Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чистая преданность



 

Нарада-бхакти-сутры

Нарада-бхакти-сутры (санскр. न ा र द भ क ् त ि स ू त ् र nā rada bhakti sū tra IAST ) — известный санскритский текст, чьё авторство традиция приписывает риши Нараде. Текст детализирует детали процесса бхакти-йоги и представляет особое значение для практикующих бхакти-садхану: Нарада перечисляет 11 видов бхакти которые могут существовать между преданным и его божеством, основываясь на разлиичных типах этих взаимоотношений. Именнно поэтому Нарада-бхакти-сутры занимают важное место в традиции вайшнавизма. Иногда текст так же именуется Нарада-смрити (санскр. न ा र द स ् म ृ त ि nā rada smṛ ti IAST ) — но не следует путать его с одной из дхармашастр, имеющих то же название.

Обложка издания Нарада-бхакти-сутр в переводе Свами Чинмаянанды.

Оригинальный санскритский текст состоит из 84-х стихов-сутр. Однако существует несколько традиций разбития его на главы — наиболее известные из них это разбития на 5 глав и на 9 глав. Также есть некоторые отличия в нумерации и последовательности стихов[1]. Свами Прабхавананда (26 декабря 1893 - 4 июля 1976 г. ), являвшийся монахом «Миссии Рамакришны» и близкий традиционной веданте и шраута-индуизму, представляет разбитие текста на 9 глав по темам следующим образом:

§ Глава 1 (стихи 1-6) — описывают определение бхакти;

§ Глава 2 (стихи 7-14) — подчеркивают важность отречения и самоотречения;

§ Глава 3 (стихи 15-24) — описывают виды любви к божеству;

§ Глава 4 (стихи 25-33) — определяет бхакти как высшую цель человеческой жизни;

§ Глава 5 (стихи 34-42) — содержит практические указания о практике бхакти;

§ Глава 6 (стихи 43-50) — объясняет важность общения с праведниками;

§ Глава 7 (стихи 51-57) — обсуждается различие между типов преданности;

§ Глава 8 (стихи 58-73) — описывает формы бхакти;

§ Глава 9 (стихи 74-84) — рекомендации по практике и поклонения.

Шрила Прабхупада в своём переводе разбивает текст на 5 глав и описывает их следующим образом[2]:

§ Глава 1 (стихи 1-14) — значение преданности;

§ Глава 2 (стихи 15-33) — определение Бхакти;

§ Глава 3 (стихи 34-50) — средства достижения;

§ Глава 4 (стихи 51-73) — типы Преданность;

§ Глава 5 (стихи 74-84) — достижение совершенства.

Датировка и авторство

Несколько затруднительно определить возраст текста — Рай Сингх определяет приблизительно 1000 годом нашей эры[3], что как раз совпадает с одним из пиков расцвета движения бхакти. Переводчики текста на английский (Рай Сингх, Свами Чинмаянанда[4], Свами Харшананда[5], Прем Пракаш[6] и другие) отмечают, что текст, скорее всего, подвергался более поздней редакторской правке. Вполне возможно, что текст изначально писался на одном из местных языков и в дальнейшем был переведён на санскрит.

Конфессиональная принадлежность

Хотя текст Нарада-бхакти-сутр является важным писанием для многих вайшнавских школ, он не является исключительно вайшнавским писанием и стал таковым благодаря особой роли бхакти в вайшнавизме[1] — так, есть упоминания Нарада-бхакти-сутр в трудах Шайва-сиддханты и Сиддха-сиддханта.

Основные понятия

В тексте Нарада объясняет ступени совершенствования преданности; процесс достижения состояния преданности; приводит цитаты более ранних авторов по вопросу бхакти; рассматривает вещи, которых следует избегать в практике бхакти; объясняет природы бескорыстной преданности божеству; описывает 11 различных форм преданности бхакта-садхака к избранному божеству.

Чистая преданность

Бхакти определяется как «наиболее возвышенная» или «чистая любовь к Богу», являющаяся вечной по своей природе и, следуя которой, можно достичь Мокши[7]. Один из основных признаков такой преданности — отсутствие собственных желаний и самоудовлетворение самим процессом бхакти. Нарада указывает, что желания отсутствуют у того, кто действительно становится т. н. «чистым бхактой» — его целью становится только желание удовлетворение избранного божества. Бхакта должен отказаться от обычаев и религиозных ритуалов и сосредоточиться исключительно на служении божеству, будучи безразличным ко всему, что может встать на пути такого служения[8]. Социальная деятельность и религиозные обряды должны исполняться в пределах, способствующих развитию бхакти. Текст цитирует мнение риши Вьясы, Гарги и Шандильи о бхакти, частично соглашаясь с ними, однако делает вывод, что бхакти это в первую очередь «посвящение всех своих действий Господу и полное предание себя Ему»[9] и в качестве примера приводит гопи Вриндавана[10].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.