Комментарий: Влияние мелководья и узкости
Вопрос: Какие действия из числа указанных необходимо предпринять для обеспечения безопасности буксировки при ухудшении погоды? Ответы: Уменьшить скорость буксировки Увеличить длину буксирной линии Отдать буксир Завести буксир дуплинем Комментарий: УПРАВЛЕНИЕ БУКСИРУЮЩИМ И БУКСИРУЕМЫМ СУДАМИ ВО ВРЕМЯ ШТОРМА
Увеличение расхождения судов до требуемой величины может быть осуществлено путем снижения скорости буксировщика. Иногда рекомендуется иметь такую длину буксирного троса, чтобы и буксируемое и буксирующее суда одновременно всходили на волну и нисходили с нее.
Вопрос: Выберите из предложенных характеристики поля давлений вокруг корпуса судна при его движении Ответы: Давление в носовой части пониженное Давление в носовой части повышенное Давление в средней части пониженное Давление в средней части повышенное Давление в кормовой части пониженное Давление в кормовой части повышенное Комментарий: Теоретические исследования и натурные испытания позволили установить значение давления вокруг корпуса идущего вперед судна (рис. 23. 1). У носовой его части располагается область повышенного давления, в средней части давление падает и по направлению к корме вновь повышается, имея, однако, меньшее значение, чем в носовой части.
Вопрос: При своем движении в узкости судно стремится уйти в сторону: Ответы: мелководья (банки и т. п. ) глубокой воды сужения канала расширения канала
Комментарий: При плавании в узкостях необходимо учитывать влияние всех факторов и окружающей обстановки на управляемость судна. Например, судно в узкостях стремится идти в сторону больших глубин или выемки в стенке канала, образующей его расширение.
Вопрос: Укажите основные причины появления поперечной силы, действующей на судно при движении его с докритической скоростью Ответы: смещение судна с оси канала увеличение скорости истечения воды между бортом и стенкой канала падение уровня воды между бортом и стенкой канала уменьшение скорости истечения воды между бортом и стенкой канала подъем уровня воды между бортом и стенкой канала
Рисунок:
Комментарий: При движении судна с докритической скоростью в сечении канала, стесненном корпусом, скорость истечения воды между бортом и стенкой канала увеличивается и уровень поверхности понижается. При смещении судна с оси канала обтекание перестает быть симметричным. Скорость потока между бортом и ближайшей стенкой возрастает еще больше и возникает поперечная сила Р, которая притягивает судно к ближайшей стенке, рис. 3. 5.
Вопрос: Укажите основные причины появления поперечной силы, действующей на судно при отходе его от стенки канала Ответы: падение уровня воды между бортом и стенкой канала уменьшение скорости истечения воды между бортом и стенкой канала подъем уровня воды между бортом и стенкой канала засасывание воды винтом, работающим на передний ход, со стороны носовой части судна
Рисунок:
Комментарий: Явление притягивания особенно заметно при отходе судна от стенки канала. В начале движения винт, работая вперед, засасывает воду со стороны носовой части судна. Поскольку приток воды со стороны борта, обращенного к стенке, затруднен, уровень воды между ними понижается, и со стороны противоположного борта также возникает сила давления Р, рис. 3. 5
Вопрос: Укажите основные причины появления пары сил, действующей на судно при движении его с околокритической скоростью не по оси канала Ответы: повышение уровня воды в носовой части интенсивное снижение уровня воды в кормовой части уменьшение скорости истечения воды между бортом и стенкой канала подъем уровня воды между бортом в кормовой части и стенкой канала засасывание воды винтом, работающим на передний ход, со стороны носовой части судна
Рисунок:
Комментарий: Более сложным является взаимодействие корпуса и стенок канала при движении судна с околокритическими скоростями. Как указывалось выше, с началом образования одиночной волны [Профиль поверхности воды, обтекающей корпус, приобретает вид, изображенный на рис. 3. 6. наверху. Если при этом судно смещается с оси канала (рис. 3. 6. ), со стороны ближайшей стенки в носовой части судна уровень воды повышается и возникает избыточное давление PI, отталкивающее скулу к противоположной стенке. Одновременно в канале ускоряется поток воды между бортом и ближайшей стенкой, что приводит к еще большему снижению уровня воды в кормовой части судна. Корма под влиянием силы Р2 притягивается к ближайшей стенке. В такой ситуации, если судно своевременно не одержать, произойдет навал.
