Одноминутный менеджер 1 страница
Кеннет Бланшар, Спенсер Джонсон
| Символ Одноминутного Менеджера – изображение одной минуты на циферблате современных электронных часов – призван напомнить нам, что мы должны уделять хотя бы одну минуту в день на то, чтобы смотреть в лицо людям, которыми управляем. Мы должны понимать, что именно они – наши главные ресурсы.
| В этой короткой истории мы познакомим вас со многим из того, что мы узнали о возможностях наилучшего взаимодействия между людьми, изучая медицину и науки о поведении. Под словом «наилучшие» мы понимаем такие отношения, в которых люди добиваются высоких результатов и при этом довольны собой, своей организацией и своими сотрудниками.
| Аллегорический рассказ «Одноминутный Менеджер» является простой компиляцией того, чему научили нас многие мудрые люди и чему мы научились сами. Мы признаем важность этих источников мудрости. И мы знаем также, что люди, которые работают под вашим началом, будут искать в вас свой источник мудрости.
| Поэтому мы верим, что вы начнете применять почерпнутые из этой книги знания на практике, в повседневных вопросах управления, следуя рекомендации древнего мудреца Конфуция: «Суть знания в том, чтобы, имея его, использовать его».
| Мы надеемся, что вам доставит удовольствие применение того, что вы узнаете от Одноминутного Менеджера, и что вы сами и люди, которые работают с вами, в результате заживут более здоровой, счастливой и продуктивной жизнью.
| Однажды на свете жил смышленый молодой человек, который искал хорошего менеджера. Он хотел работать на такого менеджера. Он хотел стать таким менеджером.
| За много лет поисков он побывал в самых удаленных уголках земли. Он бывал в маленьких городках и в столицах могущественных держав.
| Он беседовал со многими руководителями: с правительственными чиновниками и военными офицерами, с прорабами на стройках и директорами корпораций, с президентами университетов и администраторами фондов, с управляющими магазинов и ресторанов, молодыми и старыми.
| Он бывал в самых разных кабинетах: больших и маленьких, роскошных и убогих. Он видел полный спектр того, как одни люди управляют другими.
| Но ему не всегда нравилось то, что он видел.
| Он повидал множество «суровых» менеджеров, чьи организации вроде бы процветали, в то время как работники страдали.
| Некоторые из начальников считали их хорошими менеджерами. Многие из их подчиненных думали иначе.
| Бывая в кабинетах у таких «суровых» менеджеров, наш молодой человек спрашивал: «Каким менеджером вы бы себя назвали? »
| Их ответы почти не отличались друг от друга.
| «Я автократичный менеджер – я всегда контролирую ситуацию», - говорили ему. «Я менеджер, нацеленный на результат». «Твердый». «Реалистичный». «Думающий о прибылях».
| Он слышал гордость в их голосах и заботу о результатах.
| Он встречался также с «приятными» менеджерами, чьи подчиненные процветали, в то время как компании терпели убытки.
| Некоторые из подчиненных считали их хорошими менеджерами. Те, кому они подчинялись, сомневались в этом.
| Задавая этим «приятным» менеджерам тот же самый вопрос, молодой человек слышал:
| «Я демократичный менеджер». «Я менеджер-соучастник». «Менеджер-помощник». «Чуткий». «Гуманный».
| Он слышал в их голосах гордость и заботу о людях.
| Но он не был удовлетворен.
| Создавалось впечатление, будто все менеджеры на свете заботятся либо только о результатах, либо только о людях.
| Менеджеров, которые интересовались только результатами, часто именовали «автократичными», а менеджеров, которые заботились о людях – «демократичными».
| Молодой человек считал, что каждый из этих менеджеров – и «суровый» автократ, и «приятный» демократ – эффективны лишь отчасти. «Это все равно, что быть менеджером наполовину», - думал он.
| Он возвращался домой усталый и разочарованный.
| Он мог бы давным-давно отказаться от своих поисков, но у него было одно важное преимущество. Он точно знал, чего ищет.
| «Эффективные менеджеры, - думал он, - управляют собой и людьми, с которыми они работают, так, чтобы их деятельность приносила пользу как организации, так и работникам. »
| Молодой человек искал эффективных менеджеров повсюду, но нашел лишь очень немногих. Да и те немногие, которых он нашел, не захотели делиться с ним своими секретами. Он уже начал думать, что, может быть, никогда не выяснит, что делает эффективного менеджера таковым.
