Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. КАК МЕТОД ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Содержание



 

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Сергиевская ДШИ

 

ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

КАК МЕТОД ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Выполнила: преподаватель

МБУ ДО Сергиевская детская школа искусств

Хандога А. С.

 

Содержание

 

Основная часть ………………………………………………….. 2

Заключение ……………………………………………………… 13

Список используемой литераторы …………………………….. 14


 

Хорошо известно, что музыкальная судьба ребёнка и формирование его музыкальных вкусов зависит от первого практического соприкосновения ученика с музыкой. Основная задача преподавателя музыкального отделения школы искусств – воспитание у ученика живого и непосредственного ощущения музыки, понимания её выразительности и фразировки. Успех во многом зависит от профессионального мастерства преподавателя и степени одарённости юного музыканта.

Общение с публикой, зрительской аудиторией – всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь: исполнитель-музыкант не только воздействует на аудиторию, но и испытывает её влияние на себе. Музыка для исполнителя является связующим звеном и одновременно средством общения с аудиторией. Публичные выступления являются той особой формой музыкальной деятельности, без которой обучение в школе искусств становится практически невозможным.

Согласно реализуемым в детских школах искусств образовательным программам, контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачётах, экзаменах, но также учитываются выступления в концертах, тематических вечерах, конкурсах и т. д.

Навыки публичных выступлений ребёнок приобретает уже в первый год обучения. Прежде всего – это домашние проигрывания перед родителями и друзьями, пробы в школе на переменке или в детском саду. Конечно, это ещё не настоящие концерты, но для малышей – хорошая возможность попробовать собраться в нужный момент, не растеряться. Всё это пригодится им в дальнейшем на выступлениях в настоящих концертах.

Концертное выступление учащихся является одним из сложных видов музыкальной деятельности. Оно предполагает владение определённым комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования.

Так же конкурсы очень полезны для детей. Они помогают, прежде всего, открывать таланты, развивают стремление детей к творческому соревнованию, направляют их усилия к конкретной цели, являются стимулом для упорной работы на инструменте. Среди положительных моментов участия юных музыкантов в конкурсах можно и отметить и возможность выйти на высокий качественный уровень исполнения более сложных программ, расширение репертуара юных пианистов, укрепление нервной выносливости и выработки сценической выдержки.

Есть дети весьма одаренные, но вместе с тем не обладающие способностью быстрого заучивания. И именно с такими учениками, в основном, и приходится работать и готовиться к конкурсным состязаниям. Очевидно, что подготовка таких детей означает длительный и напряженный труд преподавателя. И всё же вовсе не бесполезно предоставить возможность таким ученикам (может быть даже раз в жизни) поучаствовать в конкурсе. Польза прежде всего в том, что эти дети познают основные принципы профессиональной работы над музыкальным произведением, а также в том, что доверие со стороны учителя и возможный успех могут послужить для них превосходным стимулом. После окончания конкурса у таких детей часто появляется большой интерес к дальнейшей работе, наблюдается прогресс, а иногда именно участие в конкурсе оказывается решающим моментом для выбора в дальнейшем профессии музыканта. Имея сравнительно небольшой опыт преподавания (около 10 лет), могу привести случай, который случился со мной. Благодаря победам в ряде конкурсов, выбор моей нынешней специальности был очевиден. Поверив в свои силы и пройдя хорошую подготовку я успешно проступила в Самарское музыкальное училище.

Любое выступление на сцене вырабатывает собранность, развивает умение концентрировать внимание, сосредотачиваться на создании музыкального образа и прочее.

Для учащихся музыкальной отделения детской школы искусств существуют различные виды концертной деятельности. Это концерты различных уровней: тематические, концерты-лекции, по классам преподавателей, отделенческие, общешкольные, сольные. Они проходят как в стенах школы, так и на различных концертных площадках. Естественно, что в самых ответственных и значимых концертах принимают участие наиболее способные дети. Но любой концерт, даже самый маленький требует серьёзной подготовки.

