Комментарий: Глава 2. СВЕДЕНИЯ ОБ УПРАВЛЯЕМОСТИ
Вопрос: В условиях ограниченной видимости Вы обнаружили в РЛС опасно приближающееся судно на КУ=35o л/б. Вы должны Ответы: Сохранять свой курс и скорость Дождаться, пока другое судно не предпримет действие, после чего предпринять свои собственные действия, если это необходимо Определить с помощью радиолокационной прокладки обстоятельства сближения, и предпринять соответствующие действия Попытаться установить с ним связь с помощью УКВ-станции, и сделать запрос о его намерения
Комментарий: 19 (d) Судно, которое обнаружило присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должно определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует ли опасность столкновения. Если это так, то оно должно своевременно предпринять действие для расхождения.
Вопрос: Наш курс - 130o, скорость - 10 узлов. На 6-мильной шкале РЛС наблюдается цель, пеленг и дистанция до которой сохраняется постоянными в течении трех измерений с интервалом 3 минуты. Каким курсом и скоростью идет цель? Ответы: Цель неподвижна Курс 310o, скорость 10 узлов Курс 130o, скорость 6 узлов Курс 130o, Скорость 10 узлов
Рисунок:
Вопрос: Что можно сказать об обстоятельствах сближения друг с другом двух целей, находящихся на автосопровождении на экране РЛС. Режим отображения - относительное движение. Стабилизация изображения - по норду. Векторы целей - истинные. Ответы: Цель №2 пройдет чисто по носу у цели №1 Цель №1 пройдет чисто по носу у цели №2 Цели идут к столкновению Ни одно из указанных выше утверждений не является правильным
Рисунок:
Вопрос: Экран РЛС с режимом отображения - относительное движение, стабилизация изображения - по норду. Шкала - 6 миль, цена 1 НКД - 1 миля. Какая из указанных целей, находящихся на автосопровождении, является наиболее опасной. Векторы целей - относительные, длиной 6 мин. Ответы: Цель №2 Цель №3 Цель №1 Все указанные цели являются опасными в одинаковой степени
Рисунок:
Комментарий: Цель 2 наиболее опасна по параметру Ткр (время кратчайшего сближения)
Вопрос: Режим отображения на экране РЛС - относительное движение. Стабилизация изображения - по норду. Шкала - 6 миль. Цена 1 НКД - 1 миля. Вектор цели - относительный, длина 6 мин. Наш курс 310o, скорость - 10 узлов. Каким курсом и скоростью идет цель? Ответы: Цель неподвижна Курс 130o, скорость 5 узлов Курс 310o, скорость 10 узлов Курс 310o, скорость 5 узлов
Рисунок:
Вопрос: На экране РЛС изображение в относительном движении. Стабилизация изображения - по норду. Цель находится на автосопровождении. Вектор цели - относительный, длиной 6 мин. Вектор нашего судна указан при центре развертки, длина 6 мин. В каком направлении (истинном) перемещается цель? Ответы: На восток На северо-восток На запад На север
Рисунок:
Вопрос: Изображение на экране РЛС в относительном движении. Стабилизация изображения - по норду. Вектор цели - относительный, длиной 6 мин. Цель находится на автосопровождении. Вектор нашего судна указан при центре развертки, длина 6 мин. В каком направлении будет перемещаться цель, если мы остановим свое судно? Ответы: На запад На юг На северо-запад На юго-запад
Рисунок:
Вопрос: Изображение на экране РЛС в относительном движении. Стабилизация изображения - по норду. Вектор цели - относительный, длиной 6 мин. Цель находится на автосопровождении. Вектор нашего судна указан при центре развертки, длина 6 мин. В каком направлении будет располагаться вектор цели, если мы повернем на юго-запад? Ответы: На запад На юго-запад На восток На северо-восток
Рисунок:
Вопрос: Экран РЛС с режимом отображения - относительное движение. Стабилизация - по норду. Цель находится на автосопровождении. Вектор нашего судна указан при центре развертки. По какому направлению будет направлен относительный вектор цели, если мы ляжем на курс, указанный линией красного цвета? Ответы: C A B D
Рисунок:
Комментарий: Цель на экране является сателлитом, т. е. судном, идущим нашим курсом и нашей скоростью. У сателлита нет вектора относительной скорости и нет следа послесвечения в относительном движении. Как только мы изменим свой курс, так у него появится относительный вектор.
