Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





19 августа 1 страница



 

П1: Где-то по ту сторону чувства гнева... а это чувство действительно воспринимается как ненависть и гнев... вы сможете непо­средственно прикоснуться к самой себе... Там вы найдете способность любить... и нечто, что вы уже знаете...

К2: Да, нечто, что я знаю умом, но сейчас я прикасаюсь к нему непосредственно. Но... эта часть меня подобна... Во мне не только гнев и ненависть... Я могу прикоснуться к чему-то другому, где, возможно, больше любви...

П2: Да, да! Это то, что вы всегда знали.

К3: Но сейчас я могу прикоснуться к этой части. Вчера я тоже прикасалась к ней: я думала, что наполовину пробудилась, но пока я держусь за свой гнев и ненависть, кажется, будто я не могу прикоснуться к чувству своего одиночества...

П3: М-м-м...

К4: Гнев мешает мне вступать в отношения с другими людьми. Когда я чувствую его приближение, то говорю: “Мне никто не нужен”. И не чувствую себя одинокой, но истина в том, что гнев подавляет во мне потребность в отношениях с другими людьми — может быть, в каких-то других отношениях, по сравнению с тем, что было раньше.

П4: Да...

К4: Мне необходимо вначале прикоснуться к своему одиночеству и пережить его, а затем может прийти что-то новое — как глоток свежего воздуха.

П5: Это связано с вашими словами: “Может быть, на самом деле я все-таки не на острове”?

К5: Да, это как раз то, что я чувствую... Хотя и не совсем то, что я имела в виду, когда говорила: “Может быть, я не на острове”. Я и так чувствую, что я не на острове.

П6 (смеется).

К6: Несмотря на это, мне нравится выдвигать на передний план то, что мне никто не нужен.

П7: Так.

К7: Но, что странно, я научилась этому иным способом. (Смеется. )

П8: Да.

К8: С вами (мы смеемся) и с Мартином... Если я беру на себя обязательство... все равно отступаю всякий раз, когда хочу... Это трудно объяснить... Мне не хочется жить так, чтобы мои взаимоотношения все время были на грани...

П9: Да, ваше одиночество действительно имеет фундаментальный характер...

К9: Правильно!

П10: И прямо на пороге возникновения взаимоотношений, вы можете отступать...

К10: Да. То, что я чувствую, — не просто я сама, это взаимоотношения... две разные вещи...

П11: Да, конечно.

К11: Я живу на грани жизни, в одиночестве... и я устала.

П12 (смеется): Вы говорите, что устали от этого...

К12: Да. И это действительно разные вещи... Да, разные, хотя я и не могу в полной мере понять их.

(Немного позже, на той же сессии. )

П14: Вы как бы стоите в дверях.

К14: Да, сравнение подходящее... Мне необходимо контролировать взаимоотношения.

П15: Вы обязаны их контролировать.

К15: Не знаю, подходящее ли это слово — “контролировать”. Что-то во мне несвободно, и мне необходимо позаботиться об этом “что-то”, а не пользоваться им или...

П16: Итак, что-то предупреждает вас, проявляет заботу и не позволяет событиям происходить неконтролируемым образом.

К16: Да, мне действительно трудно поверить... чтобы взрослый человек мог полюбить меня просто за то, что я есть, не пытаясь использовать... Но почему-то это не получается... С вами — иное, я чувствую, что вы действительно заботитесь обо мне, даже если я не делаю всех этих проклятых Богом вещей!

П17 (смеется).

К17: Правда! Для меня это действительно что-то новое. Может быть, позже... Я смогу ощущать это в большей степени с другими людьми.

П18: М-м-м... Что-то вроде: “Они просто хотят использовать меня” или: “Они просто хотят то, что я могла бы сделать”...

К18: И все-таки я знаю, что это неверно.

П19: Это ваше чувство.

К19: Я думаю, что это часть чего-то... и мне не хотелось бы ставить себя в такие условия, чтобы мне снова причиняли боль.

П20: М-м-м...

