Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5 класс. Язык и культура



5 класс

9 класс

Язык и культура

§ 1. Отражение в русском языке культуры и истории

русского народа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……4

§ 2. Ключевые слова русской культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

§ 3. Крылатые слова и выражения в русском языке. . . . . . . . . . . 18

§ 4. Развитие русского языка как закономерный процесс. . . . . . . 25

§ 5. Основные тенденции развития современного

русского языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 31

§ 6. Новые иноязычные заимствования в современном

русском языке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …36

§ 7. Словообразовательные неологизмы в современном

русском языке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

§ 8. Переосмысление значений слов в современном

русском языке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

§ 9. Стилистическая переоценка слов в современном

русском языке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

Открывается раздел с эпиграфа (например, в 5 классе с высказыания К. Д. Ушинского), к которому в конце раздела вновь предлагается обратиться. Учащимся нужно выполнить упражнение на нахождение ключевых слов раздела, и затем разъяснить, как они понимают эпиграф.

Связь языка и культуры раскрывается через лингвокультурологические темы и вопросы истории языка. Вводят новые лингвистические понятия, которые расширяют взгляд на язык, его систему и структуру. Чтение текста в рубрике «Лингвистические заметки», «Из истории языка» достаточно лаконично, информация дана сжато. Используются схемы, таблицы, это позволяет представить лингвистические понятия емко и сжато.

 

В рубрике «Диалог культур» раскрываются сходные или различные явления в разных культурах,  приводятся примеры пословиц, метафор в разных языках (про птичку королек, кур во щи).

Культуроведческие тексты в упражнениях носят познавательный характер, раскрываются понятия и концепты  народной культуры, быт, одежда, еда и т. д. (каша, хлеб, сарафан), раскрываются феномены нравственной и духовной культуры русского народа: честь, подвиг, героизм, жалость, репутация и др.

В рубрике «Моя Россия» учащиеся узнают о городах (Юрьев-Польский, Вологда, Астрахань, Михайловское, Тотьма), о выдающихся людях России (К. Минин и Д. Пожарский, И. Я. Билибин, В. И. Даль, И. С. Шмелев, Д. С. Лихачев и др. ), о происхождении слов читают в рубриках «Из истории языка», в «Толковом словаре».

Спецификой является и формулировки заданий к текстам. К коммуникативно-речевым заданиям, которые традиционны в учебниках русского языка (Прочитайте текст, определите его тему, объясните значение слова и т. д. ) авторы добавляют задания культуроведческой направленности, которые требуют установления и межпредметных связей, опоры на фоновые знания учащихся. Кроме того, в культуроведчески ориентированных заданиях учащиеся сталкиваются с одновременным включением информации в тексте и изобразительном средстве, например, картина, рисунок.

 

Приведем пример заданий нового типа для учебника русского языка.

 

27. Предтекстовое задание:

1) Рассмотрите внимательно рисунок И. Я. Билибина для открытого письма (открытки) «Вологодская девушка в праздничном наряде». Затем прочитайте фрагмент статьи художника. Соотнесите рисунок с содержанием текста. Какие элементы традиционной женской одежды описаны в тексте? Какие из них вы видите на рисунке?

 

Послетекстовые задания:

2) Как вы понимаете значение слов з́ пона, бор́ ? Прочитайте фрагменты текста, в которых эти слова поясняются.

3) Какой ещё информацией надо обладать, чтобы описать традиционный праздничный костюм девушки, изображённой на открытке И. Я. Билибина? Что нужно знать для этого?

 

Приведем еще пример упр. 33 из учебника для 5 класса.

 

33. 1) Прочитайте ещё один фрагмент «Толкового словаря живого ве-

ликорусского языка». Какие значения слова изба отмечены в словаре?

 

Послетекстовые задания:

2) Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в

словарной статье?

3) Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы?

На какие части делилась изба? Что такое кут? В каком значении употреблено слово хозяйский в словосочетании хозяйский кут? Каково назначение каждого угла крестьянской избы?

4) Какие пословицы приводятся в словарной статье? Поясните смысл пословиц.

5) Попробуйте рассказать о том, что представляла собой крестьянская изба в середине позапрошлого века.

42. Прочитайте вопросы к содержанию текста, который вам предстоит прочитать, и определите его тему.

1. Как переносное значение слова ласточка доказывает нежное отношение русских к этой птице?

2. О чём говорят русские пословицы и поговорки, посвящённые ласточке?

3. Имеет ли слово ласточка в английском языке такое

же переносное значение, как в русском? Какая птица воспринимается англичанами с нежностью?

4. Какое переносное значение имеет слово утка в английском и русском языках?

Многие задания становятся основой для проектной работы /исследовательских проектов учащихся. Задания носят направленность  на формирование метапредметных умений. В качестве подтверждения приведем задания к упр. (9 класс)

 

40. 1) Прочитайте слова и словосочетания, которые на современном этапе развития русского языка входят в его пассивный запас и являются устаревшими.

Определите значения этих слов и словосочетаний. При необходимости обращайтесь к толковым и энциклопедическим словарям.

 

Пятилетка; ударник коммунистического труда; будённовец; стахановец; тимуровец; октябрятская звёздочка; совет дружины; пишущая машинка; ГКЧП; ваучер (о государственной ценной бумаге); кассетный магнитофон; дискета (компьютерная).

 

2) Расскажите о каждом слове и словосочетании, объясняя его значение и указывая примерное время существования в русском языке. В качестве  дополнительных источников используйте материалы Интернета.

 

3) Как вы думаете, есть ли среди данных слов и словосочетаний те, которые устарели совсем недавно и могут быть названы «новыми историзмами»? В каких сферах могут появляться такие слова? Знаете ли вы другие примеры «новых историзмов»?

45. Подготовьте проект «Русский язык в Интернете», выбрав для наблюдения и анализа один из его разговорных жанров: блоги, социальные сети, чаты, форумы.

Основное внимание уделите составу используемых в данном жанре языковых средств и рассмотрите их с точки зрения новизны или традиционности, источника происхождения, функций, а также соответствия или несоответствия нормам письменного русского литературного языка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.