Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИЛОЖЕНИЕ 3 страница



Между 1577 и 1596 годами три мыслителя: Бодин, Сансовино и Ботеро вводят в область культуры проблему влияния среды на политические события и, в частности, на общее развитие государств.

3) Себастьян Франк и Себастьян Мюнстер

Эти два немца в своих Космографиях (1534 и 1544 гг. ) сделали наряду с множеством видов, естественных и исторических, первые политические и статистические данные в исключительно географических трактатах, являясь предвестниками влияния географической среды на события человека.

4) Жан Боден (1530-1596 гг. )

Этот мудрый французский мыслитель впервые набросал картину возможных определяющих влияний географической среды на характер и происхождение политических обществ.

Боден был первым, кто установил различия между местами, где расположены человеческие общества: равнины, горы и долины; засушливые или плодородные районы, побитые или пощаженые ветрами земли, холодные, умеренные и жаркие районы.

Он считает, что каждый народ должен адаптировать свои институты к особенностям своей жизни. Среди этих факторов он придает реальное значение влиянию климата и географических условий, проводя различие между северными и южными народами, а также между горными и равнинными жителями.

Однако Боден никогда не был детерминирован, поскольку считал, что образование и дисциплина изменяют естественное право.

5) Джованни Ботеро (1533-1617 гг. )

Секретарь Карло Борромео составил несколько трактатов


которые ставят вас на первые шаги современной политической географии.

В Ragione di Stato (1589) он подчеркнул экономические факторы, тяготеющие к жизни государств, в то время как в Cause della grandezza delta cittá (1597) он рассмотрел чрезвычайно важную проблему влияния коммуникаций на процветание городских центров.

Delle relationi universali (1591-1595) дает отличное представление о физических и человеческих обстоятельствах, преобладавших в государствах своего времени.

 

6) Рернхард Варен (Varenio), голландский географ немецкого происхождения, в 1650 году опубликовал работу Geographia Genetalis, которая объясняет понятия политической географии.

Есть многочисленные географы и мыслители, которые появляются по мере проецирования времени на наш век. Во Франции и Германии выходят в свет интересные работы из первых шагов «политической географии», пока она не приобретет свою истинную ценность с Ратцелем.

 

3) Размышления той эпохи

а) Внезапное сближение Европы с Востоком, где существуют очень разные народы и культуры.

б) Применение к истории эмпирического метода, порождающего географическое рассмотрение государств.

в) Указываются политические, географические и даже статистические условия, в которых развиваются государства.

г) Описания географического и человеческого характера, которые испанские первооткрыватели направляли в многочисленных сообщениях двору католических королей и Карлу V.

д) Испанский вклад в европейский интерес к этой смешанной географически-культурной литературе.

е) Географическая литература позволила провести первые научные исследования политической географии в последней трети XVI в.

ж) В области культуры возникает проблема воздействия среды на политические события в частности и на развитие государств в целом.


 

Г) Современная Эпоха

От Французской революции (1789) до наших дней.

1) Характеристики

а) Человек достигает своего конца в господстве мира, начатого в эпоху Возрождения.

б) С конца XIX века решающие войны перестают быть только европейскими.

в) Транспортное средство устраняет расстояния, а современные достижения дают четкое представление о земле. Географической обособленности практически не существует.

г) Решения, принимаемые государствами, носят не управляющий характер, а коллективный.

д) Промышленные достижения препятствуют государствам действовать самостоятельно, поскольку автаркии не существует.

е) Свежие новые мысли появляются в географической и политической области: Риттер, Ратцель, Махан, Маккиндер, Хаусхофер и т. д. направляют идеи в научную область.

 

2) Основные мыслители

а) Александр фон Гумбольдт (1767-1835 гг. )

Он считается отцом современной географии в чисто физическом или естественном аспекте. Тем не менее, следует учитывать его глубокие трактовки географии государств, где наблюдается тщательное преследование географических фактов в отношении человеческой и политической жизни.

В его работе о Essai Politique – первый образец возможностей современной политической географии.

б) Карт Риттер (1779-1859 гг. )

Он считает, что география является причиной всего и ключом, конечно, к функционированию цивилизаций.

Он первый, кто утверждает, что в мире есть территории, по географическим причинам, в том числе, они были предопределены для того, чтобы играть определенную историческую роль.

