Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Современные психолого-педагогические



 

 

И. С. Повичан

 

Современные психолого-педагогические

основы общения

 

Методическая разработка

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Что есть «общение».

Секрет педагогического мастерства

Заключение

Список использованных источников

 


ВВЕДЕНИЕ

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Целью данной разработки является необходимость осознать: в чем заключаются особенности педагогического общения, как эффективно проводить учебные занятия, получать удовлетворение от собственной деятельности.

Педагогическая деятельность предусматривает наличие, по крайней мере, двух своих сторон: объективная - это набор методов и приемов работы, которые преподаватель традиционно использует, и личностный - это то, как он в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Чаще всего мастером своего дела является преподаватель, владеющий педагогическим мастерством, обладающий своим индивидуальным стилем, при этом объективная сторона его работы может ничего принципиально нового не содержать.

К сожалению, не часто отношения старших к своим воспитанникам волнует преподавателей, не часто проблема правильных взаимоотношений начальства с подчиненным, преподавателя с учениками, коллегами, администрацией становится предметом обсуждения на педсовете. А ведь проблему общения В. А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. Он писал, что там, где нет ее культивирования, «никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством невозможно возместить убогости воспитания». Невозможно правильное воспитание там, где не налажено общение между учителями, педагогами и школьниками, преподавателями и родителями детей, между учителями и администрацией учебного заведения. Без общения вообще не могло бы возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество. Общение, как и деятельность, — необходимое условие формирования не только общества в целом, но и каждой отдельной личности.

 


ЧТО ЕСТЬ «ОБЩЕНИЕ»

В процессе взаимоотношений люди обмениваются знаниями, опытом, научной, учебной и житейской информацией; в этом процессе формируются общие переживания, достигается договоренность, осуществляются совместный труд, общественная работа и отдых, устанавливается обмен идеями, настроениями, взглядами.

Сложный и разветвленный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями коллективной жизни и деятельности, включающий обмен информацией, приспособление человека к человеку, выработку единой тактики совместного поведения и работы, а также восприятие и понимание объекта контакта, называется общением.

Чтобы успешно контактировать с окружающими, предупреждать конфликты, следует познакомиться с механизмом общения, знать его пусковые рычаги и рычаги торможения. Нужно получить ответы на вопросы: как же общаются люди друг с другом? Каковы правила установления межличностных контактов?

Контактируя с близкими, товарищами по работе или учебе, учениками, со старшими, надо помнить, что любое социально значимое действие вызывает ожидание определенного резонанса, определенной реакции со стороны партнеров по общению. Для успеха в общении необходимо считаться с ожиданиями людей, искать оптимальную тактику контакта. Мысленно перебирая фразы и действия собеседника, желательно прогнозировать его поведение в дальнейшем, а он, в свою очередь, должен предположить, как отреагирую я на то или иное его замечание, заявление, рассказ, поступок, вопрос. Внутренний механизм контакта между людьми — интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.

Можно дать такие советы:

1) Разговаривая с несколькими ребятами, необходимо переводить взгляд с одного на другого; каждому показывать, что готов его выслушать, что ценишь его мнение, считаешься с ним.

2) Ровно, добро и внешне одинаково относиться ко всем школьникам; если одного называешь по имени и к другим обращаться нужно так же.

3) Только когда подразумеваемые и признаваемые мотивы поведения совпадают, общение осуществляется безболезненно.

 

 

СЕКРЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Один из видов общения - коммуникативное, заключающееся в обмене информацией между людьми, например в сообщении знаний учителем ученику или их группе, классу.

Проводя урок, педагог вступает в коммуникативное общение с коллективом класса, Какие можно дать рекомендации, чтобы сделать его эффективным? Наблюдения показывают: если школьники внимательно, заинтересованно слушают учителя в первые 5—7 мин урока, они будут внимательными и далее, Если в первые минуты занятия делаются замечания, анализируются случаи недисциплинированного поведения, продуктивную работу на уроке установить не удастся. Честь и хвала педагогу, который добивается организованности и порядка, включения всех школьников в работу не административными мерами, а содержанием того, что он говорит или делает, либо формой деятельности ребят. А вот когда класс заинтересуется работой и педагог может рассчитывать на поддержку коллектива, тогда замечание возможно (если оно требуется); его эффективность в этом случае будет больше, ибо к словам педагога присоединятся гневные взгляды, реплики, возмущение увлеченных занятием товарищей, направленные против нарушителя дисциплины.