Вопрос: Экран РЛС с режимом отображения - относительное движение. Стабилизация изображения - по норду. Шкала - 12 миль. Все цели находятся на автосопровождении. Векторы целей - относительные. Вектор нашего судна указан в центре развертки. Какое судно становится опасным, если наше судно отвернет вправо на угол 90o (новый курс указан штриховой линией) при условии, что зона безопасности у нашего судна - окружность радиусом 2 мили? Ответы: Цель 1 Цель 4 Цель 2 Цель 3
Рисунок:
Комментарий: Сразу же после выполнения маневра опасной становится цель 3 (рис 1) Рис. 1
Рис. 2
Вопрос: Экран РЛС с режимом отображения - относительное движение. Стабилизация изображения - по норду. Цель, указанная на экране, находится на автосопровождении. Вектор цели - относительный. Наш курс - 265o, скорость - 12 узлов. Через небольшой промежуток времени вектор цели превратился в точку. Какой маневр выполнила цель? Ответы: Остановилась Легла на обратный курс Сбавила скорость наполовину Стала следовать одинаковым с нами курсом и скоростью
Рисунок:
Вопрос: Экран РЛС с режимом отображения - относительное движение. Стабилизация изображения - по норду. Цель находится на автосопровождении. Режим отображения вектора цели - относительный. В начальный момент у цели не было вектора., но через небольшой промежуток времени у цели появился вектор. Какой маневр выполнила цель? Ответы: Отвернула влево Остановилась Отвернула вправо Сбавила скорость на три четверти от первоначальной
Рисунок:
Вопрос: На планшете показана радиолокационная прокладка цели в относительном движении, начиная с Т=00час00мин и по Т=00час15мин. Стабилизация - по норду. Вектор нашего судна показан при центре планшета. Какой маневр выполнила цель на 9-ой минуте (определите на глаз)? Ответы: Отвернуло вправо Наполовину сбавило скорость Полностью остановилась отвернуло вправо и увеличило скорость
Рисунок:
Вопрос: В лоцманской карточке содержится информация для лоцмана Ответы: о состоянии судна в период проводки в части загрузки (осадка, главные размерения), двигателей и движителей, рулевого и подруливающих устройств и другого соответствующего оборудования (якоря, РЛС, САРП и др. ), максимальное количество запусков и др. о состоянии судна в период проводки в части загрузки, количество контейнеров на борту, грузоподъемность стрел и кранов, наличие спойлеров об обстановке в порту назначения, номер причала, наличие свободных складов для груза о составе экипажа, наличие дипломированных специалистов на борту Комментарий: Лоцманская карточка, подлежащая заполнению капитаном, предназначается для того, чтобы представить информацию лоцману, принимающему судно под проводку. Эта информация должна дать представление о состоянии судна в период проводки в части загрузки, двигателей и движителей, рулевого и подруливающего устройства и другого соответствующего оборудования
Вопрос: Дайте сравнительные характеристики тормозных путей судна в грузу и в балласте Ответы: судно в грузу имеет значительно больший тормозной путь по сравнению с тем, который оно имеет, находясь в балласте судно в балласте имеет значительно больший тормозной путь по сравнению с тем, который оно имеет, находясь в грузу судно в грузу имеет такой же тормозной путь, как и судно в балласте
Комментарий: Судно в грузу имеет больший диаметр циркуляции и большую инерцию, чем в балласте O65
Вопрос: Дайте сравнительную характеристику циркуляций судна в грузу и в балласте Ответы: для каждого судна этот вопрос решается индивидуально, поскольку могут быть разные варианты нет никакой разницы в грузу диаметр циркуляции больше в балласте диаметр циркуляции больше
Комментарий: Стр. 254. При изменении загрузки судна характеристики его поворотливости изменяются. Так, при изменении осадки судна от балластной до осадки судна с полным грузом поворотливость судна ухудшается.
