Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джеффри К. Зейг 12 страница



Краткая характеристика

Люди в силу своей природы склонны интерпретировать собственный жизненный опыт, они всегда приписывают ему тот или иной смысл. С точки зрения нашей теории конструктов, люди подобны ученым, какими те были на начальной стадии развития науки. Люди стремятся сконструировать гипотезы (или конструкты), которые сделали бы события их жизни доступными пониманию и до определенной степени предсказуемыми. Таким образом, в отличие от теоретиков, считающих, что поведение людей детерминировано травмами, перенесенными в прошлом, или закономерностями подкрепления в настоящем, последователи теории конструктов трактуют поведение клиентов как способ тестирования ими своих убеждений, касающихся будущего и ограниченных доступным на данный момент пониманием. Когда люди заходят в тупик в ходе разработки своих личных теорий, так что важные события в их жизни предстают хаотическими, полными противоречий или бессмысленными, они иногда обращаются за профессиональной помощью к психотерапевту. В спокойной обстановке терапевтического кабинета клиент и терапевт совместными усилиями формулируют, проверяют и пересматривают личностные конструкты, в наибольшей мере связанные с дистрессом, испытываемым клиентом в данное время. Таким образом, сущность психотерапии заключается в психологической реконструкции жизни.

Психотерапия личностных конструктов отличается от традиционных форм когнитивной психотерапии тем, что основывается на конструктивном альтернативизме — философской концепции, согласно которой все наши построения (конструкции) подлежат пересмотру или замене. Ни одно из них не может претендовать на то, чтобы считаться абсолютной истиной. Такой конструктивистский подход резко отличается от преобладающих представлений о реальности как о чем-то “вон там” и о психологическом дистрессе как результате наших иррациональных, искаженных или нереалистических представлений о мире. Вместо этого теория конструктов понимает реальность как преимущественно личностное или социальное измышление, а расстройство — как создание такой системы конструктов, которая уже не является полезной для предвидения событий и соответствующего изменения поведения индивида. Более того, “отрицательные” эмоции (депрессия или тревога) являются не столько проблемами, которые следует устранить с помощью логического мышления, сколько важными сигналами надвигающегося изменения системы конструктов.

С такой конструктивистской точки зрения, психотерапия предстает скорее творческим занятием, чем коррекцией. Психотерапевт, вместо того чтобы прямо ставить под сомнение ценность убеждений клиента, помогает ему изобрести новые и, возможно, более жизнеспособные альтернативы (в частности, с помощью ролевой игры, в которой проигрываются различные подходы к жизни). В психотерапии личностных конструктов мы, как правило, в большей степени занимаемся творчеством и исследованиями, чем даем директивы и ведем дискуссию. Этот выбор стратегий определяется эксплицитной моделью личности, на базе которой и строится психотерапевтический подход. Мы исходим из того, что наши системы конструктов образуют интегральное целое, а отнюдь не являются когнитивным набором изолированных высказываний индивида о себе. Если наши личностные теории реальности и в самом деле являются системными, то простое устранение “ложных” конструктов при самых лучших намерениях психотерапевта может нарушить хрупкое экологическое равновесие индивида, точно так же, как уничтожение тех или иных видов животных или растений может разрушить жизнеспособность природной экосистемы. По этой причине психотерапевты нашего направления с уважением относятся к цельности системы конструктов, которой располагает клиент в данное время, и тесно сотрудничают с клиентом в поиске нового поведения, не входящего в противоречие с ядерными конструктами идентичности в существующих системах.

Критические замечания

Теория личностных конструктов подвергалась критике за то, что в философском плане она солипсична, в теоретическом — узка, в эмпирическом — неплодотворна и в терапевтическом — бесполезна. Хотя каждое из этих обвинений, на первый взгляд, оправданно, более внимательное их рассмотрение позволяет сделать вывод, что каждое из них основывается на неполной оценке теории конструктов и ее эволюции за последние тридцать пять лет.