Формы подготовки к выступлению индивидуальны для каждого ученика, однако, есть общие моменты, присущие каждому исполнителю.

Большое значение имеет правильный выбор репертуара. Для публичного показа следует отбирать произведения, раскрывающие индивидуальность ученика, его сильные стороны, соответствующие его возможностям и способствующие его развитию как исполнителя. Не стоит давать ученику пьесы, на данном этапе недоступные с технической и эмоциональной стороны. Не стоит включать в программу малосодержательные в музыкальном отношении пьесы - настоящие способности проявляются наиболее многосторонне именно в серьезном репертуаре, особенно в произведениях классических мастеров. Как правило, интересная по содержанию и понравившаяся пьеса выучивается гораздо быстрее. Дети должны учиться на лучших образцах музыкальной литературы.

Я советую активно пользоваться достижениями цивилизации, я имею в виду возможности интернета. Сейчас существуют специальные сайты нотных архивов, например, нотный архив Б. Траканова, А. Кондакова, А. Джангваладзе, Нотомания и др. Достаточно набрать в Яндексе запрос, выбрать нужное направление и можно найти практически любое произведение, скачать и распечатать.

Важно уже с младших классов заботиться о накоплении хотя бы небольшого репертуара. Ученик, приучившийся «иметь в пальцах» некоторое количество произведений, выгодно отличается от ученика, который, выучив произведение, сразу же его забывает. Первый значительно скорее приобретает навыки сценической свободы, быстрее развивается в пианистическом плане, накапливает опыт работы над тщательной отделкой произведения.

При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в творческих мероприятиях разного уровня необходимо предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и исполнительских задач. Необходимо правильно спланировать работу над произведением, чтобы оно было готово примерно за месяц до выступления. Кроме того, полная свобода его исполнения достигается только после нескольких выступлений. Поэтому перед ответственным исполнением нужно организовать ученику выступления перед разными аудиториями.

На разных этапах работы полезно вместе слушать записи разных исполнителей, обсуждать и сопоставлять различные музыкальные трактовки, пытаться уловить богатую нюансировку, сверять темпы. Иногда я специально предлагаю слушать неудачный вариант исполнения. Ученики с возмущением рассказывают о том, какие недостатки они услышали. Меня радует то, что они учатся слышать, анализировать, отличать хорошее исполнение от неудачного. Дома ученики также находят разные варианты выступлений, слушают, делятся на уроке своими впечатлениями, «влюбляются» в свои произведения, гордятся тем, что они могут исполнять знаменитые шедевры. Безусловно, такой вид деятельности вовлекает в творческий процесс, обогащает музыкальные представления, развивает чувство стиля, формирует качества, необходимые настоящим музыкантам.

Важную роль играют репетиции перед концертами. Удачное исполнение перед выступлением вселяет уверенность в ученика, которая необходима любому артисту. Целесообразно накануне проигрывать произведения в медленном темпе, по частям. Не стоит загружать внимание ученика множеством мелких замечаний, лучше настроить его на целостность формы и образность исполнения.

Говоря о публичных выступлениях, необходимо сказать и о тех проблемах, которые сопутствуют этим выступлениям, а именно, о сильном волнении, которое испытывает большинство учащихся.

Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащихся как положительное влияние, так и отрицательное, когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения или, как говорят музыканты, ученик «зажимается». Как следствие, – ухудшается качество исполнения.

Для успешного протекания процесса формирования игровых движений, выработанных в репетиционной работе, на концертной эстраде наиболее значимыми являются эмоционально психические состояния заинтересованности, увлечённости, вдохновения, решительности, уверенности.

 Состояние увлечённости в период формирования игровых движений значительно способствует активизации таких умственных процессов как внимание, мышление, память, воображение, представление. Это, в свою очередь, даёт толчок к поиску необходимых образных ассоциаций, определяющих игровые движения, способствует осуществлению контроля над целесообразностью движений. В состоянии увлечённости, при эмоциональном подъёме процесс формирования двигательных навыков значительно ускоряется.

