МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ 2 страница
3. 33. В качестве емкостей для хранения ПВК жидкости следует предусматривать горизонтальные резервуары и стальные бочки.
Вместимость расходной емкости для ПВК жидкости должна быть не менее суточного расхода.
Резервуары должны быть хорошо изолированы от грунта и иметь дыхательную арматуру, обеспечивающую хранение с избыточным давлением 0, 04 МПа, и вакуумом до 0, 01 МПа .
Запрещается хранить ПВК жидкость в емкостях, изготовленных из алюминия и его сплавов или имеющих внутреннее антикоррозионное или лакокрасочное покрытие.
3. 34. Необходимо предусматривать фильтрацию ПВК жидкости до 12-16 мкм, а ввод ее в авиатопливо производить только после топливных фильтров.
3. 35. На складах ГСМ следует предусматривать сооружения и устройства для приема, хранения и выдачи противообледенительной жидкости, а также для приготовления и подогрева ее водных растворов до температуры .
Количество резервуаров для хранения противообледенительной жидкости следует принимать по числу ее марок, минимальная вместимость должна составлять 45-суточный запас.
Резервуары, предназначенные для подогрева водных растворов противообледенительной жидкости, должны быть теплоизолированы и оснащены средствами подогрева и контроля.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЗС
3. 36. В качестве специального оборудования систем ЦЗС используется заправочные агрегаты, гидрантные колонки, гидроамортизаторы и системы управления насосами.
3. 37. Заправочные агрегаты (ЗА) могут применяться двух видов - подвижные и стационарные.
При подземном расположении стационарного ЗА он должен находиться на расстоянии не менее 9 м от продольной оси воздушного судна и 6 м от осевой линии основных шасси в сторону его движения. Во всех случаях стационарный ЗА следует располагать вне контуров проекции воздушного судна.
Количество стационарных ЗА следует принимать по числу мест стоянок воздушных судов, обслуживаемых системой ЦЗС, из расчета один ЗА на каждое место стоянки. В отдельных случаях, при соответствующем обосновании, допускается установка на одной стоянке двух ЗА, а также использование одного ЗА для двух стоянок.
3. 38. Гидрантные колонки применяются в системах ЦЗС с использованием подвижных ЗА.
Количество гидрантных колонок в системе ЦЗС необходимо принимать в зависимости от типов воздушных судов:
- для обслуживания воздушных судов I группы места стоянки следует оборудовать двумя гидрантными колонками на каждую стоянку;
- в остальных случаях допускается применение одной гидрантной колонки на каждом месте стоянки.
При установке на одной стоянке двух гидрантных колонок их следует располагать симметрично на расстояния 9 м от продольной оси воздушного судна и 6 м от осевой линии основных шасси в направления движения воздушного судна.
При установке одной гидрантной колонки ее следует располагать на указанных выше расстояниях справа от продольной оси воздушного судна.
Во всех случаях гидрантные колонки должны располагаться вне контуров проекции воздушного судна.
3. 39. Для защиты трубопроводов и оборудования объектов авиатопливообеспечения и в особенности системы ЦЗС от повышенных давлений при гидравлических ударах необходимо предусматривать гидроамортизаторы.
Максимальное давление, возникавшее в системе ЦЗС при гидроударе, не должно превышать испытательного давления установленной на трубопроводе технологической и специальной арматуры.
Расчет системы на гидравлический удар необходимо производить, исходя из условия внезапной остановки насосных агрегатов при максимальной производительности насосной станции, а также одновременного отключения не менее двух гидрантных колонок.
ЛАБОРАТОРИЯ ГСМ
3. 40. Лаборатории контроля качества авиаГСМ на предприятиях гражданской авиации подразделяются на три класса:
- лаборатории ГСМ I и II классов оснащаются стационарным оборудованием, позволяющим производить полные анализы ГСМ;
- лаборатории III класса оснащаются стационарным или передвижным оборудованием для проведения приемосдаточных и контрольных анализов ГСМ.
Класс лаборатории, как правило, должен соответствовать классу аэропорта. Для аэропортов IV-V классов следует предусматривать лаборатории III класса.