К20: Как будто я знаю, что значит чувствовать себя одинокой.

П21: Да, знаете.

К21: Я почти чувствую, что лучше... быть такой, чем снова разочаровываться...

П22: Получается, что лучше быть одинокой, чем ожидать, пока это произойдет снова.

К22: Да, это как... (Молчание 50 секунд. ) Как будто ничего не осталось или что-то в этом роде.

П23: В любой момент все может разрушиться.

К23: Сейчас все происходит иначе...

П24: Страх перед возможностью быть преданной, что-то вроде этого...

К24: Думаю, все это связано с моим отцом. (Молчание 5 минут. )

П25: Да, с его отношением к вам. Нам неизвестно, в чем именно здесь дело и откуда взялось это “он всегда может предать” или, как вы сами говорите, “каждый раз я могу быть предана”.

К25: Это больше похоже на навязывание...

П26: Вы думаете, он мог что-то навязывать вам?

К26: Да... я утратила равновесие в своем внутреннем пространстве... Возникло желание, чтобы это пространство принадлежало только мне, чтобы я могла быть в нем полностью уверенной. До тех пор, пока... В каком-то смысле я не могу вернуться из этого состояния к равновесию между...

П27: Возникает впечатление, что вы настолько сильно страдали от этого навязывания, что готовы сделать что угодно, лишь бы вам никогда ничего не навязывали. Вам хотелось бы контролировать подобные ситуации и никому не позволять вмешиваться в вашу жизнь.

К27: Да.

П28: И вы чувствуете, что... где-то есть середина... и там, где вы могли бы позволить другим людям быть рядом с вами... при этом не испытывая всего этого... Не могу сейчас точнее высказать свою мысль, но я чувствую различие...

К28: Да, это касается моего гнева.

П29: Вполне реальный гнев, вызванный попытками вмешаться в вашу личность.

(Молчание 30 секунд. )

К29 (неразборчиво. )

П30: Здесь есть какая-то связь с тем, что вы не можете почувствовать... заботу о себе.

(Молчание 30 секунд. )

К30: Как будто я попала на не­обитаемый остров... но только так, чтобы он (отец) не мог поль­зоваться этим островом, когда захочет.

П31: Оказаться на острове, чтобы он не мог воспользоваться им.

К31: Да... (Молчание 40 секунд. ) Я действительно могу соприкоснуться с одиночеством, скрытым во мне.

П32: Да.

К32 (неразборчиво. )

П33: Действительно, это не тот способ, которым стоит пользоваться.

К33: Да... и сейчас я... (Молчание 40 секунд. ) Это неправильно... проявление ненависти и подобных чувств... Но какая-то другая часть меня иногда проступает через это... и... (молчание 30 секунд) та часть, которая нравится мне... говорит, что все это старое дерьмо — только часть меня самой. А та, хорошая часть, не должна быть утрачена. Долгое время она существовала на пределе, но... такое впечатление, что эта часть напугана... а я пытаюсь удержать ее.

П34: О... да... это та положительная часть, которую вы не хотели бы утратить и, конечно же, не утратите.

К34: Да, тем более что эта часть отделена от других, подобно моей любви к природе... Приятная часть, о которой я узнала.

П35: Это та ваша часть, которая бесконечна...

К35: Да.

П36: И она открывалась, потому что вы так долго были в одиночестве... но теперь вы уже не утратите ее.

К36: И мне не нужно, чтобы кто-то развлекал меня. (Смеется. ) Да, очень хорошая часть.

П37 (смеется).