г) Эридрих Ратцель (1844-1904 гг. )

Жизнь Ратцеля является примером интеллектуальной честности и одной из самых высоких способностей мышления, которые когда-либо предлагала история.

Он является истинным создателем политической и социальной географии,


 

но его идеи идут дальше и проникают в область геополитики, поэтому он считается строителем новой науки.

Он родился в Карлсруэ 30 августа 1844 года и умер 9 августа 1904 года в Аммерленде.

Он изучал фармакологию в Высшей технической школе своего родного города, а затем зарабатывал на жизнь как способный фармацевт в Швейцарии и Рейнланде. Он совершенствовал свои исследования в Гейдельбергском университете, посвятив себя предметам анатомии, зоологии, палеонтологии и геологии.

В 1868 году он путешествует по Европе, а затем переезжает в Соединенные Штаты Америки, Мексику и Антильские острова в качестве корреспондента газеты Kó nische Zeitung города Кельна. Этот период его жизни имеет определенные последствия для него, так как проблемы путешествий будут направлять его к тропам географии на всю оставшуюся часть его жизни.

Он добровольно участвует в войне против Франции в 1870 году, и победа его родины заставит его глубоко задуматься о прогнозах, которые будут о Новой Германии.

Полностью посвященный географическим исследованиям, он совершенствуется в Монако со знаменитыми мастерами Зильтером и Монцем Вагнером, геологом и биологом соответственно.

Он назначен профессором географии в технической школе Монако в декабре 1876 года и в течение десяти лет занимает эту должность на кафедре. В 1886 году он переезжает в Германию в качестве профессора Лейпцигского университета, заменив Рихтофена. Одновременно он работает и в Мюнхенском университете. Его блестящие концепции выходят из классных комнат и переступают пределы колледжа. Его влияние огромно на все поколение студентов, и его просветительским и стремительным идеи часто нет конца, оставляя для своих учеников широкое поле эксплуатации в начатом мышлении. Как для писателя, работа Ратцеля плодотворна, и его работы как многочисленны, так и громоздки.

Так мы имеем: Антропогеография (1882), окончательно ориентирующая географию человека. Том I озаглавлен Основы применения географии к истории; том II озаглавлен Географическое распределение человека (1891). В 1897 году он опубликовал название книги Политическая география, второе издание которого носит название География государств, трафика и войны. Это рассматривает политическую географию как отрасль географии;


 

кроме того, он изучает научным методом географические влияния на жизнь государств. Его последней большой работой была Земля и жизнь (1901-1902), подтверждающая основы биогеографии и биологической идеи государства.

Блестящие идеи Ратцеля имеют глубину мудрого человека; его сочинения безупречного стиля глубоки, такая как Новалис, и также точны, как Момсен, и также ярки, как и Мумбольдт.

г) Адмирал Альфред Т. Мабан (1840-1914 гг. )

Он родился в 1840 году в Вест-Пойнте (США) и умер в декабре 1914 года. Он окончил обучение в качестве морского офицера в 1859 году, воевал в Гражданской войне, а в 1885 году был повышен до звания капитана корабля. Он служил профессором истории и военно-морской тактики в Военно-морской школе, а также был директором Военного колледжа Ньюпорта.

Он четко изложил классическую концепцию военно-морской мощи. Их стратегические теории были применены в различных войнах и во Второй мировой войне обоими соперниками.

Кроме того, он отличился как писатель; его работа Влияние военно-морской мощи на историю, 1660-1783, дала ему мировой престиж и была переведена на многочисленные языки. В этой работе он анализирует военные и военно-морские события XVII и XVIII веков, указывая на факторы, которые их определили. В завершении, он заключает, что «морская мощь является жизненно важной основой могущества государства».

Также известна его работа Военно-морская мощь в его отношениях с войной 1812 года, опубликованная в 1905 году, адмирал Альфред Т. Махан вызвал живой интерес во всем мире с его публикациями, и его идеи имели большое значение.

д) Сэр Хэлфорд Маккиндер (1861-1947 гг. )

Он родился в Гейнсборо, Англия, 15 февраля 1861 года.

С 1885 года он занимался географическими исследованиями, а затем был профессором географии в Лондонском университете и лектором географии в Оксфордском университете. В 1903 году был назначен директором школы экономики и политологии, президентом Лондонского географического общества и членом парламента.

