Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джеффри К. Зейг 14 страница



Краткая характеристика

Быть экзистенциальным означает принимать в качестве отправной точки мыслительной и практической деятельности удивительный факт собственного бытия. Этот факт по-разному трактуется различными наблюдателями и в жизни каждого человека неизбежно проявляется неповторимым образом.

Что означает быть живым человеческим существом? Отвечая на этот вопрос, я считаю полезным привести пять характеристик. Каждый из нас облечен в плоть и кровь; имеет конечное существование; способен действовать; обладает определенной свободой выбо­ра; отделен от всех остальных людей и в то же время связан с ними. Каждое из этих условий бытия конфронтирует нас с об­стоятельством, с которым нам приходится как-то иметь дело: соот­ветственно, это изменение, случайность, ответственность, отказ от каких-то возможностей и “частичность” (бытие в качестве неотъемлемой части целого и в то же время отдельно от этого целого). Конфронтации с перечисленными обстоятельствами порождают экзистенциальную тревогу, и каждый человек находит способы, позволяющие, как ему кажется, их избежать. Но следствием таких попыток становится возникновение новой, на этот раз невротической, тревоги.

Жизненная сила приходящего к нам клиента снижена вследствие попыток избежать аутентичного бытия в мире. Недостаточная полнота жизни может проявляться в различных формах, включая знакомые паттерны, на обычном языке называемые “симптомами” или “невротическими симптомами”. Но возможны и такие формы ее проявления, которые обычно считаются патологическими в меньшей степени, — преувеличенная добросовестность, самоотрицание, чрезмерные амбиции, навязчивая потребность угождать другим и тому подобные способы расходования энергии, направленные на создание определенного образа или на другие внешние обстоятельства. Это не болезни, а сопротивление полноценному бытию, которое клиент научился оказывать, чтобы отвратить то, что представляется ему всепоглощающей опасностью.

Предельно упрощая, можно сказать, что перед психотерапией стоят три задачи. Во-первых, выяснить, какими способами клиент ограничивает свое присутствие в психотерапевтической работе, а затем показать ему, как эти же паттерны ограничивают его в жизни вообще. Во-вторых, оказать поддержку клиенту в его конфронтации с различными видами тревоги, которой он так долго пытался избежать. (Поскольку только через эту конфронтацию он может восстановить свою потерянную аутентичность. ) В-третьих, помочь клиенту обрести такое новое понимание себя и своего мира, которое позволило бы ему в большей степени быть самим собой в различных жизненных обстоятельствах, и в результате ощутить большую полноту бытия.

Крайне важно понять, что названные задачи не могут быть решены с помощью когнитивных упражнений. Речь здесь идет, скорее, об организменных восприятиях, благодаря которым клиент приходит к глубокому внутреннему осознанию способов, ограничивающих его жизнь. Подобные ощущения не поддаются вербализации, несут аффективный заряд и имеют неповторимый личностный характер. Вербальные инсайты имеют такое же отношение к этим восприятиям, как коробка, в которую упакованы, например, овсяные хлопья, — к питательным веществам, содержащимся в самом продукте.

Последователи данного подхода имплицитно исходят из следующего: определение, даваемое себе индивидом, и его способ постигать природу мира представляют собой его творения. Такое конструктивистское понимание бытия не означает отрицания реальности существующего мира, но означает, говоря словами Джорджа А. Келли, что “ключом к судьбе человека является способность дать новую интерпретацию тому, что нельзя отрицать”.

Критические замечания

Основным понятием в теории и практике нашего направления психотерапии является понятие присутствия (Dasein). Во многих направлениях психотерапии вниманию и мотивации клиента придается большое значение, большинство же экзистенциалистов твердо убеждены в том, что названные факторы не просто желательны, а являются абсолютно необходимым условием подлинной глубинной психотерапии.