| Потом до него стали доноситься чудесные истории о каком-то особом менеджере, который – вот ирония судьбы! – жил в соседнем городе. Молодой человек гадал, правдивы ли эти истории, и если правдивы, захочет ли этот менеджер открыть ему свои секреты.
| Объятый любопытством, он позвонил секретарше этого особенного менеджера, чтобы договориться о встрече. Секретарша сразу же соединила его с менеджером.
| Молодой человек попросил менеджера принять его. Тот ответил: «В любое время на этой неделе, кроме утра в пятницу. Выбирайте сами».
| Молодой человек усмехнулся про себя, решив, что этот якобы чудесный менеджер просто чокнутый. Где это слыхано, чтобы менеджер был так доступен в любое время? Но молодой человек все же решил повидать его.
| Когда молодой человек вошел в кабинет менеджера, тот стоял лицом к окну. Молодой человек кашлянул – менеджер повернулся к нему и улыбнулся. Он предложил молодому человеку сесть и спросил:
| - Я хотел бы задать вам несколько вопросов о том, как вы управляете людьми.
| Менеджер с готовностью заявил:
| - Ну, для начала, насколько регулярно вы проводите совещания со своими подчиненными?
| - Раз в неделю – по пятницам с 9 до 11. Вот почему я не мог вас принять в это время, - ответил менеджер.
| - Что вы делаете на этих совещаниях? – продолжал молодой человек.
| - Я слушаю, как мои люди анализируют достижения за минувшую неделю, свои проблемы и что им еще нужно выполнить. Потом мы разрабатываем план и стратегию на следующую неделю.
| - Решения, принимаемые на этих совещаниях, обязательны для вас и ваших людей? – допытывался молодой человек.
| - Разумеется, - ответил менеджер. – Иначе какой смысл их принимать?
| - Значит, вы менеджер-соучастник? – спросил молодой человек.
| - Нет, - ответил менеджер, - я не сторонник вмешательства в процессы принятия решений; мои люди делают это сами.
| - Тогда в чем смысл этих совещаний?
| - Я уже сказал. Молодой человек, пожалуйста, не вынуждайте меня повторяться. Это пустая трата времени. Мы сюда поставлены, чтобы получать результаты. Цель этой организации – продуктивность. Будучи организованными, мы способны достигать гораздо большей продуктивности.
| - О, значит, вы осознаете необходимость продуктивности. Тогда вы менеджер, более ориентированный на результат, нежели на людей, - высказал предположение молодой человек.
| - Нет! – воскликнул менеджер, заставив своего собеседника вздрогнуть. – Я слишком часто это слышу, - он поднялся на ноги и начал прохаживаться по кабинету. – Как можно получать результаты без людей? Я забочусь и о результатах, и о людях. Люди и результаты идут рука об руку.
| - Вот, посмотрите на это, - менеджер протянул посетителю карточку. – Я всегда держу ее на столе, как напоминание об одной практичной истине.
|
Люди, которые хорошо себя чувствуют, добиваются хороших результатов.
| Пока молодой человек смотрел на карточку, менеджер продолжал:
| - Сами подумайте. Когда вы работаете лучше всего? Когда хорошо себя чувствуете? Или когда плохо?
| Молодой человек кивнул, начиная понимать очевидное.
| - Я добиваюсь гораздо большего, когда хорошо себя чувствую, - ответил он.
| - Конечно, - согласился менеджер. – И все люди так же.
| Молодого человека осенила идея, и он поднял палец.
| - Значит, - сказал он, - помогая людям хорошо себя чувствовать, мы добиваемся большей продуктивности.
| - Да, - подтвердил менеджер. – Однако следует помнить, что продуктивность – это не только количество сделанной работы. Это еще и качество. – Он подошел к окну и произнес: - Молодой человек, идите сюда.
| Он показал на движущиеся по улице автомобили и спросил:
| - Видите, сколько иностранных машин на дороге?
| - С каждым днем их становится все больше. Полагаю, они экономичнее и дольше служат, - ответил молодой человек.
