Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эрик Лоран «Основные принципы психоаналитического акта».




Первый принцип.

Психоанализ – это практика речи. Два партнера, аналитик и анализант, объединены присутствием на психоаналитическом сеансе. Анализант говорит о том, что его привело, о своем страдании, о своем симптоме. Этот симптом связан с тем действительным содержанием бессознательного, которое состоит из того, что было однажды сказано субъекту и что ему причинило боль, а также из того, что приносит страдания и при этом невозможно высказать. Аналитик расставляет пунктуацию в речи анализанта и позволяет ему создавать ткань его бессознательного. Возможности языка и эффекты истины, которые он производит, то, что называют «интерпретация», – в этом и состоит возможность бессознательного. Интерпретация находится скорее со стороны анализанта, чем со стороны аналитика. Однако и тот, и другой находятся в разных отношениях с этим бессознательным, ибо один уже прошел через его опыт, а другой нет.

Второй принцип.
Психоаналитический сеанс – это место, где самые стабильные идентификации, в которых фиксирован субъект, могут быть ослаблены. Психоаналитик поддерживает дистанцию по отношению к привычкам, нормам, правилам, которым анализант следует, находясь за пределами сеанса. Аналитик водворяет радикальное вопрошание по поводу идентичности каждого. Он может темперировать радикальность этого вопрошания, опираясь на клинические особенности субъекта, который к нему обращается. Он не берет в расчет ничего, кроме этого. Это то, что определяет особенность места аналитика как того, кто поддерживает вопрошание, открытие, загадку у субъекта, который ее обнаруживает. Таким образом, он не идентифицируется ни с одной из ролей, которые хочет ему назначить его партнер, ни с одним духовным влиянием или идеалом, который уже существует в цивилизации. Одним словом, психоаналитик – это тот, кто не определен ничем, кроме места вопроса о желании.

Третий принцип.
Анализант обращается к аналитику. Он ему приписывает некие чувства, некие взгляды и некие ожидания как реакцию на свои слова и он пытается действовать исходя из предугадывания этих взглядов и ожиданий. Дешифровка смысла – это не единственная вещь, которая происходит между аналитиком и анализантом. Существует цель того, кто говорит. Речь идет о том, чтобы от слушателя получить нечто потерянное. Это обретение объекта дает ключ к фрейдовскому мифу о влечении. Оно основывает перенос, который связывает двух партнеров. Лакановская формула, согласно которой субъект получает от Другого собственное сообщение в перевернутом виде, подразумевает и дешифровку, и намерение воздействовать на того, к кому обращаются. В итоге, когда анализант говорит, он хочет по ту сторону смысла того, что сказано, обрести в Другом партнера своих ожиданий, чаяний и желаний. Он стремится обрести партнера своего фантазма. Психоаналитик, просвещенный опытом о природе фантазма своего собственного, принимает это в расчет. Он воздерживается от того, чтобы действовать от имени этого.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.