Человек “присутствует” постольку, поскольку его познавательные способности, эмоциональность и воля мобилизованы и сфокусированы в непосредственной ситуации. Это не состояние “все или ничего”; способность быть полностью присутствующим требует от человека больших внутренних обязательств и самоотреченной практики. И клиент, и психотерапевт должны постоянно стремиться к достижению такого состояния присутствия. Присутствие подразумевает также то, что обычно называют серьезным отношением к работе, высокой мотивацией и созданием психотерапевтического альянса. Такой альянс оказывается следствием интенсивного взаимного присутствия: два человека, полностью вовлеченных в совместно выполняемую работу, обязательно подлинно доступны и восприимчивы по отношению друг к другу.

Однако, как уже отмечалось, на присутствие не распространяется принцип “все или ничего”. Интенсивность присутствия каждого из участников психотерапевтического процесса постоянно меняется. Для психотерапевта наблюдение за степенью присутствия клиента является главным источником информации о том, насколько успешно идет работа (содержание, невербальная коммуникация, эмоции и т. д. ). И обратите внимание на следующее: главными условиями, позволяющими психотерапевту осуществлять такое наблюдение, являются его полное присутствие, а также флуктуации и содержание, лежащие в основе терапевтической интуиции.

Трудности, испытываемые клиентом в его попытках добиться полного присутствия, мы называем сопротивлениями. Они позволяют нам увидеть также невротические процессы, ограничивающие жизнь клиента вне процесса психотерапии. Клиент нуждается в осознании помех его стремлению полностью включиться в процесс самоисследования (то есть добиться полноты присутствия в психотерапевтической ситуации). Осознание должно быть организменным и трансвербальным*, а не всего лишь психодинамическим объяснением.

Именно здесь проявляются важные различия между нашим подходом и другими направлениями психотерапии, где целью работы служат словесные формулировки, касающиеся причин и динамики. Полагают, что такие формулировки, называемые инсайтами, оказывают лечебный эффект. Когда они являются результатом когнитивных процессов, а не полного присутствия, то вызывают разочарование и оказываются преходящими. Внутреннее видение или осознание возможно только в результате глубокого присутствия и выходит далеко за пределы того, что может быть выражено словами.

Такое внутреннее видение означает, что клиент более полно осознает свое “живое—бытие—в жизни” и, следовательно, свои глубинные интенции и способы, какими он невольно мешает себе добиться этих целей. Более глубокое осознание помогает клиенту открыть существование альтернативных возможностей, которых он не сознавал прежде, и обнаружить, что он способен изменить свой способ бытия в мире и более полно осуществить себя и испытывать меньший дистресс.

Биография

Джеймс Бьюдженталь получил степень доктора философии в 1948 г. в университете штата Огайо. В 1987 г. он стал лауреатом премии Ролло Мэя. Бьюдженталь является членом редакционных советов восьми журналов по психотерапии, автором шести книг и около 150 статей, обзоров и глав в книгах.

Литература

Bugental, J. F. T. (1976). The search for existential identity: Patient-therapist dialogues in humanistic psychotherapy. San Francisco: Jossey-Bass.

Bugental, J. F. T. (1978). Psychotherapy and process: The fundamentals of an existential-humanistic approach. Reading, MA: Addison-Wesley.

Bugental, J. F. T. (1981). The search for authenticity: An existential-analytic approach to psychotherapy, (enlarged ed. ). New York: Irvington.

Bugental, J. F. T. (1987). The art of the psychotherapist. New York: Norton.

Kelly, G. A. (1955). The psychology of personal constructs. New York: Norton.

Гуманистический экзистенциализм

Стивен Т. де Берри

Определение

Психотерапию можно определить как тонкое и целенаправленное использование структурированных отношений для улучшения бытия индивида. Психотерапевтические отношения должны быть, во-первых, аутентичной встречей психотерапевта с клиентом и, во-вторых, осуществлением психотерапевтических стратегий и техник. Говоря о структуре, мы имеем в виду определенный набор основных правил и параметров. Улучшение состояния клиента должно сказываться на всем его существе и тем самым быть доступным оценке как на внутриличностном, так и на межличностном уровнях изменений по крайней мере в трех сферах: поведенческой, эмоциональной и когнитивной.