Некоторые критики обвиняют теорию конструктов в философском солипсизме, утверждая, что большое значение, придаваемое в ней личностным конструктам, отрицает реальность объективного мира и оставляет индивида в дебрях его субъективности. Однако большинство приверженцев теории конструктов являются критическими конструктивистами; они признают существование внешней реальности, но утверждают, что мы можем знать ее лишь в наших человеческих конструктах. Более того, психологический дистресс в большинстве случаев не является следствием несоответствия наших построений “твердым физическим фактам” — он порождается конфликтом между нашими конструктами и конструктами других людей, столь же субъективных, как и наши. В определенном смысле теория конструктов значительно менее солипсична, чем традиционные рационалистические варианты когнитивной психотерапии, поскольку в ней больше, чем в других, более идеалистических подходах, уделяется внимание ролевым отношениям с другими людьми.

Последователей теории конструктов критикуют также за то, что они как теоретики замыкаются в своем кругу и не интересуются идеями, выдвигаемыми в других школах. Надо сказать, что с подобной критикой выступил даже ряд приверженцев теории конструктов! В ответ можно сказать: такая критика справедлива только в отношении начального периода развития нашей теории. Когда в начале 1950-х годов Джордж Келли впервые предложил теорию конструктов, в психологии доминировали две традиции — психоаналитическая, с ее приоритетом динамики бессознательного, и бихевиористская, с жестким средовым детерминизмом (окружение вызывает наши реакции). Вполне очевидно, что ни одна из этих традиций не оставляла места конструктивистскому взгляду на человека как на ученого, активно разрабатывающего и тестирующего свои модели реальности. В таких социально-исторических условиях склонность сторонников теории истолкований замыкаться в своем кругу становилась вполне оправданной мерой защиты. С другой стороны, современная литература по теории конструктов способствует более открытому обмену идеями с представителями других направлений психотерапии. Об этом подробнее будет сказано ниже.

Часто приходится слышать, как теорию конструктов критикуют за то, что она не подкреплена достаточным количеством исследований. Такое может сказать лишь тот, кто не знаком с публикациями последователей нашего направления: со времени первой работы Келли, появившейся в 1955 г., было опубликовано 1677 работ, и 65% из них содержат результаты эмпирических исследований. Однако, в отличие от публикаций представителей других направлений психотерапии, большинство этих эмпирических работ самым непосредственным образом связаны с базисной теорией личности и ее социально-психологическими применениями, а не только с клиническими и терапевтическими импликациями.

Обычно критики признают, что концепция психотерапии личностных конструктов интересна, но утверждают, что она слишком абстрактна для того, чтобы найти применение на практике. Это обстоятельство можно в какой-то степени объяснить тем, что психотерапия личностных конструктов избежала искушения определить себя в виде списка приемлемых техник, а вместо этого занялась разработкой структуры, в рамках которой можно было бы найти место буквально всем имеющимся техникам, вне зависимости от теорий, лежащих в их основе. Таким образом, теория конструктов, предлагая хорошо разработанную теорию личности, подробно излагающую процесс создания конструктов, структурные характеристики наших систем конструктов и социальную укорененность наших попыток предвидения будущего, делает возможным координированное использование самых разнообразных техник, выбор которых осуществляется применительно к каждому клиенту. В результате психотерапия личностных конструктов, продолжая разрабатывать новые приемы, в силу своего эклектизма способствует интеграции различных психотерапевтических традиций. Об интегративных устрем­лениях современных последователей теории личностных конструктов свидетельствуют попытки многочисленных авторов исследовать области соприкосновения теории личностных конструктов с такими направлениями психотерапии, как когнитивно-поведенческое, психоаналитическое и особенно с системной семейной терапией. Если принять во внимание ошеломляющее разнообразие психотерапевтических подходов, то стремление выявить конструктивистские темы, помогающее навести мосты между различными традициями, можно считать одним из самых существенных вкладов теории личностных конструктов в развитие психотерапии.

