Одноминутный менеджер 2 страница
- Именно так, - воскликнул Тренель, - вы способный ученик.
| - Спасибо, - сказал молодой человек, весьма довольный собой. – Но позвольте мне все это кратко законспектировать. Я хочу запомнить.
| Сделав все необходимые записи в маленький синий блокнот, который он носил с собой, молодой человек спросил:
| - Если Одноминутная Целеустановка – первый секрет того, как стать Одноминутным Менеджером, каковы остальные два?
| Тренель улыбнулся, посмотрел на часы и сказал:
| - Почему бы вам не расспросить об этом мистера Ливая? Вы ведь договорились о встрече с ним?
| Молодой человек удивился. Откуда Тренель мог это знать?
| - Да, - сказал он, пожимая руку Тренелю. – Огромное спасибо за то, что уделили мне время.
| - Всегда рад, - ответил Тренель. – Чего-чего, а времени у меня сейчас достаточно. Я ведь и сам понемногу становлюсь Одноминутным Менеджером.
|
Второй секрет: Одноминутные похвалы
| Когда молодой человек покинул кабинет Тренеля, его вдруг осенила простота того, что он услышал.
| «Это определенно здравая идея. Ведь как можно быть эффективным менеджером, пока ты и твои люди не знают точно, что им делать. И каков эффективный способ сделать так, чтобы они это знали? » - подумал он.
| Молодой человек прошел через все здание и поднялся на лифте на второй этаж. Войдя в кабинет мистера Ливая, он удивился молодости хозяина кабинета. Ливаю было, вероятно, около 30.
| - Ну что, познакомились со стариком? Славный человек, не так ли?
| Он уже начинал привыкать, что Одноминутного Менеджера называют «славным человеком».
| - Полагаю, что так, - ответил молодой человек.
| - Он вам говорил, что он Одноминутный Менеджер? – спросил Ливай.
| - Конечно. А что, это неправда? – спросил в ответ молодой человек и удивился бы, если услышал ответ, отличный от того, что сказал Тренель.
| - Не могу сказать. Я его почти не вижу.
| - Вы хотите сказать, что никогда не получаете от него помощи? – спросил молодой человек.
| - Почти никакой, хотя он уделяет мне довольно много времени, когда поручает мне какую-то новую работу.
| - Да, я знаю об Одноминутной Целеустановке, - перебил его молодой человек.
| - Вообще-то я имел в виду не Одноминутную Целеустановку. Я подразумевал Одноминутные Похвалы.
| - Одноминутные Похвалы? – переспросил молодой человек. – Это, может быть. Второй секрет становления Одноминутным Менеджером?
| - Да, именно так. Когда я только приступил к работе здесь, Одноминутный Менеджер очень четко дал мне понять, что он намерен делать.
| - Что же это было? – спросил посетитель.
| - Он сказал, что мне будет гораздо легче работать, если я буду знать его абсолютно четкое мнение о моей работе. Он сказал также, что желает мне успеха. Он хотел бы, чтобы я стал большим подспорьем для организации и радовался своей работе. Он сказал, что поэтому он будет стараться самым недвусмысленным образом давать мне знать, когда я работаю хорошо, а когда плохо. А потом предупредил меня, что поначалу это может быть не очень приятно для нас обоих.
| - Почему? – спросил гость.
| - Потому что большинство менеджеров не управляет людьми таким образом и люди не привычны к этому. Но он уверил меня, что такая обратная связь очень поможет мне.
| - Не могли бы вы привести пример того, о чем говорите? – попросил молодой человек.
| - Конечно, - ответил Ливай. – Вскоре, после того как я приступил к работе, я заметил, что после Одноминутной Целеустановки менеджер оставался в тесном контакте со мной.
| - Что вы называете «тесным контактом»? – спросил молодой человек.
| - Тесный контакт поддерживался двумя способами, - пояснил Ливай. – Во-первых, он пристально следил за моей деятельностью. Казалось, он всегда неподалеку. Во-вторых, он заставлял меня вести подробные записи своего прогресса и присылать ему их.
