|
|||||
Проектирование содержания по блоку «Язык и культура». Культуроведчески ориентированные заданияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание обучения русскому родному языку соответствует содержанию основного курса, сопровождает и поддерживает его, однако носит больше практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие содержательные блоки: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст». Курс «Родной русский язык», таким образом, имеет трехчастную структуру:
Тесная связь разделов отражена в выборе названий разделов. Отправной точной является язык. Но обращение к понятию языка в предмете родной русский язык другое, не к внутренней системе и структуре языка (это цель предмета «русский язык»), а к пониманию языка как национального феномена, явления культуры. А. Н. Толстой писал, что язык есть высшая культура человечества. От понятия культуры в значении общечеловеческом курс движется к понятию культуры речи отдельного человека, а затем от понятия речи к пониманию языка в действии – речь, речевая деятельность, текст. Предмет родной язык ориентирован на формирование культуры речи обучающихся, прежде всего правильности речи. Но основным является обращение к культуре речи в плане эффективной коммуникации. Поэтому появляются понятия уместность речи, чистота, богатство речи, выразительность и т. д. Раздел «Речь. Текст» направлен на раскрытие коммуникации посредством речи. В задачи входит научить воспринимать текст, интерпретировать его и создавать свой текст. Особенностью раздела «Язык и культура» является приобщение обучающихся к культуре русского народа, который создал русский язык и пользуется им. Родной язык представлен как посредник в обмене духовными ценностями, он формирует национальное самосознание обучающихся, их духовно-нравственный мир. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого», — отмечал Ф. И. Буслаев. «В языке могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. С этим связано изучение русского языка в культуроведческом аспекте, основная направленность которого — «осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия» (т. 2, с. 153). Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нём, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры» (т. 4, с. 15). Кумулятивная функция — функция накопления общественного опыта и знаний — проявляется в возможности воспроизводить и сохранять знания. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений. Язык обеспечивает общение, взаимопонимание людей, он обслуживает все сферы человеческой деятельности, выступая одним из основных условий существования человеческого общества. Он создаётся и развивается обществом. Как явление социальное, язык — это достояние всех людей, принадлежащих к обществу. В первом блоке — «Язык и культура» — представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
|
|||||
|