Биография

Роберт А. Наймейер является адъюнкт-профессором психологии в Мемфисском университете (штат Теннесси). Степень доктора он получил в 1982 г. в университете Небраски. Он опубликовал семь книг, а также свыше ста статей и глав в книгах. В настоящее время Наймейер проводит исследования по таким темам, как депрессия, конструктивный подход к психотерапии, а также формирование и распад близких отношений; совместно со своим братом Грегом издает “Междунарожный журнал психологии личностных конструктов”.

Литература

Dunnet, G. (1988). Working with people: Clinical uses of personal construct psychology. New York & London: Routledge.

International Journal of Personal Construct Psychology. New York: Hemisphere.

Kelly, G. A. (1955). The psychology of personal constructs. New York: Norton.

Neimeyer, R. A. (1987). Personal construct therapy. In W. Dryden & W. L. Golden (Eds. ), Cognitive-behavioral approaches to psychotherapy. New York: Hemisphere.

Neimeyer, R. A., Baker, K. D., & Neimeyer, G. J. (1989). The current status of personal construct theory: Some scientometric data. In G. J. Neimeyer & R. A. Neimeyer (Eds. ), Advances in personal construct psychology. Greenwich, CT: JAI Press.

Neimeyer, R. A., & Neimeyer, G. J. (1987). Personal construct theory casebook. New York: Springer.

Эволюционная когнитивная психотерапия

Майкл Дж. Махони

Определение

Психотерапия представляет собой обусловленный культурой особый вид отношений между профессионалом сферы помощи и клиентом или группой клиентов. Имея соответствующую теоретическую базу, включающую основные представления о человеческой природе и процессах психологического развития, психотерапевт в своей работе с клиентом стремится создать надежный, устойчивый альянс, в котором клиент, испытывая заботливое отношение со стороны психотерапевта, исследует — часто с помощью ритуализованных техник — прошлые, настоящие и также потенциально возможные способы познания себя, мира и их динамической взаи­мосвязи.

Краткая характеристика

Приведенное выше определение берет начало в концепции продолжающегося всю жизнь развития, а также в эволюционной эпистемологии — исследовании познающих систем и хода их развития. Эволюционная эпистемология, основанная на трудах философа Карла Р. Поппера и психолога Доналда Т. Кемпбелла, показала, что организмы (1) представляют собой воплощенные теории жизни, (2) активно участвуют в естественных процессах отбора, формирующих и ограничивающих их адаптацию и развитие. Проводится важное различие между пассивным дарвинизмом, где приоритет отдается воздействиям со стороны окружения, ведущим к отбору, и активным дарвинизмом, признающим активное и проактивное участие организма в выборе и модификации своего окружения. В формах разумной жизни, особенно человеческой, давления отбора в большой мере интернализованы и передаются в виде символов, что делает возможным разнообразные умственные процессы (осознаваемые и неосознаваемые), выполняющие адаптационные функции. Данные утверждения эволюционной когнитивной психотерапии созвучны со многими положениями современных школ психотерапии.

Основной формой активности, позволяющей добиваться успешной адаптации и прогрессивного развития, является исследовательская активность, обычно проявляющаяся в виде новых вариантов и творчески переработанных стилей существования в этом мире. Обращение к психотерапии является наглядным проявлением такой исследовательской активности. Первоначально индивид может обратиться к психотерапевту в надежде найти решения своих острых или хронических проблем, но, если осуществленный анализ правилен, то наибольшую пользу клиент получает от психотерапевта, поощряющего и стимулирующего исследовательскую активность в целом. Чаще всего это достигается с помощью того, что Джером Д. Франк метко назвал “3R” психотерапии. Это несущие эмоциональный заряд и атмосферу доверия отношения (Relationship), в которых есть место доступным клиенту рациональным объяснениям (Rationales) и ритуалам (Rituals), используемым для того, чтобы побудить клиента к исследованию себя, мира и развивающихся отношений между ними. Любое важное психологическое изменение, происходящее в рамках психотерапии или вне их, включает изменение личностного смысла, заключающего в себе индивидуальную реальность. Изменения восприятия индивидом самого себя, реальности, ценностей, статуса (контроля) редко бывают быстрыми, легкими или приятными. В тех случаях, когда индивида подталкивают (психотерапевт, значимый другой или обстоятельства жизни) идти в своих изменениях слишком быстро или слишком далеко за пределы его теперешней личностной реальности, возникает процесс сопротивления в целях самозащиты, направленный на поддержание целостности и жизнеспособности индивида как живой системы. Обычно мы добиваемся больших успехов в достижении психотерапевтических изменений, если действуем в согласии с таким сопротивлением, а не против него. Осуществляемая в подобной манере психотерапия бывает эволюционной по своей сути, центрированной на клиенте (феноменологической) и внутри- и межличностной одновременно. Открытый акцент в ней делается на процессах переживания, динамической комплексности, на силах, порождаемых эмоциональной интенсивностью и активным (поведенческим) экспериментирова­нием.