| - Это интересно, - сказал молодой человек. – Зачем это ему?
| - Сначала я думал, что он шпионит, не доверяет мне. Потом я узнал от других его подчиненных, зачем он это делает.
| - Так зачем же? – нетерпеливо спросил молодой человек.
| - Он старался поймать меня на чем-нибудь хорошем, - сказал Ливай.
| - Поймать на чем-нибудь хорошем? – удивленно переспросил молодой человек.
| - Да, - ответил Ливай. – У нас есть девиз: « Помогайте людям реализовать их потенциал. Ловите их на том, что они что-то делают правильно ».
| - В большинстве организаций менеджеры тратят большую часть своего времени, стараясь поймать людей на чем? – спросил он молодого человека.
| Молодой человек улыбнулся и сказал со знанием дела:
| - На том, что делают что-то неправильно.
| - Верно! – сказал Ливай. – А мы делаем акцент на позитиве. Мы ловим людей на том, что они что-то делают правильно.
| Молодой человек что-то записал в свой блокнот, после чего спросил:
| - Мистер Ливай, а что происходит, когда Одноминутный Менеджер ловит вас на чем-нибудь хорошем?
| - Тогда он раздает Одноминутные Похвалы, - с явным удовольствием отозвался Ливай.
| - Что это значит? – поинтересовался молодой человек.
| - Когда он видит, что вы что-то сделали правильно, он подходит и кладет руку на плечо и дружелюбно касается вас – входит в контакт.
| - Его прикосновение не мешает вам? – спросил молодой человек.
| - Отнюдь! – возразил Ливай. – Наоборот, помогает. Я знаю, что он заботится обо мне и желает мне успеха. Он говорит: «Чем больше преуспевают ваши подчиненные, тем выше поднимаетесь вы сами по карьерной лестнице».
| - Когда он входит в контакт, это длится одно мгновение, но еще раз подтверждает, что мы с ним на одной стороне. После этого он смотрит вам прямо в глаза и в точности говорит вам прямо в глаза и в точности говорит вам, что вы сделали правильно и как ему это приятно.
| - Никогда не слышал, чтобы менеджеры так поступали, - вмешался молодой человек. – Должно быть, вы чувствуете себя при этом очень хорошо.
| - Конечно, - подтвердил Ливай. – ПО нескольким причинам. Во-первых, я получаю похвалу сразу после того, как я что-то сделал правильно. Мне не приходится ждать ежегодного собрания, если вы понимаете, что я имею ввиду.
| - Во-вторых, - продолжал Ливай, - поскольку он четко конкретизирует, что я сделал правильно, я знаю, что он говорит искренне и действительно понимает, чем я занимаюсь. В-третьих, он последователен.
| - Последователен? – переспросил молодой человек.
| - Да, - подтвердил Ливай. – Если я работаю хорошо и заслуживаю похвалы, он хвалит меня, даже когда в других областях дела идут неважно. Он может быть обеспокоен другими вопросами, но он реагирует на мои успехи, а не свои тревоги. И я очень ценю это.
| - Не отнимают ли все эти похвалы слишком много времени у менеджера? – спросил молодой человек.
| - Нет, - сказал Ливай. – Помните, что не нужно хвалить кого-то очень долго, чтобы он понял, что вы заметили его успех и заботитесь о нем. Обычно это занимает не более минуты.
| - И потому это называется Одноминутной Похвалой, - произнес молодой человек, записывая то, что узнал.
| - Верно, - подтвердил Ливай.
| - И он постоянно пытается поймать вас на чем-то хорошем? – спросил молодой человек.
| - Нет, конечно, - ответил Ливай. – Он делает это, когда вы только начинаете какой-то новый проект, или приступаете к новым обязанностям. Когда вы достаточно входите в курс дела, его вы уже практически не видите.
| - Почему? – спросил молодой человек.