Краткая характеристика

Теоретической основой приведенного выше определения психотерапии являются гуманистический экзистенциализм (Офман) и теория объектных отношений (Хорнер). Гуманистический экзистенциализм подчеркивает важность принятия личностью ответственности за все, что она собой в данное время представляет. В фокусе внимания экзистенциализма находится экзистенция (что я есть), противопоставляемая тому, что в философии называется эссенцией или субстратом (чем я хотел бы быть). В теории объектных отношений акцентируется важное значение внутреннего мира — моих интрапсихических структур в их проявлении в моих отношениях к внешнему миру, состоящему из других людей и предметов. В сочетании эти теории служат основой для “отношенческой” модели психотерапии, в которой первостепенное значение придается внутреннему миру психотерапевта и клиента, проявляющемуся “здесь и сейчас” во время их психотерапевтической встречи.

В соответствии с этой моделью, психотерапия складывается из двух основных компонентов: аутентичных отношений и их целена­правленного использования. Аутентичные отношения предполагают возможность выразить все что угодно, возможность не скрывать что-либо о себе; короче говоря, возможность быть самим собой. В идеале психотерапевтическая встреча представляет собой встречу, приносящую пользу клиенту, встречу подлинных “Я” психотерапевта и клиента. Какими бы ни были симптомы, по поводу которых обращается к нам клиент, он всегда испытывает трудности с интеграцией личности, или, другими словами, ему трудно быть самим собой. Аутентичные отношения (Лэйнг) или отношения “Я — Ты” (Бубер) всегда необходимы для того, чтобы смягчить состояние онтологической незащищенности. Эти отношения, однако, не должны использоваться психотерапевтами для удовлетворения собственных потребностей. Использовать эти отношения всегда следует в интересах клиента. Сами по себе аутентичные отношения не могут считаться психотерапией.

Психотерапевтические отношения должны целенаправленно использоваться для достижения поставленных целей. Это означает, что психотерапевтическая встреча должна иметь определенную направленность: например, уменьшение тревоги, улучшение отношений с супругом или супругой, уменьшение депрессивной симптоматики, ослабление фобического поведения.

Психотерапевтические отношения и сфокусированность психотерапевтических встреч — обязательные факторы психотерапии. (Обязательный фактор — условие, необходимое для того, чтобы то или иное событие, явление могло произойти. В отсутствие такого фактора событие становится невозможным. ) Жизнь полна отношений и имеющих определенную направленность встреч, но большинство из них не является психотерапией. Однако когда отношения приобретают определенную направленность в контексте психотерапии, создаются “достаточные условия”, называемые терапевтическим альянсом. (“Достаточное условие”, т. е. “условие, достаточное” для того, чтобы какое-то событие могло произойти, является фактором, при наличии которого данное событие должно про­­и­зойти. )

После того как создан терапевтический альянс, для оказания помощи клиенту могут применяться специфические техники, такие как интерпретация, прояснение, систематическая десентизация или гипноз. Психотерапевтические стратегии, например, парадоксальная интенция или заключение контракта, предусматривающего определенное поведение, также могут быть использованы для осуществления изменений. В отсутствие психотерапевтического альянса (“достаточного фактора”) психотерапевтические изменения невозможны. Если не осуществляется умелое управление отношениями и направленностью психотерапевтических встреч (“обязательный фактор”), то терапевтический альянс становится также невозможен.

Критические замечания

Согласно одной недавно опубликованной в прессе статье, существует 250 школ психотерапии. В научных журналах фигурирует другая цифра: существует двенадцать основных направлений психотерапии.