Автор многочисленных работ, таких как Elementary Studies in Geography, Britain and the British Seas (1901); Democratic ideas and Reality (1919-1942).


25 января 1904 года Маккиндер выступил в лондонском Географическом Обществе с докладом на геополитическую тему под названием «географический стержень истории», идеи которого оказали глубокое влияние на будущее, хотя в то время значение было незначительным или вообще отсутствовало. (См. приложение).

е) Рудольф Кьеллен (1864-1922 гг. )

Родился в 1864 году на острове Торсо (озеро Венер), сын протестантского пастора. Он учился в 1880 году в Упсальском университете, окончив степень бакалавра в 1883 году и доктора в 1890 году. Впоследствии он был профессором «теории государства», а затем профессором «политической географии», что заставило его завершить обучение в этой области. Чтение произведений Ратцеля оказало на Кьеллена большое влияние.

Он считается истинным создателем немецкой геополитики, наряду с Хьюстоном Стюартом Чемберленом, публицистом, родившимся в Англии и который был одним из предшественников учений немецкого расизма и антисемитизма.

Кьеллен никогда не получал немецкого гражданства, так как считал себя не только швейцарцем, но также и частью «величайшей Германии».

Он был любимым мыслителем генералов, офицеров и профессоров, которые сформировали в конце 1916 года сверхнационалистическую партию «Vaterlands Partei”» (партия Отечества) и намеревались создать основы правосудия, которые дали бы Германии права на ее военные завоевания. Его книги имели широкий тираж в Рейхе. Среди них наиболее важными были:

– Государство как образ жизни.

– Великие Державы.

– Великие державы и мировой кризис.

Кьеллен в своих исследованиях посвятил себя географическому анализу и держался подальше от проблем немецкой внешней политики, даже несмотря на то, что его анализ в точности соответствовал реалиям «Realpolitik», который был в стадии реализации.

Рудольф Кьеллен проецировал теории доктора Ратцеля в области политологии, где он навязал им большую экспансию и применил их к мировой политике, которая правила судьбами народов до 1939 года.


ж) Карл Хаусхофер (1869-1946 гг. )

Генерал-майор, профессор доктор Карл Хаусхофер, считается тем кто официально структуризировал геополитику в Германии.

Он родился в Мюнхене, столице Баварии, в 1869 году; поступил в военное училище и окончил его лейтенантом артиллерии. Позже он получил звание штабного офицера в Берлинском высшем военном училище, а вскоре стал профессором того же института. В 1909 году командовал японской армией, пробыл там два года; побывал в Корее и занимался проблемами Дальнего Востока. Он был опытным юристом и полиглотом, который говорил на шести иностранных языках, включая китайский, японский, корейский и русский. Вернувшись в Германию, он закончил университет в Мюнхене, получив докторскую степень в области политических и философских наук. Его диссертация была о Японии.

В 1913 году он опубликовал свою первую книгу: Япония, военная держава, ее мировая роль и ее будущее.

В Первой мировой войне он выступает полковником и командиром артиллерийской бригады. Боевые действия во Франции, Италии, Турции и России. По окончании конфликта он был командиром дивизии и ушел со службы в звании генерал-майора.

Через два года после окончания войны он был назначен профессором военной географии и политологии в Мюнхенском университете, откуда он продвигает интересное геополитическое движение, которое увлекало студентов университетов и армейских офицеров.

В 1923 году он вступил в контакт с Гитлером, который находился в тюрьме, через Гесса, одного из его учеников. В 1924 году он создал «Институт геополитики» Мюниха и основал Обзор геополитики, который перестал появляться только в 1943 году.

Он уверен, что многие из идей, содержащихся в книге Гитлера Mein Karnpf были предложены Хаусхофером, особенно в XIX главе этой работы, где он утверждает, что никогда не должно быть позволено образование двух континентальных держав Европы.

Его самая важная работа – Геополитика Тихого океана, впервые опубликованная в 1924 году и последующие издания которой были сделаны в 1938 и 1939 годах.

В марте 1946 года генерал Хаусхофер ушел из жизни.


