Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ



Это книга о моделировании. О благоговении, которое вызывает опыт некоторых людей, и стремлении выяснить, как им удается достичь такого мастерства в своем деле. Движущая сила моделирования — любопытство, желание постичь суть мастерства и добиться его. Именно эти стремления вдохновляли автора книги.

Кроме того, это книга о развитии и расширении сферы действия моделирования в НЛП. По замыслу, она продолжает разговор с того места, на котором заканчивается первый научный труд по НЛП. Создатели НЛП (в число которых входят Ричард Бандлер, Джон Гриндер, Лесли Каме- рон-Бандлер и Джудит Делозье) доверили Роберту Дилтсу (1980 г. ) написать книгу «Нейролингвистическое программирование: исследование структуры субъективности, том /».

В этой работе показано, как с помощью мета-состояний рассматриваются стратегические модели НЛП и решаются более широкие и общие вопросы в процессе моделирования. При этом представлен особый вид моделирования.

Дени Бриду обратил на него мое внимание осенью 1998 года, когда вместе с доктором Филлипом Ноланом пригласил меня на семинар «Объединение моделей: НЛП и общая семантика». Поскольку мы вместе разрабатывали некоторые процессы составления ментальных карт и конструирования для «Науки и душевного здоровья» (1933—1994 гг. ), Дени отметил, что структуры Коржибски придают моделированию «неожиданный оборот». Осознав это, я снова ощутил прилив интереса к разработке программы, над которой работал Коржибски, и к тому роду моделирования, которое вытекало из его труда. Много лет подряд я повторял, что тренинги дополнили мои исследования в сфере моделирования — в них вошли математические модели для моделирования, социологические модели, теория игр, нечеткая логика и т. д.

Здесь я придерживался определенных в работе Вудсмол- ла различий между видами и уровнями моделирования. Уайатт называл их «моделирование-1» и «моделирование-II».

Моделирование-I: Выявление паттерна и перенос. Такая разновидность моделирования выявляет поведенческий паттерн, результатом которого являются некие навыки, способности и опыт. Она объясняет паттерны поведения в сфере навыков, то есть что делает эксперт для того, чтобы добиться того или иного результата. Эта модель дает нам характеристики, процедуры и процессы, которые позволяют человеку достичь желаемого.

Моделирование-II: Моделирование моделирования-1. Здесь акцент сделан на том, как именно эксперт, выполняет свою задачу. При таком моделировании мы сосредотачиваем внимание на процессах, необходимых для выявления паттернов, из которых складывается сущность моделирования-1. Мы уделяем особое внимание убеждениям и ценностям, которые создают фреймы, управляющие экспертом и его моделированием. К ним относятся фреймы мета-программ, мета-состояния, контекстуальные состояния и т. п.

НЛП возникло как итог моделирования-1. Его создали общими усилиями доктор Джон Гриндер и Ричард Бандлер, взявшись за изучение речевых паттернов Фрица Перлса и Вирджинии Сатир. Ричард обладал даром подражания речи, интонации, языковым паттернам Перлса и Сатир, а Джон занимался составлением трансформационной грамматики, извлекая из речи языковые структуры.

Наконец они определили, что именно делали виртуозные терапевты, производя на пациентов «магическое воздействие». После полного приключений путешествия в сферу моделирования они опубликовали «Структуру магии» (1975—1976 гг. ). В этой книге была представлена первая модель НЛП и рдна из основных методик моделирования в НЛП — мета-модель. Эта лингвистическая модель в качестве одной из трех основных мета-составляющих попала к нам как инструмент, необходимый для моделирования структуры реальности человека. Мета-модель позволяет нам получить представление о модели мира конкретного человека и лучше понять, как этот человек приобретает конкретный субъективный опыт.

На первых этапах развития НЛП Ричард продемонстрировал поразительные подражательные способности, имитируя языковые паттерны гештальт-терапии и семейной психотерапии. Этого результата он добился, часамц просиживая в наушниках и слушая бесконечные аудиозаписи Фрица, а позднее наблюдая за Вирджинией лично и слушая ее. Так был выявлен мощный инструмент и процесс моделирования — имитация. Чтобы пользоваться им, требуется научиться различать описательный и оценочный уровни того, что мы видим и слышим в окружающем мире. Этим объясняется акцент, который в НЛП сделан на сенсорное восприятие. Моделирование не удается нам, если мы мысленно разговариваем сами с собой, видим свои воображаемые картины, слышим собственный музыкальный фон. Чтобы осуществлять процесс моделирования, требуется «лишиться этого рассудка и прийти в чувство».