Практикующие психотерапевты оказываются в затруднительном положении: определения психотерапии столь широки, что становятся бессмысленными. Расширяя границы психотерапевтической практики, мы упустили из виду некоторые основные принципы психотерапии. Один из этих принципов заключается в том, что психотерапия — это не просто открытые отношения, но отношения, осуществляемые по определенным правилам и имеющие определенные цели. Если какой-либо индивид испытывает состояние влюбленности или находится с кем-то в действительно аутентичных отношениях, то это, конечно же, может оказывать на него терапевтическое воздействие, но психотерапией подобные отношения назвать нельзя. Трудности, с которыми мы сталкиваемся, частично порождаются тем, что мы часто путаем то, что оказывает терапевтическое воздействие, с психотерапией. Ценность предлагаемой нами модели заключается в следующем: она заставляет психотерапевта постоянно помнить о необходимости соблюдать основные правила и условия психотерапии — конфиденциальность, отказ от удовлетворения собственных потребностей, постоянство времени и места проведения психотерапевтических сессий и т. д.

Использование предлагаемой модели позволяет добиться устойчивого динамического равновесия между отношениями и сфокусированностью психотерапевтических встреч путем упорядочивания терапевтического альянса. Постоянно помня об “обязательных факторах”, мы можем избежать опасности превратить психотерапию в открытые, мало к чему обязывающие отношения или, наоборот, в догматическое применение техник и стратегий, осуществляемое в жесткой, авторитарной манере. Кроме того, оценка прогресса, достигнутого клиентом и проявляющегося в изменениях на внутриличностном и межличностном уровнях в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сферах, позволяет избежать ничем не подтверждаемых метатеоретических спекуляций об улучшении состояния клиента, так как подобная оценка обеспечивает клиента и психотерапевта доступными им обоим ориентирами для суждения о переменах.

И наконец, экзистенциальный подход означает, что в первую очередь рассматриваются вопросы экзистенции личности, а не те или иные присущие ему симптомы, догматически трактуемые с позиций той или иной модели психотерапии (включая и предлагаемую нами). Опасность использования теоретических моделей заключается в том, что иногда мы следуем им буквально и забываем, что они являются метафорами. Теоретические модели, подобно хорошим картам, необходимы и полезны; и все же исключительно важно не путать карту с местностью. Экзистенция и человеческий разум всегда будут намного превосходить их изображения на любой карте.

Теоретические модели и философские ориентации относятся к тому, что в философии называется миром сущностей, они полностью предсказуемы и внутренне последовательны. Важно, однако, учитывать, что люди не бывают ни совершенно последовательными, ни полностью предсказуемыми. Если мы будем помнить об этом, то нам будет легче сохранять психотерапию такой, какой она должна быть — наиболее здоровой и полезной встречей между людьми.

Биография

Стивен Т. де Берри — клинический психолог. В настоящее время он преподает в Медицинском колледже им. А. Эйнштейна. Степень доктора психологии он получил в 1979 г. в университете Лонг-Айленда.

Литература

Buber, M. (1970). I and thou. (W. Kaufman, Trans. ). New York: Scribner.

DeBerry, S. (1987). Necessary and sufficient factors in psychotherapy: A model for understanding iatrogenic disorders. Contemporary Psychotherapy, 17, 235—249.

Herron, W. G., & Rouslin, S. (1984). Issues in psychotherapy: Vol. 1. Washington, DC: Oryn Publications.

Horner, A. J. (1984). Object relations and the developing ego in therapy. New York: Jason Aronson.

Laing, R. D. (1969). Self and others. Harmondsworth, England: Penguin.

Masterson, J. R. (1985). The real self. New York: Brunner/Mazel.

Ofman, W. V. (1985). Existential psychotherapy. In H. I. Kaplan & В Т. Sadock (Eds. ), Comprehensive textbook of psychiatry: Vol. 1 Baltimore, MD: Williams & Wilkins.

Zetzel, E. (1970) The capacity for emotional growth. New York: International Universities Press.

