Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3.2Корригирующая ритмическая гимнастикапри сколиозе



Самое лучшее средство профилактики и коррекции проблем осанки – физические упражнения. С недавних пор, в профилактических целях специалисты советуют упражнения ритмической гимнастики. Основная причина такого выбора – в эмоциональности данных упражнений, в том, что они благоприятно воздействуют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для школьников с нарушениями осанки.

В целях устранения и профилактики сколиоза упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым в соответствии с выявленными типами осанки, а также с учетом их пола, уровня и возраста физического развития учащихся. В данных группах всегда имеется возможность предложить любому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему больше подходят в определенный момент. Следовательно, формируя занятия, врач и учитель физкультуры должны хорошо проанализировать каждого с тем, чтобы правильно отнести его к той либо другой группе и создать для любой группы соответствующий ее требованиям комплекс упражнений.

При сильных искривлениях осанки занятия нужно проводить в специальных группах корригирующей гимнастики при наблюдении врачей. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где проводят занятия с функциональными дефектами осанки, нахождение специалиста на всех занятиях необязательно. Но он должен и в них проводить систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры для достижения дифференцированного подхода при решении задач, которые ставят для каждой группы.

Любой комплекс обязан формироваться из трех частей.

В начальную (подготовительную) часть входят простые общеразвивающие и корригирующие упражнения, которые должны соответствовать типу нарушения осанки. Темп выполнения – умеренный, средний и медленный. Благоприятная дозировка упражнений – 7–9 повторений.

Главную составляющую составляют собственно корригирующими упражнениями, множество из которых должно делаться в положении лежа на спине, на животе и на боку. В таких положениях проще следить за выпрямленным положением тела, мышцы получают длительной статической нагрузки, в отличии от удержании тела в положениях сидя и стоя. Темп выполнения – средний, умеренный и медленный. Дозировка зависит от самочувствия детей, их усвоения материала и физической подготовленности. Обычно упражнения повторяют 9–17 раз. Данные упражнения необходимо выполнять в обе стороны.

Завершающая часть выстраивается из упражнений на расслабление, которые выполняют в исходном положении лежа на спине, специальных и дыхательных упражнений на ощущение правильной осанки.

При выполнении упражнений, детям нужно дышать через нос, не задерживать дыхание. Нужно учитывать также, что образованию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. При помощи предметов можно повысить эффект воздействия на разные мышечные группы.

Лучший вариант тренировки ритмической гимнастикой для детей с дефектами осанки предполагает расположение в помещениях зеркал, которые дают возможность каждому наблюдать за осанкой как в статике, также разных исходных положениях, так и в движении. Это все упрощает изучение комплекса, а также повышает лечебный эффект гимнастики.

Комплексы корригирующей ритмической гимнастики обязаны быть увлекательными, интересными, лучше имитационного характера, тогда их будут выполнять с большим желанием.

 

3. 3 Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики

1. И. п.: о. с., руки к плечам. 1 – наклон вправо, руки в стороны, кисти разогнуть; 2 – и. п.; 3 – наклон влево, руки в стороны, кисти разогнуть; 4 – и. п.; 5 – наклон вправо, шаг левой влево, руки вверх, пальцы врозь; 6 – и. п.; 7 – наклон влево, шаг правой вправо, руки вверх, пальцы врозь; 8 – и. п. 8–16 раз. Темп средний.

 

 

2. И. п.: стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2 – два пружинящих наклона вправо; 3 – поворот туловища направо; 4 – и. п. То же в другую сторону. По 8–16 раз. Темп средний.

 

 

3. И. п.: о. с., руки вверх, кисти в замок. 1 – наклон назад, правая назад на носок; 2 – и. п. То же с другой ноги. По 8 раз. Темп средний.

 

 


4. И. п.: широкая стойка ноги врозь. 1 – наклон вперед, руками коснуться пола; 2 – поворот туловища направо, правая рука в сторону-назад; 3–4 – то же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп средний.