| - Потому что и у вас и у него есть другие возможности понять, заслуживает ли ваша работа похвалы. Вы оба можете анализировать данные в информационной системе – цифры продаж, расходы, производственные графики и так далее. И, кроме того, - добавил Ливай, - через некоторое время вы сами начинаете себя ловить на чем-то хорошем и хвалить себя. Вы всегда думаете, за что бы он мог вас похвалить еще раз, и это подстегивает вас, даже когда его нет поблизости. Все очень просто. Я никогда в своей жизни не работал так интенсивно, как сейчас.
| - Это действительно интересно, - прокомментировал молодой человек. – Таким образом, Одноминутная Похвала есть секрет того, как стать Одноминутным Менеджером.
| - Да, пожалуй, - сказал Ливай, улыбаясь. Ему нравилось наблюдать, как кто-то еще узнает секреты Одноминутного Управления.
| Заглянув в свои записи, посетитель вкратце повторил все, что узнал об Одноминутной Похвале.
|
Одноминутные Похвалы: резюме
| Одноминутная Похвала хорошо воздействует, когда вы:
| 1. Говорите людям в лицо, что вы собираетесь высказать свое мнение об их работе.
| 2. Хвалите людей, не откладывая.
| 3. Конкретно говорите людям, что они сделали правильно.
| 4. Говорите людям, как вам приятно то, что они сделали правильно, как это поможет организации и всем работающим в ней.
| 5. Делаете паузу, чтобы дать им почувствовать, как вам приятно.
| 6. Побуждайте их добиваться еще больших успехов.
| 7. Пожимаете руки или иным образом устанавливаете контакт, чтобы стало ясно, что вы поддерживаете их работу в организации.
|
- Каков же третий секрет? – горя от нетерпения спросил молодой человек.
| Ливай рассмеялся, радуясь энтузиазму собеседника, поднялся со своего стула и сказал:
| - Почему бы вам не спросить об этом у миссис Браун? Как я понимаю, вы планировали поговорить и с ней тоже?
| - Да, - признался молодой человек. – Что ж, спасибо, что уделили мне столько времени.
| - Это ничего, - возразил Ливай. – Времени у меня теперь много – вы же видите, что я сам теперь Одноминутный Менеджер.
| Посетитель улыбнулся. Он уже слышал это где-то раньше.
| Ему захотелось подумать над тем, что он узнал. Он покинул здание и пошел по тропинке среди деревьев. Его вновь поразили простота и разумность того, что он услышал. «С эффективностью такого подхода – ловить людей на том, что они делают правильно, - не поспоришь, - думал он, - особенно когда они знают, что им нужно делать и что понимается под хорошим исполнением».
| «Но действительно ли эти Одноминутные Похвалы результативны? – гадал он. – Приносят ли все эти идеи насчет Одноминутного Управления реальные результаты – итоговые результаты? »
| Пока он прогуливался, его любопытство касательно результатов нарастало. Поэтому он вернулся к секретарше Одноминутного Менеджера и попросил ее договориться о переносе встречи с миссис Браун на следующее утро.
| - Завтра утром получится, - сказала мисс Меткалф, повесив трубку. – Миссис Браун велела передать вам, что вы можете зайти в любое время, кроме пятницы утром.
| Потом она позвонила в город и договорилась о другой встрече, о которой попросил молодой человек. Ему захотелось поговорить с миссис Гомес, работавшей в главном офисе компании.
| - У них есть информация обо всех предприятиях и подразделениях компании, - сказала ему мисс Меткалф со знанием дела. – Я уверена, что вы найдете там все, что нужно.
| Он поблагодарил ее и ушел.
| Пообедав, молодой человек отправился на встречу с миссис Гомес, женщиной лет сорока с небольшим, выглядевшей весьма компетентной. Перейдя к делу, молодой человек спросил:
| - Не могли бы вы сказать, какое из ваших подразделений по всей стране работает наиболее продуктивно и эффективно. Я бы хотел сравнить это с деятельностью так называемого Одноминутного Менеджера.
| Он не смог удержаться от смеха, когда миссис Гомес ответила:
| - Ну, нам не придется долго искать, потому что подразделение Одноминутного Менеджера как раз и есть то, о чем вы спрашиваете, - самое продуктивное и эффективное из всех наших предприятий. Он славный человек, не так ли?
