Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Буддизм. Школа «чарвака»



 

- буддизм и чарвака: какое учение мне ближе

Буддизм

Буддистская религиозно – философская школа возникла в середине I тысячелетия до н. э. Основателем буддизма считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда, что означает «просветленный». По легенде Сиддхартха Гаутама - последнее из земных воплощений Будды. А его путь к просветлению, как гласят буддистские тексты, начался задолго до рождения в теле Гаутамы. Считается, что Будда до этого прожил сотни жизней в телах людей и зверей, постепенно совершенствуясь. 29 лет своей жизни Сиддхартха Гаутама провел во дворце, и его отец ограждал его от всех страданий и всего, что могло его огорчить. Но на тридцатом году жизни Сиддхартха вышел за пределы дворца и увидел «четыре зрелища»: нищего старика, больного человека, покойника и отшельника. Гаутама тогда осознал, что земные существа проводят свою жизнь в страданиях. Он пришел к выводу, что самопознание — единственный путь для постижения причин страданий. Он покинул дворец и пошел странствовать в поисках ответа на свои вопросы. После долгих странствий обрел просветление и осознал причины страданий и путь, ведущий к их прекращению.

В основу буддизма легли так называемые «благородные истины».                         Первая истина гласит, что мир наполнен страданиями. Все живые существа страдают от рождения до смерти.

Вторая истина говорит на м о том, что у страданий есть причина. Этой причиной являются желания и потребности. Эгоистические желания людей никогда не могут быть удовлетворены полностью, так что они неизбежно оказываются разочарованными.

Третья истина гласит, что от страданий можно освободиться. Для этого необходимо духовное просветление, достижение состояния нирваны.

Четвертая истина говорит, что существует путь, который ведет к прекращению страданий. Это так называемый «благой восьмеричный путь». Туда входят: правильная вера, правильные ценности, - правильная речь, правильное поведение, - правильное достижение средств к жизни, - правильные стремления, правильная оценка своих действий и восприятие мира органами чувств, правильная медитация (концентрация внимания на внутреннем состоянии сознания).

Познание благородных истин – это первый шаг по направлению к правильным взглядам. Жизнь человека станет уже лучше, если он решит пойти по восьмеричному пути. Иногда профессия может мешать просветлению. Буддист должен подумать над своей работой и убедиться, что она не противоречит просветленной жизни. Правильное мышление – это усмиренный и спокойный ум. Посредством правильного сосредоточения медитирующий человек избавляется от иллюзий, чтобы постичь подлинную реальность. Для буддиста, достигшего восьмого шага, прямое восприятие не только возможно, но и истинно. Лишь только тот достигнет нирваны, кто придерживается правильного пути.

Моральный кодекс для обычного буддиста-мирянина состоит из пяти запретов: буддист не должен убивать; воровать; жить нецеломудренно; лгать; употреблять опьяняющие напитки. Монаху – буддисту, кроме вышесказанного, нельзя петь, танцевать, слушать музыку, носить украшения, пользоваться изделиями из золота и серебра и есть в неположенное время.

Школа «чарвака»

Школа «чарвака» возникла в 6 – 5 вв. до н. э. Основателем ее считается мудрец Брихаспати Адепты чарваки в основу своего мировоззрения помещали положение о реальности окружающего нас материального мира. Мир, который мы видим и ощущаем, есть подлинная реальность. Материальные объекты являются единственными объектами, существование которых может быть воспринято и реальность которых может быть доказана. Согласно чарваке, мир познаваем. Мы познаем мир с помощью единственного источника достоверного знания —восприятия с помощью органов чувств.

Сознание представляет собой свойство материи. Нет никаких доказательств существования сознания независимо от тела.

Приверженцы чарваки отрицают существование духов, богов, потустороннего мира. Верить в существование сверхъестественных существ, небесного царства, в жизнь до рождения и после смерти, рай или ад, — абсурдно и бессмысленно. Сознание это свойство тела, и поэтому оно имеет материальную природу. То, что люди называют душой, на самом деле есть обладающее сознанием живое тело. Нематериальную душу воспринимать невозможно, и напротив, мы имеем прямое доказательство идентичности я с телом в нашей повседневной практике и в суждениях типа: «Я толстый», «Я хромой», «Я слепой». Если бы я как личность отличалось бы от тела, эти суждения были бы бессмысленными.