Лаборатории ГСМ должны размещаться в производственном здании склада ГСМ или в отдельном здании не ниже II степени огнестойкости вдали от источников вибрации, помещений с пониженной влажностью, высокой температурой.
Для работы с жидкостью НГЖ-4 следует предусматривать отдельное специально оборудованное помещение в соответствии с требованиями " Инструкции по использованию жидкости НГЖ-4 на самолетах ГА и правил техники безопасности при работе с ней в условиях эксплуатационных предприятий ГА", утвержденной МГА.
4. МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
4. 1. Механизация и автоматизация основных технологических процессов на объектах авиатопливообеспечения должна осуществляться средствами механизации и автоматизации, предусмотренными " Сводным табелем средств механизации и автоматизации основных технологических процессов в аэропортах гражданской авиации", утвержденным МГА.
4. 2. Объемы автоматизации технологических операций склада ГСМ и системы ЦЗС следует принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 3.
Уровень механизации и степень автоматизации должны быть не ниже величин, указанных в табл. 4.
Таблица 4
НОРМАТИВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕКТОВ
АВИАТОПЛИВООБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ВАРИАНТАМ КОМПОНОВКИ
Основные экономические
| Варианты компоновки объектов авиатопливообеспечения
| показатели в зависимости от расхода топлива
| Рас-
ходный склад ГСМ
сов-
| Расходный склад ГСМ и отдельно система ЦЗС
| Перевалочный и расходный склады ГСМ и отдельно система ЦЗС
| Перевалочный и расходный склады ГСМ совместно с системой ЦЗС
|
| местно с системой ЦЗС
| Расходный склад
| ЦЗС
| Перева-
лочный склад
| Рас-
ходный склад
| ЦЗС
| Перева-
лочный склад
| Расход-
ный склад сов-
местно с ЦЗС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные капитальные вложения,
| 403
| 180
|
|
|
|
|
|
| *) Здесь и далее показатели отнесены к заправляемого топлива. Производительность труда приведена в заправляемого топлива на 1 чел. в год
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 222
| 139
|
|
|
|
|
|
| на оборудование
| 181
| 41
|
|
|
|
|
|
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 67
| 30
|
|
|
|
|
|
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные трудозатраты,
чел. -
| 25, 13
| 26, 12
|
| 29, 13
|
|
| 28, 52
|
| Удельные энергозатраты,
| 0, 147
| 0, 164
|
| 0, 216
|
|
| 0, 202
|
| Уровень механизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| Степень автоматизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные капитальные вложения,
| 456
| 219
|
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 261
| 170
|
|
|
|
|
|
| на оборудование
| 195
| 49
|
|
|
|
|
|
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 76
| 35
|
|
|
|
|
|
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные трудозатраты,
чел. -
| 28, 07
| 28, 82
|
| 32, 31
|
|
| 31, 56
|
| Удельные энергозатраты,
| 0, 152
| 0, 193
|
| 0, 224
|
|
| 0, 210
|
| Уровень механизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| Степень автоматизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные капитальные вложения,
| 512
| 283
|
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 298
| 220
|
|
|
|
|
|
| на оборудование
| 214
| 63
|
|
|
|
|
|
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 86
| 43
|
|
|
|
|
|
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные трудозатраты, чел. -
| 32, 30
| 33, 29
|
| 38, 22
|
|
| 37, 24
|
| Удельные энергозатраты,
| 0, 177
| 0, 227
|
| 0, 263
|
|
| 0, 245
|
| Уровень механизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| Степень автоматизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные капитальные вложения,
| 647
| 359
|
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 406
| 280
|
|
|
|
|
|
| на оборудование
| 241
| 79
|
|
|
|
|
|
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 108
| 55
|
|
|
|
|
|
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные трудозатраты,
чел. -
| 40, 69
| 43, 18
|
| 48, 66
|
|
| 47, 16
|
| Удельные энергозатраты,
| 0, 157
| 0, 201
|
| 0, 233
|
|
| 0, 216
|
| Уровень механизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| Степень автоматизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные капитальные вложения,
| 800
| 479
|
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 534
| 374
|
|
|
|
|
|
| на оборудование
| 266
| 105
|
|
|
|
|
|
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 127
| 68
|
|
|
|
|
|
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные трудозатраты,
чел. -
| 48, 31
| 51, 87
|
| 59, 01
|
|
| 57, 58
|
| Удельные энергозатраты,
| 0, 224
| 0, 287
|
| 0, 333
|
|
| 0, 309
|
| Уровень механизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| Степень автоматизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные капитальные вложения,
| 1016
| 663
|
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 702
| 516
|
|
|
|
|
|
| на оборудование
| 314
| 147
|
|
|
|
|
|
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 154
| 88
|
|
|
|
|
|
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные трудозатраты,
чел. -
| 54, 43
| 58, 40
|
| 69, 33
|
|
| 66, 40
|
| Удельные энергозатраты,
| 0, 299
| 0, 384
|
| 0, 445
|
|
| 0, 414
|
