|
|||
Выводы и их обоснование ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Вопросы содержания Проекта Существо предлагаемых изменений состоит в том, что в состав ЛСС будут входить помимо представителей курсов также представители студенческих объединений Юридического факультета СПбГУ (п. 5. 1. Проекта). Пункт 5. 3. Проекта предполагает, что на ежегодном собрании студенческих объединений Юридического факультета СПбГУ будет определяться перечень студенческих организаций, которые вправе будут направить представителей в ЛСС. Соответственно, указанные положения предполагают, что в состав ЛСС могут быть включены не только представители непосредственно обучающихся, но и представители их объединений. При этом важно отметить, что количество таких представителей не ограничено каким-то конкретным числом и будет определяться в известной степени произвольно, более того, определение количества таких представителей будет находиться в исключительной компетенции самих этих объединений. В соответствии с п. 5. 3. 1. Проекта студенческое объединение – добровольное, самоуправляемое, устойчиво существующее, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся (или) преподавателей/сотрудников Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, основными участниками которого являются обучающиеся Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, объединившихся на основе общности интересов для реализации общей цели. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у этого “формирования” будут свои собственные интересы, во всяком случае, по достижению этой цели. Нетрудно заметить, что определение, предлагаемое п. 5. 3. 1. Проекта практически совпадает с определением общественного объединения, содержащимся в соответствующем законе[1]. При этом статья 27 Федерального закона " Об общественных объединениях" от 19. 05. 1995 № 82-ФЗ предусматривает возможность обладания общественными объединениями собственными правами, не совпадающими с правами его участников и возможность их защиты. Также нужно отметить, что определение “основными участниками которого являются обучающиеся Юридического факультета” в анализируемом пункте проекта не только не соответствует известным формальным требованиям к обозначению обучающихся Университета, но и при буквальном толковании позволяет для целей формирования ЛСС считать подходящим объединение, где обучающиеся будут составлять не менее чем 50% + 1 человек от участников такого объединения. В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона " Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (далее - Закон об образовании) обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательной организацией. Правовой комитет полагает, что учет мнения обучающихся также может рассматриваться как форма участия в управлении образовательной организации, потому что предполагает возможность обучающихся влиять на принятие решений, которые касаются обучающихся и их образовательных прав. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 26 Закона об образовании в целях учета мнения обучающихся в образовательной организации создаются советы обучающихся. То есть, основной задачей студенческих советов является формирование общего мнения именно обучающихся и донесения его до должностных лиц образовательной организации, так как реальный учет мнения возможен только если оно сформировано как общее мнение обучающихся. В Университете сложилась двухступенчатая система советов обучающихся, состоящая из БСС и студенческих советов учебно-научных подразделений СПбГУ, включая ЛСС. При этом непосредственно мнение обучающихся формирует БСС, но состоит он из председателей студенческих советов учебно-научных подразделений. Они в свою очередь формируются непосредственно обучающимися и представляют их. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что советы обучающихся могут претендовать на то, что они способны сформировать мнение обучающихся только в том случае, если они сформированы самими обучающимися. Если же такие органы будут формироваться из представителей неких объединений, которые: а) необязательно состоят исключительно из обучающихся, б) могут преследовать любые цели, в) вследствие предыдущего могут иметь собственные интересы, то студенческие советы будут представлять не только обучающихся, но и эти объединения, а поэтому студенческие советы перестанут отвечать основной цели, для достижения которой они созданы. Таким образом, Проект в данной части не соответствует Закону об образовании, поэтому не может быть принят.
Кроме того, нельзя не отметить явные недостатки в Проекте в анализируемой части. Во-первых, п. 5. 3. 2. Проекта предусматривает определение перечня “студенческих организаций”, которые могут направить своих представителей в ЛСС. Вместе с тем п. 5. 1. устанавливает, что в ЛСС входят представители “студенческих объединений”. Не ясно являются ли эти термины тождественными. Во-вторых, п. 5. 3. 2. Проекта, предусматривая определение перечня студенческих организаций, имеющих право направить своих представителей в ЛСС, на собрании студенческих объединений, не устанавливает: а) порядок определения тех объединений, которые имеют право принять участие в собрании, б) порядок созыва этого собрания, в) порядок работы собрания и принятия им решений. В-третьих, Проект не предусматривает переходных положений, которые бы установили порядок, в соответствии с которым новые члены ЛСС будут определены в первый раз, и в какой срок это должно быть сделано. В-четвертых, в соответствии с п. 5. 6. Проекта члены ЛСС, делегированные от студенческих объединений, остаются членами ЛСС в течение двух лет, однако собрания студенческих объединений должны определять перечень студенческих организаций, которые могут направить представителей в ЛСС, ежегодно. Указанные упущения создают неопределенность в вопросе порядка формирования ЛСС, что не позволяет спрогнозировать, как именно он будет формироваться. В связи с этим создается угроза нарушения прав обучающихся и дезорганизации системы управления в образовательной организации.
