2.1.2. Принципы и задачи научной организации труда
2. 1. 2. Принципы и задачи научной организации труда
Наука о труде – это наука, которая изучает теоретические положения и практические мероприятия по обеспечению рациональной организации и высокой производительности живого труда, а также его материального стимулирования. Объектом науки о труде является рабочий человек в процессе труда.
Научная организации труда (НОТ) – это такая его организация, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижениях современной науки и передовой практики.
Основная задача науки об организации труда состоит в выявлении законов, закономерностей, принципов организации трудовой деятельности людей с целью использования их в практической работе.
НОТ направлена на решение групп взаимосвязанных задач: экономических, психофизиологических и социальных (рис. 2. 4, табл. 2. 1).
Рис. 2. 4. Задачи НОТ
Таблица 2. 1
Задачи научной организации труда
Задачи
| Содержание задач
| Экономические
| Обеспечение за счет организации труда всесторонней экономии различных ресурсов и прежде всего экономии труда, что в свою очередь направлено на снижение издержек производства и рост его результативности – повышение производительности труда, рентабельности, прибыльности
| Психофизиологические
(организационные)
| Проектирование и практическое внедрение в производство организаторами труда оптимальных моделей организации конкретных трудовых процессов и трудовых коллективов. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, снижение физической тяжести и нервно-психической напряженности труда, гармонизация нагрузки на различные органы работающего человека; не допускать однообразия труда, предусматривать сочетание труда физического с умственным, устанавливать рациональные режимы труда и отдыха и, в конечном итоге максимизировать работоспособность
| Социальные
| Обеспечение содержательности труда, повышение его привлекательности за счет преодоления монотонности, увеличения разнообразия производственных операций, перемены труда, насыщения его творческими элементами, повышение престижности профессий, обеспечение полноценной оплаты труда
| Ресурсосберегающая
| Направлена на экономию рабочего времени, сырья, материалов, энергии и т. д. Кроме того, экономия труда включает устранение всякого бесполезного труда. Ресурсосбережение – один из главных рычагов интенсификации производства
| Оптимизирующая
| Проявляется в обеспечении полезного соответствия уровня организации труда передовому уровню технического оснащения производства. Оптимизация необходима в достижении научной обоснованности норм труда и уровня интенсивности производства, в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его результатам
| Функция формирования
эффективного работника
| Означает осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения их квалификации
| Научный подход
| Главное условие эффективности, и это становится важной функцией НОТ
| Трудощадящая
| Проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режимов гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физически нормальной величины
| Гармонизация труда
| Направлена на обеспечение согласования физических и умственных нагрузок, которые испытывает работник, на преодоление однобокости труда. Создание полноценных условий для гармоничного развития человека на производстве
| Возвышение труда
| Возвышает труд. Создание на производстве условий для повышения содержательности труда, искоренение рутинных и примитивных трудовых процессов, обеспечение перемены труда, то есть его гуманизация
| Повышение культуры
производства организационными средствами
| Создание эстетически привлекательной производственной среды, рациональная организация рабочих мест, развитие демократического стиля управления людьми и др.
| Воспитательная
и активизирующая
| Направлена на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы
| | | |
|