К37: Идея, заключенная в словах “надеть боксерские перчатки”, пришла сразу... Я сказала себе: “Необходимо справиться со своим гневом”. Я была действительно захвачена им: “Когда ты собираешься справиться со своим гневом? ” После этого я легла, чтобы почувствовать в своем теле напряжение и зажатость, потому что думала, что постараюсь справиться с гневом. “Когда же ты уйдешь, сколько еще ты будешь присутствовать во мне? ” — ну, и тому подобное, понимаете? Я продумывала всевозможные способы, даже подумала о комнате с мягкими стенами, где могла бы ломать и крушить все, что захочу, но у меня не было возможности попасть в такую комнату... А потом я легла... наполовину спала, наполовину бодрствовала... но, как это бывает иногда после пробуждения, не могла больше уснуть: “Давай, давай, вперед, ты же хочешь справиться со своим гневом! ”... И: “О да... это оно. Вот теперь мне действительно нужны боксерские перчатки! ” Я могла ждать, позволяя всему этому просто быть, появляясь в необходимое время. И пока я ждала его, оно никак не могло прийти.

П38: Мы не знаем способа, которым вы могли бы выразить свой гнев. Вам же не хочется ломать вещи вокруг или травмировать себя...

К38: Я чувствую... если бы даже я и хотела этого... То, что возникло у меня, можно выразить словами: “До тех пор пока я буду стараться справиться с гневом, я стану препятствовать его возникновению”. Затем пришло нечто новое, и я бы описала его следующим образом: “Мне необходима пара боксерских печаток и спортивные ботинки, которые дети надевают на ноги, чтобы можно было наносить удары”. Я действительно почувствовала, что мне пора вступить в бой.

П39: Мысль о боксерских перчатках возникла как результат... ваших слов о желании “выразить свой гнев любым путем”... любым способом. Вот вы и придумали способ.

К39: Да, точно. Это чувство гнева и ненависти... оно подобно колодцу с грязной водой... Я чувствовала, что могла бы разрушить все стены, опустошить колодец... почувствовать эту пустоту. Я хотела бы почувствовать внутри себя пространство, которое описала раньше, но оно снова заполнилось бы грязной водой.

П40: Да...

К40: А то, что я чувствовала, напоминало... просто потребность поступить именно так, потому что я никогда не делала этого в достаточной мере.

П41: Правильно, правильно...

К41: А затем оказалось, что нужен небольшой источник, чтобы появилась тонкая струйка... уже менее грязной воды... и потом... чистая вода станет прибывать все больше и больше, и так я очищусь... Вот на что было похоже мое чувство.

П42: Да...

К42: То, что произошло, было подобно чувству, возникшему, когда вы держали меня... когда я ощущала связь с вами.

Обсуждение фрагмента 12

Видимо, образы клиентки содержат в себе ключ к открытию катарсиса. Это зависит от того, будет ли та же самая “грязная вода” наполнять собой пространство, временно очищенное катарсисом, или начнет появляться новая “свежая вода”. Откуда? “Из глубины”. Она приходит изнутри, но это происходит лишь при установлении контакта.

Отметим следующие ответы клиентки: во-первых, она отбрасывает давление и требование “Я должна проявить свой гнев”. Затем возникает способ проявить свой гнев. Далее она чувствует, что само по себе нанесение ударов “боксерскими перчатками” оказывается недостаточным. Она чувствует потребность бить и колотить, но пространство, которое при этом очищается, снова наполняется той же самой “грязной водой”. Нечто более медленное, “тоненький ручеек”, дает иной результат.

Фрагмент 13

К1: Сегодня утром я кое-что очень отчетливо поняла. Будто почувствовала гнев на отца, но его образ находился не внутри меня, а как бы снаружи. Я смогла поставить его к стене и несколько раз хорошо ударить боксерскими перчатками. В противном случае мне пришлось бы бить саму себя. Возможно, скоро этот образ снова окажется внутри, но утром он был отделен от меня. Я чувствовала, что могла бы на этом закончить, но мне было важно наполнить пространство свежей водой, чтобы это действительно ушло, и тогда я могу переработать все остальное. Да, просто наполнить свежей водой... действительно важно... водой, приходящей откуда-то изнутри. Похоже на непреодолимый зуд, на желание... Знаю, что вам необходимо снова поддержать ме­ня: это оказывает на меня исцеляющее действие, подобно тому, как заживающая рана зудит где-то глубоко. Для меня это точно так же. Поэтому я и хочу, чтобы вы держали меня за руку до тех пор, пока мое внутреннее пространство не заполнится чистой водой, поступающей из глубины. Я называю это моим “источником”, возникающим где-то во мне... и ощущаю его как небольшой ручеек теплой свежей воды... и свободное пространство для него здесь... Теперь я могу позволить источнику течь... и тогда появляется маленький ручеек... Это связано с моим сильным желанием наполниться любовью и заботой, чтобы все остальное покинуло меня. Когда это приходит ко мне сверху, то в какой-то кульминационный момент снова загрязняется, но если приходит из самой моей сущ­но­сти...