 

Нестандартное, увлекательное начало урока всегда вызывает интерес. У учащихся исчезает свойственное им критическое отношение к словам старшего, снимается напряжение, вызванное предстоящей неизвестностью или предыдущим утомлением. Естественно, работать в такой обстановке много легче. Отсюда необходимость особенно тщательно готовить первые минуты каждого урока. Не стоит начинать занятие с призывов к серьезной работе, перечисления вопросов темы, которые будут рассматриваться, или с рекомендации литературы — это скучно. Лучше сразу говорить о существе вопроса или сказать что-то неожиданное, необычное.

Так, изложение материала о всемирном тяготении А. Ф. Кони — известный русский судебный деятель и писатель (844—7-1927) рекомендовал начать с фрагмента из биографии Ньютона: «В рождественскую ночь 1643 г. в семье фермера средней руки в Англии была невероятная сумятица. В полночь родился мальчик, настолько маленький, что его можно было посадить в пивную кружку». Здесь пивная кружка, по утверждению Кони, играет роль «крючка», на который с первых слов берется аудитория. Каждую свою лекцию по физике начинал необычно, с какого-либо «крючка», зацепки Р. Фейнман — наш современник, видный американский физик-теоретик. Очевидно: сложным этапом изложения нового материала является его середина.

Надо помнить, что слово учителя способно творить чудеса, когда воздействует не только на сознание, но и на чувства, эмоции, волю учащихся. А для этого следует стремиться пробуждать их: например, гордость и радость от самостоятельного открытия, надежду на успех в решении задачи, восторг от красиво поставленного опыта.

 


Преподаватель эффективнее будет вызывать положительные и полезные отрицательные эмоции учеников, если использует яркие, увлекающие примеры, «крылатые» слова, поговорки, вооружится копиями документов, фотографиями, слайдами, магнитофонными записями, подтверждающими и иллюстрирующими материал, о котором он рассказывает, сопроводит свое сообщение экспериментом.

Установление контакта с учащимися, качество усвоения ими материала существенно зависят от знания преподавателя, особенностей мыслительной деятельности. Человек начинает думать, мыслить только тогда, когда поставлен перед необходимостью решать проблему. Хорошо известное или непонятное не активизирует мышление. Поэтому перед рассмотрением нового материала нужно сформулировать для учеников мыслительную задачу.

Самый простой путь: указать, отметить, почему проблема, о которой мы сегодня говорим, вызывает интерес, какие задачи стояли перед ее исследователями, где знания могут понадобиться в жизни. Значительно Эффективнее другой прием: познакомить учеников с различными точками зрения на рассматриваемый вопрос, заняв нейтральную позицию, рассказать

о борьбе мнений в период обсуждения проблемы, предложить подумать, кто из оппонентов и в чем был прав, чьей теорией или взглядами можно руководствоваться в наши дни. Самым эффективным мы считаем третий путь: такую организацию работы, при которой учащийся сам «открывает» явление или закон, изучает свойстве тел, формулирует правило и т. п.

Один из трудных этапов общения с классом — завершение изложения нового материала. Внимание уставших школьников удержать особенно трудно. Кроме того, в психологии существует термин «эффект края»; он означает, что начало и конец любого события, услышанного материала, прочитанного текста запоминаются лучше, чем середина. Поэтому концовку также необходимо тщательно продумывать заранее; скомканный конец (типа неопределенной фразы «Вот примерно то, что я хотел вам сказать») снижает впечатление от услышанного и авторитет говорящего. Необходимо четко подводить итог сказанному, подчеркнуть глазную мысль, правило или закон, которые ребята должны понять и запомнить, иногда (если урок последний в четверти или по теме) не поскупиться на добрые пожелания.

Вот еще несколько проверенных практикой советов:

• при общении с одним учащимся или коллегой — не «застревать» подолгу на одном вопросе

• не спорить по каждому поводу, но и не соглашаться с тем, с чем не согласен; приучать себя внимательно, не перебивая, слушать собеседника; 6

• справедливо, терпеливо и доброжелательно относиться к ученику, коллеге, окружающим; быть готовым всегда искренне, с интересом

выслушать до конца и помочь.