На заседании БСС 10 декабря 2021 председатель ЛСС в поддержку Проекта ссылался также на Методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях, направленных Письмом Минобрнауки России от 14. 02. 2014 № ВК-262/09 (далее - Рекомендации), которые действительно предусматривают участие в деятельности советов обучающихся представителей студенческих объединений. Вместе с тем Правовой комитет отмечает следующее. Рекомендации, как следует из их наименования, не являются обязательными, в отличие от законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов Университета. Правовой комитет в целом солидарен с критической оценкой Рекомендаций, данной в заключении Центра экспертиз СПбГУ 01-105-250. pdf (spbu. ru). При этом анализ Рекомендаций, их пунктов 3. 2, 3. 9, 3. 12, позволяет сделать вывод, что они регулируют вопрос первичного учреждения совета обучающихся всей образовательной организации, то есть применительно к Университету - БСС. В соответствии с п. 3. 9. Рекомендаций общественное объединение обучающихся может выдвигать представителя в Совет обучающихся при условии, что в его составе находятся обучающиеся не менее чем половины специальностей и направлений подготовки, реализующихся в образовательной организации. При этом Проект, очевидно, предусматривает принципиально иное. В соответствии с разделом 3 и п. 1. 2. Рекомендаций формирование советов обучающихся связано с деятельностью конференций обучающихся образовательной организации. Вместе с тем ч. 4 ст. 26 Закона об образовании относит к коллегиальным органам управления образовательной организации высшего образования общее собрание (конференцию) работников и обучающихся образовательной организации, то есть не предусматривает конференцию непосредственно обучающихся. В Университете конференция может быть формой проведения выборов в ЛСС при системе двухступенчатых выборов. На Юридическом факультете конференция не предусмотрена, в том числе Проектом. Соответственно, реализация Рекомендаций в Университете не обязательна, трудноосуществима и в любом случае невозможна путем изменения Положения ЛСС. Кроме того, возможно, ЛСС мог бы найти более твердую почву для нормотворчества в демократических началах, имеющих конституционные основания, чем в раскритикованных Центром экспертиз СПбГУ Рекомендациях с неясным статусом.
Вопросы принятия Проекта При принятии Проекта ЛСС не был сформирован в полном объеме, вследствие непроведения на момент принятия очередных выборов. В нем отсутствовали представители 1, 3 курса обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата по направлению «Юриспруденция», представитель 1 курса обучающихся по основным образовательным программам магистратуры по направлению «Юриспруденция». Правовой комитет отмечает, что Проект не публиковался до его направления в БСС, соответственно не проходило его обсуждение с обучающимися. Таким образом, обучающиеся не могли узнать без приложения чрезмерных усилий о содержании Проекта и лично высказать свое мнение о нем. Также значительное число обучающихся было лишено права на учет их мнения через их представителей в ЛСС, поскольку такие представители отсутствовали. Необходимо учитывать, что Проект вносит существенные изменения в порядок формирования ЛСС, и это неизбежно затрагивает права обучающихся. Правовой комитет полагает, при изложенных обстоятельствах, невозможным признать, что ЛСС при принятии Проекта в полной мере представлял всех обучающихся Университета по соответствующим образовательным программам.
Процедурные вопросы Внесение изменений в положения о студенческих советах учебно-научных подразделений (институтов, факультетов) СПбГУ в Университете осуществляется в соответствии с Порядком внесения изменений в положения о студенческих советах учебно-научных подразделений (институтов, факультетов) СПбГУ, утвержденным приказом № 7347/1 от 20. 08. 2020 (далее - Порядок). В соответствии с п. 2 Порядка инициатор изменений вместе с проектом направляет пояснительную записку к нему, которая после принятия проекта на заседании студенческого совета учебно-научного подразделения СПбГУ направляется в БСС в соответствии с п. 3 Порядка. В нарушение Порядка ЛСС не направил такую пояснительную записку вместе с Проектом. Видимо, это связано с тем, что она не была представлена инициатором. Вместе с тем в соответствии с п. 1. 2. действующего Положения ЛСС он руководствуется в своей деятельности локальными нормативными актами Университета. В соответствии с п. 1 Порядка инициаторами изменений могут быть обучающиеся и сотрудники Университета, которые также должны выполнять требования локальных нормативных актов. В соответствии с п. 4 Порядка после заседания БСС председатель БСС также обязан направить Проект вместе с пояснительной запиской к нему. В ее отсутствие это невозможно, поэтому по смыслу пунктов 2-4 Порядка впредь до направления в БСС пояснительной записки инициатора Проекта движение Проекта исключено, соответственно, его рассмотрение по существу было невозможно ЛСС, и невозможно БСС.
Таким образом, Правовой комитет полагает, что Проект в части изменений порядка формирования ЛСС не соответствует действующему законодательству, может привести к нарушению прав обучающихся, поэтому по нему не может быть сформировано положительное мнение БСС. Кроме того, Проект в том виде, в котором он представлен, не может быть рассмотрен по существу вследствие того, что к нему не приложена пояснительная записка. По смыслу пунктов 2-3 Порядка ЛСС необходимо повторно рассмотреть Проект после получения пояснительной записки от инициатора Проекта. Вместе с тем, учитывая, что Порядок не относит БСС и его органы, включая Правовой комитет, к числу органов, чье мнение предопределяет принятие или непринятие соответствующих изменений, после получения от ЛСС необходимых документов, БСС надлежит рассмотреть вопрос о формировании мнения относительно Проекта на своем заседании и направить мнение вместе с проектом заместителю ректора по правовым вопросам безотносительно содержания Проекта и мнения БСС о соблюдении или несоблюдении процедуры его принятия.
С учетом изложенного, Правовой комитет предлагает Студенческому совету (совету обучающихся) Санкт-Петербургского государственного университета: 1. Прекратить рассмотрение вопроса о формировании мнения относительно Проекта, представленного Студенческим советом Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, предложив Студенческому совету Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета представить документы, предусмотренные Порядком; 2. Рекомендовать Студенческому совету Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета: а) Повторно рассмотреть вопрос о принятии Проекта на своем заседании после формирования полного состава Студенческого совета Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета; б) Вынести Проект на обсуждение обучающихся; в) Рассмотреть доводы, изложенные в настоящем заключении.
Председатель Правового комитета ________________________ / А. А. Катасонова Студенческого совета (совета обучающихся) СПбГУ [1] Ср. ст. 5 Федерального закона " Об общественных объединениях" от 19. 05. 1995 № 82-ФЗ
|
|||
|