НЛП начинается не с моделирования-II. Даже сейчас у нас нет модели того, как мыслили, чувствовали, верили Фриц, Вирджиния или Милтон. Моделирование на таком уровне возникло спустя некоторое время. Задумавшись о самом процессе моделирования, Бандлер и Гриндер начали изучать его предпосылки, механизмы, паттерны и т. д. Об этом они написали в книге «НЛП, том 1».

То, что Бандлер и Гриндер не начинали с моделирования моделирования (моделирования-11), становится очевидно, стоит задать следующие вопросы:

Какой стратегией пользовался Перле при работе с пациентами?

Ка'кая стратегия позволила Сатир «творить чудеса» при работе с семьями?

Какая стратегия описывает навыки калибровки Эриксона и применение гипнотических речевых паттернов?

Каким образом эти виртуозы принимали решение о том, когда и чем пользоваться?

Размышляя об этом, Вудсмолл (1990 г. ) писал:

«Короче говоря, если НЛП — побочный продукт моделирования Эриксона, Перлса и Сатир, почему мы так и не поняли, как они действовали? Мы узнали только, что. они делали. Это означает, что мы можем имитировать мощные паттерны, которыми пользовались они, но не знаем, как они изначально создавали эти паттерны и пользовались ими. Отсюда очевидно, что та часть НЛП, которая является побочным продуктом моделирования — побочный продукт моделирования-1, а не моделирования-И» (с. 3).

Поскольку НЛП возникло как продукт моделирования-

I, костяк НЛП составляет объяснение и кодификация паттернов и процедур, изначально выявленных Бандлером и Гриндером у Перлса, Сатир и Эриксона. Это открытие подтвердило их гениальность и позволило нам пользоваться их наследием. Это наследие — обобщенные ими основные компоненты модели НЛП, а именно:

• Репрезентативный системный язык, VAK или четыре компонента.

• Речевые оценочные ключевые ориентиры, или лингвистические маркеры.

• Нейрологические оценочные ключевые ориентиры (глаза, тело, жесты, дыхание).

• Якорение, навязывание ритма и лидерство, дополненная НЛП Т. О. Т. Е. -модель и т. д.

Со временем появились и другие компоненты модели НЛП: паттерны изменения убеждений, определение значения и изменение, мета-программы, состояния, фреймы и рефрейминг, логические уровни, мета-состояния и т. д.

Пользуясь первой моделью моделирования, стратегической, многочисленные разработчики, теоретики и практики НЛП начали осваивать навыки моделирования-

II. При этом они прибегли к моделированию, для чего искали экспертов в различных областях и применяли способ НЛП для структурирования субъективного опыта. Это помогло им выявлять, вскрывать, программировать и перепрограммировать, устанавливать и применять модели совершенства и опыта. Появлялось все больше и больше конкретных паттернов, касающихся различных аспектов человеческого опыта. В их число вошли модели здорового питания, снижения и поддержания веса, поддержания физической формы, общения, противостояния, отстаивания своей позиции, родительских обязанностей, управления, творчества, стрельбы, катания на лыжах и подводного плавания, лечения аллергии и фобий, преодоления последствий давних травм. Список можно продолжать до бесконечности.

Моделирование на уровне моделирования-II отнюдь не описывает простой процесс. Возможно, в магии конкретного совершенства, интересующего нас, и вправду есть структура, но это не значит, что мы неизменно находим простую или несложную структуру, управляющую им. Иначе нам не понадобилось бы так напряженно учиться находить, описывать и раскрывать суть этой «магии». О сложности моделирования Вудсмолл (1990 г. ) писал:

«Моделирование — невероятно сложный, трудный, замысловатый процесс. Это возможно, но нелегко. Будь он легким, в мире было бы гораздо больше экспертов. Причина существования такого незначительного количества моделей улучшения опыта — не отсутствие интереса, а отсутствие способностей и компетентности» (с. 6).

Во многом эта сложность объясняется тем, как эксперт наслаивает один на другой уровни мыслей, эмоций и представлений, создающих глубокий разум. Разобраться в этом сознании с насыщенной текстурой можно с помощью метауровней мета-состояний.

Высшая сложность множественных уровней

С моделью мета-состояний я столкнулся, изучая процесс моделирования в 1994 году (Холл, 1995, 1996, 2000 гг. ). Изучив работы других теоретиков о способности быстро восстанавливаться, я решил побеседовать с несколькими людьми, обладающими высокой восстановительной способностью (стойкостью). Эти люди наделены свойством быстро оправляться после неудач. Их можно согнуть, но не сломать. Они не смиряются. Останавливать их бесполезно. Рано или поздно они поднимаются, отряхиваются и идут дальше. Более того, даже травмирующие события (изнасилования, войны, ограбления, избиения и т. д. ) не травмируют их. Мне хотелось узнать их стратегии.

• Что мешает им смириться с неудачей раз и навсегда?