| - Это невероятно, - сказал молодой человек. – Может, у него самое лучшее оборудование?
| - Вовсе нет, - сказала миссис Гомес. – Напротив, довольно старое.
| - И все-таки тут что-то не так, - произнес молодой человек, все еще недоумевая по поводу управленческого стиля старика. – Скажите, он теряет многих людей? У него большая текучесть кадров?
| - Если вдуматься, - сказала миссис Гомес, - у него действительно большая текучесть кадров.
| - Ага! – воскликнул молодой человек, полагая, что он что-то нашел.
| - Что происходит с этими людьми, когда они покидают Одноминутного Менеджера? – поинтересовался молодой человек.
| - Они возглавляют новые подразделения, - быстро ответила миссис Гомес. – Проработав у него пару лет, они говорят: «Кому нужен менеджер? » У него лучшая в мире подготовка кадров. Когда у нас открывается вакансия и требуется менеджер, мы звоним ему. У него всегда есть кто-нибудь наготове.
| Потрясенный молодой человек поблагодарил миссис Гомес за уделенное ему время. Но на этот раз получил иной ответ.
| - Я рада, что смогла уделить вам минутку сегодня, - сказала она. – В остальные дни недели я очень занята. Хотелось бы мне знать секреты Одноминутного Менеджера. Было бы здорово съездить к нему и поговорить, но у меня совершенно нет времени.
| Молодой человек, улыбнувшись, сказал:
| - Я подарю вам эти секреты, когда сам узнаю их. Он как раз открывает их мне.
| - Это был бы бесценный подарок, - сказала миссис Гомес. Она обвела глазами кавардак, царивший в ее кабинете, и добавила:
| - Мне пригодилась бы любая помощь.
| Молодой человек покинул кабинет миссис Гомес и вышел на улицу, качая головой. Он с нетерпением ждал следующего дня – когда он узнает третий секрет того, как стать Одноминутным Менеджером.
|
Третий Секрет: Одноминутные Выговоры
| На следующее утро ровно в девять он был в кабинете миссис Браун. Его поприветствовала весьма изящно одетая женщина в возрасте около 60 лет. Услышав привычную фразу «Он славный человек, не правда ли? », он на этот раз без колебаний и совершенно искренне ответил:
| - Он говорил вам, что он Одноминутный Менеджер? – спросила миссис Браун.
| - Об этом все говорят, - усмехаясь, ответил молодой человек. – А что, это неправда? – спросил он на всякий случай.
| - Не знаю. Я его почти не вижу.
| - Вы хотите сказать, что не слишком часто контактируете с ним, кроме еженедельных собраний?
| - Да, довольно редко. Разумеется, кроме тех случаев, когда я делаю что-нибудь неправильно, - сказала миссис Браун.
| Молодой человек был в шоке.
| - Вы хотите сказать, что видите Одноминутного Менеджера, только когда что-то делаете неправильно?
| - Да. Вернее, почти так, - сказала миссис Браун.
| - Но мне казалось, что главный девиз здесь – ловить людей на том, что они делают правильно.
| - Совершенно верно, - согласилась миссис Браун. – Но вы должны знать кое-что обо мне.
| - Что же? – спросил молодой человек.
| - Я работаю здесь несколько лет. Я знаю работу подразделения вдоль и поперек, и потому Одноминутный Менеджер почти не занимается со мной постановкой целей. Я обычно просто записываю свои цели и отсылаю ему.
| - И каждая цель на отдельном листе бумаги? – вставил молодой человек.
| - Вы правы. И не более 250 слов, чтобы чтение занимало у меня или Одноминутного Менеджера не более минуты.
| - Еще одним моим важным качеством является то, что я люблю свою работу. Поэтому Одноминутные Похвалы я большей частью раздаю себе сама. Я считаю, что, если сам себя не похвалишь, кто похвалит? Одна моя подруга научила меня девизу: «Если ты не трубишь в свой рог, кто-то другой воспользуется им как плевательницей».