 

Работа с клиенткой продолжалась на протяжении более трех лет и сопровождалась многими интересными моментами, после чего благополучно завершилась. Теперь, через десять лет, я пишу эти строки, и для меня ясно: мою бывшую клиентку можно считать успешной с точки зрения любых стандартов.

Часть II

 

ИНТЕГРАЦИЯ

ФОКУСИРОВАНИЯ

С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ

ПСИХОТЕРАПИИ

10. Унифицированный взгляд

на сферу психотерапии

на основе фокусирования

и метода работы с переживаниями

Сегодня в практике психотерапии существует много различных подходов. Это фрейдистский и юнгианский психоанализ, гештальт-терапия, психотерапия, центрированная на клиенте, психотерапия первичного крика, бихевиоральная психотерапия, психосинтез, метод Хакоми, трансперсональные техники и другие. Все эти подходы весьма важны, так как обеспечивают функционирование ряда социальных и учебных организаций. Каждый из них связан с определенным духом, со своим типом культуры. Среди людей, практикующих данные направления психотерапии, происходят весьма плодотворные дискуссии, которых не было бы, если бы мы были просто разобщенными индивидами. Поэтому у всех нас и существует потребность в принадлежности к той или иной ориентации, а также способность оценить наши различия и то общее, что есть между нами. Однако с точки зрения знаний, необходимых нам для эффективной практики психотерапии, большое количество различных подходов нередко приводит в замешательство. Говорят, сегодня этих подходов можно насчитать уже несколько сотен, а сфера психотерапии представляет собой хаотический набор радикально отличающихся друг от друга практических методов, теорий и целей.

Реальные отличия между различными подходами

Если мы внимательнее рассмотрим различные подходы, то увидим в них много общих процедур, даже если при этом предлагаются различные термины для описания данных процедур. Последователи Фрейда и Юнга интерпретируют то, что происходит во время переноса —“трансфера”; сторонники Кохута и психотерапии, центрированной на клиенте, в одинаковой мере используют рефлексивное слушание, а многие приверженцы юнгианского подхода применяют заимствованную из гештальта процедуру “двух стульев”. Возникает впечатление, что каждый подход состоит из определенной совокупности процедур. Если мы соберем их вместе, то получим довольно большой набор практических техник.

 

1. Первый порыв, естественно возникающий у нас, — рассортировать техники вне зависимости от содержания различных подходов. Проделав это, мы увидим, что многие процедуры с разными названиями в действительности обладают значительным сходством. Если освободить их от специфической терминологии, можно сократить количество процедур до гораздо меньшего набора специфических техник, которые может использовать психотерапевт, принадлежащий к любой из школ. Поэтому в последующих главах я буду говорить не о самих подходах, а об этом сравнительно небольшом наборе практических процедур.

2. Затем возникает потребность во втором этапе. Необходимо учесть, как именно используется каждая из процедур. Различные школы нередко применяют одни и те же процедуры, вкладывая в них свой дух. Кроме того, часто существуют и значительные индивидуальные различия между психотерапевтами одной и той же школы.

Теории и терминология психотерапии сами по себе четко не определяют, как именно должна использоваться та или иная процедура. Когда психотерапевты, принадлежащие к одной и той же школе, обсуждают случаи из практики, они обнаруживают, что сама их практическая работа довольно заметно отличается. А психотерапевты разной ориентации зачастую имеют даже большее сходство в своей работе, чем психотерапевты одной и той же школы.