 

Часть пятая

 

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

 И ИХ ОСОБЕННОСТИ

 

 

I. Основные положения

 

Общие понятия и законы, представленные нам в изучении геополитики, могут быть применимы к любому государству при условии, что они адаптированы к его географическим, политическим особенностям и потенциалу, поскольку каждое государство имеет признаки, которые им свойственны и отличаются от признаков другой нации.

Общее и конкретное применение геополитических законов, изучение той или иной характеристики государства или анализ какого-либо политического влияния породили многочисленные геополитические школы, появившиеся в послевоенном мире.

Геополитические школы разных государств включают исследования различных экономических, стратегических, социальных и других аспектов в широком смысле слова, но нацелены на определенную характеристику страны.

 

II. Различные геополитические школы

А) Немецкая школа

Особенности немецкой школы можно вывести в следующих важных концепциях:

«Lebensraum» или «Жизненное пространство», которое является географической средой, в которой развивает свою деятельность определенное общество или группа людей.

Проблема границ, которая считает, что пределы «жизненного пространства» должны быть «естественными».


Автаркия и «Оборонная экономика», где поощряется развитие основных отраслей промышленности в соответствии с промышленным бумом и мощью государства.

Наряду с автаркией геополитики намекали на «оборонную экономику«, направленную на изучение организованных принципов экономической структуры в мирное время, с прогнозами на быструю " адаптацию к условиям войны.

«Панрегионы» – создают объединения стран и даже континентов, которые могут быть определены следующим образом:

– Панамерика.

– Еврафрика.

– Панроссия.

– Большая Азия.

Немецкая школа, для создания объединений, опиралась на арифметически-научные достижения и выявила географические основы мировой гегемонии, и также опиралась на доработки теорий Макиндера.

Немецкая школа имела в конце Второй мировой войны откровенный отказ от союзников; однако после более чем 20 лет отмечается, что многие из проведенных исследований выполняются.

 

Б) Английская школа

 

Типично островное состояние Англии приводит политику к морскому господству, благодаря большому развитию военно-морской мощи и завоеванию стратегических баз и зон, которые позволят ей оставаться королевой морей.

Сухопутная и воздушная мощи работают в этой стране в пользу военно-морской мощи, основы ее могущества.

Ее геополитика служит основой ловкой дипломатии, действующей во всех сферах государств мира. Она знает, когда покинуть свои границы или остаться в пределах острова.

 

В) Русская школа

СССР обладает большой территориальной протяженностью, но не имеет берегов в теплых морях. Глобальное влияние не может быть достигнуто через моря и их экономическое развитие,


по-прежнему отсталый по отношению к западным державам, они не пускают его на рынки. Он стремится преодолеть этот географический недостаток, действуя на идеологической арене, и его политическая система поддерживает во всех странах национальные партии, склонные к своим целям или симпатизирующие своей идеологии, что позволяет ему оказывать значительное влияние. В то время как он стремится обеспечить свое господство над «Мировым островом», тем самым, по предсказанию Маккиндера, он сможет получить господство над миром. .

Московский геополитический институт, похожий на Мюнхенский, консультирует правительство во всем, что связано с международной политикой.

Не принимая на себя обязательства как государства, его военные действия или экономическая помощь, разработанные в самых отдаленных частях мира, подчиняются четкой геополитической оценке, которая вынуждает более сильного противника (США) к постоянной рефлекторной деятельности.

Г) Американская школа

Соединенные Штаты Америки, молодая страна с большим экономическим потенциалом, способна осуществлять непрямой экономический политический контроль над крупнейшими мировыми зонами. Ее геополитика работает на основе этих возможностей, чтобы расширить свое влияние, которое он имеет сегодня на мировой арене.

Спикман, выдающийся географ, экономист и профессор международного права Йельского университета, является отцом американской геополитической мысли, говоря: «нет будущего ни одной стране, которая не обладает влиянием, превышающим ее географическую протяженность». США значительно превзошли эту концепцию с точки зрения экономического и политического влияния своей территории, и каждый день новые зоны ощущают влияние мощи этого великого государства.

Д) Школа Ватикана

Ватикан, как любое хорошо организованное и ориентированное государство, движется в соответствии с определенным геополитическим учением. Католическая церковь вместе с потерей временной власти теряет большую часть своего духовного влияния, которое она сегодня стремится восстановить с христианско-социальным возрождением в


мире и которое дает ей многообещающие ожидания. Таким образом, существует заметное сходство между советской школой и Ватиканской школой.