Критические замечания

Основные достоинства определения и разработки, которые я предложил, заключаются в признании того, что (1) психотерапия представляет собой особого рода отношения, санкционированные обществом, в которых участвует и профессионал сферы помощи; (2) эти отношения составляют основу, или контекст, позволяющий клиентам исследовать старые и новые способы переживания и экспериментировать с ними; (3) процессы эволюции, с которыми связаны психологические изменения, требуют от клиентов активного участия; (4) важные психологические изменения часто бывают трудными, медленными и порождают процессы самозащиты, оказывающие сопротивление таким изменениям. Я полагаю, что отмеченные мною моменты учитывают и отражают вклад основных направлений психотерапии (психодинамического, поведенческого, гуманистического, когнитивного и системно-стратегического). Следовательно, сделанные мною замечания могут способствовать более глубокой интеграции этих различных традиций, а также диалектическому обмену, который, возможно, будет способствовать новым разработкам в концепции и практике психотерапии.

Возможные критические замечания к изложенному здесь подходу обязательно отражают иное понимание человеческой природы, сущности оказываемой людям помощи и формальных требований, которым должны соответствовать теории и модели психологических изменений. Подход, о котором я рассказал в общих чертах, не предусматривает широкого использования предписательных или разрозненных, нескоординированных интервенций, охотно применяемых в некоторых формах поведенческой психотерапии. Точно так же большое внимание, уделяемое мной влиянию терапевтических отношений, и признание их важной роли, не разделяется представителями многих других подходов, отдающих приоритет техникам. При этом хотелось отметить, что моя позиция согласуется с полученными к настоящему времени данными, касающимися процесса и результатов психотерапии.

Данный подход может подвергнуться критике также за то, что в нем признаются сопротивление, неосознаваемые процессы, трудность некоторых форм изменений, действие естественных механизмов самозащиты и важная роль процессов переживания в осуществлении изменений. Представители рационалистических направлений психотерапии (в том числе и некоторые когнитивные психотерапевты) могут критиковать мой подход за то, что в нем не придается большого значения “рациональным обсуждениям” и “корригирующим когнитивным схемам”, в относительной ценности которых я и в самом деле сомневаюсь. И наконец, сторонники ортодоксального психоанализа могут оспаривать мое утверждение о значимости высокой включенности профессионала помогающей профессии (в интерактивном, экспрессивном, аффективном аспектах).

Сам же я вижу основной недостаток эволюционной когнитивной психотерапии в некоторой ее неконкретности. Чтобы облегчить всеобъемлющую интеграцию, авторы, излагающие эволюционную когнитивную психотерапию, используют понятия и концепции, дающие лишь общее представление о ней, но не четкую концептуализацию. В нашей культуре и в нашу эпоху наибольшей популярностью пользуются конкретные, прагматические модели оказания помощи типа “делай так-то и так-то”, и некоторым практикам изложенный здесь подход может показаться непривлекательным. Выступая в течение нескольких последних лет с лекциями об эволюционной когнитивной психотерапии, я выслушивал также упреки в том, что наш подход не представляет ничего нового и содержит лишь несколько иначе сформулированные положения известных школ психотерапии, к которым мои оппоненты относились по-разному. Назывались, например, психоанализ, гуманистический подход, гештальт и т. д. ). Эти факты вновь свидетельствуют о том, что люди отдают предпочтение четким, вполне определенным и неизменным категориям и могут сопротивляться интегративным или новым точкам зрения. И последнее: если подход, изложенный мною, применять на практике и оценивать, руководствуясь принципами эволюционизма, то он неизбежно претерпит изменения в испытаниях будущего, — подвергаясь как критике, так и одобрению за свою гибкость. Так что посмотрим.