 

 

5. И. п.: стойка на коленях, руки к плечам. 1 – поворот туловища направо, правую руку в сторону-назад, левую руку вверх; 2 – и. п. То же в другую сторону. По 8 раз. Темп средний.

 

 

6. И. п.: стойка на коленях, руки за голову. 1–2 – два пружинящих поворота туловища направо; 3–4 – два пружинящих поворота туловища налево; 5–6 – сед на пятки с небольшим наклоном назад, руки вперед ладонями кверху; 7–8 – и. п. 4 раза. Темп средний.

 


7. И. п.: стойка на коленях, руки вперед, кисти разогнуть; 1–2 – сесть на правое бедро, руки влево; 3–4 – то же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп средний.

 

 

8. И. п.: стойка на левом колене, правую в сторону на носок, руки в стороны. 1–2 – наклон к правой ноге, левой рукой коснуться правого носка, правую руку назад; 3–4 – и. п. То же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп средний.

 

 

9. И. п.: то же. 1–2 – наклон к правой ноге, головой коснуться правого колена, руки назад; 3–4 – и. п. То же в другую сторону. По 4 раза. Темп средний.

 

 

10. И. п.: стойка на коленях, ноги врозь. 1–3 – три пружинящих наклона к правому колену, руки в стороны; 4 – и. п. То же в другую сторону. По 4 раза. Темп средний.

 

 

11. И. п.: сед на левом бедре с упором на левую руку. 1 – выпрямить правую ногу и руку в сторону; 2 – согнуть правую ногу и руку влево; 3 – выпрямить правую ногу и руку в сторону; 4 – и. п. 4 раза. То же в другую сторону. Темп средний.

 

 

12. И. п.: упор на коленях. 1–2 – правую назад на носок, левую руку вверх; 3–4 – и. п., расслабить мышцы спины. То же в другую сторону. По 8 раз. Темп медленный и средний.

 

13. И. п.: упор на правом колене, левую ногу в сторону. 1 – согнуть руки; 2 – и. п. То же с другой ноги. По 4–8 раз. Темп средний.

 

 

14. И. п.: сед ноги врозь, руки вверх, кисти в замок. 1–3 – три пружинящих поворота туловища направо; 4 – и. п. То же налево. По 4–8 раз. Темп средний.

 

 

15. И. п.: сед ноги скрестно, руки в стороны. 1 – наклон вправо, правая рука за спину, левую согнуть вверх; 2 – и. п. То же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп средний.

 

 

16. И. п.: лежа на левом боку с упором на правую руку, левая рука вверх. 1 – мах правой ногой в сторону; 2 – и. п.; 3 – мах правой согнутой ногой в сторону; 4 – и. п. То же в другую сторону. 8–16 раз. Темп средний.

 

 

17. И. п.: лежа на спине, руки в стороны. 1 – ноги врозь; 2 – ноги скрестно приподнять над полом; 3 – то же, что на счет 1; 4 – и. п. Во время выполнения упражнения поясницу прижимать к полу. 8 раз. Темп медленный.

 

 

18. И. п.: лежа на спине, руки за голову. 1–2 – приподнять над полом верхнюю часть туловища; 3–4 – и. п., расслабиться; 5–6 – ноги вперед (до угла 30° от пола); 7–8 – и. п., расслабиться. 4–8 раз. Темп средний и медленный.

 

19. И. п.: лежа на спине, руки вверх. 1–2 – наклон вправо, руки за голову; 3–4 – и. п., потянуться вверх. То же в другую сторону. По 4–8 раз. То же с пружинящими наклонами. Темп медленный.

 

 

20. И. п.: лежа на животе, правую руку вверх, левую вниз. 1 – прогнуться, руки скрестно перед собой; 2 – левую руку вверх. правую вниз; 3–4 – то же в другую сторону; 4–8 раз, не возвращаясь в исходное положение. Темп средний.

 

 

21. И. п.: упор лежа на предплечьях. 1–2 – упор лежа на бедрах, прогнуться, поворот головы направо, посмотреть на пятки; 3–4 – и. п., расслабиться. То же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп медленный.

