|
|||
2. Принципы и методы дефектологии2. Принципы и методы дефектологии
Основные принципы и методы дефектологии. Дефектология имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и разрабатывает свою концептуальную систему исходя из специальных задач обучения, воспитания и развития аномальных детей. В научно-педагогических исследованиях дефектология использует известные педагогические и психологические методы. Широко используются различные виды эксперимента – естественного (констатирующего и обучающего) и лабораторного, который проводится в специально создаваемых условиях. Важным источником получения сведений об аномальных детях является анализ результатов их деятельности. Ценными средствами изучения аномальных детей являются социологические и психологические методы исследования, а также математические методы, выявляющие количественные показатели исследуемых характеристик. 3. Отрасли дефектологии
Дефектология, как отрасль педагогической науки, объединяет ряд самостоятельных отраслей: - сурдопедагогика, обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих; При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т. д. порядка все более искажают и обедняют структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка. Задачами сурдопедагогики являются: педагогическое изучение лиц с нарушениями слуха и закономерностей овладения ими образованием в зависимости от индивидуальных особенностей и особенностей нарушения слуха и речи; разработка, научное обоснование и практическая реализация специального образования для разных категорий лиц с нарушенным слухом; разработка научных основ содержания образования, дидактики и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом; развитие различных подсистем специального образования лиц с нарушенным слухом, специальных образовательных технологий развития остаточного слуха, обучения жестовому, родному языку, устной речи, педагогической реабилитации в послеоперационный период (при кохлеарной имплантации) и пр.; совершенствование технических средств коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора; совершенствование системы педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом; взаимодействие и кооперация с общей педагогикой для распространения. - тифлопедагогика, изучает вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. - сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей; Основные закономерности психического, развития слепоглухонемого ребенка, у которого нет органических нарушений мозга, те же, что и у ребенка в норме. Это неоднократно подчеркивал известный советский психолог Л. С. Выготский. В Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук был продолжен многолетний педагогический эксперимент по обучению слепоглухонемых детей. И. А. Соколянский стал основателем тифлосурдопедагогики. - олигофренопедагогика, изучает вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; Под влиянием идей Л. С. Выготского и его психологической школы на смену этому понятию приходит термин умственно отсталый ребенок. Умственная отсталость - это характеристика интеллекта аномального ребенка, уже не только и не столько количественная, сколько качественная, показывающая снижение темпа развития интеллекта у такого ребенка. - логопедия, изучает вопросы изучения и исправления недостатков речи. Логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления. Становление логопедии в нашей стране связано с именами Ф. А. Рау, М. Е. Хватцева, О. П. Правдиной, Р. Е. Левиной и др. Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей. Дефектология изучает закономерности развития аномальных детей, обосновывает и совершенствует систему их воспитания обучения. Категории дефектологии. Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом основных педагогических категорий: - Воспитание аномальных детей. Воспитание аномального ребенка проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлено на формирование у него самостоятельных навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе. - Обучение и развитие аномальных детей– это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний и умений, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. Дефектология занимается вопросами специальной дидактики – теории образования и обучения аномальных детей. Организация учебного процесса, задачи, содержание, принципы разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта. - Коррекция (лат. correctio – исправление) в дефектологии– система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов(например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. - Компенсация (лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) – замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. В связи с тем, что аномальные дети весьма подвержены неблагоприятным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки и стрессы) компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Это явление носит название декомпенсации. - Социальная реабилитация (лат. rehabilitas – восстановление пригодности) в медико-педагогическом значении означает включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. - Социальная адаптация (лат. adapto – приспособляю) – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. - Семейное воспитание - активный фактор реабилитации. Совместные усилия семьи и школы обеспечивают приобщение аномального ребенка к активной общественно-полезной деятельности, выявление его трудовых возможностей и выбор доступной профессии.
|
|||
|