| Менеджер медленно кивнул и сказал:
| - Точно. Так почему, вы думаете, люди покупают иностранные машины? Потому что американские производители изготавливают недостаточно автомобилей? Или потому, - продолжал без паузы менеджер, - что не изготавливают автомобилей того качества, которое хотят видеть американцы?
| - Если вдуматься, - ответил молодой человек, - это действительно вопрос качества и количества.
| - Конечно, - сказал менеджер. – Качество – это значит предоставлять людям те продукты или услуги, которые они действительно хотят иметь.
| Старик стоял у окна, погрузившись в свои мысли. Он помнил еще не столь давние времена, когда его страна предоставляла технологии, помогавшие отстраивать Европу и Азию. И не переставал удивляться тому, как Америка отстала в продуктивности.
| Молодой человек вернул менеджера к действительности.
| - Я вспомнил рекламу по телевизору, - сказал он. – Там показывали иностранную машину и сверху плыли такие строки: «Если вы собираетесь покупать машину в рассрочку, не покупайте машину, которая не доживет до конца срока выплат».
| Менеджер обернулся и промолвил:
| - Боюсь, что это очень хорошее резюме. И в этом все дело. Продуктивность – это и количество и качество.
| - И если говорить откровенно, наилучший путь к достижению обеих этих целей пролегает через людей.
| Интерес молодого человека возрастал. Он спросил:
| - Вы уже сказали, что не являетесь менеджером-соучастником. А как бы описали себя?
| - Это проще простого, - без колебаний ответил менеджер. – Я Одноминутный Менеджер.
| На лице молодого человека отразилось удивление. Он никогда не слышал об Одноминутном Менеджере.
| - Я – Одноминутный Менеджер. Я называю себя так потому, что мне нужно очень мало времени, чтобы добиваться от людей очень больших результатов.
| Хотя молодому человеку приходилось беседовать со многими менеджерами, таких речей он не слыхивал. Одноминутный Менеджер – человек, добивающийся хороших результатов за короткое время. В это было трудно поверить.
| Видя сомнение на лице посетителя, менеджер сказал:
| - Вы мне не верите? Вы не верите, что я Одноминутный Менеджер?
| - Должен признаться, мне это трудно даже вообразить, - ответил молодой человек.
| Менеджер с улыбкой произнес:
| - Послушайте, если вы действительно хотите узнать, какой я менеджер, вам лучше поговорить с моими людьми.
| Менеджер наклонился над телефонным аппаратом и что-то сказал. Несколько мгновений спустя в кабинет вошла его секретарша, мисс Меткалф, и протянула молодому человеку лист бумаги.
| - Здесь имена, должности и телефоны шести подотчетных мне людей, - пояснил Одноминутный Менеджер.
| - С которыми мне следует поговорить? – спросил молодой человек.
| - Решайте сами, - ответил менеджер. - Выбирайте любое имя. Поговорите с любым из них или со всеми.
| - Я уже сказал вам, что не принимаю решения за других людей, - твердо произнес менеджер. – Решайте сами.
| Он встал и проводил посетителя к двери.
| - Вы не единожды, а дважды попросили меня принять за вас очень простое решение. Откровенно говоря, молодой человек, я считаю это назойливостью. Не просите меня повторять то, что я уже говорил. Или приступайте, или продолжайте свои поиски в другом месте.
| Посетитель был поражен. Он чувствовал себя очень неловко. Секундная пауза показалась ему целой вечностью.
| Затем Одноминутный Менеджер посмотрел молодому человеку в глаза и промолвил:
| - Вы хотите узнать побольше об управлении людьми, и мне это нравится. – Он пожал своему гостю руку.
| - Если после разговоров с этими людьми у вас останутся какие-то вопросы, - дружелюбно сказал он, - приходите еще. Я ценю вашу заинтересованность и желание научиться менеджменту. Мне на самом деле очень хочется подарить вам концепцию Одноминутного Менеджера. Я сам когда-то получил ее в подарок, и она перевернула мою жизнь. Я хочу, чтобы вы поняли ее как следует. Если вам нравится эта идея, вы когда-нибудь сами сможете стать Одноминутным Менеджером.
| - Спасибо, - пробормотал молодой человек.