| Молодой человек улыбнулся. Ему понравилось чувство юмора собеседницы.
| - А ваш менеджер когда-нибудь хвалит вас? – спросил он.
| - Иногда хвалит, но ему не приходится делать этого слишком часто, потому мне хватает моих собственных похвал, - ответила миссис Браун. – Когда же делаю что-то особенно хорошее, я могу даже напроситься на похвалу Одноминутного Менеджера.
| - Как вам хватает смелости на это? – спросил молодой человек.
| - Это очень легко. Я как будто заключаю пари, в котором либо выигрываю, либо остаюсь при своем. Если он меня хвалит, я выигрываю.
| - Я остаюсь без похвалы, - ответила миссис Браун. – Но ведь у меня ее и не было до того, как я напросилась.
| Молодой человек, усмехаясь, записал в свой блокнот сказанное миссис Браун, после чего задал новый вопрос:
| - Вы сказали, что он уделяет вам время, когда вы что-то делаете неправильно. Что вы имеете ввиду?
| - Если я допускаю серьезную ошибку, неизбежно следует Одноминутный Выговор, - ответила миссис Браун.
| - Что-что? – в изумлении переспросил молодой человек.
| - Одноминутный Выговор, - повторила миссис Браун. – Это третий секрет того, как стать Одноминутным Менеджером.
| - Как же он действует? – спросил молодой человек.
| - Очень просто, - сказала миссис Браун.
| - Я так и думал, что вы это скажете, - смеясь, воскликнул молодой человек.
| Миссис Браун рассмеялась в ответ и пояснила:
| - Если вы уже проработали здесь достаточно времени и знаете, что означает хорошо выполнять свою работу, то на ваши ошибки Одноминутный Менеджер реагирует очень быстро.
| - Узнав о моей ошибке, он сразу же приходит ко мне. Сначала он проверяет факты. Затем он может положить руку мне на плечо или просто обойти вокруг стола.
| - Конечно, потому что я понимаю, что происходит, особенно, если он не улыбается.
| - Он смотрит мне прямо в глаза, - продолжала миссис Браун, - и в точности говорит, что я сделала неправильно. Затем он дает мне понять, какие чувства это в нем вызывает: он рассержен, обеспокоен, разочарован или что-то еще.
| - Как долго это длится? – спросил молодой человек.
| - Примерно 30 секунд, но иногда мне это кажется вечностью, - призналась миссис Браун.
| Молодой человек не мог не вспомнить, какие чувства он испытал, когда Одноминутный Менеджер «недвусмысленно» дал ему понять, как он раздражен его нерешительностью.
| - А потом что происходит? – спросил он, заерзав на стуле.
| - Потом на несколько секунд наступает гробовое молчание, чтобы я прониклась тем, что он сказал.
| - Он смотрит мне в глаза и дает понять, насколько компетентной он меня считает. Он делает все, чтобы я поняла, что единственная причина, по которой он сердится на меня, - его огромное уважение ко мне. Он говорит, что знает, насколько непохоже на меня. Он говорит, с какой радостью он предвкушает нашу очередную встречу, когда я уже буду знать, что он не приветствует повторение подобных ошибок.
| - Да, тут призадумаешься, чтобы не повторить ошибку, - пробормотал молодой человек.
| - Безусловно, - энергично кивнула головой миссис Браун.
| Молодой человек понимал, о чем говорила миссис Браун, и торопливо делал записи. Он чувствовал, что этой женщине не потребуется много времени, чтобы объяснить все основные моменты.
| - Прежде всего, - сказала миссис Браун, - он обычно выговаривает мне сразу после того, как я что-то сделала неправильно. Во-вторых, он конкретно объясняет, что я сделала неправильно, так что я осознаю, что он полностью владеет ситуацией и что «выскользнуть» мне не удастся. В-третьих, он не нападает на меня лично – только на мой поступок, и мне не нужно уходить в глухую оборону. Я не пытаюсь оправдывать свои ошибки, сваливая вину на него или кого-то другого. И в-четвертых, он последователен.