 

«Слово не обух, а от него люди гибнут»

(Пословица)

Слово может не только помогать, но и мешать установлению правильных взаимоотношений в коллективе — семейном, трудовом, учебном.

Грубость и неуважение преподавателя к ученикам, друг к другу, к окружающим нетерпимы. Грубость (ее нельзя отождествлять со строгостью) может проявляться в привычке покрикивать, создавать для себя (на собрании, в столовой, на праздничном вечере) особые привилегии. Она свидетельствует о низкой культуре человека и всегда приводит к конфликтам. Исподволь, незаметно, но неуклонно разрушает она коллектив, угнетает психику, расшатывает нервную систему людей, наносит незаживающие душевные раны. Грубое слово вызывает отрицательные эмоции, не единичны случаи ответной грубости, нарушение дисциплины со стороны учеников, скрытые конфликты.

Правда, ученики уравновешенные, общительные, уверенные в себе нередко спокойно относятся к нетактичным, резким, а иногда и грубым репликам или замечаниям, сделанным им педагогом даже публично. В общении с такими учащимися до поры до времени могут не сказываться насмешки или грубость преподавателя. Но ровный и добрый голос и этими членами коллектива воспринимается лучше, чем «трубный глас».

От ребят можно добиться большего, щадя их самолюбие. Необходимо помнить: каждый разумный человек должен уметь погасить вспышку гнева, раздражения, которые могут обидеть учеников или товарищей, привести к ошибочному решению; его личное настроение не должно отражаться на отношениях с окружающими, на ходе учебно-воспитательного и трудового процесса!

Слово преподавателя — неотъемлемая составная часть учебно- воспитательной работы, но заменить практику она не может. Принципиально неверна бытующая иногда в педагогике схема: слово учителя пробуждает мысли школьника, мысли — чувства, а чувства — принципы и поступки. Марксистская диалектика указывает иной путь: от глубоких знаний — к практике и только от практики — к убеждениям. Еще А. С. Макаренко отмечал, что сознание, не базирующееся на фундаменте опыта, хотя и выражается в многословии, на деле слабосильно и не способно творить практику.

 

«Кто повседневно сам не очень воспитанностью озабочен, к манерам скромным не привык, тот, значит, глуп и туп, как бык».

 

(С. Б р а н т. Корабль дураков)


Учтивость, вежливость, уважение к окружающим — не только внутренняя сущность человека. Эти качества обязательно проявляются в его поступках, в его отношении к ученикам, близким, товарищам по работе. Реализация в поступках моральных принципов и правил культуры — результат самовоспитания человека, его постоянной работы над собой.

Культура общения несовместима с панибратством, фамильярностью, льстивым отношением к занимающим высокий пост, спесивостью. Культурный человек просто не способен без глубокого уважения относиться к старшим и без любви — к детям; он не может не оказать помощь пожилому, препираться с женщиной, обидеть ребенка; он восстает против хамства, грубости, наглости, лжи во всех их проявлениях; не допускает поступков и разговоров, не приятных окружающим; не опустится до уровня грубого, невоспитанного обывателя, который, «готов считать того или иного прохожего самой скверной и самой низкой тварью на земле только потому, что тот наступил ему на мозоль», и который «свои мозоли... делает - мерилом оценки человеческих действий», «... Подобно тому как вы не должны оценивать людей с точки зрения ваших мозолей, вы не должны смотреть на них глазами вашего частного интереса».

В основе нравственной культуры лежит внимание к людям, благожелательное отношение к окружающим. Очень хорошо по этому поводу говорил А. П. Чехов. Он считал, что воспитанные люди всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

Культурный педагог равно предупредителен к ученикам и администрации школы, коллегам и техническим работникам, родителям и шефам. Он деликатен. Никогда не демонстрирует глубокую симпатию к одним и антипатию к другим. Не дает советов по интимным вопросам, если его не просят об этом, не высмеивает увлечений учащихся, терпим к чужому мнению. Неприятие вкусов детей мешает установлению нормальных взаимоотношений учителя и учеников, провоцирует их на конфликты. Величайшее заблуждение — считать свои вкусы эталоном, на который должны равняться другие, и в первую очередь школьники.