То, как мы используем ту или иную процедуру, нередко включает в себя множество специфических деталей, для которых вообще не существует установившихся терминов. Так, консультируя, мы изобретаем новую терминологию для принципиально важных на практике различий, которые нам необходимо определить. Таким образом, мы можем прийти к заключению: то, что мы в действительности используем на практике, не является ни каким-либо психотерапевтическим подходом, ни конкретными процедурами. На самом деле то, что мы используем в нашей практике, оказывается чем-то гораздо более специфическим.

Трудно надеяться на успешное интегрирование различных подходов или неспецифических процедур. Заявляя это, мы тем самым пускаемся в свободное плавание по безбрежному морю специфических особенностей, никак не организованных ни в подходы, ни в отдельные процедуры. Можно ли тогда сказать, что процедуры вообще невозможно сгруппировать по значимым признакам? Отчасти это действительно так, но необходимо сделать третий шаг и попробовать разделить интересующую нас область по-иному.

3. Если мы отложим на время и сами подходы, и современные их описания, то проявятся гораздо более реальные различия между практическими процедурами. Психотерапия может состоять из совершенно разных типов переживаний. Я называю это “путями психотерапии”. Конкретное событие в процессе психотерапии часто состоит из образов, ролевой игры, слов, когнитивных убеждений, воспоминаний, чувств, эмоционального катарсиса, различных форм межличностного взаимодействия, сновидений, мышечных и танцевальных движений и привычных форм поведения. В этих “путях” и проявляется подлинное различие в сути процесса психотерапии.

Однако сами психотерапевтические подходы не могут быть классифицированы по таким “путям”. Работа с образами играет главную роль в юнгианской процедуре “управляемого фантазирования”. Ни один другой подход не использует такой процедуры, однако в систематической десенсибилизации, аутогенной тренировке и некоторых других подходах применяются свои собственные способы работы с образами. Таким образом мы можем сгруппировать процедуры по “путям психотерапии” вне зависимости от того, что они могут принадлежать к различным подходам, основанным на различных теориях.

Разделение интересующей нас сферы, следовательно, имеет ряд значительных преимуществ. Существует большее количество процедур, чем мы способны изучить, однако это количество перестанет нас пугать, если сгруппировать их по “путям”. Изучив две-три процедуры, принадлежащие к одному из путей психотерапии, мы получим возможность познакомиться с этим путем в целом и начнем его использовать.

Насколько хорошо мы используем ту или иную процедуру, в определенной степени зависит от нашего знакомства с соответствующим путем и умением его применять. Так, например, эффективность процедур, ориентированных на работу с образами, зависит от нашего знакомства с природой образов. И если использовать только одну фиксированную процедуру, связанную с образами, знакомство с этим путем может оказаться весьма поверхностным (необходимо применение хотя бы двух-трех процедур).

В настоящее время различные процедуры, принадлежащие, по сути, к одному и тому же пути, изучаются в разных школах психотерапии. Для того чтобы изучить несколько таких процедур, их необходимо прежде всего найти. Но если изучить три процедуры, принадлежащие к одному пути, можно обрести нечто большее, чем просто знание трех разных вещей, а именно — характеристику пути. Так, например, используя три разные процедуры при работе с образами, мы, вполне естественно, будем применять каждую из них с учетом того, что предлагается двумя другими. При этом мы видоизменяем каждую из процедур весьма специфическим образом, который и определяет нашу восприимчивость к характерным особенностям образов.

Мы раскрываем для себя не только сущность подхода, но и ряд конкретных процедур в каждом из путей.

Однако то, насколько хорошо нам удается работать с каким-то одним из этих путей, зависит и от других путей, поскольку они могут быть связаны между собой. Познакомившись со многими путями, мы начинаем лучше понимать, как работает каждый из них. Так мы автоматически воздействуем на то, что делаем на каждом из путей, используя знание, связанное с другими путями.

Поэтому сущность нашего третьего шага состоит в том, что мы начинаем воспринимать себя в качестве специалистов, работающих не столько с какими-то отдельными процедурами, сколько в русле определенных путей.