 

Е) Французская школа

Хотя многие авторы считают, что во Франции нет определенной линии геополитического мышления, которая могла бы рассмотреть существование единства учения, в ее внешней политике также есть подтверждения четкой геополитической направленности.

Она имеет тенденцию чувствовать влияние на мир через науку, искусство и культуру в целом. Несмотря на свои экономические трудности, она тяжко работает над научными исследованиями, объединяя ядерные державы, проводя исследования в отдаленные регионы, открывая выставки картин по континентам - одним словом, она не пренебрегает какой-либо сферой деятельности, которая может создать новые связи, благоприятные для ее страны.

Таким образом, большое разнообразие интересных теорий, выводов и резких комментариев политико-экономического характера вносит ценный вклад в геополитические исследования.

 

Ж) Южноамериканские школы

В Южной Америке появились две новые геополитические школы: аргентинская и бразильская.

 

1) Аргентинская школа

 

Аргентинские геополитики считают, что, если географическое положение их страны не благоприятно из-за того, что она находится в странном положении по отношению к континенту и другим сухопутным объектам, они вместо этого имеют преимущество в том, что выходят за пределы орбиты великих держав и способны осуществлять гегемонию на этом конце мира.

Они считают, что в Южной Америке есть страны, которые имеют определенное подчинение Аргентине, такие как те, которые для более прямого выхода в Атлантику должны сделать это через свою территорию, оставаясь в таких условиях Боливией, Парагваем и в некотором смысле Чили.


 

Аргентина всячески стремится к доступу к Тихому океану, поскольку считает, что для великой державы необходимо иметь береговые линии в обоих океанах.

Ла Гран Хойя-дель-Плата (хойя – морской бассейн) создает обширную зону влияния на континенте.

Показатель сохранение контроля над богатыми минералами странами в качестве возможности достижения источника минерального сырья, которого сегодня нет в полной мере.

Таковы были бы, в общих чертах, идеалы, которые выводятся и ценятся из аргентинской геополитической школы.

 

2) Бразильская школа

 

Бразильские геополитики опираются на большое пространство, представленное Бразилией, и превосходство Амазонской Хойи (хойя – морской бассейн).

Они считают Бразилию идеальным местом для господства над Южной Америкой и поиска выхода в Тихий океан, не жалея усилий, или мысли о возвращении средств, которые они инвестируют в ближайшее время. Все смотрит в далекое будущее.

Строительство маршрута через экватор к океану является проблемой его гегемонистского стремления.

Идея перенести свою столицу из Республики, чтобы занять центральную точку на своей территории, является еще одной демонстрацией геополитических умозаключений, к которым пришла школа.

 

З) На пути к чилийской геополитической школе

На протяжении более чем 25 лет в Чили колеблются многочисленные идеи геополитического характера, и многие писатели высказывают свои опасения.

К сожалению, эти мыслители в настоящее время не смогли создать национальную геополитическую школу, и только в последние годы было начато изучение этой дисциплины в некоторых университетах.

Этот факт заставляет нас думать, что через некоторое время можно будет рассчитывать на многочисленных мыслителей этой науки и даже на создание чилийской геополитической школы.

Историческое становление Чили свидетельствует о том, что многие государственные деятели, военные или мыслители в ходе выполнения


 

своих обязанностей приняли многочисленные геополитические меры, которые дали стране надлежащий курс и цель.

Чилийская геополитическая школа может быть ориентирована на:

– Развитие великой морской державы.

– Создать представление населения о горной местности.

– Повышение величайшей промышленной экономической мощи в Южной Америке.


 

 


 

ГЛАВА ВТОРАЯ

 

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ГОСУДАРСТВА

ГОСУДАРСТВО

I. Основные положения

Государство – естественная составляющая, вызванная соединением части человечества, основавшейся на части территории или пространства; кроме того, между этими двумя элементами (кровь-земля) существует духовная связь, готовность образовывать государство или держаться вместе под идеей «государства».

При анализе, это определение показывает, что для формирования государства необходимо существование части человечества, человеческой массы; территории, где можно поселиться, и духовной силы, которая есть. Эти три основных компонента - это то, что мы назвали «составными элементами государства».