 

«В человеке все должно быть прекрасно»

(А. П. Ч е х о в)

Нравственная культура общения предъявляет определенные требования к внешнему виду и поведению человека, Мятая одежда, грязная обувь, неаккуратная, сверхмодная или вычурная прическа, размахивание руками при разговоре, попытки перекричать собеседника, развязность, слова- сорняки в речи, Не снятый головной убор в помещении — все это признаки невоспитанности. И они не могут способствовать культуре общения.

Надо знать и, беседуя с учащимися, подчеркивать, что людям импонируют сдержанное поведение человека, поза, свидетельствующая о его заинтересованности делом, которым он занят, уверенность в себе, выдержка, умение в любом возрасте выглядеть подтянуто, молодцевато. Люди любят, когда собеседник аккуратно и со вкусом одет, чисто выбрит, модно причесан, держится скромно, но с достоинством. Это относится и к ученикам.

Естественно, что красоту общения не определяет внешний вид педагога, учащегося. Преподаватель должен всегда помнить азбучную истину: фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов — умение считаться с интересами других людей, умение вести себя так, чтобы рядом с тобой было удобно и приятно учиться, работать, отдыхать другим людям, умение относиться к окружающим с тем вниманием, которого сам ждешь от них. Мы не можем забывать, что живем в обществе, где нет эксплуатации человека человеком, где все равны. Взаимная помощь, высокая требовательность и глубокое уважение друг к другу — наш непреложный закон. Воспитанный, «контактный» человек всегда помнит и об этом.

Для того чтобы достичь всего этого, надо приучать себя как бы со стороны объективно оценивать свои и чужие поступки, выявлять мотивы поведения — свои и партнера по общению. Не допускать окончательной и безапелляционной характеристики окружающих и их поведения, что бывает чаще всего результатом низкой нравственной культуры. Чрезмерная уверенность в своей правоте приводит к переоценке собственных потенций, высокомерию, зазнайству, к постоянным конфликтам с окружающими.

«Давайте жить, во всем друг другу потакая... »

(Б. Окуджава)

Необходимое условие успешного общения — терпимое отношение к слабостям коллег и учеников, если, конечно, эти слабости не мешают общему делу. Нет никакой необходимости подгонять всех под единый шаблон. Тем белее недопустимы насмешки над кем-либо. Они вызывают неприязнь к острословам и к педагогу, если он эти колкости не пресекает, мешают формированию подлинно товарищеских отношений в школе и в классе, а также личности насмешников, В связи с этим нельзя не вспомнить тонкого замечания немецкого писателя Г. Лихтенберга: «Отыскивать маленькие недостатки — издавна свойство умов, которые мало или вовсе не возвышались над посредственностью».

Конечно, управлять коллективом, члены которого как две капли воды были бы похожи друг на друга, значительно легче. Но таких коллективов нет. Да и морального удовлетворения от подобней работы получить нельзя.

Скучно стало бы жить на свете, если бы все люди были одинаковыми. Желание понять школьника, разумная терпимость к нему — мощное средство для установления положительного общения.

Но здесь нельзя впадать в крайность и закрывать глаза на кажущиеся поначалу незначительными проступки учеников — отсутствие пунктуальности, бестактность в разговоре со старшим и др. — в искренней надежде, что дети благодаря дружеским отношениям с педагогом не допустят более серьезных нарушений. Это мнение — глубокое заблуждение. Большое число нарушений дисциплины позволяет уверенно сказать: они произошли потому, что раньше не пресекались несерьезные проступки. Безразличное отношение к мелочам приводит к тому, что молодые люди перестают выполнять кажущиеся им неразумными или чересчур сложными требования педагога и вдобавок над ним же смеются. Низкая требовательность неизбежно ведет к нарушениям дисциплины, а также межличностных контактов «учитель — ученик».

Однако, добиваясь высокой дисциплины, далеко не всегда следует применять жесткие меры. Поддерживая добрые отношения с воспитанниками, иногда целесообразно «включиться» в их проделку, чтобы безболезненно разрешить конфликт.