Религию придумали богачи и правители чтобы обмануть и подчинить себе бедных, а создатели священных книг (Вед) — лицемеры и мошенники. Они придумали обряды для того, чтобы кормиться за счёт народа. Сторонники чарваки крайне отрицательно отзывались о священниках - брахманах, которые живут за чужой счёт и пользуются незаслуженными привилегиями, за что и заслужили их ненависть.

Адепты чарваки выступали против деления людей на касты, на высшие и низшие слои общества, которое освящала своим авторитетом религия индуизма. Они утверждали, что все люди равны от природы. С особым уважением они относились к тем видам деятельности, которые приносят людям непосредственную материальную пользу, обеспечивают пропитание — земледелию и скотоводству. Политическая власть, учили приверженцы чарваки, возникает с одобрения простых людей и не имеет сверхъестественного источника.

Цель жизни, согласно сторонникам чарваки, — сама жизнь и доставляемые ею чувственные удовольствия. Признавая, как и буддисты, что земная жизнь невозможна без страданий, и удовольствия связаны со страданиями, чарваки делали из этого факта прямо противоположный вывод. Мы можем в полной мере узнать всю благостность отдыха лишь после тяжёлого труда, и получить максимальное наслаждение от воды и еды, когда почувствуем сильную жажду и голод. Ни один разумный человек, писали они, не отка­жется от зерна только потому, что оно в шелухе и не перестанет есть рыбу из–за того, что в ней кости. Нет никакого смысла отказываться от радостей земной жизни из-за пустой надежды на райское блаженство, ибо «лучше настоящая раковина, чем поддельная монета». Полное освобождение от страданий возможно лишь со смертью, но ни один разумный человек не станет к ней стремиться. Цель жизни заключается в том, чтобы по возможности умножать наслаждения и избегать страданий: «Пока жизнь ещё ваша, живите радостно».


- мой любимый античный философ

Сократ (469-399 гг. до н. э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н. э. ). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

  • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;
  • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

 

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э. ). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н. э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.


- война всех против всех Т. Гоббса. Разделяю ли я его идеи?

Война всех против всех (лат. Bellum omnium contra omnes) — понятие социальной философии Томаса Гоббса, описывающее естественное состояние общества до заключения «общественного договора» и образования государства.

Для обоснования своих представлений о государстве Гоббс прибегает к уже испытанному приёму изображения «естественного состояния». В нём все люди равны, и каждый руководствуется своими потребностями и интересами. Человек эгоистичен, он наделён сильными страстями, желает власти, богатства, наслаждений. Принцип его поведения предельно прост: человек стремится получить как можно больше благ и избежать страданий. Свобода человека: каждый имеет право на всё, даже на жизнь другого человека. Это ведет к постоянным конфликтам, к невозможности обеспечить общественное благо и уберечься от зла. Так возникает война всех против всех.

Люди до общественного договора находятся в состоянии, которое Гоббс называет «войной всех против всех». Эти слова очень часто трактуют так, будто бы Гоббс был простой эволюционист. Когда-то, дескать, было такое время, в которое люди воевали-воевали, устали воевать и начали объединяться. И когда они объединились, чтобы больше не воевать, появилось государство. Якобы так рассуждает Гоббс.

Гоббс так никогда не рассуждал. В его сочинениях можно найти прямые указания на то, что такое рассуждение было бы абсолютно неправильным. Скорее, все выглядит совсем по-другому. Не война всех против всех находится в начале всего, а общественное состояние, государственное состояние людей постоянно чревато войной.

Люди в принципе, по Гоббсу, довольно враждебно настроены по отношению друг к другу. Даже в мирном, солидарном состоянии, когда войны нет, когда есть государство, люди таковы, что им приходится скорее опасаться соседа, опасаться другого человека, нежели рассчитывать на то, что он окажется им другом. Во время войны, как говорит Гоббс, «человек человеку волк», а надо, чтобы в состоянии мира человек человеку был Бог. Этого, к сожалению, не происходит. Мы боимся другого человека, мы запираем двери, мы, выходя из дому, берем оружие. Отправляясь в путешествие, запасаемся охраной и так далее. Этого бы не было, если бы мы доверяли другому человеку.


- П. Гольбах: какие его идеи мне близки, а какие нет



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.