Биография

Майкл Дж. Махони является профессором психологии в Калифорнийском университете (Санта-Барбара). Степень доктора он получил в Стэнфордском университете. Он автор двенадцати книг и многочисленных научных статей, участник “когнитивной революции” в психологии. Махони способствует установлению связей между когнитивным и клиническим подходами. Он лауреат нескольких премий, одну из которых получил за вышедшую в 1974 г. книгу “Когнитивные процессы и изменение поведения” (“Cognition and Behavior Modification”).

Махони является членом редакционных советов двенадцати научных журналов. С 1978 г. он сотрудничает с Олимпийским комитетом США, разрабатывая проблемы психологии спорта. Круг его интересов включает основные процессы психологического развития и психотерапии, теоретические и философские вопросы, психологию науки, психологию здоровья и психологию спорта. В своей книге “Процессы изменения человека: как способствовать развитию индивида” (“Human Change Processes: Notes on the Facicitation of Personal Development”) он предпринимает попытку интеграции результатов исследований, осуществленных в ряде научных дисциплин и касающихся понимания психологических изменений и методов, способствующих им.

Литература

Mahoney, M. J. (1990). Human change processes: Notes on the facilitation of personal development. New York: Basic Books.

Radnitzky, G., & Bartley, W. W. (Eds. ). (1987). Evolutionary epistemology, theory of rationality, and sociology of knowledge. LaSalle, IL: Open Court.

VI. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ

ФИЛОСОФСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Поиски смысла жизни — как внутриличностного, в терминах ценностей и духовности, так и внеличностного, в терминах роли индивида в его отношениях с себе подобными, культурой и космосом, — традиционно считаются сферой философии и религии. Та или иная функциональная философия может стать предпосылкой гармоничной эмоциональной жизни. В настоящей главе рассматриваются современные направления психотерапии, имеющие философский базис.

Как уже отмечалось в главе III, направления психотерапии, описываемые здесь, и направления, уделяющие основное внимание аффективному осознанию, имеют общие исторические корни. Для них характерно в высшей степени уважительное отношение к феноменологии и индивидуальности клиента. Основное положение, которым руководствуются психотерапевты философской ориентации, заключается в том, что качество жизненного опыта человека зависит от его убеждений, касающихся культуры, его философии и этических ценностей, а также духовного развития, поскольку именно они оказывают влияние на ход его жизни. В этой связи первичными “единицами анализа” выступают идиосинкразические аспекты клиента, а также отношение клиента к культуре, в которой он живет, и к космосу.

Что касается исторических корней представленных здесь подходов, то они многочисленны. И один из них — исследование изначального поиска человеком смысла. Ни один из них, однако, не выступал формально в роли психотерапии до появления “третьей силы” — гуманистической психологии, созданной трудами ее основоположников — Карла Роджерса, Фрица Перлза и Абрахама Маслоу.

Виктор Франкл, Ролло Мэй и Джеймс Бьюдженталь были одними из первых терапевтов, обратившихся к философии для решения проблем психотерапии. В трансперсональных подходах вопрос духовности (традиционно считавшийся сферой интересов религии) соединяется с проблематикой исцеления или личностного роста. При рассмотрении контекста (то есть культуры), в котором действует индивид, оказывается, что в роли решающего фактора выступают нравы и история.

