|
|||
Воспитательные цели
* * *
На улице ужасный зной. Я хожу как варёная. Мой друг Васька говорит, что и у погоды иногда бывает высокая температура. Мы посмотрели на термометр – целых тридцать восемь градусов! Наверное, и правда погода заболела, раз у неё такой жар. На небо просто невозможно смотреть: кажется, что солнце расплавилось и расплылось по нему, как масло на сковороде. Даже в загоне у хрюшек, где почти не бывает сухо, земля покрылась трещинами. Поросята тоже томятся от жары и лежат под навесом, стараясь поглубже зарыться в пыль. Иногда их пускают пастись на луг позади дома. Тогда мы с Васькой работаем пастухами, бегаем с поросятами или катаемся на них верхом. Васька дал им имена по дням недели: Понедельник, Вторник, Среда и так далее, всего их семь штук. Мы всех знаем «в лицо». У нас неплохо получается и дрессировка. Поросята, например, научились проходить сквозь обруч, если им показываешь еду. А ещё, когда мы устаем играть и бегать, Васька включает маленький магнитофон от машины, и они слушают музыку. Честное слово, слушают и даже подпевают, то есть подхрюкивают. Особенно им нравится одна красивая хоровая песня, которая называется «Лакримоза».
Эту песню придумал композитор Моцарт. Я тоже не могу слушать её спокойно. Музыка такая чудесная – от неё у меня в груди что‑ то кричит, плачет и волнуется. Хочется сделать какое‑ нибудь прекрасное дело: ограбить банк и раздать все деньги бедным старушкам или взять на воспитание сто человек сирот. И становится стыдно, что я живу как‑ то не так, и все мы живём неправильно, а можно бы совсем по‑ другому… В этот день мы погуляли с поросятами, поплескались в огороде под шлангом, и Васькина мама позвала нас на обед. Суп был горячий, просто ужас! Есть совсем не хотелось. Тем более сверху в супе плавал жареный лук, а я его терпеть не могу. Чтобы не обидеть Васькину маму, я отхлебнула несколько ложек супа и поковыряла вилкой в салате. Ладони у меня сразу стали мокрые, а голова вспотела. Я, кажется, заразилась жаром от погоды. Васька прикрикнул на меня: – Валентинка! Питайся! От питания организм становится толще и сильнее, поняла? Я ещё немного попиталась. Абсолютно без удовольствия, только из вежливости и для силы организма, и нас, наконец, отпустили. Спасаясь от погодной болезни, мы забрались в большой сарай в глубине двора. Васькин папа называет его по‑ старинному «амбар», потому что он построен не из досок, а из толстых брёвен. Амбар и сам древний, а брёвна от старости серебристые и все в дырках от выпавших сучков. Там темно, прохладно и сказочно, как в избушке Бабы‑ яги или в краеведческом музее. Пахнет засохшими кожами, сухими травами и мышами. По стенам висят веники, это Васькина мама заготавливает лекарство «от спины» и «от горла». Под самым потолком прикреплены огромные лосиные рога. В углах сарая‑ амбара в беспорядке свалены лопаты, тяпки, колёса, мётлы. На полках стоят банки, пустые и с вареньем. На топчане расстелена медвежья шкура с залысинами. Рядом стоит сундук, оклеенный изнутри красивыми открытками. В нём хранятся кипы старых журналов.
Мы с Васькой удобно устроились на шкуре лысого медведя и от нечего делать поиграли в слова. Это такая игра, когда один человек задумывает слово, говорит его первую и последнюю букву, а второй человек это слово отгадывает. И вот Васька загадал слово на букву «с» с окончанием на «к». – Наверное, сырок? – Нет, – ухмыльнулся Васька. – Сыщик? – Не‑ а! – Ну, супчик… – Да нет же, нет! – Что тогда? Васька хитро прищурился и выпалил: – Сапок – вот что! – Глупый ты, Васька! Проверочное слово «сапоги». Значит, последняя буква – «г». Я бы тебе по русскому языку двойку поставила! Васька насупился. Чтобы он не сердился, я предложила посмотреть картинки в журналах. Разглядывать картинки – моё любимое занятие. Нам встретилась очень интересная картинка с бегущими людьми, на которых заваливались дома, а кругом летели камни и горел пожар. Картинка называлась «Последний день Помпеи», её нарисовал художник Брюллов. Васька немного поразмышлял, как там такое могло произойти, а я предположила, что, должно быть, всё взорвали террористы. Вдруг из журнала выпала потрёпанная тетрадка. Это оказался школьный дневник. На обложке было написано: «Дневник ученика 3‑ го класса Соловьёва Васи». Васька сначала сильно удивился: он и есть Соловьёв Вася. А потом сообразил, что дневник – отцовский, ведь у них с отцом одинаковые имена и фамилии. Мы полистали дневник… Вот это да! Он так и пестрел двойками! Мало того, там были замечания: «Баловался на уроках», «Не записывает домашние задания» и даже «Сорвал занятия»! В конце дневника на табельном листе было размашисто выведено: «По русскому языку оставлен на осень». Васька ужасно расстроился. Он никак не мог этому дневнику поверить и всё листал его и перелистывал. – Так вот почему мама говорит, что я весь в отца, – огорчённо произнес он, – но я‑ то хоть на осень не остаюсь! Я сказала: – Подумаешь, всё равно твой папа школу закончил и даже стал почётным шофёром. Мозги же не сразу умнеют, а постепенно. И ты когда‑ нибудь тоже обязательно поумнеешь.