• Что позволяет им каждый раз выпрямляться?

• Как им удается извлекать уроки из трудного и болезненного опыта?

• Как им удается придерживаться позитивной, правильной, достойной позиции, несмотря на поражения и неудачи?

• Что дает им силы предпринимать «еще одну попытку»?

• Что помогает им избегать травмы даже в случае травматических событий?

Применяя все свои знания о работе стратегий, я взялся проанализировать нейролингвистические процессы, участвующие в стратегии стойкости. Однако после сбора информации я обнаружил, что не могу отобразить этот процесс в линейном виде. Мне пришлось возвращаться назад и подниматься вверх, переходить на мета-уровни, чтобы принять во внимание сопутствующие убеждения и ценности — критерии, определяющие решения, способствующие решениям высшего уровня, представления, референтные фреймы, которыми пользовались эти люди, и фреймы этих фреймов. Покончив с этим делом, я смог приступить к описанию модели по мета-уровням, чтобы структурировать и программировать «абстракции второго порядка», «абстракции третьего порядка» и т. д. по Коржибски. Так появилась модель мета-состояний (Холл, 1995, 1996 гг. ).

Отчасти это еще больше усложнило процесс моделирования. От создателя модели потребовалось принять во внимание структуры высшего уровня, упорядочить мысли о мыслях, чувства, вызванные чувствами, и многочисленные принципы системного мышления. Но, с другой стороны, процесс моделирования упростился: появилась возможность «проредить» уровни и разобраться в том, что происходило в нейролингвистической системе. Позднее я обнаружил сходные модели, одновременно возникшие в различных отраслях когнитивной психологии, — к примеру, в мета-познании (1977 г. ). Это означает, что построение паттернов, которое наблюдается на первичном уровне опыта, происходит в рамках высших структур построения паттернов.

В данной книге я следовал традиции дополнения и преобразования нашей. модели моделирования, схематично добавляя мета-уровни, описанные моделью мета-состояний, в наши представления о человеческих стратегиях. Разработка процесса НЛП-моделирования с мета-уровнями показывает необходимость перехода на мета-уровни, чтобы проследить субъективность на высших логических уровнях. Это позволяет нам связать воедино все мета-уровневые феномены как контексты высших уровней (и контексты контекстов), в рамках которых действуют стратегии опыта. Они выражены различными терминами и фразами:

Мета-программы: фильтры восприятия Мнения: подтверждение мыслей о мыслях Убеждения: мнения о наших мнениях Сфера представлений: основы знаний Пресуппозиции: предпосылки, подразумевающие фреймы

Ценности и критерии: мнения о значимости и важности

Состояния по поводу состояний: мета-состояния, абстракции второго и третьего порядков Решения: желания, выбор, воля Ожидания: предчувствия последствий Идентификация: самоопределение Намерения: задачи, цели, результаты Все они отражают и основной предмет НЛП, и новые разработки. Они относятся к тому, что изначально присутствовало в НЛП и окружало нас, — к высшим уровням (убеждениям, ценностям, нейрологическим уровням Дилтса, порядку убеждений Гордона и т. д. ). Но вместе с тем все перечисленное присуще новым разработкам, в которых обеспечен более распространенный и гибкий способ концептуализации и размышлений о мета-уровнях. Целую главу я посвятил обширному труду Роберта Дилтса, разрабатывающего системы многочисленных логических уровней. В этой главе рассматриваются его оригинальные разработки, особенно модель нейрологических уровней. Но поскольку эта модель представляет собой статичную иерархию уровней, ей недостает гибкости, чтобы принять во внимание нелинейность и изменчивость мета-познания. Мета-уровни разума не статичны и жестки, они не имеют иерархической структуры. Они изменчивы, пластичны и функционируют как голограмма.

Со времен возникновения НЛП основатели этой отрасли ссылались на логические уровни. В особенности НЛП прочно связано с логическими уровнями познания Бейтсона (1980: 158-160, 212). В этой книге я обратился к исследованиям Бейтсона, чтобы проанализировать его ценные мысли по поводу мета-уровней.

Кроме того, я уделил большое внимание еще одному «дедушке» нейролингвистического тренинга, человеку, который ввел в обращение этот термин, — Альфреду Коржибски. Коржибски разработал первую модель того, как наша нейролингвистическая система (процессы психофизического абстрагирования или моделирования) получает «информацию» о какой-либо территории от органов чувств и составляет наши нейрологические и лингвистические карты этой территории.

Наряду с Бейтсоном и Коржибски, Роберт Дилтс (1983 г. ) внес существенный вклад в наши представления о мета-уровнях. Он писал о первых опытах широкого применения логических уровней в НЛП. Первые 78 страниц «Корней» (написанных в 1976 г. ) — первый перевод на язык НЛП уровней абстрагирования Коржибски, а также анализ трудов Грегори Бейтсона. В то же время глубина и сложность этой работы, несомненно, не способствовали. ее популярности и включению в состав НЛП. Одной из задач, которые я ставил перед собой, было разъяснение и популяризация трудов Роберта.