Вопрос: Процесс циркуляции принято делить на периоды Укажите название периодов циркуляции Ответы: начальный средний конечный маневренный эволюционный установившийся
Рисунок:
Комментарий: За начало циркуляции принимается момент начала перекладки руля. Первый период - маневренный, продолжается в течение времени перекладки руля. Второй период - эволюционный, начинается с момента окончания перекладки руля и заканчивается, когда характеристики циркуляции примут установившиеся значения. Третий период - установившийся, начинается с момента окончания второго периода и продолжается до тех пор, пока руль остается в переложенном положении.
Вопрос: Какие силы действуют на судно, сидящее на мели? Ответы: Реакция грунта Сила присасывания грунта Сила ударов волн Сила давления ветра Сила ударов о грунт вследствие зыби или волнения Держащая сила якоря Натяжение швартовов Комментарий: 8. 3. Силы, действующие на судно, севшее на мель
В разделе перечислены силы, действующие на судно, севшее на мель и даются методики расчета этих сил: реакции грунта, силы ударов волн, силы давления ветра, силы ударов о грунт вследствие зыби или волнения, силы присасывания грунта и др.
Вопрос: Укажите название способа буксировки (см рисунок) и преимущества его по сравнению с другими способами буксировки в этих условия Ответы: буксировка с помощью буксирных тросов буксировка лагом буксировка способом " пуш-пул" буксировка способом на укол перестановка буксиров не требуется легко менять направление тяги буксиров не производится износ тросов
Рисунок:
Комментарий: Маневрирование упрощается, если представляется возможным использовать буксиры, ошвартовав их у подветренного борта швартующегося судна способом пуш—пул (рис. 14. 7). В этом случае в процессе всего маневрирования не потребуется перестановки буксиров, а будет только изменяться их положение относительно борта транспортного судна (будет изменяться угол между ДП судна и направлением упора движителя буксира).
Вопрос: Какие факторы влияют на величину просадки судна на мелководье? Ответы: Отношение глубины к осадке, Скорость судна Ширина судна и ширина канала Наличие течения Длина тормозного пути Длина тормозного пути Наличие подруливающих устройств
Комментарий: Влияние мелководья и узкости
На мелководье возникает трение воды о грунт, что тормозит движение судна и влияет на его управляемость. Влияние мелководья на управляемость судна зависит также от скорости судна и связано с отношением площади поперечного сечения канала к площади погруженной части миделя судна.
Вопрос: На рисунке показана схема движения судов по реке. Укажите соответствие между номером судна и направлением его перемещения относительно течения Ответы: Судно номер 1 Идет по течению Идет против течения Судно номер 2 Идет по течению Идет против течения
Рисунок:
Комментарий: Управление судном усложняется на изгибах рек, в местах свальных течений, у островов. Основные принципы управления судном на реках в наиболее типичных условиях состоят в следующем. При движении судна вверх по реке курсы выгоднее располагать в стороне от стрежня. . Если к этому не обязывает навигационная обстановка, следовать нужно возможно более длинными прямыми курсами, плавно огибая естественные и искусственные препятствия. При движении по течению курсы надлежит располагать в основном русле реки. При подходе к перевалу следуют вдоль вогнутых берегов и начинают поворот, не доходя траверза верхнего знака, с расчетом выйти на перевальную линию (створ) с максимальным радиусом циркуляции.
Вопрос: Укажите соответствие между основными элементами циркуляции судна и обозначениями, использованными на рисунке Ответы: выдвиг l1 l2 l3 Dm прямое смещение l1 l2 l3 Dm обратное смещение l1 l2 l3 Dm тактический диаметр циркуляции l1 l2 l3 Dm
Рисунок:
Комментарий: На рисунке показана наиболее типичная траектория судна на циркуляции с рулем, переложенным на борт. Геометрически траектория характеризуется следующими элементами циркуляции:
выдвиг (l1) — расстояние, на которое смещается ЦТ судна в направлении первоначального курса от начальной точки циркуляции до точки, соответствующей изменению курса на 90o; прямое смещение (I2)— расстояние от линии первоначального курса по нормали до ЦТ судна к моменту изменения курса на 90o; обратное смещение (I3) — максимальное смещение ЦТ судна от линии первоначального курса в сторону, обратную направлению поворота, происходящее в начале циркуляции под влиянием боковой силы руля, вызывающей дрейф судна (обратное смещение обычно не превышает ширину судна, а на некоторых судах не наблюдается вовсе); тактический диаметр циркуляции (D? ) — расстояние между положениями ДП судна до начала поворота и в момент изменения курса на 180o
Вопрос: Определите соответствие между видом маневра и рисунком Ответы: Поворот Вильямсона Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Ординарный поворот Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Поворот Шарнова Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рисунок:
|