 

 

22. И. п.: лежа на животе, кисти под подбородок. 1–2 – наклон вправо, голову приподнять, правую ногу согнуть, коснуться коленом локтя правой руки; 3–4 – и. п., расслабиться. То же в другую сторону. По 4–8 раз. Темп медленный.

 

 

23. И. п.: лежа на животе, руки вверх. 1–2 – правую руку за спину, левую приподнять над полом, левую ногу в сторону; 3–4 – и. п., расслабиться. 4–8 раз. То же в другую сторону. Темп средний.

 

 

24. И. п.: лежа на животе, руки в стороны. 1 – мах правой ногой назад; 2 – правую ногу скрестно за левую, носком коснуться пола; 3 – мах правой назад; 4 – и. п. То же с другой ноги. По 4–8 раз. Темп средний.

25. И. п.: лежа на животе, кисти под подбородок. Поочередное сгибание ног назад. То же с разогнутыми стопами. 8–16 раз. Темп средний.

 

 

3. 4 Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов

опорный двигательный сколиоз гимнастика

Должна быть комплексной и включать:

· сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

· правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).

· организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т. д. );

· постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

· отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т. д. );

· контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

· плавание;

· ритмическая гимнастика.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота.

Занятия физической культурой обязаны быть регулярными и систематическими. Только тогда можно достигнуть максимальный положительный эффект. При этом нужно учесть свои возможности, состояния здоровья, уровень тренированности и рекомендации специалиста. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой тесно взаимосвязан прежде всего с увеличением аэробных возможностей организма, уровня общей физической работоспособности и выносливости. Увеличение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением жировой массы и веса тела, триглицеридов в крови и содержания холестерина, повышением ЛВП и понижением ЛИП, частоты сердечных сокращений и снижением артериального давления. Выполнение физических упражнений благоприятно воздействует на все звенья двигательного аппарата, мешая развитию дегенеративных изменений, связанных с гиподинамией и возрастом. Возрастает содержание кальция в организме м минерализация костной ткани, что мешает развитию остеопороза. Повышается приток лимфы к межпозвонковым дискам и суставным хрящам, что получается лучшим средством профилактики остеохондроза и артроза. Все эти данные говорят об огромном положительном эффекте занятий оздоровительной физической культурой на тело человека.

 


Заключения

 

Занятия лечебной физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект. При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный эффект занятий связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности.

Влияния физических тренировок на опорно-двигательный аппарат: Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося физическими упражнениями человека, эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного. Физическая активность вызывает немедленные реакции различных систем органов, включая мы­шечную, сердечно-сосудистую и дыхательную. Эти быстрые адаптационные сдвиги отличаются от адап­тации, развивающейся в течение более или менее длительного срока, например в результате трениро­вок. Величина быстрых реакций служит, как правило, непосредственной мерой напряжения.

 

 

4. Список литературы

 

1. “Домашняя медицинская энциклопедия”, главный редактор Покровский В. И., М: «Медицина», 2009 год.

2. “Физическое воспитание”, учебник, редакторы Головин В. А., Маслякова В. А., Коробкова А. В. и др., М: “Высшая школа”, 2010 год.

3. “Движения против остеохондроза позвоночника” Ю. И. Курпан, Е. А. Таламбум, Л. Л. Силин - М: Физкультура и спорт, 1987.

4. " Боль в спине" Н. А. Касьян - М: Физкультура и спорт, 2011.

5. “Справочник практического врача. ” А. И. Воробьев – М: Медицина 2012г. Издание второе стереотипное.

6. “Физиология движений” под ред. М. А. Алексеева, В. С. Гурфинкеля, П. Г. Костюка и др. - Л., Наука. - 2009.

7. “Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов”. Дубровский В. И. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2005.

8. “Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата”. Трубников В. Ф. – Киев: Здоровья, 2006.

Размещено на Allbest. ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.