Анализ каждого из них и их политических влияний имеет большое значение для будущего геополитического изучения государства и является первым показателем возможностей государства в его будущем развитии.

Государственный организм достигает наибольшего значения среди социальных групп своим поглощающим и доминирующим действием не только на низшие общества и отдельных лиц, но и на свою индивидуальность, на свои потребности, на свои амбиции, на свою ненависть, на свои симпатии, на свои нормы поведения и на свою своеобразную чувствительность. Это социальное творение опирается на глубокие и элементарные разделения человечества, основанные на естественных и культурных связях: расе, народе, языке, религии и т. д.

Геополитика стремится дать научное и обоснованное объяснение жизни этих сверхсуществ, которые с беспрепятственной деятельностью на земле рождаются, развиваются и умирают, цикл, в котором они свидетельствуют о потребностях любого порядка и большом инстинкте сохранения.


Они такие же разумные и рациональные существа, как и люди. «Каждое государство само по себе является индивидуумом со своим особым характером, своими особыми интересами, своим поведением и миром чувств», - сказал Кьеллен.

Для того чтобы государство существовало, необходимо дополнить три основных элемента, которые мы указали: территория, человеческая масса, объединенная под идеей государства, и ее суверенитет.

Когда один из элементов отсутствует, государство перестает существовать. Так произошло с эскимосами, якутами, которые являются лишь человеческими группами, расположенными на одной территории, но без понятия суверенитета.

Говоря о государстве, мы не хотим указывать на то, что государство действует как коллективное единство, обладающее силой самоорганизации и самоопределения, находится ли оно на начальном или заключительном этапе своего развития; это противоречило бы тем же динамичным принципам, которые отстаивает геополитика; но как далеко пойдет эволюция государств с течением времени, невозможно представить себе, не думая, что мир движется к единому универсальному государству.

Оценить человеческую массу, объединяющую государство, как полностью однородный народ, невозможно; по этой причине принято считать, что человеческий конгломерат является результатом слияния различных народов или частей расы, действующей главным образом под влиянием уже организованного и обладающего мощностью социального ядра.

 

II. Исследование государств

 

В геополитике мы изучаем государство с трех разных сторон и с помощью разных науками.

А) Во-первых, составные элементы государства, о которых мы уже говорили выше, составляют государство. Ни один из них не может отсутствовать для того, чтобы государство существовало.

Исследование проводится с помощью географических, политических, стратегических, экономических, социологических, этнологических наук и т. д., дает определение истинной потенциальной ценности государства и указывает, какие действия будут простимулированы по отношению к различным государственным областям.

Составные элементы государства включают следующие аспекты:


 

1) Территория или пространство:

Включает в себя сухопутную область (земля и море), где находится государство. Это пространство имеет характеристики, которые позволяют родиться и развиться, и в качестве политических стимулов действуют геофизические факторы и экономические блага, которые расположены на территории.

 

2) Население или человеческая масса:

Население представляет собой группу людей, объем и характеристики которых дают государству реальные возможности в зависимости от того, где они находятся, и возможностей, которые предоставляет пространство или территория для их развития и жизни.

 

3) Суверенитет:

Это способность принимать решения национального или международного порядка (власть или господство); это также заключает в себе концепцию государственной власти определять свою собственную форму и принимать любой подход, независимый от любого подчинения иностранной державе.

Сегодня эта концепция суверенитета имеет сравнительное значение в договорах и соглашениях, принятых между государствами и международными институтами. Этот добровольно принятый факт ограничивает суверенную полноту и препятствует им полностью освободиться.

Б) Во-вторых, структура государства указывает на то, как различные составляющие элементы были распределены для формирования государства. Это представление, помимо геофизических факторов, показывает, как государство становится настоящим как «геополитическое органическое ядро».

Эти исследования, проведенные в соответствии с геополитическими законами, политикой, общественными науками и т. д., показывают истинную структуру государства в его внешнем представлении.

Государство с тремя обозначенными элементами приобретает телосложение, в котором выделяются четыре основные части:

1) Границы. Это край, который обхватывает периферию. и чья устойчивость к внешним натискам соответствует его характеристикам и степени потенциальности, которую он предоставляет «жизненному ядру» или «Хартленду».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.