| - Это значит, что он выговаривает вам за что-то плохое, даже если все остальные его дела идут хорошо?
| - И весь этот процесс занимает всего одну минуту? – спросил молодой человек.
| - Как правило, - ответила миссис Браун. – И когда он заканчивается, он заканчивается навсегда. Одноминутный Выговор длится недолго, но я гарантирую, что вы о нем не забудете и второй раз одну и ту же ошибку не совершите.
| - Кажется, я понимаю, о чем вы говорите, - сказал молодой человек. – Боюсь, я просил его…
| - Надеюсь, - перебила миссис Браун, - вы не просили его повторяться?
| Молодой человек смутился.
| - Именно это, - признался он.
| - Тогда вы знаете, что значит быть получателем Одноминутного Выговора, - сказала она. – Хотя, думаю, это был легкий выговор – ведь вы гость.
| - Не знаю, можно ли его назвать легким, - сказал он, - но уверен, что впредь постараюсь не просить его повторять. Это была ошибка.
| - Интересно, - произнес затем посетитель, - а сам Одноминутный Менеджер когда-нибудь совершает ошибки? Он представляется самим совершенством.
| Миссис Браун рассмеялась.
| - Едва ли он совершенен, - сказала она. – Но у него отменное чувство юмора. Поэтому, когда он допускает ошибку, например, забывает про вторую половину Одноминутного Выговора, мы сами указываем ему на это и поддразниваем его.
| - Разумеется, когда приходим в себя после Одноминутного Выговора, - продолжала миссис Браун. – Мы можем, например, позвонить ему по телефону и сказать, что мы осознаем, что были не правы. А потом начинаем смеяться и просим добавить похвальную половину выговора, поскольку без нее мы не чувствуем себя достаточно хорошо.
| - И что он тогда делает? – спросил молодой человек.
| - Обычно он смеется и извиняется за то, что забыл сказать мне, какой я хороший человек.
| - Вы способны посмеиваться над похвалами и выговорами? – удивленно спросил молодой человек.
| - Конечно, - сказал миссис Браун. – Видите ли, Одноминутный Менеджер приучил нас к тому, что умение смеяться над собой, когда совершаешь ошибку, - очень ценное свойство. Это помогает нам продолжать работу, как ни в чем не бывало.
| - Потрясающе! – воскликнул молодой человек. – И как он вас к этому приучил?
| - Очень просто, - ответила миссис Браун. – Мы берем пример со своего босса.
| - Вы хотите сказать, что ваш босс способен посмеяться над собой, когда совершает ошибку? – недоверчиво спросил молодой человек.
| - Ну, не всегда, - призналась миссис Браун. – Он ведь такой же, как все мы. Иногда это трудно. Но в большинстве случаев он способен на это. И когда он так делает, это позитивно сказывается на всех окружающих.
| - Должно быть, он весьма уверен в себе, - предположил молодой человек.
| - Да, это так, - ответила миссис Браун.
| Молодой человек был впечатлен. Он начинал понимать, насколько ценен такой менеджер для любой организации.
| - Как вы думаете, отчего выговоры Одноминутного Менеджера столь эффективны? – спросил он.
| - Спросите об этом у самого Одноминутного Менеджера, - сказала миссис Браун, вставая из-за стола и провожая молодого человека к двери.
| Когда он поблагодарил ее за потраченное на него время, миссис Браун улыбнулась и сказала:
| - Вы же знаете, что я отвечу.
| Они оба рассмеялись. Он начинал ощущать себя «посвященным», а не просто посетителем, и это было приятно.
| Только выйдя в коридор, молодой человек осознал, как много информации он получил от миссис Браун столь короткое время.
| Он продолжал размышлять над сказанным. На словах все казалось так просто. Он мысленно анализировал, что бы он сделал, если бы словил неопытного работника на том, что тот что-то сделал неправильно.
|
Одноминутные Выговоры: резюме
| Одноминутный Выговор действенен тогда, когда вы:
| 1. Заранее говорите людям, что вы собираетесь недвусмысленным образом высказать свое мнение об их работе.
|
|