По мере развития НЛП как функциональной модели человека в первые 25 лет после возникновения теории появлялись многочисленные системы логических уровней. Я выявил и описал десяток таких моделей (глава 5). Кроме того, я привел список других наборов уровней, входящих в сферу НЛП, но не удовлетворяющих критериям «логических».

Насколько мне известно, глава о логических уровнях — на данный момент единственная публикация, позволяющая получить некоторое представление о критериях, применимых к мета-уровням.

Чтобы понять структуру субъективного опыта, надо знать не только горизонтальное направление, в котором развивается психофизика этого субъекта, но и его перемещения по вертикали. ТОТЕ-модель анализа стратегии, исследующая репрезентации, мета-программы, «субмодальности» этого человека и т. д., служит нам инструментом для составления первого списка отличий.

Чтобы получить второй комплект отличий, необходимо принять во внимание такие феномены, как мета-уровни, саморефлексивное сознание, системное мышление и абстракции второго и третьего порядков. Разработав в 1994 году модель мета-состояний на основе «уровней абстрагирования» Коржибски и логических уровней познания Бейтсона, здесь я рассматриваю применение рефлексивной и рекурсивной модели в психофизической системе. При этом у нас появляется гораздо больше существенных отличий, необходимых для отслеживания сознания в процессе поиска «структуры субъективного опыта».

И наконец, приближаясь к завершению этой книги, я попытался учесть некоторые соображения из области моделирования, которые доктор Мартин Робертс ввел в него в статьях, опубликованных в «Rapport». Не навязываем ли мы моделирование, между тем как некоторые пропагандируют НЛП как магический ключ к каждой личности! «Все, на что способен один человек, под силу каждому». Робертс (1998, 1999 гг. ) высказал беспокойство о том, что НЛП ликвидирует базовые знания. Мартин поставил несколько вопросов ребром. Если нам будет известна стратегия полетов пилота, его процессы VAK, убеждения, ценности и т. д., хватит ли нам всего этого, чтобы попросить пилота передать нам управление самолетом? Неужели нам не придется спрашивать: «Что нам абсолютно необходимо знать обо всех этих приборах? » И как быть с тренингом вестибулярной системы, благодаря которому пилот обладает чувством равновесия?

Если вы обратили внимание на термин «субмодальности» в кавычках, он подчеркивает еще одну грань модели НЛП, которой требует модель мета-состояний (Холл, 1998 г. ). Когда мы с Бобом Боденхеймером приступили к повторному анализу этой модели, мы еще не знали, что в конце концов усомнимся в правильности приставки «суб» в слове «субмодальность». Но именно это и произошло. Мы обнаружили, что никакого «суб» — другими словами, низшего логического уровня — не бывает. В нашем распоряжении свойства, грани, компоненты, элементы, переменные и различия репрезентаций всех составляющих органов чувств. Однако эти репрезентативные отличия не образуют «суб», то есть подуровень. Скорее, они существуют как неотъемлемая часть репрезентаций. И в той же мере, в какой нам необходим переход на мета-уровень, чтобы хотя бы выявить эти отличия, оказалось (и неудивительно), что требуется переходить на мета-уровень, чтобы сместить, изменить и преобразить структурное отличие.

Что это означает в терминах моделирования?

Это означает, что «различие, которое составляет разницу» (Бейтсон), возникает не на некоем предполагаемом «суб»-уровне, а на мета-уровне. И это не должно вызывать удивления. НЛП давно отделило Содержание от Структуры. Кроме того, с самого начала стало ясно, что мы имеем дело со структурой на мета-уровне. Но это совсем другая история. О ней можно прочесть в книге «Структура совершен-

с те а: разоблачение мета-уровней субмодальностей» (Боден- хеймер и Холл, 1999 г. ).

Все это показывает, как НЛП в качестве модели моделей (моделирование-11) продолжает производить процесс моделирования и расширяться. Так и должно быть. Основатели предвидели это.

«Сама модель нейролингвистического программирования постоянно меняется, преображается и совершенствуется» (1980 г., с. 201).

И вот теперь НЛП переходит на мета-уровень и приступает к сложному моделированию с применением мета-уровней.

Л. Майкл Холл

Постскриптум:

Семинары по нейросемантическому моделированию я начал проводить в 1999 году, собранный с их помощью материал лег в основу этой книги. Руководство для тренингов, «Сложное нейросемантическое моделирование», служит текстом для наших семинаров по нейросемантическому моделированию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.