Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сентябрь



 

           Информационная справка

Ф. И. О: Шаповалова Юлия Александровна

Образование: Высшее

Педагогический стаж: 2 года (с 2018г).

Курсы повышения квалификации:

Тема: «Режиссерская игра как основа развития игровой деятельности младших дошкольников».

Цель: Систематическое повышение своего профессионального уровня.

 

Тема: «Режиссерская игра как основа развития игровой деятельности младших дошкольников».

Цель: Развитие игровой деятельности ребенка.

 

Задачи:

- помочь детям приобрести игровой опыт;

- развивать воображение ребенка, артистические способности;

- формировать умение регулировать поведение, взаимодействовать с другими участниками игры;

- развивать речевые навыки, умение подбирать фразы, слова, эмоционально окрашивать речь;

- помочь детям преодолеть трудности в общении, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость;

- развивать память, умение устанавливать последовательность действий, событий;

- формировать умение использовать в игре предметно – развивающую среду группы, применять предметы – заместители.

 

 

Возрастные особенности развития детей младшей группы (от 3 до 4 лет)

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится в неситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

 

 

Режиссёрская игра в младшем дошкольном возрасте

Режиссёрская игра - это самая первая игра ребёнка дошкольного возраста, появляется в жизни дошкольника примерно после двух лет. Режиссёрская игра доступна для малыша и привлекательна тем, что в неё можно играть одному и разыгрывать сюжеты из жизни, которые, как правило, оставили достаточно эмоциональный след.

Е. Е. Кравцова даёт режиссерской игре следующие определение: это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».

Режиссёрская игра в младшем дошкольном возрасте – это разновидность детского творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх проявляет своё творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников (как правило, это игрушки и предметы).

На первый взгляд, режиссёрская игра ребёнка проста и незатейлива, но это не так: ребёнок одновременно выполняет несколько ролей и от него требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, контролировать свои движения.

 Особенности режиссёрской игры:

1. Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которого лежит личный опыт: в игре отражено событие, которое произвело на малыша неизгладимое впечатление (посещение детской поликлиники, день рождения, поездка в автобусе).

Довольно часто сюжетом игры становятся знания, полученные из мультфильмов, сказок, детских передач или рассказов других людей. Ребёнок в режиссёрской игре сам придумывает сценарий к своему «спектаклю», сам подбирает исполнителей ролей и сам исполняет за них роли.

2. Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции, то есть малыш использует предметы-заместители. Например, ложка становится телефонной трубкой, подушка – лошадкой, кубики – мороженым.

3. Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. Малыш с удовольствием выразительно подражает взрослым. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний

4. Ребёнком используется много персонажей, но действует ребёнок только с 3 – 4 игрушками. Например, в игре в «Концерт» ребёнок рассаживает много игрушек, выполняющих роль зрителей, а также артистов, но играет он только с активными «артистами», которые выступают, остальные игрушки занимают пассивную позицию в «зрительном зале».

Режиссерская игра имеет социальную природу и строится на представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Ребёнок признаёт точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Для того, чтобы режиссёрские игры дошкольников развивались, пополнялись разнообразными сюжетами необходимо создавать для детей специальные условия.

1. Наличие у ребенка индивидуального пространства - ширма, уголок уединения, занавески. Разнообразные игровые поля.                                                                                                            

2. Наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала - кубики, куклы, коробки, разные зверушки, неоформленный бросовый материал, предметы заместители.                                                                                                                            3. Позиция взрослого (в роли зрителя, наблюдателя, можно попросить пояснить те или иные действия – это развивает ребенка, обогащает созданный им сюжет).

Для организации развития режиссерской игры необходимы игровые поля (тканевые, картонные, брезентовые, обклеенные картонные коробки) их должно быть в достаточном количестве и должны находится в доступе детей. Игрушки для игр подбираются соответственно возраста детей. Это различные мелкие игрушки, куколки, резиновые и деревянные герои сказок, маленькие машинки, силуэты деревьев, также предметы-заместители и неоформленный бросовый материал. Этих предметов должно быть достаточно большое количество, чтобы не ограничивать фантазию ребенка, а, наоборот, по­буждать его к созданию новых сюжетов и смысловых связей.

 Развивающая предметно-пространственная среда, должна иметь достаточно места для свободных игр, детям представлена возможность свободы выбора игрового места и ее содержания.     

Дети активно используют в своих играх мягкие модули, которые тоже являются игровым полем, фланелеграф. Работу по развитию игровой деятельности воспитанников провожу по технологии Елены Евгеньевны Кравцовой. На первом этапе учила детей неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Предлагала детям многофункциональные предметы (кубики, коробочки, крупные пуговицы, части конструктора), предлагала коробочку покатать как машинку и сопровождала свои действия звуками рычащего мотора. Вначале ребенок наблюдает, затем предложить ему выполнить эти действия вместе. В результате этого ребенок научается неоднозначно воспринимать окружающие его предметы.

Таким образом, режиссёрские игры развивают воображение, детское творчество, фантазию. Благодаря действиям с игрушками во время режиссёрской игры развивается мелкая моторика рук, способности к общению, режиссёрская игра является предпосылкой и движущей силой для развития очень важной для ребёнка игры – сюжетно-ролевой игры.                                

Список литературы:

1. Гаспарова Е. М.. Режиссерские игры дошкольника. [авт. книги] под ред. С. Л. Новоселовой. Игра дошкольника. М: Просвещение, 2002.

2. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М: Просвещение, 2006.

 

 

Планирование   на 2020 – 2021г.                                                                     «Режиссерской игры во второй младшей  группе»

                                 

                                  Сентябрь

Задачи: Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, побуждать интерес к игре, обогащать игровую среду (игровые поля, мелкие игрушки, бросовый материал).

Игры: «Давайте познакомимся», «Оденем куклу на прогулку»

Оборудование: кукла, одежда для куклы, предметы – заместители.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.