4. Фокусирование и методы работы с переживаниями позволяют нам использовать каждый из путей на основе работы с переживаниями и при необходимости переходить от одного к другому. Таков наш четвертый шаг.

Поэтапные изменения, которые я уже описывал ранее, возникают не столько от образов, сколько от вызываемых ими чувствуемых ощущений. Если мы считаем, что работаем с чувствуемыми ощущениями клиента, то каждый из путей приводит нас именно к ним. В сущности, каждый из путей является способом выдвинуть на первый план эти ощущения. Тогда из чувствуемых ощущений может возникать следующий шаг, принимающий форму образа, эмоций или межличностных взаимодействий.

Поскольку каждый из путей может приводить к чувствуемым ощущениям и выдвигать их на первый план, эти ощущения оказываются точкой, где соединяются все пути. А наша восприимчивость к различиям, свойственным разными путям, позволяет нам соответственно корректировать то, что мы делаем на каждом из них, уникальным образом реагируя на неповторимую сложность различных ситуаций каждого из клиентов.

Чувствуемые ощущения, возникающие внутри клиента, позволяют нам проводить работу, исходя не из определенного психотерапевтического подхода (хотя мы и продолжаем принадлежать к нему), не из фиксированных процедур (хотя можно изучить две-три такие процедуры для каждого из путей) и даже не из самих чувствуемых ощущений (хотя именно они и приводят к поэтапным изменениям и являются точкой, где объединяются различные пути), а ориентируясь на личность самого человека, сидящего перед нами.

Преимущества отказа от определенной ориентации

В настоящее время тот, кто осваивает клиническую психологию, изучает подходы, связанные с несколькими ориентациями. Каждая из них по-своему эффективна и полезна. Человек пытается выбрать один из подходов для практического использования. В сущности, это выбор профессионального сообщества, причастность к которому хотелось бы чувствовать индивиду, а вовсе не выбор способа психотерапевтической практики. И не следует ожидать, что человек станет отказываться от уже найденных им эффективных приемов только потому, что они не соответствуют избранной им ориентации. В противном случае, вместо того чтобы устанавливать контакт с клиентом и делать то, что могло бы ему помочь, человек будет пытаться “практиковать” избранный им подход.

Все подходы и процедуры начинают препятствовать эффективности психотерапии, если жестко их придерживаться. Приоритет всегда должен отдаваться самой личности клиента и установлению связи с ней.

Подобно различным процедурам, любые теории могут стать деструктивными, если мы будем считать, что человеческая личность является тем, что утверждают теории. На самом деле, личность — не “что”, а “кто”. Это живой человек, сидящий перед нами. Поэтому личность всегда оказывается новой — в гораздо большей мере, чем любые идеи и процедуры.

В противном случае при неправильным использовании теорий они приведут к утрате нами чувства непредсказуемости переживаний и возникающих в них изменений. Я хочу показать, как один или два шага, сделанных по направлению к той грани, где возникают телесные ощущения, могут принести нечто новое и неожиданное в переживаниях и событиях, кажущихся хорошо знакомыми.

Процедуры и теории важны, но они должны использоваться только на основе нашего контакта с реальным, конкретным человеком. Тогда они действительно приведут к тому, на что мы рассчитываем, при этом другому человеку ничего не будет навязано и контакт с ним не будет утерян. То, что мы можем выполнить в рамках любого из путей или заимствовать из какого-либо метода, должно быть использовано на основе обстоятельств взаимоотношений.

Если процесс психотерапии приостанавливается, необходимо опробовать достаточно большое количество различных процедур. Мы не в состоянии разрабатывать все их самостоятельно. Однако если какая-либо из этих процедур имеет для нас смысл, она может стать нашей собственной техникой, и мы начнем использовать ее на основе нашей восприимчивости, при необходимости творческим образом видоизменяя данную процедуру.