Ваське расхотелось смотреть журналы. Во дворе его папа колол дрова и складывал их в поленницу для просушки. Он взмахивал над чуркой топором – бац! – и получались аккуратные золотистые полешки. Кожа у Васькиного папы лоснилась, будто намазанная маслом, а на руках, как мячи, перекатывались тугие мышцы. Васька сел на бревно поодаль и осторожно спросил: – Пап, а ты в школе хорошо учился? – Эх‑ ма! (бац! ) – сказал Васькин отец. – Конечно, хорошо и даже отлично! Пятёрки, как чурки, колол! – А двойки у тебя были? – Да ты что, брат? Какие двойки? (бац! ) У меня их сроду не было! Васька ещё что‑ то хотел спросить, но передумал. Васькин папа сложил поленницу, велел нам подмести щепки и никуда со двора не уходить. Вышла Васькина мама, и они куда‑ то уехали на уазике. Мы подмели щепки в кучу. Было невыносимо жарко, пришлось опять постоять под шлангом на огороде. Бедные поросята под навесом совсем сопрели. Мы их пожалели и решили устроить душ. Стали выводить по одному поросёнку из загона и купать из шланга, а они радовались и хрюкали, довольные. Потом мы выпустили их во двор, ведь теперь они были чистые и не могли ничего запачкать. Свинка по имени Суббота ткнула меня пятачком, чтобы я почесала её за ухом. Пока я разговаривала с ней, Васька оседлал Четверга и закричал: «Ура! » Я, конечно, тут же уселась на Субботу. Мы с Васькой схватили по прутику и бросились в бой! Суббота норовила удрать, но я крепко сжала ногами её толстые бока. Я дралась прутом как саблей! Васька ловко увернулся, глупая Суббота с маху врезалась в дрова, и мы едва успели отскочить – поленница зашаталась и рухнула! А вместе с нею свалилась жердь с верёвкой, на которой сушились три прищеплённые подушки. Мы стали спасать заваленные дровами подушки. Эту игру Васька назвал «Последний день Помпеи». Одна несчастная подушка сильно пострадала, когда с жалобным стоном выбиралась из‑ под развалин. Она порвалась, и перья выскочили у неё из живота. – Испустила пух, – скорбно сказал Васька. – Ни пуха тебе, ни пера, подушка. Ты жила честно и умерла как настоящий боец. Мы обошли по двору круг почёта: впереди шёл Васька и разбрасывал подушкины перья, чтобы ей земля была пухом, за ним следовала я, а за мной – все семь поросят. И, как назло, именно в этот трагический момент вернулись Васькины родители. Ох, какой поднялся шум, даже не хочется вспоминать. Я сразу убежала домой и весь вечер вела себя так хорошо, что удивила маму и бабушку, а мамин брат дядя Сеня запел с подозрением в голосе: «Что день грядущий нам готовит? » …Грядущий день всегда что‑ нибудь да готовит. И редко когда приятное. Васька с утра вызвал меня на улицу. Он сказал, что решил навсегда покинуть родной дом, потому что его родители – жестокие люди. Особенно папа.
