Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Принципы и методы дефектологии



2. Принципы и методы дефектологии

 

Основные принципы и методы дефектологии. Дефектология имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и разрабатывает свою концептуальную систему исходя из специальных задач обучения, воспитания и развития аномальных детей.

В научно-педагогических исследованиях дефектология использует известные педагогические и психологические методы.

Широко используются различные виды эксперимента – естественного (констатирующего и обучающего) и лабораторного, который проводится в специально создаваемых условиях. Важным источником получения сведений об аномальных детях является анализ результатов их деятельности. Ценными средствами изучения аномальных детей являются социологические и психологические методы исследования, а также математические методы, выявляющие количественные показатели исследуемых характеристик.

3. Отрасли дефектологии

 

Дефектология, как отрасль  педагогической науки, объединяет ряд самостоятельных отраслей:

- сурдопедагогика, обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих;

При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т. д. порядка все более искажают и обедняют структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.

Задачами сурдопедагогики являются: педагогическое изучение лиц с нарушениями слуха и закономерностей овладения ими образованием в зависимости от индивидуальных особенностей и особенностей нарушения слуха и речи; разработка, научное обоснование и практическая реализация специального образования для разных категорий лиц с нарушенным слухом; разработка научных основ содержания образования, дидактики и специальных методик обучения лиц с нарушенным слухом; развитие различных подсистем специального образования лиц с нарушенным слухом, специальных образовательных технологий развития остаточного слуха, обучения жестовому, родному языку, устной речи, педагогической реабилитации в послеоперационный период (при кохлеарной имплантации) и пр.; совершенствование технических средств коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора; совершенствование системы педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушенным слухом; взаимодействие и кооперация с общей педагогикой для распространения.

- тифлопедагогика, изучает вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;

У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

- сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей;

Основные закономерности психического, развития слепоглухонемого ребенка, у которого нет органических нарушений мозга, те же, что и у ребенка в норме. Это неоднократно подчеркивал известный советский психолог Л. С. Выготский. В Научно-исследовательском институте дефектологии Академии педагогических наук был продолжен многолетний педагогический эксперимент по обучению слепоглухонемых детей. И. А. Соколянский стал основателем тифлосурдопедагогики.

- олигофренопедагогика, изучает вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей;

Под влиянием идей Л. С. Выготского и его психологической школы на смену этому понятию приходит термин умственно отсталый ребенок. Умственная отсталость - это характеристика интеллекта аномального ребенка, уже не только и не столько количественная, сколько качественная, показывающая снижение темпа развития интеллекта у такого ребенка.

- логопедия, изучает вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи.

Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления. Становление логопедии в нашей стране связано с именами Ф. А. Рау, М. Е. Хватцева, О. П. Правдиной, Р. Е. Левиной и др.

Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей.

Дефектология изучает закономерности развития аномальных детей, обосновывает и совершенствует систему их воспитания обучения.

Категории дефектологии. Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом основных педагогических категорий:

- Воспитание аномальных детей. Воспитание аномального ребенка проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлено на формирование у него самостоятельных навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе.

- Обучение и развитие аномальных детей– это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний и умений, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Дефектология занимается вопросами специальной дидактики – теории образования и обучения аномальных детей. Организация учебного процесса, задачи, содержание, принципы разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта.

- Коррекция (лат. correctio – исправление) в дефектологии– система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов(например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.

- Компенсация (лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) – замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

В связи с тем, что аномальные дети весьма подвержены неблагоприятным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки и стрессы) компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Это явление носит название декомпенсации.

- Социальная реабилитация (лат. rehabilitas – восстановление пригодности) в медико-педагогическом значении означает включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

- Социальная адаптация (лат. adapto – приспособляю) – приведение индивидуального  и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.

- Семейное воспитание - активный фактор реабилитации.

Совместные усилия семьи и школы обеспечивают приобщение аномального ребенка к активной общественно-полезной деятельности, выявление его трудовых возможностей и выбор доступной профессии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.