Чтобы иметь возможность сделать это, нам необходимо упорядочить наше понимание сферы психотерапии в терминах ее путей. Это поможет изучить несколько процедур того или иного пути. Например, какая-то одна процедура из направления, ориентированного на межличностное взаимодействие, показывает, что клиенту иногда следует позволять взаимодействовать с нами так, как будто мы являемся персонажем из его прошлого. Другая процедура поможет понять, что порой мы можем выйти за пределы прошлого опыта, реагируя новым, положительным образом на поведение клиента в настоящее время, в течение психотерапевтической сессии. Какая-либо другая процедура основывается на конфронтации с клиентом, третья — на его принятии. В рамках некоторых процедур мы реагируем, оставаясь нейтральными. Однажды испробовав эти процедуры взаимодействия, мы уже не будем чрезмерно цепляться за те приемы, к которым привыкли. И даже применяя один из этих приемов в течение большей части времени, мы не будем использовать его рутинным, жестко фиксированным образом. Мы уже знакомы с путем ориентации на межличностное взаимодействие в целом, и наша реакция на поведение клиента автоматически принимает во внимание возможные варианты развития психотерапевтического процесса.

Каждый психотерапевт открывает для себя, что его коллеги, обучавшиеся в русле иных методов, оказываются поразительно нечувствительными к определенным вещам. Психотерапевт, практикующий определенный метод, становится восприимчивым к специфическому типу наблюдаемых явлений. Представьте себе психотерапевта, имеющего опыт работы с двумя методами, но сейчас практикующего только один из них. Ортодоксальный последователь одного метода просто не замечает ничего другого. Однако наблюдатель, практикующий другой метод, изученный, но не используемый, отметит, что этот психотерапевт не столь уж плох, как можно было бы ожидать. Он не станет грубо отвергать чувства и наблюдения, связанные со вторым методом.

Каждый момент процесса психотерапии включает в себя множество специфических нюансов, и способы, с помощью которых психотерапевт применяет данную процедуру, могут довольно сильно различаться. Выполнение этой процедуры на практике естественным образом изменится, чтобы не вступать в противоречие с наблюдениями, приобретенными с помощью других процедур. Вместо того чтобы пытаться соединить противоречащие друг другу процедуры, мы станем соединять специфические формы восприимчивости. А они не бывают противоречивыми! И если у нас есть подобный опыт восприимчивости, мы сможем вести себя естественно, исходя из данного опыта.

Один из способов изучить две или три процедуры, принадлежащие к одному пути, состоит в том, чтобы принять роль клиента и испытать эти процедуры на себе. Мы довольно легко можем получить такой опыт за несколько часов работы с коллегами, принадлежащими к другой ориентации. А познакомившись с двумя-тремя иными методами, мы сможем остановиться на одном из них. Мы приобретаем способность гибко вводить необходимые нам новшества в рамках данного пути.

Приведу пример. Некая женщина, довольно яркая личность, так выразила свою неудовлетворенность деятельностью негибкого адвоката: “Если кто-либо в моей области не хочет работать со мной в рамках строгих книжных правил, я могу найти десяток других способов решить его проблему”.

Предположим, мы изучаем метод систематической десенсибилизации — сложную последовательность инструкций, с помощью которых вызывается образ той или иной ситуации. Кроме того, изучаем юнгианскую технику управляемого фантазирования, согласно которой необходимо позволить образу возникнуть естественным путем, чтобы потом клиент мог активно на него отреагировать так, как будто этот образ является реальным. Дополнительно мы овладеваем техникой работы с воображением, разработанной супругами Саймонтон. Когда мы поняли сущность некоей функции, являющейся частью каждой из этих процедур, то убедились, что они распадаются на совокупность небольших компонентов. Это позволяет нам познакомиться с путем, ориентированным на работу с образом, и по мере необходимости вносить в него естественные и неизбежные новшества.

Так мы придумываем новые небольшие элементы процедур, соответствующие каждой уникальной ситуации. После этого механическое использование во всех случаях одной и той же процедуры начинает восприниматься как нечто искусственное.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.