| Уровень механизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| Степень автоматизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные капитальные вложения,
| 1426
|
|
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 1022
|
|
|
|
|
|
|
| на оборудование
| 404
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 193
|
|
|
|
|
|
|
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные трудозатраты,
чел. -
| 60, 84
| 67, 38
|
| 77, 20
|
|
| 72, 29
|
| Удельные энергозатраты,
| 0, 496
| 0, 638
|
| 0, 738
|
|
| 0, 687
|
| Уровень механизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| Степень автоматизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные капитальные вложения,
| 1678
|
|
|
|
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 1242
|
|
|
|
|
|
|
| на оборудование
| 436
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 234
|
|
|
|
|
|
|
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
|
|
|
|
|
|
|
| Удельные трудозатраты,
чел. -
| 76, 88
| 84, 27
|
| 101, 53
|
|
| 91, 67
|
| Удельные энергозатраты,
| 0, 723
| 0, 933
|
| 1, 079
|
|
| 1, 005
|
| Уровень механизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| Степень автоматизации, %
|
|
|
|
|
|
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
| 36, 5
| -
| -
| -
| -
| -
| 36, 5
|
| Удельные капитальные вложения,
| 2696
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 2019
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| на оборудование
| 676
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 348
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| Удельные трудозатраты,
| 99, 18
| -
| -
| -
| -
| -
| 124, 05
|
| Удельные энергозатраты,
| 1, 398
| -
| -
| -
| -
| -
| 1, 956
|
| Уровень механизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| Степень автоматизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
| 18, 3
| -
| -
| -
| -
| -
| 18, 3
|
| Удельные капитальные вложения,
| 4519
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 3618
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| на оборудование
| 901
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 533
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| Удельные трудозатраты,
чел. -
| 119, 1
| -
| -
| -
| -
| -
| 168, 5
|
| Удельные энергозатраты,
| 0, 562
| -
| -
| -
| -
| -
| 0, 784
|
| Уровень механизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| Степень автоматизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные капитальные вложения,
| 6736
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 5409
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| на оборудование
| 1327
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 781
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные трудозатраты,
| 164, 7
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные энергозатраты,
| 0, 929
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Уровень механизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Степень автоматизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
| 5, 5
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные капитальные вложения,
| 7854
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 6400
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| на оборудование
| 1454
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 993
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные трудозатраты,
чел. -
| 264, 0
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные энергозатраты,
| 0, 955
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Уровень механизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Степень автоматизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
| 4, 0
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные капитальные вложения,
| 7175
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 5326
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| на оборудование
| 1850
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 936
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные трудозатраты,
| 272, 0
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные энергозатраты,
| 1, 257
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Уровень механизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Степень автоматизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ РАСХОД АВИАТОПЛИВА
| Годовой объем заправляемого топлива,
| 2-0, 4
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные капитальные вложения,
| 8750
38750
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| В том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
| на строительно-монтажные работы
| 6900
29500
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| на оборудование
| 1850
9250
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные эксплуатационные расходы,
| 1175
5800
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Производительность труда одного работника службы ГСМ,
| 500 - 100
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные трудозатраты,
| 364, 0
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Удельные энергозатраты,
| 2, 417- 11, 345
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Уровень механизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| Степень автоматизации, %
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|