Эта глава состоит из трех больших разделов: подходы, ориентированные на культуру; личностный смысл; трансцендентные подходы. В разделе, посвященном подходам, ориентированным на культуру, рассматривается отношение человека к обществу, в котором он живет. Томас Зац рассматривает психотерапию и психопатологию в свете существующих в обществе представлений о них (возможно, предвзятых). Джефферсон Фиш обращается к феномену психотерапии и анализирует социальное окружение в качестве контекста, в котором проводится психотерапия. Стэнли Криппнер рассматривает различные формы народной медицины как один из вариантов психотерапии, указывая на отчетливые черты сходства целительства в радикально отличающихся культурах.

В разделе “Личностный смысл” представлены направления психотерапии, в меньшей степени ориентированные на культуру и уделяющие наибольшее внимание проблематике смысла, с которой сталкивается индивид. Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь и Стивен Де-Берри рассказывают о своих экзистенциально-гуманистических направлениях психотерапии, а Кейт Хеллер дает сжатый обзор экзистенциальной психотерапии. Джордж С. Говард рассматривает поиск смысла как главную задачу жизни индивида на каждом ее этапе.

В разделе, посвященном трансцендентной психотерапии, рассматриваются различные аспекты неординарного функционирования. В трансперсональной психотерапии Аллана Чинема духовный аспект личности трактуется как один из факторов здоровья. Покойный ныне Р. Д. Лэйнг рассказывает о своем подходе, основыванном на бессознательной коммуникации. Дэвид Файнштейн рассматривает роль личностной мифологии в духовной жизни индивида.

1. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

НА КУЛЬТУРУ

Миф о психотерапии

Томас С. Зац

Определение

Вопрос “Психотерапия — что это? ” предполагает существование психотерапии. Я это существование отрицаю. Подобно понятию “душевная болезнь”, психотерапия — это метафора, и, будучи расширенной метафорой, она представляет собой миф. Метафора — это использование какого-либо слова вне его буквального значения. О значении метафоры приходится догадываться из контекста, в котором она используется. Термин “психотерапия” может использоваться как феноменологическая метафора. Так, например, когда мы советуем индивиду действовать определенным образом, чтобы справиться с трудностями в его семейных отношениях, то звучит это так, как если бы мы советовали ему действовать определенным образом, чтобы справиться с диабетом, которым он страдает. Это понятие может служить стратегической метафорой, например, при назывании тюремного заключения “терапией”, — не потому, что оно действительно похоже на медицинскую терапию, а для того, чтобы уподобить его медицинскому лечению и тем самым оправдать с медицинской, моральной и юридической точек зрения.

Краткая характеристика

Для меня психотерапия заключается в том, чтобы слушать и говорить. Кроме того, поскольку разговор в психотерапии идет о том, как люди должны жить, то совершенно очевидно, что она является скорее пастырско-экзистенциальной, чем медицинско-терапевтической деятельностью. Но психотерапию понимают иначе. В настоящее время в науке, медицине, психологии, праве, политике, журналистике, повседневной жизни официально считается, что психотерапия — это “терапия”. Такое убеждение подобно религиозной вере в пресуществление святых даров. Признание пресуществления мифом не означает, что освященные хлеб и вино не существуют; это означает лишь, что для некатоликов хлеб и вино не есть тело и кровь Иисуса, а только освященные хлеб и вино.

Подобным же образом, утверждая, что психотерапия является мифом, мы не имеем в виду, что не существует поведения людей, называемых клиентами и психотерапевтами. Мы подразумеваем лишь то, что для отвергающих буквализм метафорических терапий подобное поведение будет не терапией, а только утверждениями и действиями людей, называющих себя клиентами и психотера­певтами.

Коротко говоря, термин “психотерапия” обозначает различные принципы (секулярной, то есть светской) этики и их применение на практике. Таким образом, каждый метод и каждая школа психотерапии представляет собой систему прикладной этики, выраженную в идиоме лечения. Каждый из этих методов и каждая из школ несет на себе отпечаток особенностей личностей их основателей и приверженцев, их устремлений и ценностей.

