по теме исследования «Водное царство»
по теме исследования «Водное царство»
Возраст детей: 6-7 лет
1. Этапы
Исследования (временной отрезок), виды деятельности
| 2. Описание деятельности педагога
| 3. Деятельность воспитанников
| 4. Технологии,
методы,
приемы
| 5. Планируемый результат
| Предварительная работа
| Из множества предложенных карточек, детей заинтересовала тема «Вода», и выбор был не случайным. Значение воды в жизни всего живого на планете Земля, загрязнение воды и последствия для окружающего мира, рассмотрены энциклопедии, проведены беседы, игры по экологическому воспитанию.
| Рассматривают карты - символы:
выбирают тему исследования,
выражают готовность взять на себя роль исследователей.
|
Беседа,
вопросы
| Заинтересован-ность детей предстоящей темой исследования.
|
Ход тренировочного занятия
| I этап
Вводный «Мотивационно-побудительный»
(3 мин. )
Создание
атмосферы
психологической
безопасности,
эмоциональной
поддержки для каждого
ребенка
| Речевая( двигательная) игра «Вода»
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает. В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли что вода, наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!
- В моём водном царстве много воды. Посмотрите на глобус- как много воды. Назовите, где может находиться вода?
-Королева водного царства пришла к вам за помощью. Эко-чудище грозит, что всю воду загрязнит. Как нам избежать беды?
-Волшебные капельки вы соберите, от эко-чудища воду вы спасите.
Проблема: что будет, если вода на планете загрязниться?
|
Слушают педагога, отвечают на вопросы.
Проявляют заинтересованность.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
|
Организационный момент: художественное слово
|
Эмоциональный настрой и мотивация на совместную исследовательскую деятельность.
| II этап
Основной
(18-22 мин. )
Работа с табло «Модель трех вопросов» идет на протяжении всего тренировочного занятия.
Педагог фиксирует с помощью пиктограмм и карточек исследовательский процесс детей на ТАБЛО.
| 1. Что мы знаем?
Вода голубая, можно мыться. Она вкусная, можно пить. Бывает в форме лужи. Вода –это дождь. Вода – это море.
2. Что хотим узнать?
Почему вода замерзает? Есть ли вода в яблоке? Почему не всю воду можно пить? Почему вода не стоит на месте? Почему в море вода соленая?
План исследования:
1. Исследовать качество и вкусовые свойства воды.
2. Выяснить в каких состояниях может быть вода
3. На примере опыта показать, как очищают воду, непригодную для питья
4. Есть ли вода в овощах и фруктах
- У меня есть маленькие помощники, которые любят узнавать новое и интересное. Всезнайка загадает вам загадки и подскажет вам, где можно встретить воду и какой она бывает.
-Ребята подумайте и скажите, как можно одним словом назвать снег, дождь, град, росу?
Блиц-опрос «Кому нужна вода? » Чем отличается вода в морях и океанах, реках, родниках, болотах.
Игра «Превращалки»
Вы со мною поиграйте и движения выполняйте. Дождь маршируем на месте, снег кружимся, град прыгаем, роса- приседаем.
«Лаборатория почемучек»
Опыт 1
Во время прогулки дети заметили, что лужа, в которой еще вчера была вода, сегодня покрылась льдом. Мы решили выяснить, почему так происходит? С помощью опыта «цветные льдинки» мы смогли убедиться, что вода бывает в твердом состоянии.
- Откуда попадаем вода в наши дома и вартиры?
Опыт 2
«Очистим воду»
Сейчас мы будем проводить опыт с грязной водой и узнаем, чистая она или нет.
-А как вы думаете, вода в ведерке чистая или грязная? Ребята, чтобы узнать какая вода, нужен фильтр. Что же это такое? (Устройство, приспособление для очистки воды)
-Берем фильтр, положим его в воронку, воронку поставим в пустой стакан. Берем стакан с талой водой и наливаем в воронку. Мы с вами профильтровали воду. Через что она прошла? –Посмотрите в стаканчик, какая вода? (чистая)
-Что мы с вами выяснили? ( узнали, что грязную воду можно очистить)
В моем водном царстве всего происходит «круговорот воды» (Дети рассматривают мнемотаблицу «Круговорот воды») Вспомните путешествие капельки и нарисуйте во что превращаются капельки воды.
Опыт 3
-Давайте проверим, в какой воде плавать легче- в соленой или пресной? Нужно взять две миски с водой, в одну налить обычную воду, в другой воду подсолить. Положим яйцо сначала в пресную- оно утонет, а потом это же яйцо положить в солёную – оно всплывет. Значит, соленая вода держит лучше.
Опыт 4
Мы уже с вами знаем, что вода есть в реках и озёрах, морях и океанах. Вода течет даже из- под крана. А есть ли вода в фруктах? Например, в яблоке? Для этого возьмем яблоко, и натрём его на мелкой терке. Посмотрите, в миске вместе с яблоком выделился и яблочный сок. Значит, в яблоке тоже есть вода.
-Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Берегите воду, не засоряйте пруды и реки! Берегите природу!
|
|
Приём
моделирования:
работа с табло «Модель трех вопросов»
с использованием карточек
«методы исследования».
Беседа из личного опыта детей
Вопросы поискового характера.
Приём
создания
проблемной
ситуации
Приём умственных действий-аналогий
Прием интервью
Демонстрация опыта
Наблюдение,
практические действия по изучению объекта (с использованием………. ).
С помощью пиктограмм на табло записывается выявленный опыт детских наблюдений.
Выдвижение гипотезы
|
Формирование первичных представлений о методах исследовательской деятельности
Закрепление знаний о внешних признаках объекта.
Овладение
умениями
работать по
составленному плану.
Способность
самостоятельно действовать
по заданию
воспитателя.
Развитие наблюдательности, любознательности. Развитие умения делать умозаключения.
Обогащение словаря «научной терминологией»
Активизация познавательного интереса
Развитие связной речи
Систематизация имеющихся знаний и приобретение новых знаний о свойства, качествах и характеристиках объекта.
| III Итоговый
Рефлексия
(4 -5 -мин. )
Подведение итогов исследования
Формирование
элементарных
навыков
самооценки
|
Давайте расскажем, что же нового мы узнали об объекте исследования - вода.
А чтобы рассказ был полный, можно опираться на табло.
-Кто начнёт?
-«Доклад ребенка»:
Мы знаем, что вода голубая, можно мыться. Она вкусная, можно пить. Мы смогли убедиться, что вода бывает в твердом и жидком состоянии. Узнали, что грязную воду можно очистить.
Вода – это дождь. В природе существует круговорот воды. Вода – это море и оно соленое. Значит, соленая вода держит лучше. В яблоке тоже есть вода.
- Давайте каждый из вас оценит свою исследовательскую работу, выбрав свой смайлик.
- Объясните, что было трудно?
- Какой опыт понравился и почему?
-Спасибо, за сотрудничество, вы сегодня были настоящими исследователями.
|
Дети обобщают знания и рассказывают об объекте исследования.
Проводят самооценку своей деятельности.
|
«Доклад ребенка»:
обобщение полученных знаний с опорой на табло
Приём
организации
рефлексии «Мой смайлик»
|
Составление ребенком или детьми описательного рассказа.
Проявление эмоционального отношения к результатам своей исследовательской работы.
|
Выполнила: Едовина А. Б., Капустина С. Г. ДОО №49 «Белоснежка»
|