|
|||
В.Л. Правдивцев. Триединство мира и фрактальность сознания. Часть 1. Рисунок №3Стр 1 из 3Следующая ⇒
http: //www. trinitas. ru/rus/doc/0226/002a/02261104. htm В. Л. Правдивцев Триединство мира и фрактальность сознания. Часть 1
Рисунок №1
Рисунок №2 То, что весь мир наполнен ритмами, мы знаем из собственного опыта: ритм сердца и ритм дыхания, суточный, месячный, годовой ритмы... Их связывают с вращением Земли, Луной, Солнцем. Догадываемся и о более продолжительных периодах: о 7 и 12-летних. А история явно намекает на еще большие. Например, на столетние: материализм и рационализм, господствующие в середине каждого века, с загадочной закономерностью сменяются романтизмом и мистическими настроениями на стыке столетий.
Рисунок №3
Если внимательно вглядеться в исторические события, то можно заметить и пятисотлетний ритм. Кто-то видит здесь связь с так называемыми Большими Парадами Планет. Они происходят один раз в 480-500 лет, когда планеты Солнечной системы скапливаются с одной стороны нашего светила и суммируют свое воздействие. И каждый раз это событие знаменует переломный момент в истории человечества. Длится такой Парад планет всего несколько лет, но за эти годы он высвобождает накопленные в человечестве скрытые силы и как бы программирует судьбу нашей цивилизации на целые пять веков
Рисунок №4
Так произошло и пятьсот лет назад, когда на место «женской» эпохи синтеза (объединения) пришла очередная «мужская» – эпоха анализа (разделения, расчленения, обособления). Для подобных эпох характерно стремление активно воздействовать на окружающий мир: ломать, разрушать, расчленять, преобразовывать, перестраивать всё и вся... Лучше всего эту эпоху характеризует приставка «раз» – раздел, распад, раскол, разложение, разгром, развод... Революционные открытия Коперника, Дж. Бруно, Галилея ошеломили и внесли смуту в умы европейцев: Земля вращается вокруг Солнца, Вселенная бесконечна! С этих открытий началась новая «пятисотлетка» с победоносным шествием науки и научных, прежде всего, аналитических методов познания. Не только в науке, но и во всех сферах жизни эти столетия доминировало стремление разложить всё «по полочкам», «упорядочить мировой хаос». Чётко, раз и навсегда отделить: истинное от ложного, хорошее от плохого, красивое от уродливого, святое от греховного...
Рисунок №5
И не удивительно, что попытки обнаружить некие всеобщие законы, царящие в природе, привели, прежде всего, к формулировке так называемого Закона Дуальности. Мы знаем его также под именами Закона Двойственности, Бинарности, Полярности, единства и борьбы противоположностей... Этот закон говорит о попытках разделить Единое на две противостоящие сущности (ЯН – ИНЬ, добро – зло, свет – тьма, мужское – женское, духовное – материальное, плюс – минус, плохо – хорошо, активное – пассивное, созидание – разрушение, будущее – прошлое, рождение – смерть, порядок – хаос, синтез – анализ и т. д. ) Конечно, ощущение двух оппозиций дает возможность как-то ориентироваться в этом мире. Эти две крайности чём-то напоминают две стенки темного коридора. Попеременно утыкаясь то в правую, то в левую стенку, даже слепец может более или менее удачно двигаться в нужном направлении… Конечно, уходящая в прошлое эпоха выполнила свою задачу: путем " специализации" она смогла углубить знания человечества в самых разных областях деятельности. «Распределение обязанностей» и классифицирование всего и вся помогло накопить огромный опыт и колоссальные объемы информации. Сегодня бинарная логика лежит в основе всей компьютерной и цифровой техники.
Рисунок №6
Но это лишь на первый взгляд кажется, что бинарность – безобидная философская или математическая категория. Совершенно не случайно бинарная или так называемая «бивалентная» логика «да–нет», нацеленная на поиски «абсолютной истины» и «абсолютной правоты» (или «абсолютной неправоты»), культивируется тоталитарными режимами. Ее задача – привить сообществу определенный тип мышления, личный и групповой эгоизм, который проявляется в противопоставлении «Я и Они» или «Мы и Они». «Они» – это кто угодно, кто не согласен с нами. Это – «противники», «внутренние и внешние враги», инакомыслящие. На таких «врагов народа» легко списать и непопулярные в народе меры и несостоятельность властей, оправдать безответственность и эгоизм правителей. Кроме того, бивалентная логика поддерживает основу тоталитарного мышления – логический фатализм. Главным из его принципов является принцип исключения третьего, где каждое высказывание или истинно, или ложно. «Или–или». Промежуточных состояний или чего-то Третьего – не дано! Все противоречия – только антагонистические. А это подразумевает уничтожение одной из противоположностей. Отсюда и далеко идущие практические последствия: «кто не с нами, тот против нас», мирное сосуществование противоположностей невозможно, врагов надо уничтожать любыми способами! Рисунок №7 Сегодня мы дошли до пика – до культа разума и логических построений, культа фактов и технологий. Мы достигли совершенства в умении разрушать и уничтожать. Расщепление атома – вторжение уже в иные измерения и миры – стало апофеозом эпохи разделения... И тут обнаружились потери. Мир оказался разрозненным и расчлененным. В науке уже сотни дисциплин, специалисты разных областей знаний перестали понимать друг друга.