Мы пошли на речку «печь блинчики». Это делается так: бросаешь плоский камешек, чтобы он летел спинкой, а не боком, и считаешь, сколько раз камешек подпрыгнет над водой. Между «блинчиками» Васька рассказал, что вчера, пока родители кричали, он быстренько загнал поросят в загон и заново сложил поленницу. А вечером папа сказал, что обещанный велосипед он теперь за такое поведение Ваське не купит из воспитательных целей. И мама его поддержала. Терять Ваське больше было нечего, поэтому утром он подложил папе найденный в сарае‑ амбаре дневник. Пусть вспомнит своё собственное поведение! А сам Васька решил уйти из дома и стать бродячим музыкантом. Васька сделал дудочку из тростника и играет на ней очень здорово. Когда я пою, дудочка ловко подпевает мне. Так что, я думаю, бродячий музыкант из Васьки выйдет замечательный. Может, если мне за что‑ нибудь сильно влетит дома и тоже придется разочароваться в домашней жизни, я примкну к его одинокой труппе. Мы вместе будем бродить по всяким сёлам и городам, я стану петь, Васька – играть. Денег соберём кучу и отправимся дальше – за границу, пойдём уже по другим странам. Это прекрасная возможность как следует попутешествовать. Тут к нам подошёл дядя Сеня и разбил все мои мечты. Мы ему рассказали о Васькиной неприятности. Дядя Сеня – свой человек и всегда нас понимает. Он сказал, что Васька не сможет далеко уйти, его всё равно поймают по особым приметам: уши нечистые, волосы торчком, в правом кармане дудочка, а в левом – дырка.
– Не сумеешь ты, Васька, один жить. Что есть будешь, где спать? Васька подумал и сказал: – А я не на всю жизнь уйду. На три дня. В воспитательных целях. Но воспитание Васькиного папы не получилось, потому что на берег выбежал с ремнём он сам, схватил Ваську за ухо и заорал: – Какой позор! Мой сын! Остался! На осень!!! Всё произошло очень быстро, и дядя Сеня не успел вмешаться. Отец схватил Ваську за шкирку, нагнул и ну стегать ремнём по одному месту! У меня реакция оказалась лучше, я подскочила ближе, рискуя тоже получить сгоряча, и закричала: – Там было написано «Дневник Соловьёва Васи», но это не его дневник, это дневник Соловьёва Васи! Я всё перепутала от волнения. Но Васькин папа перестал махать ремнём и уставился на меня, будто в первый раз увидел. – Она хотела сказать, что это не Васькин, а твой дневник, Василий, – пришёл на помощь дядя Сеня. – Дети его в амбаре нашли. Ты бы на год посмотрел…
Глаза у Васькиного папы сразу стали ошалелые и какие‑ то смущённые. – Тьфу ты, брат… Это… Как его… – забормотал он. – Вот незадача, ну, было, брат, такое… Я потом подтянулся… Меня‑ то за это мой отец знаете как отлупил!.. Вид у него был такой жалкий и несчастный, что Васька не выдержал, дёрнул его за руку и сказал: – Ладно, пап, пошли. Они повернулись и пошли, совершенно одинаково загребая ногами, два Соловьёвых Василия, большой и маленький. Вечером дядя Сеня, придя из магазина, весело подмигнул мне: – Воспитательная цель достигнута! Ваське велосипед купили. Я побежала поздравить друга, надеясь заодно покататься на новом велосипеде, но Васьки не было дома. Я нашла его с отцом и поросятами на лугу. Они все вместе слушали музыку. Васька увидел меня и закричал: – А мне велик купили! И скоро гитару купят! Я буду музыкантом – так папа сказал! Только не бродячим, а домашним. И, может, в телевизор попаду, если победю на конкурсе! Или побежду! А ещё мы хрюшкам новые имена дали, их теперь зовут по нотам: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си! Свинка Ля (бывшая Суббота), как обычно, ткнула меня пятачком, требуя почесать за ухом. Мы послушали «Лакримозу». В этот раз от музыки мне стало как‑ то хорошо и нисколько не грустно. Потом Васькин папа рассказал нам о Помпее, как в этом городе извёргся вулкан, а никаких террористов в то старинное время, оказывается, не было. И ещё рассказал о композиторах Моцарте и Сальери. Про них написал Пушкин. Мне стало очень жаль Моцарта, но и Сальери немножко тоже, раз он такой неталантливый и завистливый. Васькин папа интересно рассказывал, будто из книжки. А Васька мне шепнул: – Ты была права! – В чём? – Что мозги умнеют не сразу, а постепенно… Видала, какой у меня папка умный? Он только в начальных классах отставал, а потом подтянулся и получал одни пятёрки – как чурки колол! И Васька посмотрел на отца с гордостью и любовью.
|
|||
|