| Он покинул кабинет менеджера в некоторой растерянности. Когда он проходил мимо секретарши, та понимающе произнесла:
| - Судя по вашему растерянному виду, вы уже познакомились с нашим Одноминутным Менеджером.
| Молодой человек, все еще в некотором замешательстве, отозвался:
| - Я могу вам помочь, - сказала мисс Меткалф. – Я обзвонила этих шестерых его подчиненных. Пятеро из них здесь, и они согласились поговорить с вами. Возможно, вы лучше поймете Одноминутного Менеджера, после того как побеседуете с ними.
| Молодой человек поблагодарил ее, заглянул в список подчиненных и решил поговорить с тремя из них: мистером Тренелем, мистером Ливаем и миссис Браун.
|
Первый секрет: Одноминутные Цели
| Войдя в кабинет мистера Тренеля, молодой человек увидел перед собой улыбающегося мужчину средних лет.
| - Значит, вы уже побывали у старика. Славный человек, не правда ли?
| - Кажется, да, - ответил молодой человек.
| - Он вам сказал, что он Одноминутный Менеджер?
| - Конечно. А что, это неправда? – спросил молодой человек.
| - Не могу сказать. Я его почти не вижу.
| - Вы хотите сказать, что никогда не получаете от него помощи? – изумился молодой человек.
| - Почти никакой, хотя мы беседуем, когда он поручает мне какую-то новую работу. Он называет то Одноминутной Целеустановкой.
| - Одноминутная Целеустановка – что это? – спросил молодой человек. – Он мне говорил, что он Одноминутный Менеджер, но об Одноминутной Целеустановке речи не было.
| - Это один из трех секретов Одноминутного Управления, - ответил Тренель.
| - Трех секретов? – переспросил молодой человек, сгорая от любопытства.
| - Здесь такого не бывает? – спросил молодой человек.
| - Нет! – ответил Тренель. – Здесь такого не бывает. Одноминутный Менеджер всегда дает четко понять, каковы наши обязанности и за что мы отвечаем.
| - Как он это делает? – поинтересовался молодой человек.
| - Эффективно, - с улыбкой ответил Тренель.
| - После того как он сказал мне, что должно быть сделано, - принялся объяснять Тренель, - или после того как мы договорились о том, что необходимо сделать, каждая цель записывается, занимая не более одной страницы. Одноминутный Менеджер считает, что цель и план ее достижения должны быть выражены не более чем 250 словами. Он настаивает, что всякий должен успеть прочитать это не более, чем за минуту. Он берет себе экземпляр, я беру себе экземпляр, так что мы оба четко представляем себе, что нужно делать, и периодически отслеживаем процесс.
| - У вас есть эти одностраничные положения для каждой цели?
| - Надеюсь, на каждого человека приходится не так уж много этих страниц?
| - Немного, - ответил Тренель. – Старик верит в правило «80/20». Это значит, что 80% самых важных результатов получаются при достижении 20% целей. Поэтому мы ограничиваем Одноминутную Целеустановку этими 20%, то есть ключевыми сферами деятельности, так что подучается всего от трех до шести целей. Разумеется, в каких-то особых случаях мы устанавливаем специальные Одноминутные Цели.
| - Интересно, - произнес молодой человек. – Кажется, я начинаю понимать важность Одноминутной Целеустановки. Это своего рода философия «никаких сюрпризов»: каждый с самого начала знает, чего от него ожидают.
| - Именно, - кивнул Тренель.
| - Таким образом, Одноминутная Целеустановка – это просто определение круга обязанностей? – спросил молодой человек.
| - Нет. Познакомив нас с тем, в чем состоит наша работа, менеджер всегда объясняет нам, в чем состоит хорошее ее выполнение. Иными словами, проясняет нам стандарты исполнения. Он показывает нам, чего ожидает от нас.
| - Как он это вам показывает? – спросил молодой человек.
| - Позвольте, я приведу пример, - предложил Тренель.
| «Когда я только начинал здесь работать, одной из моих Одноминутных Целей была следующая: выявить проблемы исполнения и найти решение, которое изменило бы ситуацию.
| Я понял, в чем состояла проблема, которую следовало решить, но что с ней делать, не знал. Поэтому я позвонил Одноминутному Менеджеру. Когда он снял трубку, я сказал:
| Прежде чем я успел произнести еще хоть одно слово, он произнес:
| - Это хорошо! Ведь для решения проблем вас и наняли. – И на другом конце провода наступила гробовая тишина.