Экзистенциальная психотерапия

Кейт Хоуллер

Определение

Психотерапия представляет собой один из нескольких имеющихся сегодня способов задать вопрос о конечном значении жизни: “Как я должен жить? ” Этот вопрос тесно связан с вопросами смысла, этики и политики. Следовательно, экзистенциальный психотерапевт интересуется мировоззрением клиента и готов поделиться с ним своим видением мира. Поскольку люди свободны, мы в меньшей степени детерминированы нашим прошлым, чем способны творить свое будущее. Цель психотерапии заключается в том, чтобы показать клиенту, иногда на примере, что существуют другие способы бытия и возможны иные решения. Делая тот или иной выбор, мы всегда чем-то рискуем, но ведь условия человеческого бытия всегда содержат трагический элемент, и именно это придает человеку величие.

Краткая характеристика

Экзистенциальная психотерапия многим обязана философскому движению, получившему название экзистенциализм. Оно, в свою очередь, многим обязано одному из направлений философии, уходящему корнями в античную Грецию. Экзистенциализм утверждает: мы свободны в выборе своей участи, и все настоящие вопросы берут начало в основополагающих вопросах человеческой экзистенции. Уже с давних пор этими вопросами занимаются философия и религия, но и экзистенциальные психотерапевты не уклоняются от них. Экзистенциальные психотерапевты занимаются философскими вопросами, пожалуй, в большей степени, чем психотерапевты других направлений. Знакомясь с работами экзистенциальных психотерапевтов, вы обнаружите, что вопросам техники в них отводится немного места. Существует ли техника, позволяющая найти смысл жизни? Нет. Но есть несколько проверенных и правильных путей, одним из которых является структурированный диалог с другим человеком, предпочтительно с таким, который имеет опыт задавания вопросов. Цель такой психотерапии заключается в том, чтобы клиент смог сказать: “Я знаю, что могу жить лучшей жизнью”. Когда такое происходит, это означает, что психотерапевту удалось изменить представления клиента о мире и открыть перед ним возможность принятия новых решений, к чему клиент становится готов, когда осознает, что, не принимая никаких решений, он тем самым также принимает определенное решение.

Биография

Кейт Хоуллер получил степень доктора философии в университете штата Пенсильвания. Он адъюнкт-профессор психологии в университете Сиэттла (штат Вашингтон). Хоуллер издает журнал “Review of Existential Psychology and Psychiatry” (основанный в 1961 г. ) и, как приложение к нему, серию книг. Он является составителем нескольких сборников (“Хайдеггер и психология”, “Сартр и психология”), а также сборника классических работ “Хрестоматия экзистенциальной психологии и психиатрии”. Кроме того, он автор многочисленных статей по философской и теоретической психологии. В настоящее время работает над новой книгой “Психология — неестественная наука”.

Нарративная психотерапия

Джордж С. Говард

Определение

В предлагаемой мною модели человеческой природы люди выступают как самоопределяющиеся активные агенты, существа, рассказывающие свою историю. В такой “повествовательной” перспективе факторы, которыми традиционно занимаются в психологических исследованиях (биологические факторы, влияние окружения, неосознаваемые мотивы и т. д. ), предстают условиями, способствующими или затрудняющими достижение цели, намеченной стремящимся к ней индивидом. В настоящей статье излагается модель психотерапии как процесса изменения истории жизни. Люди не сходят с ума — просто их истории жизни становятся неэффективными! Психотерапия может представлять собой совместные усилия психотерапевта и клиента, направленные на то, чтобы переписать часть истории жизни клиента (краткосрочная психотерапия, частичное приспособление к существующим условиям), или же стать занятием, смысл которого заключается в изменении всей биографии (долгосрочная, интенсивная психотерапия). Конечная цель данного процесса заключается в создании для клиента такой истории, которая позволила бы ему самостоятельно принимать решения в сфере, представляющей наибольший интерес для человека, находящегося на той же стадии и в тех же условиях жизни, что и наш клиент.

