Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НА ЛИТУРГИ́И



Проки́ мен, глас 7: Восхва́ лятся преподо́ бнии во сла́ ве/ и возра́ дуются на ло́ жах свои́ х. Стих: Воспо́ йте Го́ сподеви песнь но́ ву: Апо́ стол к Евре́ ем, зача́ ло 318 от полу́. Аллилу́ ия, глас 2: Свяще́ нницы Твои́ облеку́ тся в пра́ вду, / и преподо́ бнии Твои́ возра́ дуются. Ева́ нгелие от Матфе́ я, зача́ ло 21. Прича́ стен: В па́ мять ве́ чную:

Святитель Андрей, архиепископ Критский родился около 660 года в Дамаске от благочестивых родителей Георгия и Григории. От рождения до семи лет он был немым. Немота его разрешилась чудесным образом после причащения Святых Христовых Таин. Уже в отрочестве святой Андрей, чуждавшийся игр сверстников, выказывал склонность к книжным занятиям. Начальное образование он получил в Дамаске. Здесь он познакомился с логикой, риторикой, древней философией. На четырнадцатом году жизни, чувствуя призвание к иночеству, он удалился в обитель преподобного Саввы Освященного в Иерусалиме. Здесь он был причтен к клиру и назначен секретарем при Патриархе. Одновременно с иноческим послушанием будущий святитель усердно трудился на поприще церковно-богословского образования. Соединение евангельских добродетелей с ученостью и блистательным даром церковного слова – вот таланты, полученные от Бога, которые приумножал всей своей жизнью святой Андрей.

685-й год стал переломным для святого: подошла к концу его уединенная жизнь – святой был промыслительно определен к общественному церковному служению. Вместе с двумя другими монахами святой Андрей был послан местоблюстителем Феодором в Константинополь для подтверждения согласия Иерусалимского патриаршего престола с решениями VI Вселенского собора (680–681 гг. ). Монахи вскоре возвратились в Иерусалим, а святой Андрей остался в Константинополе. За ним навсегда осталось прозвище «Иерусалимит», т. е. «иерусалимлянин», что почти всегда отмечается в надписании его творений.

Патриарх Константинопольский рукоположил святого Андрея в диакона Великой Церкви – Святой Софии, Премудрости Божией, в которой он прослужил около двадцати лет. Кроме диаконского служения, святой Андрей был назначен орфанотрофом (главой сиропитательного дома) при Великой Церкви и главой герокомиона (дома милосердия для престарелых) в квартале «Евгения» Константинополя. Его многолетние труды не остались незамеченными, и при патриархе Константинопольском Кире (706–712) святой Андрей был рукоположен в архиепископа острова Крит.

Архипастырское служение святителя Андрея было многогранным. Во-первых, это было словесное служение. Святитель Андрей был великим гимнографом. С его именем связывают создание формы богослужебного канона, он заложил основы великопостного богослужения (до нас дошли лишь немногие из 70 канонов святого Андрея Критского на дни Четыредесятницы). Писал он и каноны больших праздников, отдельным святым, а также стихиры. Духовным средоточием его гимнографического творчества является Великий покаянный канон; весьма значительны и другие его творения. Святителем Андреем написаны каноны воскрешению Лазаря, женам-мироносицам, Преполовению Пятидесятницы, трипеснцы на повечерии Недели ваий и первых четырех дней Страстной седмицы, каноны на Рождество Богородицы, на Зачатие святой Анны, на Рождество Иоанна Предтечи и на Усекновение его честной главы, каноны мученикам, а также немало стихир праздникам и святым. Наряду с гимнографическими творениями для православного воспитания паствы святителя Андрея имели большое значение его Слова (которых известно около двадцати) на праздники и на дни памяти отдельных святых. Святитель Андрей был усердным молитвенником, стяжавшим от Господа дар чудотворений. Он исцелял людей, изгонял бесов, во время засухи низводил дождь; известен случай отступления от Крита сарацин по его молитвам.

Когда в Византии началось иконоборчество, святой Андрей выступил в защиту почитания икон (сохранилась часть его трактата на эту тему). Есть сведения, что он и в Константинополе выступал против иконоборцев.

Возвращаясь после одной из поездок в столицу, святой Андрей заболел, и, не доехав до Крита, умер в портовом городке Ерессо на острове Митилина. Это было 4 июля 740 года. Его святые мощи покоятся в одном из храмов г. Ерессо.

Богодухновенное творчество святителя Андрея исходит из его глубочайшего молитвенного опыта. Сами его творения, как гимны, так и Слова, свидетельствуют о его святости: мысли, чувства, образы, заключенные в них, могли родиться лишь в душе, достигшей самой высокой степени чистоты. За каждым его творением – каноном, Словом, стихирой стоит опыт духовного сопереживания того или иного Евангельского события или события из Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Вершина творчества святого Андрея – Великий канон, который иногда называют «покаянной автобиографией» святителя. Песнописец приносит в этом каноне покаяние Богу не только от себя, но и от каждой человеческой души. О событии Рождества Пресвятой Богородицы святой Андрей говорит так: «Если можно измерить землю горстию и обвесть море вервием, если можно измерить небо пядию (Ис. 40: 12) и исчислить множество звезд (Пс. 146: 4), если можно постигнуть капли дождя (Иов. 36: 37), пылинки земли, вес ветров (Иов. 28: 25) и количество песка, то можно понять и настоящий предмет наш». В Слове на Воздвижение духовное созерцание тайны Креста изображается словесными образами: «Крест – лествица на небо, стезя к добродетели, залог жизни, смерть для смерти, отражение тления, угашение огня, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию... ». В стихире службы Рождеству Иоанна Предтечи святой Андрей, стремясь выразить само существо личности великого Предтечи, произносит: «Пророков предел и начало Апостолов, земнаго Ангела и небеснаго человека, глас Слова, воина и Предтечу Христова, от обещания предвзыгравшася и проповедавша прежде Рождества Солнца Правды, Днесь Елисавет раждает и радуется... ».

Полученный от Бога и приумноженный молитвенным подвигом дар духовного созерцания делает святого Андрея подлинным тайнозрителем священных событий, его творения обладают воистину Божественной полнотой и красотой.

Литература:

1. Денисов Л. И. Жизнь святого Андрея Иерусалимита. М., 1902.

2. Виноградов А. Святой Андрей, архиепископ Критский. СПб., 1902.

3. Монахиня Игнатия. Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского. – Богословские труды, сб. 25, М 1984, с. 260–275.

4. Беседа на четверодневного Лазаря. – Христианское чтение. СПб., 1826, ч. 22, с. 5–39.

5. Слово на всеславное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста. Там же, СПб., 1839, ч. 3, с. 307–326.

6. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. В кн.: Избранные слова святых отец в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1868, с. 96–114; Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Там же, с. 44–54; Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. Там же, с. 55–69.

7. Правдолюбов Сергий, протодиакон. Великий канон святителя Андрея Критского. (История. Поэтика. Богословие. ) Магистерская диссертация. Рукопись. М 1987.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.