Чтобы концертное или конкурсное выступление было ярким, эмоциональным, технически совершенным, нужна вера ученика в свои силы и возможности. Сомневаясь и комплексуя, хороший результат не получить, скорее можно сорваться на том, что технически получалось в доконцертный период.

 Есть ученики изначально, от природы уверенные в себе. Смелость, решительность, выдержка у них в характере. Когда такие дети выступают на сцене, проявление этих качеств всегда заметно. Зачастую одарённые ученики играют публично лучше, чем в классе. Но, к сожалению, в большинстве случаев нашим ученикам не удаётся собраться в момент выступления, сосредоточиться, отбросить сомнения. Поэтому нашей специальной педагогической задачей является воспитание волевых качеств у ученика. Необходимо вселять в него уверенность, что он достаточно подготовлен к выступлению.

Исполнительская воля, энергия, настойчивость, упорство, инициативность формируются и крепнут, когда у ребёнка существует мотивация, цель. Цели разделяются на близлежащие (заслужить похвалу родителей и преподавателя, получить высокий балл на зачёте или экзамене, стать победителем конкурса, получить удовольствие от выступления и т. д. ) и на перспективные, отдалённые (например, поступление в профильное учебное заведение). Принципиально само наличие цели и принимает ли учащийся эту цель как собственную, а не навязанную родителями или преподавателем. Если мотивации отсутствуют, то все перечисленные выше качества атрофируются.                                                                                                     

Гораздо сложнее, когда ученику приходится готовить к выступлению не одно произведение, а несколько или целую концертную программу. Такие выступления требуют устойчивости внимания, физической и психологической выдержки, эмоционального напряжения. Конечно, они под силу только наиболее способным ученикам, которые действительно целеустремлённы, артистичны, хорошо оснащены в техническом плане.

 Пожалуй, самым ответственным и сложным является сольный концерт. В связи с тем, что осилить такое выступление могут единицы, проводятся они не часто. Особая сложность такого концерта в целостном охвате программы, в умении ощутить взаимосвязь входящих в неё сочинений. В то же время нужно суметь донести особенности стиля и образного содержания каждой пьесы.

После любого выступления ученик ждёт оценки своей игры и, прежде всего, от преподавателя. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похвалить, даже если не всё получилось. Позднее проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину, извлечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям. Всё это воспитывает у детей умение целенаправленно работать. Ещё один важный момент – научить ученика правильно относиться к неудачам, воспринимать их как временное явление, как толчок к стремлению в следующий раз играть лучше. Поэтому педагогу не стоит фиксировать внимание ученика на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще вспоминать о тех выступлениях, когда он играл успешно. Ребёнок должен чувствовать, что чего-то добился и может достигнуть ещё больших результатов. Окрылённость достигнутым – залог продвижения вперёд и дальнейших успехов. «Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребёнок не потерял веры в себя, в свои силы…» - неоднократно подчёркивал В. А. Сухомлинский.

Наиболее сложной формой публичных выступлений являются конкурсы различных уровней: от школьных, городских, региональных до межрегиональных, всероссийских и международных.

В принципе, каждый ученик музыкального отделения может принять участие в каком-либо конкурсе. Желание участвовать есть практически у всех детей, и задача преподавателей – поддержать это желание, дать возможность реализовать его соответственно исполнительскому уровню учащегося. Для менее способных организуются школьные конкурсы или фестивали с удобной программой. Например, в нашей школе ежегодно проходит конкурс на лучшее исполнение этюда «Юный виртуоз», в котором участвуют все желающие. Количество детей, выступающих в конкурсе, растёт с каждым годом. Это мероприятие становится ярким событием, праздником для участников и их родителей.

Для участия в конкурсах более высокого уровня – городских, региональных, направляются учащиеся, наиболее ярко проявившие себя в учебном процессе и концертной деятельности.

