий стык с двухголовыми металлическими накладками для пути
деревянными шпалами:

1 – боковая прокладка; 2 -накладка; 3 -втулка; 4 - изолирующая планка под болт; 5 - опорная планка;

6 - торцовая прокладка.

Рисунок 3. 19. Клееболтовой изолирующий стык:

1 - торцовая изоляция из фибры, пропитанной клеем; 2 - клеевое соединение с изоляцией из стеклоткани; 3 - изоляция болта, оклеенного стеклотканью.

 

Рисунок 3. 20. Крепление клееболтового изолирующего стыка к основанию:

 а - при костыльном скреплении; б- при раздельном скреплении.

 

Рисунок 3. 21Переходной стык рельсов типов Р75 и Р65.

Переходными накладками (рис. 3. 21) соединяют рельсы разных типов Р75 и Р65, Р65 и Р. 50, Р50 и Р43, а также однотипные рельсы, имеющие различный вертикальный износ.

В переходных стыках устанавливают все болты. Нельзя стыковать между собой рельсы типов Р43 и Р65, Р50 и Р75, а также одно­типные, имеющие разность в износе более 10мм.

На торцах накладки и вокруг болтовых отверстий не должно быть заусенцев и неровностей в виде выпучин. Если они есть, их необ­ходимо зачистить, соблюдая установленные размеры накладки. На поверхности накладки не допускаются трещины, продольные риски и волосовины глубиной более 0, 5мм. Разрешается абразивная за­чистка выступов и выпучин. Заваривать или заделывать какие-либо дефекты по профильной полосе и на накладках нельзя.

Накладки отгружают попарно связанными.

Промежуточные скрепления. В пути с деревянными шпалами применяют три типа промежуточных скреплений: раздельное, нераз­дельное и смешанное.

К раздельному скреплению относятся: Д2 (рис. 3. 22) - шурупно-болтовое с жесткими клеммами (на одной подкладке четыре шурупа, две клеммы и два клеммных болта); Д4 (рис. 3. 23) – шурупно - болговое с пружинными клеммами.

Нераздельное скрепление костыльного типа применяется при рельсах типа Iа и легче.

Смешанное костыльное скрепление ДО (рис. 3. 24) наиболее рас­пространено на сети железных дорог. Оно применяется при рельсах типjв. Р75, Р65, Р50, Р4З. На стыковых шпалах при рельсах типа Р50 и легче с двухголовыми накладками костыли располагают «за­тылком» к рельсу, в остальных случаях - «носиком».

Рисунок 3. 22 Раздельное скрепление Д2:

1 – рельс; 2 – клеммный болт; 3 – жесткая клемма; 4 – путевой шуруп;

5 – подкладка.

Рисунок 3. 23 Раздельное скрепление Д4:

1 – рельс; 2 – клеммный болт; 3 – пружинная клемма; 4 – подкладка.

 

В кривых радиусом 800м менее укладывают удлиненные (не­ симметричные) подкладки: при радиусе менее 500м - под обеими рельсовыми нитями, а при радиусе 501 - 800м - только под наруж­ной.            

В пути с железобетонными шпалами применяются:

раздельное клеммно-болтовое скрепление КБ (рис. 3. 25) с жест­кими клеммами (на одной подкладке два закладных болта, две клеммы и два клеммных болта);

нераздельное пружинное скрепление БП (рис. 3. 26) с закладным болтом (без клеммного) и пружинной прутковой клеммой по типу «краб»;

нераздельное бесподкладочное пружинное скрепление ЖБР (рис. 3. 27).

Подкладки раздельного скрепления (рис. 3. 28) имеют две высокие, реборды с отверстиями – пазами для клеммных болтов. На одной из реборд имеется продольный бортик, указывающий на то, что эта сторона подкладки должна быть обращена внутрь колеи.

Жесткие клеммы скрепления КБ бывают двух видов (рис. 3. 29): промежуточные (ПК) для всех шпал при рельсах Р75, Р65, Р50 и стыковые (СК).

Для клеммных (рис. 3. 30) и закладных (рис. 3. 31) болтов применяются гайки М22*22, 5 (см. рис. 3. 15) и двухвитковые шайбы (рис. 3. 32) двух типов – 8*10 и 6*10мм. При отсутствии таких шайб могут применяться одновитковые пружинные шайбы для стыковых болтов диаметром 22мм (см. рис. 3. 16).

Рисунок 3. 24 Смешанное скрепление ДО:

1 – костыль основной; 2 – костыль обшивочный.

Рисунок 3. 25 Раздельное скрепление КБ:

1 – прокладка под подкладку; 2 – подкладка; 3 – подрельсовая прокладка; 4 – клеммный болт;

5 – жесткая клемма; 6 – закладной болт; 7 – гайка; 8 – двухвитковая шайба;

 9 – изолирующая втулка; 10 – опорная шайба.

Рисунок 3. 26 Нераздельное пружинное скрепление БП.

Рисунок 3. 27 Нераздельное бесподкладочное скрепление ЖБР.

 

Рисунок 3. 28 Подкладка раздельного скрепления к рельсам типов Р65 и Р75.

Рисунок 3. 29 Клеммы раздельного скрепления.