Нередко там, где надо педагогу улыбнуться, ответить шуткой на шалость ребят и тем погасить конфликтную ситуацию, устраиваются проработки, читается мораль, объявляется наказание. Происходит это из-за незнания педагогики общения. Много лучше не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников — они того только и ждут, а остроумно использовать создавшееся положение, противопоставив озорству и грубости — эрудицию, иронию, иногда и сарказм.

Нельзя забывать, что учащегося нельзя принудить «быть хорошим». Хорошим он может сделаться только сам. Пробудить у него желание с интересом и любовью относиться к учебе, самовоспитанию, общественной работе — долг преподавателя. И существенно помочь в этом может правильное общение.

«Короток и действен путь примера».

(Поговорка)

Пример старших по возрасту оказывает ничем не заменимое влияние на молодежь. При этом указание на образец для поведения воспринимается как нечто заданное, чужое, поэтому малоэффективно. Результативна неназойливая демонстрация правильных поступков, серьезного отношения к работе, разумного распределения обязанностей в классе, группе, семье, тактичного отношения к окружающим, грамотной речи. Такое поведение перенимается легко и незаметно, без сопротивления психики. «Долог путь предписаний, — говорят в народе, — короток и действен путь примера». Как

это верно!

 

Магия личного обаяния преподавателя

Познавательный процесс - это всегда межличностный контакт. Даже когда читаешь книгу, всегда чувствуешь за ней автора. Что уж говорить о живом учебном или воспитательном процессе! Преподаватель, воспитатель - главная фигура, а его личность - это главный компонент такого процесса. Если нет личности, способной увлечь, произвести сильное впечатление на студентов, все методические пособия можно сдать в макулатуру. Поэтому преподаватель и воспитатель должны быть обаятельными. А чтобы быть таковыми, надо научиться любить себя. Это не самодовольство, не самовлюбленность, а радость осознания себя личностью, готовность ее высвободить, не зажимать разными комплексами, не унижать равнодушием или пренебрежением к себе и к тому впечатлению, которое ты производишь на окружающих.

Все в нашей жизни взаимосвязано. Если мы значимы в собственных глазах, то значимы и для тех, чьё мнение нам дорого и важно. Но самое главное - раскрываются какие-то совершенно новые, неожиданные “резервы” любви и уважения к своим воспитанникам. И благодарная ответная реакция учащихся на эту метаморфозу ощущается почти сразу же.

Следите за внешними проявлениями вашего настроения. Мы часто совершенно не представляем, как выглядим со стороны. Простой вопрос: задумывались ли вы над тем, какая у вас мимика? Если бы вас сняли на скрытую камеру во время лекционных занятий, а затем показали на экране, то вы бы сказали: “Уберите эту мымру! ”. А ведь это вы! Смотрите и ужасайтесь для своей же пользы. Такими нас видят дети. Разве вы имеете право быть такими, занимаясь образованием и воспитанием студентов? Вы ч не умеете быть очаровательными! После такой “шоковой терапии” преподавателей надо обучать практически трем мимикам. Первая мимика - конфиденциальная, деловая. Она не должна быть насупленной или пессимистичной. Далее - мимика соболезнования, но без ехидства. И мимика радости. Это самое сложное. Если первые два задания преподаватели ещё могу выполнить, то мимика радости у них выглядит как оскал или ухмылка. Радости на лице нет.

Неумение радостно улыбаться - это не только педагогическая, но и национальная проблема. Наши дети привыкли к безрадостности,

депрессивности и пессимизму. Это может остаться у них на всю жизнь: ведь завтрашняя жизнь начинается сегодня с живого общения со старшими - родителями, педагогами.

Вот почему надо учиться педагогам высвобождать свою энергетику радости жизни, уметь её выражать вербально и невербально, учиться быть обаятельными.

Вот несколько рекомендаций по созданию положительного имиджа преподавателя:

Ø Если одеждой, прической, макияжем, парфюмерией, мимикой вы создадите свой имидж и постараетесь не выходить из него некоторое время, то и сами не заметите, как он перестанет быть чисто внешним проявлением. Вы в него вживетесь и на самом деле почувствуете все то, что хотите излучать. А раз излучать вы хотите добро, радость, благожелательность и ощущение уверенности в себе, то необходимо ещё более основательно вживаться в свой имидж. Подобное состояние обусловит появление новых деталей. Например, элегантность поведения создаст ещё более сильное ощущение внутреннего комфорта. Налицо будет положительная обратная связь: вы поддерживаете свой имидж, а он стимулирует вас.