| Я не знал, что делать. Молчание казалось мне оглушительным. Наконец, я выдавил из себя:
| - Но, сэр, я не знаю, как решить проблему.
| - Тренель, - сказал он, - одна из ваших задач – самому определять и решать свои проблемы. Но поскольку вы новичок, зайдите – поговорим.
| Когда я зашел к нему, он сказал:
| - Расскажите, в чем ваша проблема, - но только в поведенческих терминах.
| - В поведенческих терминах? – переспросил я. – Что вы имеете в виду?
| - Я имею в виду, - пояснил менеджер, - что я не хочу слушать об одних только установках и чувствах. Изложите происходящее в осязаемых, измеримых терминах.
| Я постарался описать проблему наилучшим образом.
| - Отлично, Тренель! Теперь расскажите мне, что вы хотите, чтобы произошло – опять же в поведенческих терминах.
| - Тогда не отнимайте у меня времени, - отрезал он.
| Я в изумлении застыл, не зная, что предпринять. Он милостиво нарушил молчание.
| - Если вы не можете сказать, что вы хотите, чтобы произошло, - сказал он, - у вас еще нет проблемы. Вы просто жалуетесь. Проблема существует только тогда, когда есть разница между тем, что фактически происходит, и тем, что вы хотите, чтобы происходило.
| Будучи человеком сообразительным, я вдруг понял, что знаю, что мне хочется, чтобы происходило. Когда я сказал об этом Одноминутному Менеджеру, тот предложил поговорить о том, чем могли быть вызваны расхождения между желаемым и действительным.
| - Ну и что вы собираетесь делать со всем этим?
| - Ну, я мог бы сделать А, - ответил я.
| - Если вы сделаете А, это будет именно то, что вы хотите, чтобы произошло? – спросил он.
| - Тогда ваше решение никуда не годится. - Что вы еще могли бы сделать?
| - Я мог бы сделать В, - сказал я.
| - Но если вы сделаете В, случится ли то, что вы хотите, чтобы случилось? – снова спросил он.
| - Значит, это тоже плохое решение, - сказал он. - Что еще вы можете сделать?
| Я задумался на пару минут и сказал:
| - Я мог бы сделать С. Но если я сделаю С, то что я хочу, чтобы случилось, не случится, поэтому это тоже плохое решение, верно?
| - Да. Вы начинаете понимать, - сказал менеджер с улыбкой на лице. – Еще что-нибудь можете сделать?
| - Я, наверное, мог бы скомбинировать какие-то из этих решений, - сказал я.
| - Может, и стоит попробовать, - отреагировал он.
| - Точно! Если я сделаю А на этой неделе, В – на следующей, а С – через две недели, все получится. Фантастика! Огромное вам спасибо. Вы решили мою проблему.
| - Это не так, - перебил он меня, - вы решили ее сами. Я просто задал вам несколько вопросов – вопросов, которые вы сами могли себе задать Теперь идите и начинайте решать свои проблемы в свое, а не мое время.
| Я, конечно, понял, что он сделал. Он научил меня так решать проблемы, чтобы в будущем я мог это сделать самостоятельно.
| Потом он встал, посмотрел мне прямо в глаза и сказал:
| - Вы молодец, Тренель. Помните, что в следующий раз вы уже решите проблему.
| Помню, что, покидая его кабинет, я улыбался».
| Тренель откинулся на спинку стула, и по лицу его было видно, что он заново переживает ту свою первую встречу с Одноминутным Менеджером.
| - Итак, - начал молодой человек, размышляя над тем, что только что услышал…
|
Одноминутные Цели: резюме
| Одноминутная Целеустановка предельно проста:
| 2. Определите, какие действия представляются наилучшими.
| 3. Запишите каждую из своих целей таким образом, чтобы она уместилась на одной странице и использовала не более 250 слов.
| 4. Читайте и перечитывайте каждую из ваших целей, что всякий раз будет занимать у вас около минуты.
| 5. В дальнейшем каждый день уделяйте минуту на то, чтобы удостовериться, насколько быстро вы приближаетесь к той или иной цели и
| 6. Насколько ваше поведение соответствует вашей цели.
|
|