Самыми высшими ступенями конкурсных мероприятий являются межрегиональные, всероссийские, международные конкурсы. В недалёком прошлом они являлись строго академическими и были доступны лишь учащимся специальных музыкальных школ. В последнее время стали популярными конкурсы-фестивали, музыкальные форумы, «дельфийские игры», которые значительно обновили современную конкурсную практику и стали больше отвечать культурно-образовательным потребностям общества. Это отличные стартовые площадки для детей, они вовлекают в конкурсный процесс большее количество участников и педагогов, чем традиционные, академические, служат хорошим дополнением к учебному процессу. Исполнительские конкурсы-фестивали осуществляют комплексную программу, в которую заложен широкий спектр музыкально-образовательных, художественно-творческих, педагогических и психологических проблем. Главная направленность такой программы – развитие творческой личности учащихся.

Говоря о конкурсах любого уровня, надо отметить, что здесь мы имеем такие же проблемы, как и при других публичных выступлениях, а именно: выбор репертуара, ответственный этап подготовки, тщательная «черновая» работа, психологическая подготовка и настрой ученика, само выступление, которое должно сопровождаться определённым психо-эмоциональным состоянием, позволяющим преодолеть эстрадное волнение, страх перед большой и незнакомой аудиторией.

Но конкурсное выступление имеет и свои особенности. Это, в первую очередь, присутствие элемента соревновательности, конкуренции между участниками. Дети чувствуют с одной стороны ответственность за своё выступление, а с другой поддержку не только своего преподавателя, но и всей школы.

Выбирая конкурс, преподаватель, прежде всего, смотрит на программные требования. Основная масса конкурсов в один тур, где программа состоит из двух разнохарактерных произведений – это самая удобная и компактная программа, в которой дети выглядят наиболее интересно и могут продемонстрировать свои сильные стороны. Но есть конкурсы, которые предполагают более высокий профессиональный уровень, и они проходят в несколько туров.

Также в конкурсной деятельности существует некий нравственный аспект, ведь участие преподавателя в конкурсе является мерилом не только его профессиональной деятельности, но воспитательных способностей. Разумный преподаватель не станет гонять детей с одного конкурса на другой ради собственного или родительского тщеславия, поощрять высокомерие добившихся успеха детей. Они не должны являться самоцелью, это скорее средство к дальнейшему развитию и ученика, и преподавателя.

Как положительный момент участия в конкурсах, надо отметить общение детей со своими конкурентами. Ребята не только познают уровень своей игры в сравнении с играющими рядом сверстниками, но и обретают новых друзей, новый круг общения. Преподаватель должен приложить усилия для того, чтобы конкурсные дети просто радовались возможности померяться силами, а не стремились непременно победить. Нужно воспитывать такое качество, как способность вместе радоваться заслуженному успехудругих, воспитывать умение внимательно слушать и учиться у них, вдохновляться их успехами и пр. Если конкурс проходит в другом районе или в городе, это вдвойне интересно. Как правило, это неизменно заинтересовывает детей и расширяет их кругозор.

 Любой конкурс должен быть запоминающимся событием, праздником, независимо от того занял ли ученик призовое место. Поэтому никогда не следует настраивать ребёнка на победу, это должны понимать и родители, без которых почти невозможно участие в конкурсе, но которые нередко проявляют в этом отношении активность противоположного рода. Конкурс должен побуждать ученика трудиться, заниматься с большим усердием, критически осмысливать свою игру, оценивать технические возможности, находить ресурсы совершенствования исполнения.

Положительного результата в ходе подготовки к конкурсам можно добиться лишь тогда, когда есть взаимопонимание с учениками, когда ты с ними на «одной волне». Ведь у детей должно быть желание проводить гораздо больше времени на уроках, репетициях, концертах, больше заниматься дома. Заставить делать это очень трудно. Задача преподавателя – заинтересовать и увлечь детей в творческий процесс, создать благоприятную атмосферу на уроках, чтобы огромная нагрузка была не в тягость, а в радость. Педагогу важно и нужно быть современным, продвинутым, интересным человеком, постоянно учиться чему-то новому, даже иногда и у своих учеников.

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.