Вопрос: Дайте сравнительную характеристику циркуляций судна на глубокой воде и на мелководье Ответы: Диаметр циркуляции на мелководье увеличивается по мере уменьшения запаса воды под килем, но скорость судна в процессе циркуляции уменьшается в меньшей степени, чем при циркуляции на глубокой воде, так как угол дрейфа значительно меньше по величине Все параметры циркуляции одинаковы для всех глубин Все параметры циркуляции по величине прямо пропорциональны глубине места Не представляется возможным в силу сложности этой зависимости
Комментарий: Экспериментальными и расчетными путями установлено, что на мелководье по сравнению с глубокой водой резко уменьшаются углы дрейфа, угловая скорость поворота и соответственно увеличивается радиус установившейся циркуляции при одинаковых углах перекладки рулевых органов.
Вопрос: Укажите основные свойства, характеризующие управляемость судна Ответы: Управляемость судна характеризуется главным образом двумя его свойствами: устойчивостью на курсе и поворотливостью Управляемость судна характеризуется двумя его свойствами: скоростью хода и реакцией на перекладки руля Трудно выделить основные свойства, которыми характеризуется управляемость судна Основное свойство управляемости судна - это его ходкость
Комментарий: Глава 2. СВЕДЕНИЯ ОБ УПРАВЛЯЕМОСТИ
2. 1. Устойчивость на курсе и поворотливость.
… Управляемость характеризуется главным образом двумя свойствами судна: устойчивостью на курсе и поворотливостью.
Вопрос: Опишите поведение судна, следующего задним ходом, при ветрах различных направлений Ответы: Поскольку у судна, следующего задним ходом, Pivot Point располагается в кормовой части, то большинство судов выходит кормой на ветер Поведение судна, следующего задним ходом при ветрах различных направлений, ничем не отличается от поведения судна, следующего передним ходом Все суда всегда разворачиваются кормой влево Все суда всегда разворачиваются кормой вправо Комментарий: На заднем ходу судно более подвержено влиянию ветра и, несмотря на противодействие руля и винта, стремится развернуться кормой к ветру.
Смотри также: Алексеев Л. Л. Практическое пособие по управлению морским судном. - СПб.: ЗАО ЦНИИМФ. 1996. - 188 с. Стр. 43. Однако у судов с сильно развитыми надстройками в корме или большом дифференте на нос этого может не быть
Вопрос: Что такое " потеря управляемости первого рода" при плавании в штормовых условиях? Ответы: Невозможно предотвратить разворот судна на ветер Невозможно предотвратить разворот судна под ветер Полное падение скорости судна при встречном ветре Невозможно предотвратить разворот судна на попутной волне
Комментарий: Явление, связанное с невозможностью предотвратить разворот судна на ветер, назовем условно потерей управляемости первого рода.
Вопрос: Что такое " потеря управляемости второго рода" при плавании в штормовых условиях? Ответы: Невозможно предотвратить разворот судна на ветер Невозможно предотвратить разворот судна под ветер Полное падение скорости судна при встречном ветре Невозможно предотвратить разворот судна на попутной волне
Комментарий: Явление, связанное с невозможностью удержать судно от уваливания под ветер, - потеря управляемости второго рода
Вопрос: Укажите особенности поведения судна в условиях мелководья Ответы: На мелководье по сравнению с глубокой водой резко ухудшается эксплуатационная устойчивость судна на курсе, повышается рыскливость, заметно ухудшается и поворотливость судна Поведение судна как на глубокой воде так и на мелководье одинаково На мелководье возрастает скорость судна и уменьшается рыскливость На мелководье стабилизируется скорость судна и уменьшается рыскливость
Вопрос: Какие факторы влияния мелководья учитываются в первую очередь при управлении судном Ответы: Увеличение осадки, ухудшение управляемости судна Спутная волна, наличие укрепленных стенок канала Уменьшение осадки, увеличение скорости хода Увеличение сопротивления набегающего потока воды
Комментарий: Влияние мелководья незначительно при отношении глубины к осадке более 3, если скорость по величине менее 0. 5 критической. С увеличением скорости меняется характер волнообразования на мелководье, возникает просадка кормы и ухудшается управляемость судна.
Вопрос: Укажите основную причину, приведшую к посадке судна на мель Ответы: Большая скорость течения Наличие камней Большая длина судна Крутой изгиб реки Очень малая дистанция от бака до берега. Расположение носа и кормы судна в разных по направлению и силе полях течения
Рисунок:
|