Параметры для сравнения
| Путь по ходу развития действия
| Проблемно-тематический путь
|
Количество часов, предлагаемых на изучение темы
|
|
|
Выбор пути анализа в каждом из вариантов
| Путь по ходу развития действия
| Проблемно-тематический путь
|
Методы и приемы анализа драматического произведения
| Слово учителя, диалог, беседа, классное чтение, словарная работа
Показ иллюстраций, видеофрагментов
| Слово учителя, диалог, беседа, словарная работа.
Сравнение с комедией Квитки.
Показ видеофрагмента. Посещение спектакля.
|
ТЛП, осваиваемых или закрепляемых в процессе разбора пьесы и методику работы с ними
| Конфликт, комедия, экспозиция, монолог, комизм, типичный характер
| Жанр, мотив, сатира, ремарка, сатирический образ, монолог, внешний конфликт, внутренний конфликт.
|
работе над характеристикой образов литературных персонажей
| 2 урок – чтение краткой характеристики героев
| Характеристика создаётся через сравнение с персонажами комедии Квитки.
|
видах чтения, используемых на уроках
| 2 урок – чтение 1-го действия
5 урок – выразительное чтение отдельных явлений учащимися
| 5 урок – вызванный ученик читает записи в тетради, класс дополняет и уточняет.
|
организации самостоятельного (домашнего) чтения учащихся
| Ученики читают по одному действию к каждому уроку.
| Ученики читают пьесу целиком и перечитывают отдельные действия.
|
роли проблемных ситуаций
| Помимо проверки знаний текста, проблемные вопросы помогают обратить внимание учеников на немаловажные детали, которые могут быть изначально незаметны.
Н-р, на втором уроке учитель подводит учеников к мысли, что в интонации гоголевских персонажей рельефно проявляется их характер.
Так же на последнем этапе урока учитель задаёт проблемный вопрос, ответом на который ученики подводят итоги.
| Проблемный вопрос ставится в начале урока, определяя дальнейший ход урока.
|
специфике работы по развитию речи учащихся
| 2 урок – учащиеся делятся личными впечатлениями о театральных представлениях.
3 урок – ученики делятся впечатлениями после просмотра сцены из кинофильма.
4 урок – объяснение слов, которые оказались непонятны учащимся, читавшим 3-е действие комедии. Затем читаются и обсуждаются несколько сочинений.
4 урок – учащиеся дают рассказ по иллюстрации «Возвращение Хлестакова…»
4 урок – обмениваются впечатлением после просмотра фильма.
| 1 урок – ученики объясняют, каковы функции режиссера в театре, работа над театральным словарем.
3 урок – ученики называют сцены, которые представляются им напряженными. Несходство ответов ведёт урок к более детальному рассмотрению сцен.
6 урок – обсуждение спектакля. Ученики дают устные или письменные ответы на вопросы
|
формах организации самостоятельной деятельности учащихся
| Размышление о чертах драмы, ответы на вопросы
| 2 урок – 4 ученика, вызванные к доске готовят рассказ по иллюстрациям к 1-му действию «Ревизора»
4 урок – проведение викторины
|
использовании наглядности на уроках
| 1 урок – портреты работы Венецианова и Жерена.
2 урок – показ через эпидиаскоп иллюстраций Боклевского.
3 урок – можно предложить оценить игру актёров Ю. В. Толубеева и И. О. Горбачева.
4 урок – показываем через эпидиаскоп иллюстрацию А. Константиновского к «Ревизору» - «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда».
4 урок – после анализа текста предлагаем учащимся посмотреть отрывок из кинофильма.
5 урок – один ученик располагает иллюстрации в порядке развития событий, показывая иллюстрации через эпидиаскоп всему классу.
6 урок – в ходе беседы можно использовать иллюстрации П. Боклевского к 1-му и 2-му явлениям.
| 2 урок – иллюстрации через эпидиаскоп.
4 урок – ученики сравнивают иллюстрации Боклевского, Кардовского и Константиновского, изображающими Хлестакова.
Так же ученики сопоставляют игры различных исполнителей роли Хлестакова.
6 урок – просмотр спектакля
|
работе со сценической историей пьесы
| 1 урок – заочная экскурсия
| 1 урок – учитель рассказывает классу о реальной основе комедии
|
видах художественно-творческой интерпретации комедии.
| Отрывок из книги Станиславского
|
|