Ø Забота о своей внешности должна быть постоянной. Некоторые могут возразить: откуда у преподавателя деньги на то, чтобы выглядеть привлекательно? Но дело не в количестве одежды и цене украшений. Многие женщины и мужчины в одном платье или костюме смотрятся каждый день по-разному. Можно прийти на занятие в одном и том же платье, но с другим жестом, другим поворотом головы, другой прической, другими аксессуарами. Многое компенсируется доброжелательной мимикой, теплотой взгляда, голоса. Обо всем этом нужно каждый раз думать, но для жизнелюбивого человека думать об этом не работа, а удовольствие.

Ø Придерживаться определенного имиджа преподавателю всегда сложнее, чем учителю в школе. Взрослые учащиеся всегда более требовательны, у них уже сформированы определенные жизненные позиции, свои взгляды на вкус и красоту. Они оценивают педагога не как дети, а с позиции взрослого человека. И преподаватель должен этому соответствовать.

Однако привлекательная внешность, при всей её значимости, ещё полдела. Хороший педагог - это и блистательный ритор. Как утверждал учитель А. С. Пушкина Н. Ф. Кошанский, “красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага”. Хорошо говорит тот, чей слушатель или собеседник чувствуют себя комфортно и эмоционально отожествляет себя с говорящим, “заражается” эмоциями.

Требования здесь понятны, но научиться соблюдать их непросто. Вот некоторые из них.

• Нужно говорить теми словами, которые понятны данной аудитории, чтобы ваши слушатели не чувствовали себя безграмотными.

• Мыслите своим умом. Студентам импонирует, когда им не цитируют учебник, а излагают собственные мысли. Умейте работать с аудиторией, обнажая технологию своего мышления, чтобы окружающие могли следить за ходом вашей мысли.

• Оперативно улавливайте пожелания аудитории. Не говорите только то, что хочется. Иногда надо сделать зигзаг, затронув тему, которая для этой аудитории наиболее актуальна.

• Концентрируйте внимание на болевых точках, уходите от проблем. Покажите знание реальной жизни: о чём переживают люди, чего хотят добиться.

• Добивайтесь консенсуса, т. е. поддержки аудиторией ваших рассуждений.

• Делайте изящные комплименты слушателям. Например, поблагодарите их за интеллектуальное сотрудничество и понимание.

Это умиротворяет почти всех, и чем вы ярче звучали, тем высказанная признательность больше расположит их к общению с вами.

• Педагог не имеет права говорить равнодушно, без какого-либо пристрастия к тому, о чём идёт речь. Если у студентов не затребован “регистр эмоциональности”, они могут просто не принять то, что им говорят.

• Надо соблюдать общие правила красноречия: логику речи, её художественную выразительность, тщательный отбор образов, гипербол, сравнений. Существует немало риторических уловок. Одна из них: никогда не начинайте общения со студентами, не продумав первой фразы. Она включает их “эмоциональный регистр”. И он должен быть задействован положительно. Если эмоциональный регистр находится в положении “отрицательно” или “безразлично”, то успеха не ждите.

Как известно, в жизни человека публичной профессии огромное значение имеет эффект приятного впечатления. Как в случае с другими профессиями, он складывается из многих составляющих. Например, очень важно, чтобы преподаватель был коммуникабельным, т. е. открытым в общении, умел найти тему для разговора и привлечь внимание собеседника своей точкой зрения.

Важное качество преподавателя - эмпатия, умение улавливать внутреннее состояние человека и сопереживать ему. Ибо, уловив состояние человека, ты или меняешь направление беседы, или выбираешь другую логику размышления, или объявляешь перерыв. Коллеги высокого профессионального уровня непременно оценят подобную отзывчивость. Роль преподавателя в образовательном процессе сложна тем, что он обязан думать не только о личном обаянии, но и способствовать созданию студентами собственного положительного имиджа.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.