 

Рисунок 3. 30 Клеммный болт.

 

Рисунок 3. 31 Закладной болт.

Рисунок 3. 32 Шайба пружинная двухвитковая.

 

 

Рисунок 3. 33 Втулки изолирующие:

а – круглая; б – прямоугольная.

 

Закладные болты скрепления КБ имеют прямоугольную головку. Прорезь па торцовой поверхности резьбового конца болта, установленного на шпале, должна быть направлена вдоль пути.

Прокладка под подкладку изготовляется из рифленой резины. Изолирующие втулки (рис. 3. 33) для скрепления КБ делают из материала типа текстолита. Плоские шайбы (рис. 3. 34), предохраняющие изолирующую втулку от разрушения, изготовляют из мягкой стали.            

Подрельсовые резиновые прокладки имеют толщину 4-5мм. При выправке пути по уровню применяют прокладки толщиной и до 10мм.

В нераздельном скреплении с металлическими подкладками два болта при помощи пружинной клеммы одновременно, прикрепляют к шпале подкладку и рельс (см. рис. 3. 26). При скреплении БП делают заглубление в бетоне (25мм), а металлическая подкладка имеет

закругленные кромки; под подошву рельса и под металлическую подкладку укладывают прокладки-амортизаторы; реборды в подкладках не используются для зацепления болтов, поэтому их толщина по сравнению с толщиной реборд у подкладок КБ значительно меньше, а высота реборд позволяет регулировать положение рельса по уровню до 20мм.

Рисунок 3. 34 Шайбы плоские:

а – под круглую втулку; б – под прямоугольную.

 

В бесподкладочном пружинном скреплении ЖБР для снижения жесткости под подошву рельса укладывается подкладка-амортизатор повышенной упругости. Конец нижней ветви пружинной клеммы изогнут для передачи усилий от клеммы через подклеммник на бетон. Углубление в железобетонной шпале для размещения подклеммной прокладки составляет 25 мм.

В скреплении ЖБР положение рельса по высоте может регулироваться в пределах 10-20 мм. Регулировка до 10мм осуществляется укладкой дополнительных прокладок-регуляторов под подошву рельса, а свыше 10 мм - укладкой под рельс и клемму специальных прокладок.

Противоугоны. В том случае, когда конструкция рельсовых скреп­лений не обеспечивает надежного закрепления рельсов от угона относительно шпал, необходима установка противоугонов. Противоугоны бывают пружинные и самозаклинивающиеся.

Пружинные противоугоны (рис. : 3. 35) используют при рельсах типов Р75, Р65, Р50 и Р43.

Противоугоны изготовляются из стали, которая подвергается термической обработке - закалке и отпуску. На поверхности противоугонов не должно быть трещин, закатов, пережженных мест продольных волосовин и рисок глубже 0, 5мм. Складки металла, утоньшение и утолщение в местах технологических пережимов браковочными признаками не являются. На торцовых поверхностях противоугонов в местах рубки не допускаются заусенцы более 1мм.

На каждый противоугон наносится маркировка, указывающая год изготовления (последняя цифра), а на противоугонах П75 ставят еще цифру 7.

Самозаклинивающиеся противоугоны состоят из двух частей: скобы и клина. Их изготовляют для всех типов рельсов в дорожных дистанционных мастерских из отходов рельсового металла отдельно для левой и правой нити (рис. 3. 36). Размеры поперечного сечения заготовки для рельсов Р50 и тяжелее - 20*30 мм.

Самозаклинивающиеся противоугоны, как правило, устанавли­вают клиньями внутрь колеи.

Содержание скреплений. После смены рельсов или накладок не­обходимо повторно подтянуть стыковые болты: в день смены, через 1-2 дня и через 4-5 дней.

Подтягивать их начинают с двух сред­них болтов. Стыковые болты необходимо также подкреплять после каждой выправки стыка.

Рисунок 3. 35 Пружинный противоугон.

Рисунок 3. 36 Самозаклинивающийся противоугон:

1 – скоба; 2 – клин.

 

Стыковые болты следует вставлять в хорошо совмещенные отвер­стия накладок и рельсов, сохраняя резьбу. При завинчивании гаек обычно используют ключи длиной 75 см (при рельсах Р75 и Р65) и 55 см (при рельсах Р50 и легче).

После затяжки болтов допускается неприлегание средней части накладок к головке старогодных рельсов не более 1, 5мм, а новых - не более 0, 5мм.

Подкладки должны плотно опираться на поверхность шпал, просвет между подошвой рельса и подкладкой более 1мм не допус­кается. Костыли забивают только перпендикулярно поверхности шпалы. Изогнутые костыли должны быть выпрямлены. При забив­ке следят за тем, чтобы основные костыли прилегали головкой и стержнем к подошве рельса, а головки дополнительных - к борти­кам подкладок. Шурупы завинчивают ключами, забивать их молот­ком нельзя.

Постоянно следят за прокладками промежуточных скреплений, не допускают их выползания

из-под подкладок и подошвы рельса, среза торцом подкладки.

Надежность завинчивания гаек клеммных и закладных болтов выборочно проверяют динамометрическим ключом. Все дефектные элементы рельсовых скреплений своевременно заменяют.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.