|
|||
ПРИМЕЧАНИЯ[7] “Царство Божие внутри вас”, ч. 1, стр. 134 (Берлинское издание). [8] “Послесловие к Крейцеровой сонате”, “Всемир. Вест. ”, февр. 1906 г., стр. 17. [9] Там же, стр. 17–20. [10] “В чем моя вера”, “Всемирн. Вест. ”, февр. 1906 г., стр. 116. [11] Там же, стр. 29. [12] “Царство Божие внутри нас”, стр. 139–143. [13] “Мысли о новом жизнепонимании”, стр. 190, изд. 1907 г. [14] Заповедей этих пять по счету Л. Н. Толстого. Первая заповедь – не оскорблять людей словом. Вторая – чистота брачной жизни. Третья – не клясться. Четвертая – не платить злом за зло, терпеть обиды, отдавать рубаху. Пятая – не делать зла врагам, говорить о них доброе, не делать различия между ними и своими согражданами. Там же, стр. 190–191. [15] Там же, стр. 190. [16] “В чем моя вера”, стр. 116–117. [17] “В чем моя вера”, стр. 124–125. [18] “В чем счастье”, т. 13, стр. 19–20, изд. 1890 г. [19] “В чем моя вера”, стр. 30–31. [20] Стр. 8–9, 157. [21] Стр. 129–133. [22] Особенно много места этой полемике гр. Толстой уделяет в своем сочинения “Царство Божие внутри вас”. Здесь последовательно опровергаются следующие возражения против долга исполнять заповедь о непротивлении злу: во 1-х, что будто бы Христос Спаситель разрешал насилие; во 2-х, что без насилия погибнут добрые; в 3-х, что насилие законно для защиты другого; в 4-х, что заповедь о непротивлении не есть принцип жизни, но лишь ее частное правило, нарушать которое свойственно человеческой слабости (часть 1); в 5-х, что начало непротивления злу несовместимо с государством: в 6-х, что необходимость насилия обусловливается существованием диких народов, которые могут разрушить нашу цивилизацию (часть 2). Подробно разбираются гр. Толстым возражения против интересующего нас пункта его учения и в других его сочинениях. [23] “В чем моя вера”, стр. 85–103. [24] “Христианское учение”, ч. 8, §§ 389–393. [25] Напр., “В чем моя вера”, стр. 77. [26] Там же, стр. 73–76 и др. [27] Там же, стр. 82, 100 и мн. др. [28] Слово I, “О сокрушении”, т. 1, стр. 130–131. [29] Беседа XXVII на 2 Коринф., т. 10, стр. 704. [30] Беседа XLVII на Деяния Апост., т. 9, стр. 412. [31] Беседа XXVI на Послан. к Римл., т. 9, стр. 811–812. [32] Беседа LXXII на Еванг. Иоанна, т. 8, стр. 485. [33] Беседа XIII на кн. Бытия, т. 4, стр. 107. [34] Беседа X на 1 Тимоф. т. 11, стр. 687–688. [35] По терминологии гр. Толстого “жалеет”. [36] Бес. XXII на Посл. к Римл., т. 9, стр. 772–773. [37] Бес. XXIII, стр. 783. [38] Слово “Об учении и наставлении”, т. 12, стр. 522. [39] Бес. XC на ев. Матф., т. 7, стр. 885. [40] Бес. на псалмы, т. 5, стр. 38. [41] Бес. XVIII на 1 Тимоф., т. 11, стр. 753–755. [42] “В чем моя вера”, стр. 11. [43] Бес. XXXVIII на ев. Матф., т. 7, стр. 417–420. [44] Напр., т. 11, стр. 814; т. 1, стр. 130, 232, 815 и др. [45] Бес. LXXVI на ев. Матф., т. 7, стр. 768–769. [46] Бес. 2 на посл. к Филимону, т. 11, стр. 899. [47] “Увещание к Феодору падшему”, т. 1, стр. 41, сравн. “Беседа, когда Евтихий был схвачен”, т. 3, стр. 410–411. [48] Бес. XIII на Деян. Апост., т. 9, стр. 129. [49] Бес. XXVIII на кн. Бытия, т. 4, стр. 294. [50] Бес. XXIV на ев. Матфея, т. 7, стр. 279–281. [51] Бес. LIII, т. 7, стр. 550–551. [52] Если гр. Толстой думал, что люди живут плохо потому, что много думают о будущей жизни, то св. Иоанн полагал как раз обратное: он думал, что современные ему христиане не живут по заповедям Христовым именно от недостатка веры и думы о будущей жизни. [53] “Христианство не шутка, возлюбленные, и не праздное дело”., т. 3, стр. 166. [54] Бес. На Деян. апост., т. 9, стр. 275–186, сравн. бес. VI, стр. 68–59. [55] Бес. XVIII на Ев. Матф., т. 7, стр. 206–208 и дал. [56] Бес. III о Давиде и Сауле, т. 4, стр. 859. [57] Бес. XXII на посл. к Римл., т. 9, стр. 773. [58] Бес. LXXXIV на Ев. Матф., т. 7, стр. 842–843. [59] Обычное ограничение в системах нашего официального богословия. [60] “Бес. VII, сказания в храме св Анастасии”, т. 12, стр. 323–327. [61] “Похвала св. Муч. Дросид”, т. 2, стр. 733. [62] “О святом Вавил”, т. 2, стр. 577. [63] Подробное изложение взгляда св. Иоанна на собственность можно читать в моей книжке «Учение древней Церкви о собственности», стр. 42–50, 113–139. 195–246. [64] Напр., Творения св. Иоанна в русск. пер.. т. 12, «Слово о клятве», стр. 726–733, особенно стр. 729 и множ. др. [65] “Учение древней Церкви о собственности”, стр. 139–143. [66] Напр., т. 1, стр. 53 и др. [67] Напр., т. 7, стр. 550. [68] Напр., т. 7, стр. 706. [69] Хочется привести здесь слои самого Толстого, могущие служить действительно руководящими в отношении к нему. «Я прошу всех тех, которые будут читать и понимать мое писание, откинув так же, как и я, все светские соображения, имея в виду только то вечное начало истины и добра, по воле которого мы пришли в этот мир, и очень скоро, как телесные существа, исчезнем из него, и без поспешности и раздражения понимать и обсуждать то, что я высказываю, и в случае несогласия не с презрением и ненавистью, а с сожалением и любовью поправлять меня; в случае же согласия со мной помнить, что, если я говорю истину, то истина эта не моя, а Божия, и что только случайно часть ее проходит чрез меня, точно так же, как она проходит через каждого из нас, когда мы познаем истину и передаем ее» («Христианское учение», предисловие). ____________________
|
|||
|