Рисунок №8 Как точно охарактеризовал конец этой эпохи один из ведущих ученых нашего времени Юрий Иванович Кулаков (Новосибирск), «Наука действительно стала производительной силой, но перестала искать Истину. Безрадостный рационализм, пытаясь все формализовать, перевести на мертвый язык алгоритмов, сделал Истину малопривлекательной». Сегодня стало очевидным, что сведение жизни к противостоянию и борьбе противоположностей оказалось малопродуктивным. Что попытки искусственно расчленять мир на антагонистические части порождают и будут порождать многочисленные проблемы. Что понимание дуальности, бинарности мира – лишь один из первых шагов к его познанию. Что же можно противопоставить губительному влиянию на человека и человечество бивалентной логики?
Рисунок №9 В свое время при посещении Московского госуниверситета Лауреат Нобелевской премии (1922) знаменитый датский физик Нильс Бор (1885-1962) на стене кафедры теоретической физики оставил весьма крамольную для советской идеологии надпись: «Contraria non contradictoria rad complimenta sunt». («Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга»).
Рисунок №10
Сегодня эпоха разделения заканчивается. Ей на смену идет очередная эпоха синтеза. Нет, она не отвергает Двойственности мира, но осмысляет ее иначе. И делает следующий шаг в познании мира. В наше время ученые на новом уровне вновь возвращаются к Закону Троичности, который почитался еще древними мудрецами. Это закон предполагает наличие уже не столько антагонизма парных оппозиций, сколько их примиряющего сосуществования. И на самом деле, невооруженным глазом видно, что мир зиждется не столько на борьбе, сколько на взаимодействии противоположностей. Только благодаря взаимодействию Света и Тьмы, рождаются полутени, и мир становится видимым и познаваемым. Именно взаимодействие активного и пассивного, мужского и женского начал Космоса и порождает жизнь. Жизнь – это состояние между рождением и смертью, порядком и хаосом, прошлым и будущим, добром и злом, тьмой и светом. Это и мудрость сохранения равновесия при наличии двух противоположных тенденций. Это и понятие меры, и «золотая середина», о которых всегда говорили мудрецы. Это и «лезвие бритвы», на котором балансирует бытие, пытаясь воспрепятствовать избыткам и недостаткам. Закон Троичности универсален в своих проявлениях. Этот закон и понятие Троицы нашли свое отражение в разных религиях и философских школах. Его можно увидеть в понятиях ЯН–ДЭН–ИНЬ, Созидание–Сохранение–Разрушение, Рождение–Жизнь–Смерть, Тело-Душа-Дух и др. Связывают этот закон и с такими понятиями, как Будущее–Настоящее–Прошлое.
Рисунок №11 Сегодня закон Триединства так же нередко связывают с такими фундаментальными категориями, как Информация – Энергия –Вещество. Хочу сразу подчеркнуть, что Информация и Энергия – не одно и то же. Информация (смысл, сознание…) – не материальна, то есть не энергетична и не вещественна. Количество переданной информации и тем более эффект её воздействия на получателя не определяются количеством энергии, затраченной на ее передачу. Поэтому одной из важнейших особенностей информации является ее неэнергетический характер. Да, без Энергии мы Информацию не представляем. Да и чистой, безинформационной энергии, скорее всего, нет. Она всегда модулирована какой-то информацией. Например, энергия, излучаемая Солнцем, несет информацию о процессах на нашем светиле. И всё же Энергия не является информацией. Она – лишь носитель информации, способ её передачи от одного объекта другому. Точно так же и Вещество. Оно может воспринимать, хранить и передавать информацию, но само информацией не является. Одна и та же информация может быть записана на самых разных вещественных носителях: на бумаге, на магнитных носителях, на фотопленке, камне и пр. Как и Энергия, Вещество в чистом виде тоже не существует: оно всегда хранит ту или иную информацию.
Рисунок №12 С доисторических времён равностороннему треугольнику придавалось особое значение. Именно его в Древнем мире считали божественным. В Древнем Египте он был эмблемой Бога. Пифагор (6 век до н. э. ) считал равносторонний треугольник символом мудрости. Платон (428-348 до н. э. ) называл такой треугольник «прекраснейшим» из всех треугольников и видел в нем особый, глубинный смысл бытия. У христиан равносторонний треугольник символизировал троичность Бога. Автор книги «Божественная пропорция» (Милан, 1497; Венеция, 1509) Фра Лука Пачоли (1445 – после 1509), у которого Леонардо да Винчи (1452-1519) учился математике, видел в этом «божественном» треугольнике «источник всеобщей гармонии». Он говорил о двух чудесных свойствах равностороннего треугольника. Во-первых, об уникальности его пропорции, единственной в своем роде. «Эта единственность – есть высочайшее свойство самого Бога». Вторым чудесным свойством Пачоли называл триединство, в котором, «как в Божестве, одна и та же сущность заключается в трёх лицах - Отце, Сыне и Святом духе». Рисунок №13 Символика Триединства присутствует во всех мистических культах. Так, для наших языческих предков было вполне естественным деление мира на три составляющих: Явь-Навь-Правь или на Мир земной, подземный и Горний и т. д.
|
|||
|