Когда я провожу то, что другие называют психотерапией (я готов отвергнуть этот термин в любой момент), я понимаю и себя, и своего клиента как людей, между которыми установились близкие человеческие отношения. Клиент — не больной, и я не лечу его. Цель и смысл наших отношений (“автономной психотерапии”, если им обязательно надо дать название) заключается в поддержке, которую мы оказываем друг другу. Моя задача состоит в том, чтобы клиент лучше узнал себя, других и окружающий его мир и тем самым обрел боґльшую свободу выбора и взял на себя боґльшую ответственность за свою жизнь. Для этого используются весьма тонкие средства, которые невозможно описать кратко. Они выстраиваются вокруг контракта, заключаемого между клиентом и психотерапевтом, и наилучшим образом определяются путем указания ограничений власти терапевта. Таким образом, в автономной психотерапии совершенно нет места какому-либо отступлению от конфиденциальности, вмешательству психотерапевта в жизнь клиента и, как правило, принуждению и обману. Это означает, что психотерапевт ни при каких обстоятельствах не может принуждать клиента и не может отступать от принятой им и зафиксированной контрактом роли в ответ на давление со стороны клиента.

Критические замечания

Поскольку между людьми существуют большие различия и поскольку психотерапия представляет собой определенный тип человеческих отношений, в прошлом сложилось много форм психотерапии. Новые формы психотерапии будут складываться и в будущем. Поскольку я высоко ценю свободу личности и разнообразие человеческой натуры, в психотерапии я отдаю предпочтение плюралистическому подходу — точно так же, как ценю плюрализм в религии, политике и семейных отношениях. Разные люди ищут (и получают) различные виды психотерапевтической помощи в решении проблем своей жизни, точно так же, как разные люди исповедуют различные религии и создают различные правительственные институты.

Поэтому было бы бессмысленно сравнивать различные направления психотерапии и считать, что одно из них лучше, а другие — хуже. Это так же бессмысленно, как атеисту утверждать, что какая-то религия лучше другой. Люди проявляют склонность устанавливать разные связи, удовлетворяющие их различные потребности. Хорош или плох тот или иной брак, зависит от того, насколько партнеры удовлетворяют в нем свои потребности. Так и психотерапевтические отношения можно назвать хорошими или плохими в зависимости от того, насколько гармоничным бывает сотрудничество клиента и психотерапевта для достижения общей цели. (И единственный способ убедиться в том, что они осуществляют подобное сотрудничество, заключается в наблюдении, действуют ли они совместно или, по сути, разошлись в разные стороны. )

Мне нравится проводить “автономную психотерапию”, и люди, обратившиеся в поисках “психотерапии” ко мне, обычно бывают довольны тем, что получают в обмен на те деньги, которые они мне платят. Но я знаю людей (“психотерапевтов”), которым нравится подвергать людей воздействию электрошока и лекарств и советовать им, как жить. Я знал также людей (“пациентов”), просивших назначить им электрошоковое лечение, лекарства и дать советы. Как говорится, “чтобы станцевать танго, нужны двое”.

Поскольку психотерапия тесно связана с медициной и психологией, а также с религией и правом, в любом обществе имеются влиятельные силы, стремящиеся поставить психотерапию на службу государству и господствующей этике. Конечно же, такое происходит и в Соединенных Штатах. Однако, в силу существующей у нас традиции невмешательства в дела религии и свободы слова, подкрепленной Первой поправкой к конституции, и в силу явного сходства того, что в прошлом называли “исцелением душ”, с тем, что теперь называют “психотерапией”, в нашей стране психотерапевты различных направлений имели и имеют возможность осуществлять различные виды психотерапии, а клиенты — отдавать предпочтение психотерапевтам того или иного типа. В настоящее время мы становимся свидетелями все большего проникновения медицины в психотерапию и одновременно усиления экономического, юридического и политического контроля над медициной со стороны государства. В складывающемся экономико-политическом климате имеется возможность выживания различных форм психотерапии, но далеко не все из них будут процветать. Признает ли государство одно или несколько направлений психотерапии и будет ли запрещать саму практику и выбор клиентами других видов психотерапии, не получивших одобрения? Поживем — увидим.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.