Краткая характеристика

Нарративная (повествовательная) психотерапия является философской позицией, теснейшим образом связанной с онтологическим пониманием человека как активного существа, рассказывающего истории. Основополагающая задача, стоящая перед индивидом на протяжении всей его жизни, заключается в том, чтобы придать смысл своему существованию. Индивид (“Я”) предстает как комментатор, автор, рассказчик и ученый, исследующий себя. Индивид (посредством сознания) стремится придать смысл суете и неразберихе, которые царят в жизни. Порядок в жизни может быть установлен в том случае, если нам удается увидеть в истории нашей жизни проявления смысла. Это происходит в тех случаях, когда наша жизнь и наши действия предстают как часть связной истории. Поэтому психотерапевты часто занимаются тем, что помогают своим клиентам пересмотреть истории, созданные этими клиентами о своей жизни. Изменяя что-то в своих интерпретациях значимых отношений в своей жизни, клиенты обретают способность достичь большего самоопределения. Многочисленные направления психотерапии (например, эриксоновское) являют примеры применения психотерапевтами таких способов обучения, как рассказывание историй с целью помочь своим клиентам по-новому увидеть события их жизни.

С этой точки зрения, причинные факторы, традиционно изучаемые в психологических исследованиях, можно рассматривать как условия, увеличивающие или уменьшающие вероятность того, что клиенты решат стоящие перед ними в психотерапии задачи. Психотерапевты могут помогать клиентам: (1) реконцептуализировать свой жизненный опыт; (2) осуществлять усилием воли изменения, связанные с терапевтическим успехом (например, расширить систему социальной поддержки, внести изменения в свою диету); или же делать и то и другое одновременно.

Критические замечания

Существует ничтожно мало эмпирических данных, которые бы однозначно демонстрировали, что самоопределение является одним из важных факторов генезиса человеческой деятельности. Подобная скудость эмпирических доказательств объясняется нашим не вполне правильным пониманием науки и методологических подходов, необходимых, чтобы доказать такие возможности человека. В клинической литературе, однако, приводятся многочисленные примеры, подтверждающие, что могут происходить и часто происходят изменения, инициатором которых выступает сам индивид, контролирующий их ход.

Психотерапевтам по определенным причинам бывает нелегко увидеть в действиях человека проявления его воли, а в психотерапии — процесс восстановления способности их клиентов к самоопределению. Люди обычно обращаются к психотерапевтам в том случае, когда предпринимаемые ими попытки изменить себя оказываются безуспешными. Таким образом, психотерапевтам часто приходится что-то предпринимать, чтобы изменить жизнь клиентов и их системы поддержки. Предлагаемый нами психотерапевтический подход предполагает использование историй для осуществления клинических изменений. Воздействие историй на людей основывается на значении того или иного рассказа для клиента. Критика нашего подхода обусловлена главным образом тем, что наука просто не знает эффективных способов решения вопросов, касающихся смысла. До тех пор пока наука не научится решать такие вопросы, любой психотерапевтический подход, предполагающий воздействие на структуру смысла индивида, остается малодоступным научному пониманию.

Биография

Джордж С. Говард — профессор и заведующий кафедрой на факультете психологии в университете Нотр Дам (Индиана). Степень доктора философии он получил в 1975 г. в университете Южного Иллинойса. Говард написал около 100 статей, глав в книгах и обзоров. Он автор четырех книг и соавтор одной.

Литература

Howard, G. S. (1986). Dare we develop a human science? Notre Dame, IN: Academic Publications.

Howard, G. S. (1988a). The hardening of a “soft” science. Invited address presented at the АРА Convention, Atlanta.

Howard, G. S. (1988b). A tale of two stories: Excursions into a narrative approach to psychology. Notre Dame, IN: Academic Publications.

Howard, G. S., & Conway, C. G. (1986). Can there be an empirical science of volitional action? American Psychologist, 41, 1241—1251.

Schachter, S. (1982). Recidivism and self-cure in smoking and obesity. American Psychologist, 37, 436—444.

3. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ ПОДХОДЫ

Трансперсональная психотерапия

Аллан Б. Чинен

Определение

Трансперсональная психотерапия концентрируется на преодолении эмоциональных трудностей, мешающих полноценному развитию индивида как психологического и духовного существа. Здесь подчеркивается роль эмоциональных и межличностных факторов в развитии психопатологии и придается большое значение трансцендентному опыту, способствующему исцелению. Не будучи связан с какой-то одной религией, данный подход близок к духовным дисциплинам Востока и Запада, а также основывается на современных исследованиях, посвященных измененным состояниям сознания. В то же время этот подход не отвергает положений психодинамической и поведенческой психологии.

Краткая характеристика

Трансперсональную психотерапию питают два источника. Первый из них — теоретические работы, число которых быстро увеличивается. Начало им положили Юнг, Ассаджиоли и Маслоу, а сегодня в этом направлении работают Уилбер, Уолш, Энглер, Уошберн и другие. Указанные авторы анализируют психологические структуры измененных состояний сознания и общие элементы внешне столь различных духовных традиций Востока и Запада.

Основное положение трансперсональной психотерапии заключается в следующем: повседневное сознание и общепринятая концепция “Я” выражают лишь некоторые аспекты значительно более сложной психики. Более высокие уровни сознания имеют определенную психологическую структуру, и выйти на них можно с помощью ряда техник, таких как медитация, йога, а также спонтанно, благодаря “пиковым переживаниям” (рeak experiences). Эти трансцендентные состояния клинически релевантным образом соотносятся с обычным сознанием: например, эмоциональные нарушения, такие как нарциссизм, мешают духовному развитию, а медитация может помочь справиться с застарелой патологией характера. Трансперсональная психотерапия ведет исследования в обоих направлениях: (1) религиозный опыт способствует излечению эмоциональных ран; (2) психологические конфликты искажают духовное развитие.

Второй основой трансперсональной психотерапии является духовная практика самого психотерапевта. Так же, как и в психоанализе, личный опыт (в данном случае трансперсональный) является необходимым условием для эмпатичной и компетентной терапии.

Подобно тому, как трансперсональная теория выходит за традиционные представления о “Я” и “Эго”, строящаяся на ней клиническая практика выходит за пределы традиционных целей психотерапии, таких как улучшение самооценки или развитие адекватных функций Эго. Конечная цель трансперсональной психотерапии заключается в возможно более полном развитии индивида как психологического и духовного существа. Поэтому избавление от симптомов может быть важным делом, а может и не быть. (Симптомы часто являются средствами, с помощью которых индивид выходит за пределы обычного сознания; так, например, “кризис среднего возраста” побуждает человека оглянуться вокруг, расширить свои горизонты, выйти за пределы семьи или карьеры. ) Однако трансперсональная психотерапия не предлагает никаких целей духовного развития. Это предстоит сделать самому индивиду, особенно если он входит в то или иное духовное сообщество или следует какой-либо духовной традиции.

В дополнение к тому арсеналу техник, которые используются психодинамическими и бихевиористскими школами, трансперсональная психотерапия использует медитацию, трансовую работу и методы воображения. Диапазон техник ограничен лишь опытом психотерапевта, его гибкостью и, разумеется, клиническим здравым смыслом. Однако какие-то особые техники могут и не понадобиться, поскольку большинство людей спонтанно испытывают “пиковые переживания”, которые могут быть включены в психотерапию. Поэтому техники имеют меньшее значение, чем вера психотерапевта в преобразующую силу трансперсональных пере­живаний.

Хотя пока еще не вполне ясно, какие техники “работают” для того или иного клиента или при той или иной проблеме, получаемые в клинической практике данные все больше свидетельствуют о том, что трансперсональная психотерапия дает хорошие результаты даже в тех случаях, когда поведенческая или психодинамическая психотерапия потерпела неудачу. Необходимо, однако, проявлять осторожность, имея дело с людьми, желающими пройти именно трансперсональную психотерапию, поскольку к духовным практикам они могут стремиться для того, чтобы компенсировать серьезную психопатологию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.